Судья первой инстанции: Григорьевская И.В. 91RS0012-01-2023-002713-25
№ 2-1929/2023
№ 33-11482/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего, судьи Хмарук Н.С.
судей: |
Лозового С.В., Чистяковой Т.И. |
при секретаре Абкаировой З.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Керчи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации города Керчи Республики Крым, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т.Доева», третье лицо: Управление образования Администрации гор. Керчи Республики Крым, о понуждении устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,
по апелляционной жалобе Администрации города Керчи Республики Крым,
на решение Керченского городского суда Республики Крым от 5 октября 2023 года,
у с т а н о в и л а:
Прокурор города Керчи обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и просил суд - обязать администрацию города Керчи Республики Крым в течение 1 финансового года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МБОУ города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т.Доева» для обеспечения антитеррористической защищенности путем обеспечения охраны двумя сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федераль-ной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполни-тельной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязать МБОУ города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» в течение 1 финансового года со дня поступления финансирования обеспечить антитеррористическую защищенность путем обеспечения охраны двумя сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в МБОУ города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева». Образовательное учреждение состоит из 1 объекта, расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ акт обследования и категорирования утвержден директором МБОУ города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева». Объекту, расположенному по адресу: <адрес>, присвоена 1 катего-рия. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 № 75 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий), расположенных на территориях Республики Крым и г.Севастополя», срок завершения мероприятий по обеспечению антитерро-ристической защищенности объектов (территорий) 1 и 2 категорий установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, срок завершения мероприятий истек в декабре 2022 года.
Прокурором установлено, что вопреки п. 17, 20, 27 Требований не обеспечена охрана МБОУ города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» двумя сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. МБОУ города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» является муниципальным, бюджетным, общеобразовательным учреждением. Учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование городской округ Керчь Республики Крым. Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения осуществляет администрация города Керчи Республики Крым. Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем. Вместе с тем, администрацией города Керчи Республики Крым не обеспечено финансирование указанных мероприятий, несмотря на неоднократно поданные в 2020-2022 годах образовательным учреждением заявки.
Непринятие всех мер по антитеррористической защищенности объекта образования со стороны ответчиков представляет реальную угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних, что является недопустимым. При таких обстоятельствах руководством учебного заведения не обеспечено право детей на защиту их жизни, здоровья и имущества. В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту, в том числе неопределенного круга лиц. Основанием для предъявления данного искового заявления прокурором города Керчи, о понуждении устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму является нарушение прав каждого ребенка, обучающегося в данном образовательном учреждении на защиту жизни, здоровья и имущества и в виду изложенного прокурор обратился в суд с иском.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 5 октября 2023 года исковые требования Прокурора города Керчи удовлетворены.
На администрацию города Керчи Республики Крым возложена обязанность в течение 1 финансового года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МБОУ города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» для обеспечения антитеррористической защищенности путем обеспечения охраны двумя сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
На МБОУ города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» возложена обязанность в течение 1 финансового года со дня поступления финансирования обеспечить антитеррористическую защищенность путем обеспечения охраны двумя сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Не согласившись с решением суда, Администрацией города Керчи РК подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт указывает, что выводы суда первой инстанции о нарушении Администрацией города Керчи РК действующего законодательства основаны на неверном толковании и применении норм права, поскольку федеральное законодательство, законы субъекта Российской Федерации и акты муниципального образования не содержат обязанности финансировать мероприятия, предусматривающие охрану здоровья обучающихся, в том числе обеспечение безопасности во время пребывания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в связи с чем, предусмотренных законом оснований для возложения обязанности по финансированию вышеуказанных мероприятий за счет средств муниципального бюджета не имелось, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Прокурор в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Хмарук Н.С., проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрения дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
В соответствии с требованиями ч. 1 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» - правовую основу противодей-ствия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Статьей 2 Закона установлено, что обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма отнесены к основным принципам противодействия терроризму в Российской Федерации.
Согласно п. 3 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, основными внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующими ему причинами и условиями, являются, в том числе, недостаточная эффективность правоохранительных, административноправовых и иных мер по противодействию терроризму. Пунктом 11 установлено, что основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Пунктом 11 Требований установлено, что комиссия в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Пунктом 17 Требований установлено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутри объектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов; на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов и ликвидацию угрозы их совершения.
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), в соответствии с пунктом 18 Требований, достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Пунктом 20 Требований установлено, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: организации и обеспечения пропускного и внутри объектового режимов на объектах (территориях); своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории); организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств; поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях); исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них; организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями; осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей; организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
Пунктом 27 Требований установлено, что в отношении объектов (территорий) первой категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24, 25 и 26 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оборудование контрольнопропускных пунктов при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории); оснащение въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Прокуратурой города Керчи проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в МБОУ города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева». Образовательное учреждение состоит из 1 объекта, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно информации Управления образования Администрации гор. Керчи от ДД.ММ.ГГГГ, объем средств на услуги охранной организации (вневедомственная охрана) в МБОУ РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» запланированы и расчета 1 пост - 12 часов (л.д.60).
Суду представлены паспорт безопасности, акты обследования объекта в рамках актуализации паспорта безопасности МБОУ РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева», утвержденные директором школы на предмет инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с указанием рекомендаций оснастить объект инженерно-техническими средствами и системами охраны (л.д. 18-24). По запросу суда первой инстанции представлена информация об объемах запрошенных, выделенных и израсходованных денежных средств в рамках мероприятий антитерро-ристической защищенности МБОУ РК «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» (л.д.32-37).
Так в ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ акт обследования и категорирования утвержден директором МБОУ города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева». Объекту, расположенному по адресу: <адрес>, присвоена 1 категория (л.д.23-24).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 № 75 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий), расположенных на территориях Республики Крым и г. Севастополя, срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) 1 и 2 категорий установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, срок завершения мероприятий истек в декабре 2022 года.
Судом первой инстанции установлено, что в нарушение п.п. 17, 20, 27 Требований, не обеспечена охрана МБОУ города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» двумя сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
МБОУ города Керчи Республики Крым «Школа № 26 имени Героя Советского Союза Д.Т. Доева» является муниципальным, бюджетным, общеобразовательным учреждением. Учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование городской округ Керчь Республики Крым. Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения осуществляет администрация города Керчи Республики Крым. Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем.
Вместе с тем, судом установлено, что администрацией города Керчи Республики Крым не обеспечено финансирование указанных мероприятий, несмотря на неоднократно поданные в 2020-2022 годах образовательным учреждением заявки.
При этом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование муниципальных учреждений.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что непринятие всех мер по антитеррористической защищенности объекта образования со стороны ответчиков представляет реальную угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних, что является недопустимым, тогда как руководством учебного заведения не обеспечено право детей на защиту их жизни, здоровья и имущества, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, и соответствуют требованиям закона, при этом суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку всем представленным сторонами доказательствам по делу в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что федеральное законодательство, законы субъекта Российской Федерации и акты муниципального образования не содержат обязанности финансировать мероприятия, предусматривающие охрану здоровья обучающихся, в том числе обеспечение безопасности во время пребывания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку осуществление деятельности учреждения в отсутствие охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федераль-ной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти не обеспечивает безопасность объекта в области антитеррористической защищенности, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции и к выражению несогласия с толкованием и применением судом норм материального права, которые не влекут отмены или изменения решения суда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, которые выражают несогласие с постановленным решением, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, однако не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о неправильности принятого по делу решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
о п р еделила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 5 октября 2023 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Керчи Республики Крым, без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи