Дело № 2-265/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Онега 12 апреля 2023 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Карелиной С.Ю.,
при секретаре Кошириной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черныша ... к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Онежскому району о взыскании денежных средств,
установил:
Черныш А.Н. обратился в суд с иском к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Онежскому району (далее ОМВД России по Онежскому району) о взыскании невыплаченных ему денежных средств в размере 31 286 руб. 10 коп. за периоды: 1 и 2 марта 2022 года, 20 и 21 апреля 2022 года, 15 и 30 июня 2022 года, 07, 12, 14 и 20 июля 2022 года, 02, 16 и 24 августа 2022, 1 и 13 сентября 2022 года.
В обоснование иска Черныш А.Н. указал, что он проходит службу в ОМВД России по Онежскому району в должности старшего оперуполномоченного отдела уголовного розыска. В период с марта 2022 года по апрель 2022 года, с июня 2022 года по сентября 2022 года, ему согласно табелей учета рабочего времени предоставлялись оплачиваемые выходные (1 и 2 марта 2022 года, 20 и 21 апреля 2022 года, 15 и 30 июня 2022 года, 07, 12, 14 и 20 июля 2022 года, 02, 16 и 24 августа 2022, 1 и 13 сентября 2022 года). В рапортах от 29 августа 2022 года, 1 октября 2022 года направленных в адрес ответчика он указывал на то, что без его согласия ему предоставлялись дни отдыха, при том, когда он осуществлял служебную деятельность, какая-либо денежная компенсация за указанные периоды работы не выплачивалась.
В судебном заседании истец Черныш А.Н. и его представитель Емельянов Р.С. поддержали исковые требования.
Представители ОМВД России по Онежскому району Соловчук М.С. и Лучников А.А. в судебном заседании с иском не согласились, в отзыве на иск ссылались также на пропуск истцом срока исковой давности за разрешением спора.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Порядок прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя (часть 2 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).
В силу части 5 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в органах внутренних дел, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011г. №342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Аналогичные положения содержаться в пунктах 285, 286 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. №50.
В силу пункта 290 Порядка, предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
В соответствии с пунктом 293 Порядка сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 г. № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
Исходя из приведенных выше положений законодательства следует, что для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю.
Как следует из материалов дела, с 1 января 2013 года Черныш А.Н. состоит на службе в органах внутренних дел в должности старшего оперуполномоченного отдела уголовного розыска ОМВД России по Онежскому району.
В соответствии с пунктом 9 контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Черныш А.Н. был установлен ненормированный служебный день.
Пунктом 10 контракта предусмотрено, что за ненормированный служебный день предоставляются дополнительные дни отдыха продолжительностью 9 календарных дней.
Сторонами не оспаривалось, что Черныш А.Н. установлена пятидневная рабочая неделя, выходные дни суббота и воскресенье.
Также сторонами по делу не оспаривается, что истец привлекался к работе сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в связи с чем ему были предоставлены дополнительные дни отдыха за сверхурочную работу: 1 и 2 марта 2022 года, 20 и 21 апреля 2022 года, 15 и 30 июня 2022 года, 07, 12, 14 и 20 июля 2022 года, 02, 16 и 24 августа 2022 года, 1 и 13 сентября 2022 года, что следует также из табелей учета рабочего времени.
Указанные дни были предоставлены истцу без его рапорта на их представление, что противоречит вышеуказанным требованиям законодательства, а также п. 3.4. приказа УМВД России по Архангельской области от 11.02.2022 № 95, согласно которому, начальникам подразделений УМВД России по Архангельской области, территориальных органов, организаций необходимо предоставлять дополнительные дни отдыха подчиненному личному составу за сверхурочную работу в месяце привлечения на основании рапорта (заявления) или утвержденного графика несения службы (работы) на соответствующий месяц (приказа о привлечении к выполнению сверхурочной работы) с последующим отражением этих дней в табеле учета.
Кроме того, ответчиком не предоставлено доказательств того, что истец был заблаговременно ознакомлен с графиками учета рабочего времени за спорные месяцы. Доводы ответчика об ознакомлении истца с указанными документами посредством Сервиса электронного документооборота не подтверждены, оспариваются Черныш А.Н., использование им данного сервиса для отправки документов не свидетельствует об обратном. Также не свидетельствует об осведомленности истца о графиках учета рабочего времени использование им дней дополнительного отдыха в спорном периоде (дни, не указанные в иске), поскольку как следует из его пояснений, не опровергнутых ответчиком, на предоставление этих дней им всегда подавался рапорт.
Следовательно, предоставление истцу дополнительных дней отдыха за сверхурочную работу без его волеизъявления и без уведомления истца о предоставлении таких дней, является незаконным.
Как следует из пояснений истца и следует из материалов дела, что 1 и 2 марта 2022 года, 20 и 21 апреля 2022 года, 15 и 30 июня 2022 года, 07, 12, 14 и 20 июля 2022 года, 02, 16 и 24 августа 2022 года, 1 и 13 сентября 2022 года он осуществлял свою служебную деятельность, что подтверждается его письменными замечаниями в табелях учета рабочего времени.
С учетом того, что предоставление истцу дополнительных дней отдыха за сверхурочную работу без его волеизъявления и без уведомления его об этом является незаконным, осуществление им в указанные дни трудовой деятельности, Черныш А.Н. вправе претендовать на денежную компенсацию вместо предоставления дополнительных дней отдыха.
Вместе с тем, ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности для разрешения спора.
Срок на обращение сотрудника органов внутренних дел в суд для разрешения служебного спора установлен частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, согласно которой сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Предусмотренный статьей трехмесячный срок для обращения в суд направлен на достижение оптимального согласования интересов сторон служебных правоотношений и является достаточным для обращения за судебной защитой.
Статья 392 Трудового кодекса к спорным правоотношениям не подлежит применению ввиду наличия специальной нормы права, что согласуется с положениями части 1 статьи 197 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей для отдельных видов требований специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Поскольку право на денежную компенсацию за 2022 г. могло быть реализовано истцом через подачу рапорта в текущем 2022 г., а ее выплата по инициативе работодателя невозможна, истец пропустил трехмесячный срок обращения в суд, предусмотренный частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ о взыскании такой компенсации за период с февраля по август 2022 года включительно, поскольку с рапортом о выплате соответствующей компенсации Черныш А.Н. обратился в феврале 2023 г.
Поскольку табель учета рабочего времени за сентябрь 2020 года он получил только 7 декабря 2022 года, а обратился в суд о выплате денежной компенсации 8 февраля 2023 года трехмесячный срок обращения в суд, за выплатой компенсации за указанные дни не является пропущенным и требования истца подлежат удовлетворению о взыскании денежных средств (компенсации вместо предоставления дополнительных дней отдыха) за два дня - 1 и 13 сентября 2022 года, согласно предоставленному ответчиком расчету в размере 6 220 руб. 04 коп. (3 110 руб. 02 коп. Х 2). Расчет компенсации за работу сверхурочных дней истцом не оспаривается, судом проверен.
В удовлетворении остальной части исковых требований, суд отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Черныша ... к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Онежскому району о взыскании денежных средств удовлетворить частично.
Взыскать с Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Онежскому району (ИНН 2906003050) в пользу Черныша ..., <Дата> г.р. (паспорт ...) денежную компенсацию в размере 6 220 руб. 04 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований Черныша ... к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Онежскому району о взыскании денежных средств отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд.
Председательствующий подпись С.Ю. Карелина
...
...