Решение по делу № 33а-6977/2019 от 02.10.2019

<данные изъяты>

Дело №2а-3510/2019

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело №33а-6977/2019

29 ноября 2019 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе

председательствующего Брагина А.А.,

судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.,

при секретаре Мироненко М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 29 ноября 2019 года в городе Архангельске административное дело по апелляционной жалобе Давыдовой С.В. и Каретникова А.В. на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 30 июля 2019 года

Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия

установила:

Давыдова С.В., Каретников А.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Северодвинск» (далее – Администрация Северодвинска) о признании незаконным бездействия, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории МО «Северодвинск», включении в списки граждан на получение финансовой помощи, взыскании материального ущерба.

В обоснование требований указали, что 22.08.2018 в результате падения деревьев были повреждены находящиеся в их собственности транспортные средства. 21.09.2018 они обратились к административному ответчику с заявлениями о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении их в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и возмещении причиненного ущерба. Однако до настоящего времени ответа на свои заявления не получили. Просят суд признать незаконным бездействие Администрации МО «Северодвинск», выразившееся в нарушении порядка рассмотрения письменных обращений граждан, признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории МО «Северодвинск», включить в списки граждан на получение финансовой помощи.

Давыдова С.В., Каретников А.В. в суд первой инстанции не явились, их представитель Симонов А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель Администрации Северодвинска Черненко О.А. в судебном заседании заявленные требования не признала.

Суд первой инстанции принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Давыдовой С.В., Каретникова А.В. к Администрации Северодвинска о признании незаконным бездействия, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории МО «Северодвинск», включении в списки граждан на получение финансовой помощи.

С данным решением не согласились административные истцы и в поданной апелляционной жалобе просят его отменить.

Ссылаются на то, что ответов на свои обращения не получали. Административным ответчиком не представлено доказательств направления корреспонденции почтовым отправлением, считают, что дата регистрации исходящей корреспонденции не является подтверждением ее отправки в указанную дату.

Кроме того, полагают, что нарушена процедура принятия решения по их письменным обращениям. Представленные ответчиком копии ответов подписаны заместителем Главы Администрации Северодвинска по городскому хозяйству. Однако в материалах дела не имеется сведений о компетенции данного должностного лица на право рассматривать подобные обращения, не представлено документального подтверждения того, что Глава Администрации Северодвинска поручал подготовить ответ своему заместителю. Полагают, что отказ в удовлетворении просьбы должен быть оформлен соответствующим процессуальным документом, принятым легитимным органом власти (должностным лицом).

Судом не установлено, каким образом формируются списки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, коллегиально или единолично принимаются решения о формировании списков, а также имеет ли право заместитель Главы Администрации Северодвинска по городскому хозяйству единолично принимать решения о включении или отказе во включении в список пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного ответчика Крылову И.Э., представителя административных истцов Симонова А.В., представителя административного ответчика Черненко О.А., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что 24.09.2018 Давыдова С.В. и Каретников А.В. обратились к Главе МО «Северодвинск» с заявлениями о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории г. Северодвинска 22.08.2018, включении в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110, и выплате необходимых компенсаций за причиненный ущерб.

Из существа заявлений усматривается, что 22.08.2018 в результате усиления ветра на территории г. Северодвинска произошло падение деревьев на принадлежащие заявителям транспортные средства, чем причинен материальный ущерб.

К данным заявлениям приложены копии актов технического осмотра транспортных средств и экспертные заключения о стоимости восстановительного ремонта.

Ответами за подписью заместителя Главы Администрации Северодвинска по городскому хозяйству Лобачева О.Н. от 23.10.2018 (на заявление Каретникова А.В.) и от 23.10.2018 (на заявление Давыдовой С.В.) в удовлетворении заявлений отказано, поскольку транспортные средства не относятся к имуществу первой необходимости, оснований для выплаты компенсации, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110, не имеется.

Ссылаясь на неполучение ответа на указанные заявления, Давыдова С.В. и Каретников А.В. обратились в суд с настоящим административным иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответы на заявления административных истцов даны в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», компетентным должностным лицом, права истцов не нарушены.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласна на основании следующего.

Установлено, что постановлением Главы Северодвинска от 22.08.2018 №33 в связи с возникновением неблагоприятных гидрометеорологических явлений с 17 часов 00 минут 22.08.2018 на территории МО «Северодвинск» введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляющих свою деятельность на территории МО «Северодвинск». С 20 часов 00 минут 24.08.2018 постановлением Главы Северодвинска от 24.08.2018 №34 установлен режим повседневной деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).Подпунктом «м» ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана. Согласно пп. «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены. Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Исходя из положений пп. «г», «д» п. 2 указанных Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе для оказания гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека). Постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 №180-пп утвержден Порядок использования средств областного бюджета, зарезервированных на финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Архангельской области (далее – Порядок). В силу п. 2 Порядка использование зарезервированных средств осуществляется, в том числе на оказание пострадавшим гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - не более 15 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - не более 30 тыс. рублей на человека. Согласно п. 1(1) Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий понятие «имущество первой необходимости» определяется как минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь). Критериями утраты имущества первой необходимости являются: а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования; б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования (п. 2(2) Правил). При этом вышеуказанными Правилами предусмотрено, что граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, обращаются к главе местной администрации с заявлением о включении их в список на оказание единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости по форме, предусмотренной Приложением №9 к Правилам. Таким образом, возмещение ущерба от чрезвычайного происшествия производится при полной или частичной утрате имущества первой необходимости, а также обращения лиц, пострадавших от такого происшествия, с соответствующим заявлением в компетентные органы. На основании вышеизложенного суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении требований о признании истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества. Поскольку истцы с заявлением, предусмотренным Приложением №9 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ №110 от 15.02.2004, не обращались, из их заявлений усматривается, что повреждены транспортные средства, не относящиеся к имуществу первой необходимости, ответы были даны в соответствии с нормами Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Доводы апелляционной жалобы о том, что на их заявления даны ответы некомпетентным должностным лицом с нарушением порядка, судебной коллегией не принимаются. Установлено, что Главой местной администрации поручено дать ответы заместителю Главы Администрации Северодвинска по городскому хозяйству Лобачеву О.Н., которым они даны в сроки и в порядке, предусмотренные Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Факт направления ответов в адрес истцов простой почтовой корреспонденцией подтверждается материалами дела. Неполучение истцами ответов не свидетельствует о незаконном бездействии должностного лица. Кроме того, при рассмотрении искового заявления содержание ответов истцам стало известно, ответы получены, что исключает необходимость восстановления их прав путем возложения обязанности на должностное лицо дать мотивированный ответ. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется. Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 30 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Давыдовой С.В. и Каретникова А.В. – без удовлетворения.

    

Председательствующий

А.А. Брагин

Судьи

И.А. Пыжова

Т.Н. Рудь

33а-6977/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Каретников Алексей Вячеславович
Давыдова Светлана Вячеславовна
Ответчики
Администрация МО Северодвинск
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Рудь Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.arh.sudrf.ru
30.10.2019Судебное заседание
27.01.2020Судебное заседание
27.01.2020Судебное заседание
28.11.2019Судебное заседание
12.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2019Передано в экспедицию
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Судебное заседание
29.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее