Дело № 2а-1373/2018
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
12 декабря 2018 года г. Троицк
Троицкий городской суд Челябинской области в составе председательствующего: Фроловой О.Ж., при секретаре Назаровой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Щербак Юрия Николаевича к Управлению муниципальной собственности администрации г.Троицка Челябинской области, администрации города Троицка о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов незаконным, о возложении обязанности,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Щербак Ю.Н. обратился в суд с административным иском к Управлению муниципальной собственности администрации г.Троицка Челябинской области, администрации города Троицка Челябинской области о признании отказа Управления муниципальной собственности администрации города Троицка Челябинской области от 20 августа 2018 года № в предоставлении земельного участка, площадью 234 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, в аренду без проведения торгов, незаконным, о возложении обязанность на администрацию города Троицка Челябинской области принять решение о предоставлении земельного участка, площадью 234 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, в аренду без проведения торгов, о возложении обязанности на Управление муниципальной собственности администрации города Троицка заключить с ним договор аренды земельного участка площадью 234 кв.м., с кадастровым номером, расположенного по адресу <адрес>, без проведения торгов, сроком на три года.
В обоснование исковых требований истец указал, что он является собственником нежилого здания: мини-магазина, площадью 60,9 кв.м., и собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 77 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации города Троицка Челябинской области от 21.03.14 года № ему был предоставлен в аренду сроком до 14.10.16 года земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов) с кадастровым номером №, площадью 220 кв. м. расположенный по адресу: <адрес>, в районе домов № № и № №, для строительства и реконструкции магазина. На основании данного постановления между ним и управлением муниципальной собственности администрации города Троицка заключен договор аренды земли № от 21.03.14 года на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 220 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, в районе домов № № и № №
Постановлением администрации города Троицка Челябинской области от 09.07.14 года № был утвержден градостроительный план земельного участка. 04.12.14 года администрацией г. Троицка Челябинской области ему было выдано разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства магазина с целью увеличения площади складских помещений. Реконструкция здания магазина была фактически выполнена.
01.09.16 года он обратился в администрацию города Троицка Челябинской области с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного магазина. В связи с обнаружением кадастровой ошибки в конфигурации и площади земельного участка с КН №, необходимо было провести кадастровые работы.
Постановлением администрации города Троицка Челябинской области № от 04.10.16 года в связи с несоответствием адреса его фактическому расположению, был аннулирован адрес мини-магазина, земельного участка с КН №, земельного участка с КН №, присвоен новый адрес: <адрес>
Постановлением администрации города Троицка Челябинской области № от 18.11.2016 года внесены изменения в постановление Администрации города Троицка Челябинской области от 09.12.2013 года № «Об утверждении схемы границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в районе домов № и №», пункт 1 изложен в новой редакции - утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, по адресу: <адрес>, квартал №, <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 234 кв. метра.
РР·-Р·Р° обнаружившейся кадастровой ошибки Рё необходимостью проведения кадастровых работ, РѕРЅ РЅРµ уложился РІ СЃСЂРѕРєРё аренды земельного участка, РЅРµ получил разрешение РЅР° РІРІРѕРґ РІ эксплуатацию реконструированного магазина.
30 июля 2018 года он обратился в администрацию города Троицка Челябинской области с заявлением о предоставлении ему в аренду, без проведения торгов, земельного участка, площадью 234 кв. м с кадастровым номером №. В удовлетворении заявления ему отказано по причине отсутствия в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах в отношении объекта незавершенного строительства, расположенною на испрашиваемом земельном участке. Считает данный отказ незаконным.
Административный истец Щербак Ю.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель администрации города Троицка Челябинской области Чахалян Н.Т. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, по доводам изложенным в отзыве.
Представитель Управления муниципальной собственности администрации города Троицка Челябинской области в судебном заседании не участвовала, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представила отзыв, в котором просила в удовлетворении иска отказать.
Рзучив материалы дела, заслушав участников процесса, СЃСѓРґ решил следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу положений п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 той же статьи.
Согласно положениям подпункта 10 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 той же статьи.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Подпунктом 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не может быть предметом аукциона земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если на земельном участке расположен объект незавершенного строительства, принадлежащий гражданину или юридическому лицу.
В соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что владельцам незавершенного строительства на арендованном земельном участке, выделенном для строительства, по договорам аренды, заключенным до 1 марта 2015 года, т.е. до введения в действие изменений в Земельный Кодекс РФ, предоставляется право на заключение договора аренды однократно сроком на три года для завершения строительства вне зависимости от наличия регистрации объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности.
