Дело № 2а-529/2018
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
4 июля 2018 г. г. Рузаевка Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Милешиной И.П.,
с участием в деле:
административного истца – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия,
административного ответчика – Гулина А. А.,
заинтересованного лица – Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Мордовия к Гулину А. А. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Мордовия (далее также МИФНС России №2 по Республике Мордовия) обратилась в суд с иском к Гулину А.А. о взыскании обязательных платежей и санкций по тем основаниям, что Гулин А.А., являясь собственником транспортных средств, земельных участков, собственником имущества, признаваемым объектом налогообложения, не исполнил в установленный законом срок обязанность по уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц, в связи с чем были начислены пени. Просит взыскать с Гулина А.А. недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2014-2016 г.г. в размере 80 795 рублей, пени за период с 2 декабря 2017 г. по 11 декабря 2017 г. в размере 222 руб. 19 коп.; недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2015-2016 г.г. в размере 31 797 рублей, пени за период с 2 декабря 2017 г. по 11 декабря 2017 г. в размере 87 руб. 44 коп.; недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год в размере 14 560 рублей, пени за период с 2декабря 2017 г. по 11 декабря 2017 г. в размере 40 руб. 04 коп.; недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2015 -2016 г.г. в размере 179 216 рублей, пени за период с 2 декабря 2017 г. по 11 декабря 2017 г. в размере 492 руб. 84 коп.; недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2016 г. в размере 3 432 рубля, пени за период с 2 декабря 2017 г. по 11 декабря 2017 г. в размере 9 руб. 44 коп., а всего в сумме 310 651 руб. 95 коп.
Определением Рузаевского районного суда от 4 июля 2018 г. производство по делу в части исковых требований о взыскании с Гулина А.А. задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2015 г. в размере 14 406 рублей, пени в размере 222 руб. 19 коп., налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2015 г. в размере 10 600 рублей, пени в размере 87 руб. 44 коп., земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2015 г. в размере 89 608 рублей, пени в размере 492 руб. 84 коп., земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2015 год в размере 1 716 рублей, пени в размере 9 руб. 44 коп., а всего в сумме 117 141 руб. 91 коп., прекращено в связи с отказом административного истца от части исковых требований.
Определением Рузаевского районного суда от 4 июля 2018 г. производство по делу в части исковых требований о взыскании с Гулина А.А. задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2014 г. в размере 43 866 рублей прекращено, в связи с подведомственностью арбитражному суду.
Административный истец МИФНС России №2 по Республике Мордовия надлежащим образом и своевременно извещенная о времени и месте судебного разбирательства (л.д. 134), своего представителя в суд не направила, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие её представителя (л.д. 106).
Административный ответчик Гулин А.А., надлежащим образом и своевременно извещенный о времени и месте судебного разбирательства (л.д. 149), в суд не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 97).
Привлеченное в качестве заинтересованного лица Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (л.д.106-107) надлежащим образом и своевременно извещенное о времени и месте судебного разбирательства (л.д. 135), своего представителя в суд не направило.
Суд в соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с неявкой всех лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и поскольку явка представителя административного истца не признана судом обязательной, пришел к выводу о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав письменные доказательства, суд удовлетворяет заявленные требования по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11 марта 2004 г. в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которой являлся Гулин А.А. (индивидуальный предприниматель).
7 сентября 2016 г. внесены сведения о прекращении Гулиным А.А. деятельности индивидуального предпринимательства на основании решения о признании его несостоятельным (банкротом).
Гулин А.А., на котором с 21 мая 2008 г. зарегистрировано транспортное средство – грузовой автомобиль КАМАЗ 45142 государственный регистрационный знак №, признаваемое объектом налогообложения, признан налогоплательщиком транспортного налога и состоит на налоговом учете в МИФНС России №2 по Республике Мордовия.
Гулин А.А. с 16 апреля 2012 года является собственником <данные изъяты>.
На указанное имущество административным истцом были исчислены налоги в общей сумме 309 800 рублей, в связи с чем, административному ответчику 6 октября 2017 г. направлено налоговое уведомление от 20 сентября 2017 г. №56331325 об уплате налога на имущество физических лиц за 2014-2016 г.г. в сумме 112 592 рублей, земельного налога за 2015 г., 2016 г. в сумме 182 628 рублей, транспортного налога за 2016 г. в сумме 14 560 рублей, со сроком уплаты до 01 декабря 2017 г.
В связи с неуплатой налогов в установленный срок МИФНС России №2 по Республике Мордовия в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены Гулину А.А. пени в сумме 851 руб. 95 коп.
19 января 2018 г. МИФНС России №2 по Республике Мордовия в связи с неисполнением обязанности по уплате налогов направила Гулину А.А. требование об уплате налогов и пени № 32611 по состоянию на 12 декабря 2017 г. в сумме 310 651 руб. 95 коп., в том числе по налогам 309 800 рублей, в срок до 18 января 2018 г.
Данное требование Гулиным А.А. до настоящего времени не исполнено.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно абзацу первому статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства - автомобили, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статей 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (иные здания, строения, помещения и сооружения), являются плательщиками налога на имущество физических лиц.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Порядок определения налоговой базы, налоговые ставки и льготы, порядок исчисления и уплаты налогов установлены положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговые ставки транспортного налога на территории Республики Мордовия установлены Законом Республики Мордовия от 17 октября 2002 г. № 46-З «О транспортном налоге».
В соответствии со статьями 363, 397, 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц, транспортный и земельный налоги подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиком конституционной обязанности платить налоги в Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрена система мер, обеспечивающих ее исполнение, к числу которых отнесено начисление пени.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункты 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, начисление пеней связано с несвоевременной уплатой налога в соответствующий бюджет.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Факт неуплаты административным ответчиком недоимки по транспортному налогу подтвержден.
Следовательно, право на взыскание пеней, начисленных на сумму недоимки, не утрачено.
При таких обстоятельствах и поскольку налогоплательщик обязан уплатить налоги и пени при наличии просрочки уплаты суммы налога, суд приходит к выводу о том, что с административного ответчика подлежат взысканию недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам за 2016 год и пени, начисленные с причитающихся сумм транспортного налога, неуплаченного в установленный срок.
Представленный административным истцом расчет недоимки по налогам и пеней судом проверен и признан правильным, пени начислены за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и определены в процентах от неуплаченной суммы налога, процентная ставка пеней принята равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Возражений относительно представленного административным истцом расчета недоимки и пеней не поступило.
Согласно пункту девятому части 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
Поскольку срок направления требования об уплате налога не является пресекательным и не исключает возможности принудительного взыскания налога при соблюдении иных сроков, нарушение МИФНС России № 2 по Республике Мордовия сроков направления Гулину А.А. требования об уплате налогов не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке.
Взыскание налога и пеней с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Принудительное взыскание налога и пеней с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац первый пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац второй пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац третий пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
При рассмотрении дела установлено, что с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Гулина А.А. недоимки и пеней в сумме 310 651 руб. 95 коп. взыскатель (МИФНС России №2 по Республике Мордовия) обратился к мировому судье 2 апреля 2018 г.
В тот же день от Гулина А.А. мировому судье поступили возражения относительно данных требований.
Определением от 3 апреля 2018 г. мировой судья судебного участка №4 Рузаевского района Республики Мордовия отказал МИФНС России №2 по Республике Мордовия в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Гулина А.А. недоимки по транспортному и земельному налогам, налогу на имущество физических лиц и пеней, ввиду спорности заявленных требований.
Административный иск к административному ответчику Гулину А.А. о взыскании недоимки по налогам и пеней административным истцом предъявлен в порядке административного судопроизводства 27 апреля 2018 г., то есть не позднее шести месяцев со дня вынесения определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что установленный срок подачи административного искового заявления административным истцом не пропущен.
При таких обстоятельствах и поскольку факт несвоевременной уплаты административным ответчиком налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налогов установлен, при наличии просрочки уплаты транспортного налога у налогового органа имелись предусмотренные законодательством о налогах и сборах основания для начисления пеней на сумму недоимки, меры к принудительному взысканию недоимки по налогам налоговым органом приняты своевременно, сумма недоимки налогоплательщиком не уплачена, порядок взыскания пеней, начисленных на сумму недоимки, налоговым органом соблюден, требования об уплате недоимки по налогам и пеней административным ответчиком не исполнены (доказательств иного не представлено), право на принудительное взыскание недоимки и пеней с административного ответчика не утрачено, суд приходит к выводу о том, что административный иск обоснован и подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходя из требований закона, суд удовлетворяет административный иск и взыскивает с Гулина А.А. (ИНН №) задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2016 г. в размере 22 523 рублей, по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2016 г. в размере 21 197 рублей, по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год в размере 14 560 рублей, пени, начисленные за несвоевременную уплату транспортного налога за период с 2 декабря 2017 г. по 11 декабря 2017 г. в размере 40 руб. 04 коп., по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2016 г. в размере 89 608 рублей, по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2016 год в размере 1 716 рублей, а всего в размере 193 510 руб.04 коп.
При рассмотрении вопроса о судебных расходах суд исходит из следующего.
Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета (часть 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, согласно которому (статья 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации) государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
В силу статьи 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в том числе от государственной пошлины (за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4 и 61.5 настоящего Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы от государственной пошлины, уплачиваемой по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежат зачислению в бюджет муниципального района (по месту совершения юридически значимых действий).
На основании части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В связи с этим государственная пошлина в размере 4 193 рублей (3 200 руб. + (149 644 руб. 04 коп. – 100 000 руб.) х 2%) на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации), от уплаты которой административный истец был освобожден, подлежит взысканию с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов (доказательств иного не представлено), в доход бюджета муниципального района по месту рассмотрения административного дела.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия к Гулину А. А. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Гулина А. А. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Мордовия задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2016 год в размере 22 523 рублей, по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2016 год в размере 21 197 рублей, по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год в размере 14 560 рублей, пени за период с 2 декабря 2017 год по 11 декабря 2017 г. в размере 40 руб. 04 коп., по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2016 год в размере 89 608 рублей, по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2016 год в размере 1 716 рублей, а всего в сумме 149 644 (сто сорок девять тысяч шестьсот сорок четыре) рубля 04 (четыре) копейки.
Взыскать с Гулина А. А. в доход бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 4 193 (четырех тысяч ста девяноста трех) рублей.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовияв срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья И.П. Милешина