Дело №2-3600/2022
УИД 24RS0032-01-2022-003118-88
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
20 октября 2022 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Чешуевой А.А.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №», Главному управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности устранить нарушение законодательства о противодействии терроризму,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №», Главному управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности устранить нарушение законодательства о противодействии терроризму.
Требования с учетом уточнений мотивированы тем, что <адрес> во исполнение приказа прокуратуры края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №», которой принадлежат на праве оперативного управления объекты по адресу: <адрес>. В соответствии с паспортом безопасности объекту присвоена 3 категория опасности. Возможные людские потери при совершении террористического акта составляют 512 человек. По <адрес>. В соответствии с паспортом безопасности объекту присвоена 3 категория опасности. Возможные людские потери при совершении террористического акта составляют 94 человека. По результатам проверки выявлены следующие нарушения законодательства: на объекте, расположенному по адресу: <адрес>: в нарушении подпункта «а» п.25 Требований объект не оборудован охранной сигнализацией; в нарушение п.30 Требования система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; в нарушение подпункта «в» п.25 Требований на объекте на 1-м этаже отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). На объекте, расположенном по адресу: <адрес>: в нарушение подпункта «а» п. 25 Требований объект не оборудован охранной сигнализацией; в нарушение п.30 Требований Система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; в нарушение подпункта «в» п.25 Требований на объекте на 1-м этаже отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). Функции и полномочия учредителя, главного распорядителя бюджетных средств учреждения в отношении МБОУ «Средняя школа №» в соответствии с уставом учреждения осуществляет Главное управление образования администрации <адрес>. 06.09.2022г. прокуратурой района проведено дополнительное обследование здания учреждения с целью контроля устранения ранее выявленных нарушений. По результатам обследования выявлены следующие нарушения законодательства. На объекте по адресу: <адрес> в нарушение подпункта «а» п. 25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № объект не оборудован охранной сигнализацией; в нарушение п. 30 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта; в нарушение подпункта «в» п. 25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на объекте на 1-м этаже отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); в нарушение подпункта «д» п. 24 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № объект не оборудован системами оповещения и управления эвакуации либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. На объекте по адресу: <адрес> в нарушение подпункта «а» п. 25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № объект не оборудован охранной сигнализацией; в нарушение п. 30 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта; в нарушение подпункта «в» п. 25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на объекте на 1-м этаже отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). Таким образом, антитеррористическая защищенность объектов образования зданий МБОУ «Средняя школа №» в полной мере не обеспечена.
В связи с чем, прокурор с учетом уточнений просит возложить обязанность на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №» устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, а именно: оборудовать здания по адресам: <адрес> охранной сигнализацией; обеспечить здания по адресам <адрес>, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; оборудовать на первом этаже зданий по адресам: <адрес>, помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделение вневедомственной охраны войск национально гвардии Российской Федерации); оборудовать здание по адресу: <адрес> системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновений чрезвычайной ситуации; актуализировать паспорта безопасности объектов по адресам: л. Рейдовая, <адрес> в соответствии с действующим законодательством в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Возложить обязанность на главное управление образования администрации <адрес> выделить финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора <адрес> ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика МБОУ «Средняя школа №» ФИО4 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила. Ранее в предварительном судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, просил в их удовлетворении отказать, представила отзыв на исковое заявление, в котором также просила в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на следующее. В соответствии с положениями устава щколы, ее учредителем является муниципальное образование - <адрес>. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципального образовательного учреждения осуществляет администрация <адрес>. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование <адрес>, уполномоченным органом осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью является департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>. Муниципальное учреждение – получатель бюджетных средств посредством выделения субсидий из бюджета города, обеспечивает результативность использования данных средств. В целях определения объема средств, необходимых для выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности Учреждением направлены запросы коммерческих предложении. После определения необходимой суммы, Учреждением подана заявка на выделение дополнительного финансирования из бюджета города. На основании письменной заявки в Реестр дополнительной потребности главного управления образования администрации <адрес> включены средства на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности учреждения. При предоставлении бюджетных средств учреждением будет проведена закупка соответствующих работ в рамках бюджетного законодательства и законодательства о закупочной деятельности с соблюдением установленных сроков, и процедур. В соответствии с определенной категорией опасности и целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта и создания безопасных условий для всех участников образовательных отношений и учреждении выполняются мероприятия с учетом пунктов 24, 25 Требований к антитеррористической защищенности, предусмотренных Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Требования). В Учреждении приказом руководителя назначено должностное лицо, ответственное за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта. Учреждением оформлен и согласован с УФСБ России по <адрес>, Управлением Федеральной службы войск Национальной Гвардии РФ по <адрес> и ФГКУ «30 отряд ФПС по <адрес> паспорт безопасности объекта в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». В паспорте отражены силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности учреждения, а также меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта. В части инженерно-технического обеспечения учреждение оборудовано автоматической пожарно-охранной сигнализацией и системой эвакуации людей при пожаре, а также дополнительной системой, позволяющей дублировать сигнал о пожаре в подразделения пожарной охраны без участия работников учреждения. Ежегодно на начало учебного года и затем ежеквартально в учреждении проводится разъяснительная работа, инструктивные совещания с работниками и обучающимися, направленные на усиление бдительности, организованности, готовности к действиям в чрезвычайной ситуации. Систематически в учреждении в соответствии с утвержденным планом эвакуации, проводятся тренировки с обучающимися и работниками при угрозе возникновения различных видов чрезвычайных ситуаций (проводятся не реже 1 раза в квартал), а также инструктажи и занятия по действиям в условиях объявления 2 сигналов: «тревожный сигнал об опасности», «объявление эвакуации из здания». В общедоступных местах размещены схемы эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов, опорного пункта полиции, органов безопасности, наглядная агитация по противодействию терроризму. По согласованию с коллегиальными органами управления Учреждения, представляющими интересы всех участников образовательных отношений, в учреждении принято Положение о пропускном режиме, в котором предусмотрены меры, направленные на обеспечение пропускного и внутри-объектного режимов, исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств. Во исполнение данного локального нормативного акта в учреждении назначены работники, ответственные за осуществление пропускного режима, которые обеспечивают контроль доступа посетителей в учреждении путем обязательной их регистрации в соответствующем журнале и сопровождения по зданию учреждения, ежедневный обход и осмотр объекта (территории). Сотрудниками учреждения осуществляется контроль доступа за перемещением автотранспорта по его территории. На основании приказа руководителя Учреждения определен список автотранспорта (доставка продуктов питания к столовой, аварийно-технические службы, вывоз твердых бытовых отходов), которому разрешен доступ на территорию учреждения. Въезд автомобилей осуществляется через хозяйственные ворота, расположенные на расстоянии от входа в учреждение, чем обеспечиваются безопасные условия для пребывания обучающихся. Во исполнение дополнительной меры антитеррористической защищенности, предусмотренной подпунктом «б» пункта 25 Требований учреждением обеспечена охрана объекта и его территории сотрудниками ООО ЧОП «Тамерлан-Восток» на основании заключенного договора на оказание охранных услуг от ДД.ММ.ГГГГ №.2022. Таким образом, учреждением предпринимается комплекс мер, направленных на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов обучающихся и работников учреждения, и обеспечение антитеррористической защищенности, в рамках предоставленных полномочий.
Представитель ответчика Главного управления образования администрации <адрес> ФИО5 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени его проведения извещалась своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, заявлений, ходатайств не представила. Ранее в предварительном судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав возражение на исковое заявление, в котором указано следующее. В соответствии с положениями устава учреждения учредителем школы является муниципальное образование - <адрес>. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципального образовательного учреждения осуществляет администрация <адрес>. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование <адрес>, уполномоченным органом осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью является департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>. Управление является органом администрации города, действующим в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления <адрес> по решению вопросов местного значения, а также отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления <адрес>, в сфере образования, в соответствии с п. 1 Положением, утвержденным распоряжением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ №-р. В соответствии с п. 13 Положения Управление выступает в качестве органа, координирующего деятельность подведомственных муниципальных образовательных учреждений. Управление ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований в соответствующем финансовом году и плановом периоде (п/п 10 п. 22 Положения). Кроме того, согласно ч. 6 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с действующим законодательством может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения. Учитывая, что истцом требования, связанные с причинением вреда гражданам не заявлены, соответственно в силу гражданского законодательства для привлечения в качестве соответчика Управления отсутствуют основания. В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанность создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации возлагается на образовательную организацию. Муниципальное учреждение - получатель бюджетных средств посредством выделения субсидий из бюджета города, обеспечивает результативность использования данных средств. В соответствии с Уставом <адрес> (статья 77), Решением Красноярского j_ городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджетном процессе в городе Красноярске» (статья 14) администрация города обеспечивает исполнение бюджета города в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, составление проекта бюджета города, внесение проекта бюджета города с необходимыми документами и материалами на утверждение городского Совета. В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьей 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование деятельности муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений осуществляется из бюджета <адрес> путем предоставления субсидий на выполнение муниципального задания, а также на иные цели, не связанные с выполнением ими муниципального задания. Постановлением администрации <адрес> от 11,01.2012 № утвержден Порядок определения объема и условий предоставления из бюджета города муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям субсидий в целях осуществления уставной деятельности, не связанной с выполнением ими муниципального задания. При этом указанный Порядок определяет процедуру и условия предоставления субсидии (раздел II), которая в себя включает направление учреждением в сроки, установленные постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № о разработке бюджетного послания на очередной финансовый год и плановый период для подготовки проекта бюджета города, в Управление установленного пакета документов; его рассмотрение и утверждение Управлением перечня получателей и объем субсидий на очередной финансовый год и плановый период путем издания соответствующего приказа, заключение соглашения на предоставлении субсидии на иные цели. В соответствии с п. 1 Положения о департаменте финансов администрации города, утвержденного распоряжением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ №-р, департамент является уполномоченным органом администрации <адрес> по управлению средствами бюджета города, обеспечивающим проведение финансовой политики города, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета города. Департамент финансов утверждает лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей бюджетных средств. Доводит лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств. Принимает решение об изменении лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством (п/п 41 п. 11 Положения). Таким образом, возможности выделения денежных средств Управлением ограничены пределами объемов бюджетных ассигнований на обеспечение расходных обязательств <адрес>, доведенных Управлению в 2022 году. Выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности в учреждении требует проведение мероприятий по определению и заявлению дополнительной потребности на выделение дополнительных бюджетных средств в департамент финансов администрации города, корректировки соответствующих показателей бюджета города, их утверждение в установленном порядке Красноярским городским Советом депутатов. На основании письменной заявки учреждения от ДД.ММ.ГГГГ в Реестр дополнительной потребности главного управления образования администрации <адрес> на 2022-2023 года включены средства на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности учреждения. Учитывая, что заявка на выделение дополнительной потребности поступила в Управление после формирования проекта бюджета на 2022 год, средства на указанные мероприятия не были предусмотрены в бюджете на 2022 год. Средства на выполнение мероприятий по антитеррористической безопасности учреждении включены в проект бюджета на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов. После утверждения бюджета средства будут доведены до учреждения для осуществления закупочное деятельности. Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в ФИО1 Федерации» (ст. 28) образовательная организация обладает автономией, самостоятельна- е осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономическое деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с действующим законодательством и уставом образовательной организации. К компетенции образовательной организации отнесено создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Требования к антитеррористической защищенности образовательных учреждений устанавливающие обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности, предусмотрены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Требования. Требования антитеррористической защищенности). Пунктом 5 Требований предусмотрено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях). В соответствии с определенной категорией опасности в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта и создания безопасных условий для всех участников образовательных отношений в учреждении выполняются следующие мероприятия с учетом пунктов 24, 25 Требований. В учреждении приказом руководителя назначено должностное лицо, ответственное за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта. Учреждением оформлен и согласован с УФСБ России по <адрес>, Управлением Федеральной службы войск Национальной Гвардии РФ по <адрес> и ФГКУ «30 отряд ФПС по <адрес> паспорт безопасности объекта в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». В паспорте отражены силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности учреждения, а так же меры по инженерно-технической физической защите и пожарной безопасности объекта. В части инженерно-технического обеспечения учреждение оборудовано автоматической пожарно-охранной сигнализацией и системой эвакуации людей при пожаре, а также дополнительной системой, позволяющей дублировать сигнал о пожаре в подразделения пожарной охраны без участия работников учреждения. Ежегодно на начало учебного года и затем ежеквартально в учреждении проводится разъяснительная работа, инструктивные совещания с работниками и обучающимися, направленные на усиление бдительности, организованности, готовности к действиям в чрезвычайной ситуации. Систематически в учреждении в соответствии с утвержденным планом эвакуации проводятся тренировки с обучающимися и работниками при угрозе возникновения различных видов чрезвычайных ситуаций (проводятся не реже 1 раза в квартал), а также инструктажи и занятия по действиям в условиях объявления 2 сигналов: «тревожный сигнал об опасности», «объявление эвакуации из здания». В общедоступных местах размещены схемы эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов, опорного пункта полиции, органов безопасности, наглядная агитация по противодействию терроризму. По согласованию с коллегиальными органами управления учреждения, представляющими интересы всех участников образовательных отношений, в учреждении принято Положение о пропускном режиме, в котором предусмотрены меры, направленные на обеспечение пропускного и внутриобъектного режимов, исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств. Во исполнение данного локального нормативного акта в учреждении назначены работники, ответственные за осуществление пропускного режима, которые обеспечивают контроль доступа посетителей в учреждении путем обязательной их регистрации в соответствующем журнале и сопровождения по зданию учреждения, ежедневный обход и осмотр объекта (территории). Сотрудниками учреждения осуществляется контроль доступа за перемещением автотранспорта по его территории. На основании приказа руководителя учреждения определен список * автотранспорта (доставка продуктов питания к столовой, аварийно-технические службы, вывоз твердых бытовых отходов), которому разрешен доступ на территорию учреждения. Въезд автомобилей осуществляется через хозяйственные ворота, расположенные на расстоянии от входа в учреждение, чем обеспечиваются безопасные условия для пребывания обучающихся. Во исполнение дополнительной меры антитеррористической защищенности, предусмотренной подпунктом «б» пункта 25 Требований учреждением обеспечена охрана объекта и его территории сотрудниками частной охранной организации на основании заключенного договора на оказание охранных услуг. Таким образом, учреждением предпринят комплекс мер, направленных на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов обучающихся и работников учреждения, и обеспечение антитеррористической защищенности. Просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований прокурора <адрес>.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
Пунктом 4 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ).
Пунктом 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" предусмотрено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Согласно пункта 25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Согласно п. 30 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
В соответствии с п. 6.48 Свода Правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утверждённого Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГг. №, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждения образования и их учащихся предписано предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Согласно п. 1.3 Устава МБОУ «Средняя школа №» учредителем является муниципальное образование <адрес>. Функции и полномочия Учредителя осуществляет орган местного самоуправления администрация <адрес>.
В соответствии с п. 1.2 Устава, МБОУ «Средняя школа №» находится по адресу: Россия, <адрес>.
В соответствии с п. 1.5 Устава МБОУ «Средняя школа №» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления или на ином законном основании, может иметь самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Таким образом, МБОУ «Средняя школа №» на праве оперативного управления принадлежит здание школы по адресу: <адрес>, которому в соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" присвоена третья категория опасности, что подтверждается актом обследования и категорирования объекта на предмет антитеррористической защищенности. Возможные людские потери при совершении террористического акта составляют 512 человек.
Также МБОУ «Средняя школа №» на праве оперативного управления принадлежит здание школы по адресу: <адрес>, которому в соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" присвоена третья категория опасности, что подтверждается актом обследования и категорирования объекта на предмет антитеррористической защищенности. Возможные людские потери при совершении террористического акта составляют 94 человек.
В ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки соблюдения требований антитеррористической защищенности объектов образования на объекте по адресу: <адрес> в нарушение подпункта «а» п. 25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № объект не оборудован охранной сигнализацией; в нарушение п. 30 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта; в нарушение подпункта «в» п. 25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на объекте на 1-м этаже отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); в нарушение подпункта «д» п. 24 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № объект не оборудован системами оповещения и управления эвакуации либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. На объекте по адресу: <адрес> в нарушение подпункта «а» п. 25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № объект не оборудован охранной сигнализацией; в нарушение п. 30 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта; в нарушение подпункта «в» п. 25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на объекте на 1-м этаже отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации)..
ДД.ММ.ГГГГ исх. № в адрес и.о. руководителя Главного управления образования Администрации <адрес> ФИО6 было вынесено соответствующее представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму.
ДД.ММ.ГГГГ исх. 3-дсп прокурору <адрес> был дан ответ, подписанный и.о. руководителя главного управления образования ФИО7, сообщено о том, что доводы прокуратуры <адрес>, изложенные в представлении, приняты к сведению.
Исходя из объяснений сторон в ходе судебного заседания, представленной в материалы дела документации, следует, что здания МБОУ «Средняя школа №», расположенные по адресу: <адрес>, а также по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, указанным в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)". При этом, суд отмечает, что принятие мер безопасности является необходимым условием реализации конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении и работников образовательного учреждения. В МБОУ «Средняя школа №» не обеспечено соблюдение требований законодательства по антитеррористической защищенности объектов, относящегося к третей категории опасности, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательной организации.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, возложении обязанности на МБОУ «Средняя школа №» устранения нарушения требований законодательства в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В опровержение доводов стороны ответчиков, меры принятые администрацией образовательного учреждения, не достаточны для обеспечения безопасности лиц, находящихся в данном учреждении.
С учетом порядка и сроков формирования бюджета, возможности выделения денежных средств, суд считает необходимым возложить обязанность на Главное управления образования администрации <адрес> по выделению финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №», Главному управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности устранить нарушение законодательства о противодействии терроризму - удовлетворить.
Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №» устранить нарушения требований законодательства: оборудовать здания по адресам: <адрес> охранной сигнализацией; обеспечить здания по адресам <адрес>, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; оборудовать на первом этаже зданий по адресам: <адрес>, помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделение вневедомственной охраны войск национально гвардии Российской Федерации); оборудовать здание по адресу: <адрес> системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновений чрезвычайной ситуации; актуализировать паспорта безопасности объектов по адресам: <адрес> в соответствии с действующим законодательством в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на главное управление образования администрации <адрес> выделить финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: А.А. Чешуева
Дело №2-3600/2022
УИД 24RS0032-01-2022-003118-88
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
(резолютивная часть)
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Чешуевой А.А.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №», Главному управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности устранить нарушение законодательства о противодействии терроризму,
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №», Главному управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности устранить нарушение законодательства о противодействии терроризму - удовлетворить.
Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №» устранить нарушения требований законодательства: оборудовать здания по адресам: <адрес> охранной сигнализацией; обеспечить здания по адресам <адрес>, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; оборудовать на первом этаже зданий по адресам: <адрес>, помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделение вневедомственной охраны войск национально гвардии Российской Федерации); оборудовать здание по адресу: <адрес> системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновений чрезвычайной ситуации; актуализировать паспорта безопасности объектов по адресам: <адрес> в соответствии с действующим законодательством в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на главное управление образования администрации <адрес> выделить финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: А.А. Чешуева