РР· материалов дела следует, что Щербак Р®.Рќ. является собственником нежилого здания: РјРёРЅРё-магазина, площадью 60,9 РєРІ.Рј., СЃ кадастровым номером в„–, Рё земельного участка, площадью 77 РєРІ.Рј., СЃ кадастровым номером в„–, расположенных РїРѕ адресу: <адрес>, квартал в„–, <адрес> (ранее имевших адрес: <адрес>, РІ районе РґРѕРјРѕРІ в„– Рё в„–).
Право собственности на мини-магазин зарегистрировано за истцом в ЕГРП 06.12.2006 года, номер государственной регистрации №, на земельный участок - 01.09.2006 года, номер государственной регистрации № (л.д.21-22,24-25,49-50,54-55).
Постановлением администрации города Троицка Челябинской области от 14.10.13 года № в целях реконструкции магазина, расположенного по адресу: <адрес>, в районе домов № и №, Щербаку Ю.Н. было согласовано место размещения пристроя к магазину, утвержден акт выбора земельного участка (л.д.82,83-85).
Постановлением администрации города Троицка Челябинской области от 09.12.13 года № Щербаку Ю.Н. утверждена схема границ земельного участка, площадью 220 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в районе домов № и № (л.д.86,87).
Постановлением администрации города Троицка Челябинской области от 21.03.14 года № Щербаку Ю.Н. был предоставлен в аренду сроком до 14.10.16 года земельный участок, площадью 220 кв. м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в районе домов № и №, для строительства и реконструкции магазина, категория земель: земли населенных пунктов (л.д.11).
На основании данного постановления между истцом и Управлением муниципальной собственности администрации города Троицка заключен договор аренды земли № № от 21.03.14 года на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 220 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, в районе домов № и №, право аренды было зарегистрировано в ЕГРП 24.04.14г. (л.д.12-15, 17-20, 51-53).
Согласно заключению Управления по архитектуре и градостроительству администрации г.Троицка № 29 от 09.10.2014 года проектная документация на реконструкцию магазина, расположенного по адресу: <адрес>, в районе домов № и № с целью увеличения площади складских помещений, соответствует требованиям градостроительного плана (л.д.16).
04.12.14 года администрацией г. Троицка Челябинской области истцу было выдано разрешение № № на реконструкцию объекта капитального строительства - магазина, расположенного по адресу: <адрес>, в районе домов № и №, с целью увеличения площади складских помещений (л.д.8).
01.09.16 года истец обратился в администрацию города Троицка Челябинской области с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного магазина (л.д.114).
26.09.16 года Щербаку Ю.Н. было отказано в выдаче такого разрешения, по причине не предоставления документов, необходимых для принятия решения в соответствии с ч.3 ст.55 Градостроительного кодекса РФ (л.д.106).
21.09.16г. Щербак Ю.Н. повторно обратился в администрацию города Троицка Челябинской области с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного магазина (л.д.112-113).
25.10.16г. истцу было отказано в выдаче разрешения, поскольку в ходе проверки соответствия реконструируемого объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, было установлено, что границы построенного объекта выходят за границы земельного участка, предоставленного ему в аренду (л.д.105).
Помимо этого, было выявлено несоответствие адреса предоставленного в аренду истцу земельного участка его фактическому расположению, в связи с чем, постановлением администрации города Троицка Челябинской области от 04.10.16 года № «О присвоении адреса земельным участкам с кадастровыми номерами № и №, и расположенному на них зданию с кадастровым номером № квартал №,<адрес>», были аннулированы адреса земельного участка с КН №, земельного участка с КН №, здания с КН № по адресу: <адрес>, п. <адрес>, в районе домов № и №, с присвоением им адресов: <адрес> (л.д.27).
Постановлением администрации города Троицка Челябинской области от 18.11.2016 года № «О внесении изменений в постановление Администрации города Троицка Челябинской области от 09.12.2013 года № «Об утверждении схемы границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в районе домов № и №» была утверждена новая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, с КН №, площадью 234 кв.м. (л.д.9,10).
30 июля 2018 года истец обратился в администрацию города Троицка Челябинской области с заявлением о предоставлении ему однократно в аренду, без проведения торгов, земельного участка, площадью 234 кв. м с кадастровым номером № для сдачи реконструированного здания в эксплуатацию (л.д.29-32).
