УИД 59RS0004-01-2024-006510-59
Дело № 2-3747/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19.11.2024 г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Сероваевой Т.Т., при секретаре судебного заседания Быстровой А.Д., с участием представителя истца ФИО8, представителя ответчика администрации <Адрес> – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к муниципальному образованию "Город Пермь" в лице администрации города Перми о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились с иском в суд к муниципальному образованию "Город Пермь" в лице администрации города Перми о возложении обязанности предоставить истцам взамен непригодного для проживания жилого помещения, находящегося по адресу: <Адрес>, жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта г. Пермь, общей площадью не менее 31,13 кв.м. (л.д. 5-7).
В обоснование требований указали, что истцы являются нанимателями по договору социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес>, на основании ордера на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Истцы проживают по указанному адресу много лет, единой семьей, ведут хозяйство совместно, других жилых помещений в собственности либо по социальному, коммерческому найму не имеют. Вместе с тем, согласно отчету ООО «Просфера» от ДД.ММ.ГГГГ безопасная эксплуатация здания невозможна, проживать в доме опасно для жизни, рекомендовано полностью демонтировать здание. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <Адрес> в <Адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок расселения граждан из аварийного дома до ДД.ММ.ГГГГ. Указанный аварийный дом расселяется в судебном порядке, никаких мер по переселению истцов из ветхого жилья ответчик не предпринимает.
Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истца ФИО1 – ФИО8, действующий на основании ордера (л.д. 86), в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что занимаемое истцами жилое помещение, находится в многоквартирном доме признанным аварийным и подлежащим сносу, проживание в доме опасно для жизни, дом находится в критическом состоянии, провисают потолки, расселение дома происходит в судебном порядке. Иного жилья истцы не имеют, проживают втроем.
Представитель ответчика к муниципального образования "Город Пермь" в лице администрации города Перми ФИО5 судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что истцы не состоят на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В управлении жилищных отношений администрации г. Перми учетное дело на ФИО1, ФИО2 и ФИО3 не формировалось. В случае угрозы обрушения несущих конструкций жилого дома, истцы могут обратиться в управление жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении муниципального жилого помещения маневренного фонда для временного проживания до момента переселения (л.д. 53, 84, 85, 112, 131).
Третье лицо МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» в судебное заседание представителя не направило, ранее представило заявление о возможности рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором также указано, что заявленные исковые требования не признает (л.д. 108, 109)
Суд, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (пункт 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации). В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами право на жилище и его безопасность.
Действующим законодательством предусмотрено как предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди в порядке п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, так и самостоятельный порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма вне очереди предоставляются гражданам, которые признаны малоимущими и нуждающимися, а также жилые помещения которых, признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Иной порядок регламентирован ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, если дом, где находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. В этом случае суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Таким образом, действующее жилищное законодательство определяет механизм обеспечения прав лиц, проживающих в аварийных жилых помещениях по договору социального найма, нахождение в которых создает угрозу жизни или здоровью граждан, - путем предоставления другого равноценного жилого помещения на условиях социального найма. При этом предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Возможность же обеспечения лица во внеочередном порядке поставлена в зависимость от наличия угрозы для жизни и здоровья проживающих в аварийном жилом помещении.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 являются членами семьи ФИО6, являющегося нанимателем жилого помещения представляющего собой двухкомнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> по адресу <Адрес>, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16). Совместно с ФИО6 в жилое помещение в качестве члена семьи вселена в ДД.ММ.ГГГГ дочь нанимателя – ФИО1
На момент рассмотрения дела в жилом помещении зарегистрированы ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, ее дети (внуки ФИО6) – ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ, что следует из справки №-ю от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом <Адрес>» (л.д. 30,31,49)
ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ. Договор социального найма с членами семьи нанимателя Ахметова после его смерти не заключен.
По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии у ФИО1, ФИО2 и ФИО3 жилые помещения в собственности отсутствуют (л.д. 87,88,89).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Проесфера» подготовлено техническое заключение о техническом состоянии конструкций жилого дома по адресу <Адрес>, выводы заключения следующие: в обследуемом жилом доме организована система печного отопления. Несущей способности конструкций перекрытия недостаточно для восприятия расчетного сочетания нагрузок. По результатам обследования были выявлены локальные повреждения в кровле здания и следы протечек, и как следствие, замачивание и гниение конструкций покрытия и чердачного перекрытия. Техническое состояние строительных конструкция здания жилого дома следующее: фундаментов – работоспособное, стен – работоспособное, конструкций перекрытия первого этажа - ограничено работоспособное, конструкций чердачного перекрытия – аварийное, конструкций покрытия аварийное, кровли – ограничено работоспособна. Дальнейшая эксплуатация здания невозможна. Рекомендовано полностью демонтировать здание (л.д. 62-83).
Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжения от 0712.2023 №, многоквартирный дом по адресу <Адрес> признан аварийным, срок принятия мер по отселению граждан до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55,57,61).
Таким образом, в 2018 году на основании технического заключения ООО «Проесфера» жилой дом по адресу: <Адрес>, <Адрес> признан аварийным. Специалисты пришли к выводу о наличии угрозы жизни и здоровью граждан, поскольку безопасная эксплуатация здания невозможна.
У истцов иных жилых помещений не имеется. Муниципальным органом истцам взамен иного равноценного жилого помещения не предоставлено.
Кроме того, в соответствии с письмом Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок по адресу: <Адрес> изъят для муниципальных нужд (л.д. 43, 51). Суд направлял запрос о предоставлении копии данного распоряжения, но ответа в установленный срок не последовало (л.д. 128). ДД.ММ.ГГГГ (после оглашения резолютивной части решения ДД.ММ.ГГГГ) Департамент земельных отношений направил распоряжение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом по адресу <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание, что истцы на сегодняшний день проживают в аварийном жилом помещении представляющему угрозу жизни и здоровью, иных жилых помещений не имеют, земельный участок изъят для муниципальных нужд, то имеются основания для удовлетворения требований истцов в части предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В исковом заявлении истцы просят предоставить жилое помещение площадью <данные изъяты> как указано в ордере на вселение (л.д.16), между тем в соответствии с данными технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что <Адрес> состоит из двух комнат площадью <данные изъяты> кухни – площадью <данные изъяты> туалета – площадью <данные изъяты> а также имеет три коридора, площадью <данные изъяты>. <Адрес> квартиры составляет <данные изъяты> в том числе жилая <данные изъяты> (л.д. 41).
Из содержания справки от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что общая площадь <Адрес> составляет <данные изъяты> жилая <данные изъяты> (л.д. 49).
В соответствии с частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, поэтому истцам должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты>
При этом суд не усматривает определение площади, подлежащего предоставлению жилого помещения – <данные изъяты> выходом за пределы заявленных истцами требований, поскольку правильное определение площади жилого помещения, подлежащего предоставлению в порядке ст. 86-89 Жилищного кодекса российской Федерации является обязанностью суда, разрешающего спор.
Вопреки доводам ответчика по смыслу вышеприведенных правовых норм, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем, признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требуется. Внеочередное предоставление жилого помещения обусловлено опасностью для их жизни и здоровья.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 удовлетворить, возложить на муниципальное образование "Город Пермь" в лице администрации города Перми обязанность предоставить по договору социального найма вне очереди ФИО1, ФИО2, ФИО3 благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 44,9 кв.м. находящееся на территории города Перми.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Т.Т. Сероваева
<данные изъяты>
<данные изъяты>