дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
18 ноября 2022 года <адрес>
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Монгуш А.В., при секретаре ФИО5, с участием прокурора О, представителя истицы адвоката Я, действующего на основании доверенности, представителя ответчика – МУП <адрес> «Благоустройство» С действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах З к муниципальному унитарному предприятию <адрес> «Благоустройство» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> в интересах З обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию <адрес> «Благоустройство» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, в обоснование указав, что прокуратурой проведена проверка по обращению З о недоначислении руководством МУП <адрес> «Благоустройство» заработной платы в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019. Для работников сферы жилищно-коммунального хозяйства действует Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 гг., утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения. Настоящее соглашение вступило в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ и пролонгировано согласно положениям ч. 2 ст.48 ТК РФ до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Факт пролонгации настоящего Соглашения в соответствии с законодательством установлен уведомительной регистрацией. В силу изменений, внесенных дополнительным соглашением в Соглашение, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № к настоящему Соглашению. Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации. Согласно письму Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения от ДД.ММ.ГГГГ №-В и Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения от ДД.ММ.ГГГГ №- АК/2019 «Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020- 2022 годы» минимальные месячные тарифные ставки по оплате труда рабочих первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе с ДД.ММ.ГГГГ устанавливаются в размере 9 595, с ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 960 рублей. Проверкой установлено, что З в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ состоит в должности главного диспетчера МУП «Благоустройство». Согласно Уставу предприятия учредителем и собственником имущества предприятия является Департамент экономики и финансового контроля мэрии <адрес>. Согласно Положению об оплате труда и премировании работников МУП «Благоустройство» <адрес>, утвержденному директором и Департаментом экономики и финансового контроля мэрии <адрес> в организации применяется тарифная система оплаты труда. Тарифная ставка рабочего первого разряда установлена в размере 3 139,47 рублей. Согласно штатному расписанию МУП «Благоустройство» <адрес> с декабря по октябрь 2021 года должностной оклад главного диспетчера установлен в размере 13 027,35 рублей, исходя из ставки 1 разряда 3 265 рублей *3,12 (кратность разряда). Вместе с тем применяемая система оплаты труда МУП «Благоустройство» <адрес> не соответствует Соглашению, установленная тарифная ставка ухудшает положение работника. Размер тарифной ставки рабочего первого разряда согласно Соглашению на ДД.ММ.ГГГГ установлен в размере 9 595 рублей, следовательно заработная плата З с ДД.ММ.ГГГГ подлежит исчислению следующим образом: (9 595 (тарифная ставка) *3,12 (кратность разряда) + 8 980,9 (30 % выслуга лет) + 2 993,6 (10 % ежемесячная надбавка за сложность и напряженность) *1,9 (северные и районные коэффициенты) = 79 630,8 рублей. К выдаче с вычетом НДФЛ подлежит 69 278,8 рублей. С ДД.ММ.ГГГГ размер тарифной ставки рабочего первого разряда установлено в размере 9 960 рублей, следовательно, заработная плата с ДД.ММ.ГГГГ подлежит исчислению следующим образом: (9 960 (тарифная ставка) *3,12 (кратность разряда) + 9 322,56 (15% выслуга лет) + 3 107,52 (10% ежемесячная надбавка за сложность и напряженность) * 1,9 (северные и районные коэффициенты) = 82 660,03 рублей. К выдаче с вычетом НДФЛ подлежит 71 914,2 рублей.
На момент проверки месячный фонд оплаты труда (заработная плата) главного диспетчера состоял из оклада 22 310,4 рублей, выслуги лет 30 % 6 693,125 рублей, ежемесячная надбавка за сложность и напряженность в размере 10 % - 2 231,04 рублей, районного коэффициента в размере 40 % - 8 924,16 рублей и северной надбавки в размере 50% - 11 155,2 рублей. Общая сумма выплачиваемой З ежемесячной заработной платы составила 49 082,8 рублей. К выдаче с вычетом НДФЛ подлежит 42 702,1 рублей.
Таким образом, З работодателем не доначислено и не выплачено:
- в декабре 2020 года (23 дн.) – 40 081,46 рублей, из расчета 79 630,8 рублей (подлежало начислению) – 39 549,34 рублей (фактически начислено);
- в январе 2021 года (15 дн.) – 45 532,07 рублей, из расчета 82 660,03 рублей (подлежало начислению) – 37 127,96 рублей (фактически начислено);
- в феврале 2021 года (18 дн.) – 40 081,5 рублей, из расчета 78 309,5 рублей (подлежало начислению) – 38 228,04 рублей (фактически начислено);
- в марте 2021 года (22 дн.) – 41 481,74 рублей, из расчета 82 660,03 рублей (подлежало начислению) – 41 178,29 рублей (фактически начислено);
- в апреле 2021 года (22 дн.) – 45 390,78 рублей, из расчета 82 660,03 рублей (подлежало начислению) – 37 269,25 рублей (фактически начислено);
- в мае 2021 года (18 дн.) – 39 531,41 рублей, из расчета 78 309,5 рублей (подлежало начислению) – 38 778,09 рублей (фактически начислено);
- в июне 2021 года (4 дн.) – 28 234,38 рублей, из расчета 15 744,7 рублей (подлежало начислению) – 54 425,65 рублей (фактически начислено);
- в июле 2021 года (21 дн.) – 42 869,18 рублей, из расчета 78 305,5 рублей (подлежало начислению) – 35 440,32 рублей (фактически начислено);
- в августе 2021 года (21 дн.) – 41 181,54 рублей, из расчета 78 309,5 рублей (подлежало начислению) – 37 127,96 рублей (фактически начислено);
- в сентябре 2021 года (5 дн.) – 9 946,37 рублей, из расчета 18 786,37 рублей (подлежало начислению) – 8 840 рублей (фактически начислено);
- в октябре 2021 года (22 дн.) – 14 353,02 рублей, из расчета 55 106,68 рублей (подлежало начислению) – 40 753,66 рублей (фактически начислено);
- в ноябре 2021 года (20 дн.) – 11 827,08 рублей, из расчета 82 660,03 рублей (подлежало начислению) – 70 832,95 рублей (фактически начислено);
Таким образом, З не начислена и не выплачена заработная плата за декабрь 2020 года в размере 40 081,46 рублей (с учетом НДФЛ – 34 870,8 рублей), за период с января по ноябрь 2021 года – 360 429,07 рублей (с учетом НДФЛ – 313 573,3 рублей). Просит обязать ответчика с момента вступления в законную силу решения суда начислить и выплатить З недоначисленную и невыплаченную заработную плату за декабрь 2020 года в размере 40 081,46 рублей (с учетом НДФЛ – 34 870,8 рублей), за период с января по ноябрь 2021 года в размере 360 429,07 рублей (с учетом НДФЛ – 313 573,3 рублей).
Истцом также подано заявление об увеличении исковых требований, в которых она просит взыскать с ответчика недоначисленную и не выплаченную заработную плату за период с декабря 2020 г. по ноябрь 2021 г. в размере 1 084 493,86 рублей без учета НДФЛ, компенсацию за основной отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ и дополнительный оплачиваемый отпуск согласно коллективного договора с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ 72 256,48 рублей, за основной отпуск за период ДД.ММ.ГГГГ -0 ДД.ММ.ГГГГ 89528,16 рублей, за неиспользованные дни отпуска (окончательный расчет) 207381, 16 рублей (не доплачено при увольнении). Общая сумма иска (без учета НДФЛ) составляет 1453659,66 рублей, с учетом НДФЛ 1264683,90 рублей. Также просит взыскать с ответчика судебные издержки в виде оплаты услуг представителя в размере 20 000 рублей.
Представителем ответчика МУП «Благоустройство» Ч направлены письменные возражения по делу, в которых просит отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. Соглашением не предусмотрено применение разряд и кратность для работника, а предусмотрено квалификационный уровень и тарифный коэффициент, который устанавливается в соответствии с оценкой и присвоение профессиональных квалификаций работника, а также определение соответствующей тарификации в порядке, установленном ФИО2 по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, в соответствии с нормами трудового законодательства РФ. Данные нормы также прописаны в п.2.3.4 и в Приложении № Соглашения. В трудовом законодательстве нет понятия кратность, и МУП <адрес> «Благоустройство» не правомерно устанавливали его в Штатном расписании при расчете заработной платы работникам.
Установление тарифного коэффициента это право, но не обязанность.
Применение тарифного коэффициента 3,99 при расчете недополученной З заработной платы в соответствии с Положением об оплате труда МУП <адрес> «Благоустройство», являющегося приложением к Коллективному договору, на предприятии применяется 18-разрядная тарифная сетка по оплате труда и межразрядные коэффициенты (от 1 до 10,07) по установленным на предприятии 18 разрядам оплаты труда и тарифные ставки по каждому разряду оплаты труда. Пунктом 5.20 Коллективного договора установлено, что работодатель производит тарификацию работ и присвоение квалификационных разрядов рабочим в соответствии с общими Положениями единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утверждённого постановлением Государственного комитета по труду и социальным вопросам и Секретариатом ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ №, по категориям специалистов и служащих в соответствии с квалификационным справочником должностей. При этом необходимо отметить, что в соответствии с п 2.2 Соглашения № работодатели обеспечивают: оплату труда работников в соответствии с профессиональной квалификацией, сложностью выполняемой работы (профессиональными стандартами), количеством и качеством затрачиваемого труда; тарификацию работ в соответствии с профстандартами (Приложение № оглашения).
В Приложении № Соглашения приведена рекомендуемая тарифная сетка оплаты труда работников ЖКХ РФ, основанная на 8 уровнях квалификации - тарифные коэффициенты для определения тарифных ставок в зависимости от квалификационных уровней, так как в настоящее время в сфере ЖКХ проводится работа в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными и муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» к применению профессиональных стандартов и переходу независимой оценке и присвоению профессиональных квалификаций работников. На момент разработки Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы от ДД.ММ.ГГГГ под ред. ФИО9 наличие у работников ЖКХ уровня квалификации, подтвержденной Свидетельством профессиональной квалификации носило единичный характер и исходя из этого, в приложении 3 к Отраслевому тарифному соглашению в 8 жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы от ДД.ММ.ГГГГ под ред. ФИО9 была предусмотрена возможность сохранения на жизнеобеспечивающих предприятиях отрасли действующих системы оплаты труда и соотношений в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала в соответствии с приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГ. Так, приложением № к отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы от 08.12.20216 г. под ред. ФИО9 предусмотрено, что в Организациях отрасли могут быть сохранены действующие системы оплаты труда и отношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала в соответствии с приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, а также Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании организации зарплаты и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников за счет собственных средств предприятий и организаций ЖКХ и бытового обслуживания населения», принятым Госкомтруда ФИО2, Секретариатом ВЦСПС.
Ввиду того, что в нарушение постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными операциями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» и Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы от 08.12.2016г. под ред. ФИО9 Муниципальным унитарным предприятием <адрес> «Благоустройство» не проведена работа по переходу на профессиональные стандарты, у работников организации отсутствуют Свидетельства о квалификации, удостоверяющие (документально подтверждающие) квалификацию работников и не установлены уровни квалификации, данное Приложение к Отраслевом) тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на I 2017-2019 годы от 08.12.2016г. под ред. ФИО9 Муниципальным унитарным предприятием <адрес> «Благоустройство» не применимо и поэтому система оплаты труда и соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала Предприятия должно быть в соответствии с Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.12.1986г. №, а также Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании организации зарплаты и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников за счет собственных средств предприятий и организаций ЖКХ и бытового обслуживания населения», принятым Госкомтруда ФИО2. Секретариатом ВЦСПС.
Применение при расчетах задолженности по заработной плате З тарифного коэффициента 3,12 приводит к завышению выплат в пользу истца, в сравнении с среднемесячной заработной платой на одного работника по региону <адрес> за расчетные периоды в несколько раз как в соотношении со среднеотраслевым значением по всем отраслям, так и конкретно для сферы деятельности по обслуживанию зданий и территорий, к которой относится МУП <адрес> «Благоустройство» по основному виду деятельности.
Тарифы на услуги, оказываемые МУП <адрес> «Благоустройство», устанавливаемые постановлениями мэрии <адрес> в 2019-2021 гг. не претерпели существенного изменения, а следовательно, в них не закладывалось существенное увеличение оплаты труда.
В Штатном расписании МУП <адрес> «Благоустройство» от ДД.ММ.ГГГГ прописано, что для главного диспетчера установлен разряд 10 и кратность 3,99 но данная кратность и разряд не может применяться к расчетам З, так как тарифная система оплаты труда и штатное расписание разработано в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении тарифных коэффициентов единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы», в настоящее время данное постановление утратило силу.
В приложении к постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № тарифный коэффициент единой тарифной сетки по оплате труда установлен для работников организаций бюджетной сферы, применяться для установления тарифного коэффициента в МУП <адрес> «Благоустройство» не может, так как является унитарно-коммерческим предприятием.
В Приложении № Соглашения приведена рекомендуемая тарифная сетка оплаты труда работников ЖКХ РФ, основанная на 9 уровнях квалификации - тарифные коэффициенты для определения тарифных ставок в зависимости от квалификационных уровней, так как в настоящее время в сфере ЖКХ проводится работа в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее - постановление №) к применению профессиональных стандартов и переходу к независимой оценке и присвоению профессиональных квалификаций работников.
На момент разработки Соглашения наличие у работников ЖКХ уровня квалификации, подтвержденной Свидетельством о профессиональной квалификации носило единичный характер и, исходя из этого, в Приложении № Соглашения, была предусмотрена возможность сохранения на жизнеобеспечивающих предприятиях отрасли действующих системы оплаты труда и соотношений в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала в соответствии с приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, в Приложении № Соглашения предусмотрено, что в Организациях отрасли могут быть сохранены действующие системы оплаты труда и соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала в соответствии с Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, а также Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании организации зарплаты и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников за счет собственных средств предприятий и организаций ЖКХ и бытового обслуживания населения», принятым Госкомтруда ФИО2, Секретариатом ВЦСПС.
В соответствии с п.7.5.8 Соглашения работодатели обязаны определять наименования должностей, специальностей и трудовых функций работников организаций, с учетом утвержденных в установленном порядке профстандартов.
В соответствии со статьей 143 ТК РФ тарифная сетка представляет собой совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифная сетка состоит из тарифных ставок и тарифных разрядов. К первому разряду относятся самые простые работы, к последнему - наиболее сложные. Чем сложнее работа, тем выше разряд и, соответственно, выше тарифная ставка, которая определяется путем умножения тарифной ставки I разряда на соответствующий тарифный коэффициент.
Ввиду того, что в нарушение постановления № и Соглашения в МУП <адрес> «Благоустройство» не проведена работа по переходу на профессиональные стандарты, у работников предприятия отсутствуют Свидетельства о квалификации, удостоверяющие (документально подтверждающие) квалификацию работников и не установлены уровни квалификации, в соответствии с Приложение № Соглашения.
Приложение № Соглашения в МУП <адрес> «Благоустройство» не применимо и поэтому система оплаты труда и соотношения в размерах ставок и окладов, также тарифных коэффициентов внутри категорий персонала Предприятия должно быть в соответствии с приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № и постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании организации зарплаты и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников за счет собственных средств предприятий и организаций ЖКХ и бытового обслуживания населения» (далее - Постановление №), принятым Госкомтруда ФИО2, Секретариатом ВЦСПС.
В виду того, что нами не получено разъяснение решения Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в части определения размера тарифных ставок и тарифных коэффициентов, а также произведения расчетов заработной платы по Соглашению для работников предприятия.
МУП <адрес> «Благоустройство» в целях привидения системы оплаты труда в МУП <адрес> «Благоустройство» в соответствии с требованиями Соглашения и во исполнение решение Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о заключении договор с ЗАО «Центр муниципальной экономики» на проведение научно-исследовательских работ от ДД.ММ.ГГГГ №-ЭК/2021 в части определения размера тарифных ставок и тарифных коэффициентов, а также произведения расчетов заработной платы по Соглашению.
ЗАО «Центр муниципальной экономики» ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен Отчет об оказании услуг по совершенствованию системы оплаты труда различных категорий МУП Благоустройство», на основании данного отчета наше предприятие разработала тарифную сетку рабочих и должностных окладов руководителей, специалистов и служащих МУП «Благоустройство».
Тарифный коэффициент для З установлен в размере 2,24 и рассчитан по формуле: 180 рублей : 80,52 рублей = 2,24 тарифный коэффициент.
180 рублей - это минимальная месячная ставка, для специалиста, установленная в соответствии Постановлением №.
Группы предприятий в таблице 3 Приложения 1 к Постановлению № определяются по их размерам и выручке, например: I, II и III группе относятся предприятия крупных городов миллионников, а далее по уменьшению к предприятиям малых городов.
Так как обоснованного перехода к доходам в уровне 1990 года отсутствуют, МУП <адрес> «Благоустройство» отнесено к IV группе по оплате труда по экспертной оценке Центра муниципальной экономики;
80,52 рублей - это минимальная ставка рабочего первого разряда в месяц рассчитана на уровне цен 1990 г. руб./час в мес. по формуле:
0,49 рублей * 1972 часов : 12 месяцев = 80,52 рублей
где: 0,49 рублей - это установленная базовая часовая тарифная ставка для вычисления указанных соотношений, установленной в таблице 1 Приложения 1 к Постановлению №, для рабочих основной жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения по видам работ «Посадка, уход за зелеными насаждениями, их защита, другие непроизводственные виды работ и услуг» (49 коп.).
Минимальная часовая ставка рабочего первого разряда для МУП <адрес> «Благоустройство» на уровне цен 1990 г. соответствует 0,49 руб./час;
1972 часов - это количество рабочих часов в году, установленного на основании производственного календаря (для 2021 г.);
12 месяцев - это год.
Тарифный коэффициент определяется как отношение ставки соответствующей категории работника к ставке рабочего 1 разряда по формуле. Таким образом, для работника сначала определяется установленная ставка по таблицам и делится на ставку рабочего 1 разряда, результат расчета представляет собой тарифный коэффициент.
Общий смысл всех расчетов в том, чтобы в уровне цен 1990 г. (Постановление №) как указано в Соглашении № определить тарифные коэффициенты работника, а далее данные тарифные коэффициенты уже применять к ставкам рабочего первого разряда, которые установлен Соглашением № в текущем периоде (2021 г.).
Тарифный коэффициент расписан в Приложение № Соглашения №, рассчитан основании Постановления № и внутренний диапазоны коэффициентов могу определяться работодателем самостоятельно.
При расчете заработной платы главного диспетчера МУП <адрес> «Благоустройство» З учитывается:
- оклады служащих и рабочих в МУП <адрес> «Благоустройство», определены исходя из рассчитанных тарифных коэффициентов и минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, установленной Соглашения № (пролонгированного на период 2020-2022 годы) для вида деятельности «Организация по механизированной уборке, озеленению, санитарной очистке и благоустройству муниципальных образований» в размере 9 595 рублей на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ - в размере 9 960 рублей;
- тарифный коэффициент для определения должностного оклада специалиста МУП <адрес> «Благоустройство» определены исходя из соотношения должностного оклада (180 рублей – специалист 1 категории), установленного постановлением №, и базовой месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда (80,52 рублей = 0,49 руб.*1972 часов/12 месяцев). Базовая часовая тарифная ставка для вычисления указанных соотношений принята в размере, установленном в Постановлением №, для рабочих основной ЖКХ и бытового обслуживания населения по видам работ «Посадка, уход за зелеными насаждениями, их защита, другие непроизводственные виды работ и услуг» - 0,49 рублей.
Подлежит исчислению следующим образом по формуле:
(ММТС * тарифный коэффициент) + выслуга лет + надбавка за сложность и напряженность) * северная надбавка и районный коэффициент
Согласно ст.134 Трудового кодекса Российской Федерации п.2.4 Соглашения № (пролонгированного на период 2020-2022 годы) минимальная месячная тарифная ставка по оплате труда рабочего первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе на:
- ДД.ММ.ГГГГ установлено в размере 9 595 рублей, следовательно, заработная плата З с ДД.ММ.ГГГГ подлежит исчислению следующим образом:
9595 рублей (ММТС * 2,24 (тарифный коэффициент) + 6 447,84 рублей (30 % выслуга лет) + 2 149,28 (10 % ежемесячная надбавка за сложность и напряженность) * 1,9 (северная надбавка и районный коэффициент) = 57 170,85 рублей. К выдаче с вычетом НДФЛ подлежит 49 738,64 рублей.
- ДД.ММ.ГГГГ установлено в размере 9 960 рублей, следовательно, заработная плата З с ДД.ММ.ГГГГ подлежит исчислению следующим образом:
9 960 рублей (ММТС) * 2,24 (тарифный коэффициент) + 6 693,12 рублей (30% выслуга лет) + 2 231, 04 (10% ежемесячная надбавка за сложность и напряженность) * 1,9 (северная надбавка и районный коэффициент) = 59 345,66 рублей. К выдаче с вычетом НДФЛ подлежит 51 630, 72 рублей.
Заработная плата З на 2020-2021 годы рассчитана следующим образом:
- декабрь 2020 г. (23 раб. дн./норма 23 раб.дн.) = 9 595 рублей (ММТС) * 2,24 (тарифный коэффициент) + 6 447,84 рублей (30 % выслуга лет) + 2 149, 28 (10% ежемесячная надбавка за сложность и напряженность) * 1,9 (северная надбавка и районный коэффициент) = 57 170,85 рублей. К выдаче с вычетом НДФЛ подлежит 49 738, 64 рублей.
- январь 2021 г. (15 раб. дн. / норма 15 раб. дн.) = 9 960 рублей (ММТС) * 2,24 (тарифный коэффициент) + 6 693,12 рублей 30 % выслуга лет) + 2 231,04 (10 % ежемесячная надбавка и за сложность и напряженность) * 1,9 (северная надбавка и районный коэффициент) = 59 345,66 рублей. К выдаче с вычетом НДФЛ подлежит51 630,72 рублей:
- февраль 2021 г. (18 раб. дн. норма 18 раб. дн.) = 9 960 рублей (ММТС) * 2,24 (тарифный коэффициент) + 6 693,12 рублей (30 % выслуга лет) + 2 231,04 (10 % ежемесячная надбавка и за сложность и напряженность) * 1,9 (северная надбавка и районный коэффициент) = 59 345,66 рублей. К выдаче с вычетом НДФЛ подлежит 51 630,72 рублей;
- март 2021 г. (22 раб. дн. норма 22 раб. дн.) = 9 960 рублей (ММТС) * 2,24 (тарифный коэффициент) + 6 693,12 рублей (30% выслуга лет) + 2 231,04 (10 % ежемесячная надбавка и за сложность и напряженность) * 1,9 (северная надбавка и районный коэффициент) = 59 345,66 рублей. К выдаче с вычетом НДФЛ подлежит 51 630,72 рублей:
- апрель 2021 г. (22 раб. дн. норма 22 раб. дн.) = 9 960 рублей (ММТС) * 2,24 (тарифный коэффициент) + 6 693,12 рублей (30 % выслуга лет) + 2 231,04 (10 % ежемесячная надбавка и за сложность и напряженность) * 1,9 (северная надбавка и районный коэффициент) = 59 345,66 рублей. К выдаче с вычетом НДФЛ подлежит 51 630,72 рублей;
- май 2021 г. (18 раб. дн. норма 18 раб. дн.) = 9 960 рублей (ММТС) * 2,24 (тарифный коэффициент) + 6 693,12 рублей (30 % выслуга лет) + 2 231,04 (10 % ежемесячная надбавка и за сложность и напряженность) * 1,9 (северная надбавка и районный коэффициент) = 59 345,66 рублей. К выдаче с вычетом НДФЛ подлежит 51 630,72 рублей:
- июнь 2021 г. (4 раб. дн.. норма 4 раб. дн.) = 1 897,14 рублей (ММТС) * 2,24 (тарифный коэффициент) + 1 274,88 рублей (30 % выслуга лет) + 424,96 (10 % ежемесячная надбавка и за сложность и напряженность) * 1,9 (северная надбавка и районный коэффициент) = 11303,92 рублей. К выдаче с вычетом НДФЛ подлежит 9 834,41 рублей;
- июль 2021 г. (21 раб. дн. / норма 21 раб. дн.) = 9 507,27 рублей (ММТС) * 2,24 (тарифный коэффициент) + 6 388,88 рублей (30 % выслуга лет) + 2 129,63 (10 % ежемесячная надбавка и за сложность и напряженность) *1,9 (северная надбавка и районный коэффициент) = 56 648,11 рублей. К выдаче с вычетом НДФЛ подлежит 49 283,86 рублей;
- август 2021 г. (21 раб. дн. / норма 21 раб. дн.) = 9 960 рублей (ММТС) * 2,24 (тарифный коэффициент) + 2 988 рублей (30 % выслуга лет) + 1 195,20 (12 % за вредные условия труда *1,9 (северная надбавка и районный коэффициент) = 26 872,08 рублей. К выдаче с вычетом НДФЛ подлежит 23 378,71 рублей;
- сентябрь 2021 г. (5 раб. дн. / норма 5 раб. дн.) = 2 371,43 рублей (ММТС) *2,24 (тарифный коэффициент) + 1 593,60 рублей (30 % выслуга лет) + 531,20 (10 % ежемесячная надбавка и за сложность и напряженность) * 1,9 (северная надбавка и районный коэффициент) = 14 129,93 рублей. К выдаче с вычетом НДФЛ подлежит 12 293,04 рублей;
- октябрь 2021 г. (14 раб. дн. / норма 14 раб. дн.) = 6 640 рублей (ММТС) * 2,24 (тарифный коэффициент) + 4 462,08 рублей (30 % выслуга лет) * 1,9 (северная надбавка и районный коэффициент) = 36 737,79 рублей. К выдаче с вычетом НДФЛ подлежит 31 961,88 рублей;
- ноябрь 2021 г. (20 раб. дн. / норма 20 раб. дн.) = 9 960 рублей (ММТС) * 2,24 (тарифный коэффициент) + 6 693,12 рублей (30 % выслуга лет) * 1,9 (северная надбавка и районный коэффициент) = 55 106,69 рублей. К выдаче с вычетом НДФЛ подлежит 47 942,82 рублей.
Таким образом, З установлена разница в размере:
- декабрь 2020 г. (23 дн.) – 17 621,52 рублей, из расчета 57 170, 85 рублей (подлежало начислению), - 39 549, 34 рублей начислено и выплачено на основании расчетного листка;
- январь 2021 г. (15 дн.) – 22 217,70 рублей, из расчета 59 345,66 рублей (подлежало начислению) – 37 127,96 рублей начислено и выплачено на основании расчетного листка;
- февраль 2021 г. (18 дн.) – 21 17,62 рублей, из расчета 59 345,66 рублей (подлежало начислению), - 38 228,04 рублей начислено и выплачено на основании расчетного листка.
- март 2021 г. (22 дн.) – 4 920,01 рублей, из расчета 59 345,66 рублей (подлежало начислению), - 54 425,65 рублей начислено и выплачено на основании расчетного листка.
- апрель 2021 г. (22 дн.) – 22 076,41 рублей, из расчета 59 345,66 рублей (подлежало| начислению), -37 269,25 рублей начислено и выплачено на основании расчетного листка.
- май 2021 г. (18 дн.) – 20 567,57 рублей, из расчета 59 345,66 рублей (подлежало начислению), - 38 778,09 рублей начислено и выплачено на основании расчетного листка.
- июнь 2021 г. (4 дн.) – 4 273,67 рублей, из расчета 11 345,66 рублей (подлежало начислению), - 7 071,99 рублей начислено и выплачено на основании расчетного листка.
- июль 2021 г. (21 дн.) – 21 207,79 рублей, из расчета 56 648,11 рублей (подлежало начислению), - 35 440,32 рублей начислено и выплачено на основании расчетного листка.
- август 2021 г. (21 дн.) – 22 217,80 рублей, из расчета 59 345,66 рублей (подлежало начислению). – 37 127,86 рублей начислено и выплачено на основании расчетного листка.
- сентябрь 2021 г. (5 дн.) – 5 289,93 рублей, из расчета 14 129,93 рублей (подлежало начислению), - 8840,00 рублей начислено и выплачено на основании расчетного листка.
- октябрь 2021 г. (14дн.) - 0,00 рублей, из расчета 36 737,79 рублей (подлежало начислению), - 36 737,79 рублей начислено и выплачено на основании расчетного листка.
- ноябрь 2021 г. (20 дн.) - 0,00 рублей, из расчета 55 106,69 рублей (подлежало начислению), - 55 106,69 рублей начислено и выплачено на основании расчетного листка.
На основании вышеуказанных расчетов, разница заработной платы З составила:
- за декабрь 2020 г. в размере 17621,51 рублей (с вычетом НДФЛ – 104 064,90 рублей)
МУП <адрес> «Благоустройство» с октября 2021 г. оплату заработной платы производит в соответствии с Соглашением, что подтверждается с расчётными листками З
МУП <адрес> «Благоустройство» коммерческое предприятие, оплата труда работников зависит от выручки, в настоящее время является убыточным. В соответствии с бухгалтерским балансом, убыток предприятия составляет 2048 тыс.рублей.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ МУП <адрес> «Благоустройство» имеется задолженность по налогам, сборам и страховым взносам в размере 25597 тыс.рублей, кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками в размере 13460 тыс.рублей.
Истец З просила о рассмотрении дела без ее участия с участием представителя.
В судебном заседании представитель третьего лица – Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии <адрес> не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки не известны.
В отношении не явившихся лиц суд рассматривает дело в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ.
В судебном заседании представители истца прокурор О и адвокат Я поддержали исковые требования, просили удовлетворить в полном объеме по приведенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика МУП <адрес> «Благоустройство» С возражала против исковых требований по основаниям, приведенным в письменном возражении.
Выслушав лиц, изучив материалы дела, а также письменное изложение правовой позиции ответчика, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является, в частности, обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст.21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
По смыслу положений статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принцип общеобязательности вступившего в законную силу судебного акта исключает возможность переоценки выводов суда, содержащихся в этом акте. Отнесение тех или иных обстоятельств к преюдициально установленным означает запрет заново устанавливать, оспаривать или опровергать те же обстоятельства с целью замены ранее сделанных выводов на противоположные. Преюдициально установленные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь, не могут быть повторно исследованы и пересмотрены судом.
Статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).
В соответствии с ч.1 ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата и оплата труда работника — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. В состав заработной платы входят компенсационные и стимулирующие выплаты. В состав понятия стимулирующие выплаты входят: доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.
Статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации является основной государственной гарантией по оплате труда работников.
Согласно части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с положениями статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ч.5).
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч.6).
Статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере.
Из положений статьи 148 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № с последующими изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке применения Указа Президиума Верховного ФИО2 ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», действовавшей на период спорных отношений, <адрес> относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О повышении районных коэффициентов в <адрес> в связи с отнесением ее территории к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям», в редакции, действовавшей на период спорных отношений, в городе Кызыл Республики Тыва установлен районный коэффициент 1,4.
В силу Главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации <адрес> коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка за стаж работы в указанных районах должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
Из указанного следует, что заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ), после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в северных регионах.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ З состоит в трудовых отношениях с МУП <адрес> «Благоустройство», которая принята на работу на диспетчера с тарифной ставкой (окладом) 6328,94 рублей, что согласуется с приказом о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ № года, трудовым договором.
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ № кл З уволена ДД.ММ.ГГГГ по п.3 ч. 1 ст.77 ТК РФ и прекращено действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ
В связи с нарушением трудовых прав, выразившихся в недоначислением и невыплатой заработной платы, З обратилась в прокуратуру <адрес>, что послужило основанием для проведения прокурорской проверки и подачи иска в суд.
Согласно трудовому договору, З установлен должностной оклад 6328,94 рублей, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера 40% в месяц, районного коэффициента в размере 50% в месяц.
Согласно расчетным листкам З начислена заработная плата за 2021 г.:
- за январь 32 300,96 рублей; за февраль 32 959,04 рублей; за март – 75 608,69 рублей; за апрель – 32 301,96 рублей; за май – 25 737,09 рублей; за июнь – 6 152,99 рублей; за июль – 30 833,32 рублей; за август – 32 300,96 рублей; за сентябрь – 7 691,00 рублей; за октябрь – 42 507,04 рублей; за ноябрь – 61 323,95 рублей; за декабрь – 85 814,45 рублей.
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
По смыслу данных положений Трудового кодекса РФ, система оплаты труда, включающая составляющие ее элементы, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а также условиями трудового договора, заключаемого с работником.
В силу абзаца 2 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты.
Ввиду изложенного, при разрешении споров работников и работодателей по поводу оплаты труда подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающие систему оплаты труда, а также условия трудовых договоров.
Трудовые отношения и иные отношения, непосредственно с ними связанные, регулируются трудовым законодательством (Трудовым кодексом РФ, законодательством об охране труда, иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы трудового права), а также соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ч.8 ст.45 Трудового кодекса РФ).
В части 2 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в Соглашение, в числе которых вопросы гарантий, компенсаций и льгот работникам.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия Соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие Соглашения на срок не более трех лет.
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего Соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения Соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия Соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего Соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить Соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 48 Трудового кодекса РФ).
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько Соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
С приведённым в уточненном иске подходом к расчёту суд согласиться не может по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решением суда (дело 2-364/2020) от ДД.ММ.ГГГГ на ответчика была возложена обязанность производить расчет заработной платы в соответствии с положениями «Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы», утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения ДД.ММ.ГГГГ (срок действия ограничен до ДД.ММ.ГГГГ), суд на основании ст.61 ГПК РФ руководствуется правилами, установленными данным соглашением (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №)
Письмом Министерства труда России от ДД.ММ.ГГГГ №/В-835 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не участвовавшим в заключении соглашения, предложено присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, или представить в 30-тидневный срок мотивированный отказ. В отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению, оно будет считаться распространенным на этих работодателей.
Пунктом 10.4 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено условие о присоединении к данному соглашению любых работодателей, в том числе добровольно, либо организаций жилищно-коммунального хозяйства, согласно названному письму Министерства труда России от ДД.ММ.ГГГГ №/В-835, или предоставлении в 30-тидневный срок мотивированного отказа.
Поскольку МУП «Благоустройство» не направило мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, действие данного соглашения считается распространенным и на данную регулируемую организацию.
Согласно пункту 1.8 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве от ДД.ММ.ГГГГ, Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров, региональных отраслевых соглашений и индивидуальных трудовых договоров для Организаций, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением. Настоящее Соглашение не ограничивает права Организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств. В случае отсутствия коллективного договора настоящее Соглашение имеет прямое действие в Организациях, на которые оно распространено и присоединившихся к нему в установленном порядке.
Согласно пункта 1.13. Соглашение вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ и пролонгировано согласно положениям ч. 2 ст.48 ТК РФ до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Факт пролонгации настоящего Соглашения в соответствии с законодательством установлен уведомительной регистрацией.
Расчет истца в уточненном иске выполнен на основании Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 1.12 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве от ДД.ММ.ГГГГ в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько Соглашений, применяются условия Соглашений, наиболее благоприятные для работников.
Поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело 2-364/2020) подтвержденное апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ (дело 33-537/2021), Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, утвержденное ДД.ММ.ГГГГ, согласно письма Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения от ДД.ММ.ГГГГ №-В, Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения от ДД.ММ.ГГГГ №-АК/2019 «Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020 - 2022 годы» действие данного ОТС в ЖКХ пролонгировано на 2020 - 2022 годы, то при производстве расчетов суд руководствуется положениями Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве от ДД.ММ.ГГГГ.
Как видно, применяемая система оплаты труда МУП «Благоустройство» <адрес> не соответствует Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 г.г. от ДД.ММ.ГГГГ, что ухудшает положение работника.
В пункте 2.3 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы» (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения ДД.ММ.ГГГГ) (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № к настоящему Соглашению. Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации. В Приложении № указаны основные группы Организаций ЖКХ, также представленных в Приложениях № и №, а также Организации, вид экономической деятельности которых связан с отраслью жизнеобеспечения населения.
Согласно пункта 2.3.2. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве от ДД.ММ.ГГГГ в зависимости от финансового и экономического состояния Организации работодатель вправе установить в Организации минимальную месячную тарифную ставку (минимальный оклад) в размере, превышающем величину, предусмотренную пунктом 2.3.1. настоящего Соглашения.
В письме Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения от ДД.ММ.ГГГГ №-В, Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения от ДД.ММ.ГГГГ №-АК/2019 «Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020 - 2022 годы» разъяснено, что индексация минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших трудовые обязанности (нормы труда) на период 2020 - 2022 годов, определяется с 1 января каждого года в соответствии с п.1 и п.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» с учетом уровня инфляции: в 2019 году, не превышающего 4.3% (декабрь 2019 года к декабрю 2018 года), в 2020 году, не превышающего 3.8% (декабрь 2020 года к декабрю 2019 года), в 2021 году, не превышающего 4.0% (декабрь 2021 года к декабрю 2020 года).
В соответствии с абз.3 п.2.4 вышеназванного Соглашения рекомендации об индексации доводятся до сведения Организаций совместным письмом ОООР ЖКК и Профсоюза жизнеобеспечения, с указанием соответствующего документа Федеральной службы государственной статистики.
Согласно ст.134 ТК РФ и п.2.4 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (пролонгированного на период 2020 - 2022 годы) минимальные месячные тарифные ставки по оплате труда рабочих первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе устанавливаются не ниже размеров, приведенных в указанном письме.
Согласно Письма Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения от ДД.ММ.ГГГГ №-В, Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения от ДД.ММ.ГГГГ №-АК/2019 «Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020 - 2022 годы», в соответствии со ст.134 Трудового кодекса Российской Федерации п.2.4. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы от ДД.ММ.ГГГГ, пролонгированного на период 2020 - 2022 годы, минимальная месячная тарифная ставка по оплате труда рабочего первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе на 2021 год установлена в размере не ниже 9960,00 рублей.
Согласно штатного расписания работником транспортного цеха № МУП «Благоустройство» в отношении должности Главный диспетчер – начальник основного отдела установлена кратность в 3,99. При этом должность приравнена ставке рабочего первого разряда.
Доводы ответчика о том, что постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении тарифных коэффициентов единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» утратило силу и данное штатное расписание не может применяться, являются необоснованными, поскольку доказательств того, что данное штатное расписание признано незаконным или отменено, в суде не представлено.
Из расчетных листов о заработной плате за 2021 год следует, что истцу с ДД.ММ.ГГГГ была установлена ежемесячная надбавка за сложность и напряженность в размере 20%.
В декабре 2020 года ежемесячная надбавка за сложность и напряженность была в размере 10%.
Соответственно, заработная плата З за декабрь 2020 года подлежит исчислению в следующем порядке: 9595,00 (тарифная ставка) *3,99 (кратность разряда) + 11485,22 (30 % выслуга лет) + 3828,41 (10 % ежемесячная надбавка за сложность и напряженность) *1,9 (северные и районные коэффициенты), что составляет 101835,59 рублей (без НДФЛ). Согласно расчетному листку начислено за декабрь 20ДД.ММ.ГГГГ9,34 рублей, задолженность, таким образом, составляет 62286,25 рублей.
Заработная плата З за период с января по ноябрь 2021 года подлежит исчислению в следующем порядке: 9960,00 (тарифная ставка) *3,99 (кратность разряда) + 11922,12 (30 % выслуга лет) + 7948,08 (20 % ежемесячная надбавка за сложность и напряженность) *1,9 (северные и районные коэффициенты), что составляет 113260,14 рублей (без НДФЛ).
Согласно расчетным листкам начислено за январь 20ДД.ММ.ГГГГ7,96 руб., таким образом недоначислено 76132,18 руб., за февраль 2021 года начислено 38228,04 руб., недоначислено 75032,10 руб., за март 2021 года начислено 54425,65, 04 руб., недоначислено 58834,49 руб., за апрель 2021 года начислено 37269,25 руб., недоначислено 75990,89 руб., за май 2021 года начислено 38778,09 руб., недоначислено 74482,05 руб., за июнь 2021 года (4 рабочих дня) начислено 7071,99 руб., недоначислено 14501,37 руб., за июль 2021 года начислено 35440,32 руб., недоначислено 77819,82 руб., за август 2021 года начислено 37127,96 руб., недоначислено 76132,18 руб., за сентябрь 2021 года (5 рабочих дней) начислено 8840,00 руб., недоначислено 16900,95 руб., за октябрь 2021 года (14 рабочих дней) начислено 45215,74 руб., недоначислено 30291,02 руб., за ноябрь 2021 года начислено 22310,40 руб., недоначислено 90949,74 руб.
Общая задолженность по недоначисленной заработной плате составляет 729353,04 рублей (без НДФЛ).
Недоначислено по отпускным (основному и дополнительному) за июнь 20ДД.ММ.ГГГГ32,48 рублей исходя из следующего расчета.
Среднедневная заработная плата за один рабочий день за период с декабря 2020 года (зарплата 101835,59 рублей только за декабрь 2020 года в 23 рабочих дней) по май 2021 года (при зарплате в 113260,14 рублей в месяц с января по май 2021 года при 95 рабочих днях) из расчета 118 рабочих дней составляет 5662,17 руб. за один рабочий день.
Согласно расчетного листка количество дней отпуска составляет 24 дня. 24 дня х 5662,17 рублей = 135892,08 руб., начислено 32550,40 руб., недоначислено таким образом 101341,68 рублей (без НДФЛ).
Согласно расчетного листка истцу выплачено отпускных за июнь 20ДД.ММ.ГГГГ0,40 руб., соответственно, задолженность по отпускным за июнь 2021 года составляет 101341,68 руб.
Недоначислено по отпускным (основному и дополнительному) за сентябрь 20ДД.ММ.ГГГГ32,48 рублей исходя из следующего расчета.
Среднедневная заработная плата за один рабочий день за период с декабря 2020 года (зарплата 101835,59 рублей только за декабрь 2020 года в 23 рабочих дней) по август 2021 года (при зарплате в 113260,14 рублей в месяц с января по август 2021 года при 141 рабочих днях) из расчета 164 рабочих дней составляет 6145,83 руб. за один рабочий день.
Согласно расчетного листка количество дней отпуска в сентябре 2021 года составил 24 дня, соответственно, 24 дня х 6145,83 руб. = 147499,92 руб., выплачено 32467,44 руб, недоначислено таким образом 115032,48 рублей (без НДФЛ).
Общая сумма недоначисленных и не выплаченных отпускных составляет 216374,16 руб. (без НДФЛ).
Таким образом, подлежащая начислению и выплате заработная плата и отпускные составляют 729353,04 + 216374,16 руб. = 945727,20 руб. (без вычета НДФЛ), в связи с чем исковые требований подлежат удовлетворению только в этой части как нашедшие своё подтверждение исследованными в суде доказательствами, с Муниципального унитарного предприятия <адрес> «Благоустройство» в пользу истца надлежит взыскать 822782,66 руб. (с учетом НДФЛ) в виде недоначисленной и не выплаченной заработной платы и отпускных.
Исковые требования о взыскании компенсации за неиспользованные дни отпуска подлежат отказу в удовлетворении, поскольку доказательств невыплаты за неиспользованные дни отпуска в нарушение требований ст.56 ГПК РФ в суде не представлено.
Истицей также заявлены требования о взыскании с ответчика судебных расходов в размере 20000,00 рублей.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из квитанции к приходно-кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ адвокатского кабинета Я следует, что от истца адвокатом Я принято 20000,00 рублей за оказание юридических услуг по представлению интересов истицы в Кызылском городском суде.
С учётом категории и сложности дела, периода рассмотрения дела, количества судебных заседаний, объема работы представителя, удовлетворения требований, требований разумности и справедливости, суд с учетом представленной квитанции считает возможным определить размер компенсации оплаты услуг представителя 10000,00 рублей, которые подлежат взысканию с Муниципального унитарного предприятия <адрес> «Благоустройство» в пользу истца.
Истец при подаче иска в силу статьи 333-36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем в порядке ст.103 ГПК РФ с учетом удовлетворенных исковых требований с ответчика в бюджет муниципального образования городского округа «<адрес> Республики Тыва» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 11427 рубля 83 копейки.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в интересах З к Муниципальному унитарному предприятию <адрес> «Благоустройство» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и отпускных, удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие <адрес> «Благоустройство» (ИНН 1701001526) с момента вступления решения суда в законную силу начислить и выплатить З недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с декабря 2020 года по ноябрь 2021 года, в том числе и недоначисленные и невыплаченные отпускные, в размере 822782 рубля 66 копеек (с учетом НДФЛ).
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия <адрес> «Благоустройство» в пользу З 10000 рублей 00 копеек в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия <адрес> «Благоустройство» (ИНН 1701001526) в бюджет муниципального образования городской округ «<адрес> Республики Тыва» 11427 рубля 83 копейки в виде государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней).
Судья подпись А.В. Монгуш
Копия верна: ________________________ А.В. Монгуш