Письмом Управления муниципальной собственности администрации города Троицка Челябинской области от 20.08.2018 года № Щербаку Ю.Н. было отказано в однократном предоставлении в аренду, для завершения строительства, земельного участка, с кадастровым номером №, по причине отсутствия в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах в отношении объекта незавершенного строительства, расположенного на испрашиваемом земельном участке, отсутствия в предоставленном пакете документов сведений о наличии оснований для предоставления земельного участка, предусмотренных п.п. 1-30 п. 2 ст.39.6 Земельного Кодекса РФ (л.д.28).
Вместе с тем, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года N 1 установлен Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Пунктом 33 указанного Перечня предусмотрено, что право для подачи заявления о предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", принадлежит собственнику объекта незавершенного строительства. При этом, в случае отсутствия зарегистрированного права собственности на данный объект, заявитель представляет документы, удостоверяющие (устанавливающие) его права на здание, сооружение.
РР· чего следует, что законодатель РЅРµ предусматривает обязательной регистрации права собственности РЅР° объект незавершенного строительства РІ качестве условия для заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды земельного участка РїРѕ вышеуказанным основаниям.
РР· технического паспорта РЅР° нежилое здание РѕС‚ 29 РёСЋРЅСЏ 2016 РіРѕРґР° следует, что РЅР° земельном участке, расположенном РїРѕ адресу: <адрес>, располагается здание площадью 284,9 РєРІ.Рј. (Р».Рґ.126-131).
Таким образом, судом установлено, что Щербак Ю.Н. на данном земельном участке возвел здание, которое не может считаться самовольной постройкой, поскольку строительство начато при наличии на это соответствующего разрешения.
Данный факт сторонами не оспаривался.
Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом ( п.1 ст.218 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, довод ответчиков о том, что истцом не представлено документов, подтверждающих, что он является собственником объекта незавершенного строительства, в предоставленном пакете документов отсутствуют сведения о наличии оснований, для предоставления земельного участка, предусмотренных п.п. 1-30 п. 2 ст.39.6 Земельного Кодекса РФ является неправильным, поскольку Щербак Ю.Н. является собственником данного строения в силу положений п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, и земельный участок мог быть предоставлен ему без проведения процедуры торгов на основании подп. 2 п. 5 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, доказательств того, что уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка в суд заявлены требования об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов, материалы дела не содержат.
В силу положений статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган не вправе отказать в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на этом земельном участке, а равно в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель права постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды земельного участка.
При таких обстоятельствах, учитывая то, что Щербак является собственником здания, возведенного на основании соответствующего разрешения, земельный участок предоставлен ему в аренду, без проведения торгов до 1 марта 2015 года, всилу подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", он имел право на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов, однократно, для завершения строительства, в связи с чем, отказ в предоставлении истребуемого административным истцом земельного участка в аренду нельзя признать законным и обоснованным, требования истца подлежат в этой части удовлетворению.
В силу части 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца. При этом, выбор способа восстановления нарушенных прав административного истца является правом суда.
Суд полагает, что в данном случае возложение обязанности на администрацию города Троицка Челябинской области принять решение о предоставлении земельного участка, с кадастровым номером №, в аренду без проведения торгов, о возложении обязанности на Управление муниципальной собственности администрации города Троицка заключить с истцом договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, без проведения торгов, сроком на три года, выходящим за пределы компетенции суда, поскольку по действующему законодательству право предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, принадлежит органам местного самоуправления, на условиях определяемых сторонами.
В связи с чем, суд считает необходимым для восстановления нарушенных прав истца возложить на управление муниципальной собственности Администрации города Троицка обязанность рассмотреть обращение Щербака Ю.Н. от 30 июля 2018 года с учетом имеющегося у него права на заключение договора аренды без проведения торгов, на условиях, согласованных сторонами. В удовлетворении остальной части исковых требований истцу следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Р¤РРћ2 Рє Управлению муниципальной собственности администрации <адрес>, администрации РіРѕСЂРѕРґР° Троицка Рѕ признании отказа РІ предоставлении земельного участка РІ аренду без проведения торгов незаконным, Рѕ возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать отказ управления муниципальной собственности администрации города Троицка Челябинской области N № от 20 августа 2018 года в предоставлении земельного участка, площадью 234 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, в аренду без проведения торгов незаконным.
Обязать Управление муниципальной собственности администрации города Троицка Челябинской области повторно рассмотреть заявление Щербака Юрия Николаевича от 30 июля 2018 года о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
В остальной части Щербаку Юрию Николаевичу в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Троицкий городской суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: