№ 16-737/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар | 25 января 2023 года |
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области Сафрыгина Ю.В. на вступившее в законную силу решение судьи Астраханского областного суда от 3 июня 2022 года, вынесенное в отношении первого заместителя министра образования и науки Астраханской области Фролова Сергея Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области № 25-19-13/2021-60 от 27 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г.Астрахани от 3 марта 2022 года, первый заместитель министра образования и науки Астраханской области Фролов С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Астраханского областного суда от 3 июня 2022 года постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области № 25-19-13/2021-60 от 27 декабря 2021 года и решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 3 марта 2022 года отменены, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу, просит отменить состоявшееся в отношении Фролова С.С. по настоящему делу об административном правонарушении решение судьи Астраханского областного суда от 3 июня 2022 года, ссылаясь на его незаконность, направить дело на новое рассмотрение.
Фролов С.С., уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы на указанный выше судебный акт, возражения на данную жалобу не представил.
Изучение в порядке части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения первого заместителя министра образования и науки Астраханской области Фролова С.С. к административной ответственности) установлена ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса,
Основанием для привлечения первого заместителя министра образования и науки Астраханской области Фролова С.С. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили приведенные в постановлении должностного лица обстоятельства того, что в рамках реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Информационная структура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2019 г. №1438, между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Астраханской области 6 декабря 2019 года заключено соглашение №073-17-2019-093 о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Астраханской области на развитие информационно - телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций, дата достижения результата – 31 декабря 2019 года, общий объем бюджетных ассигнований – 180 525 876, 29 руб. В рамках исполнения Соглашения министерством заключены контракты в 2019 году, в том числе за счет средств иного межбюджетного трансферта на сумму 19 966 777,43 руб.
В целях обеспечения достижения значений результата регионального проекта, установленных приложением №1 к Соглашению №073-17-2019-093 (в редакции ДС №1), министерству образования и науки Астраханской области в срок до 1 сентября 2020 года необходимо приобрести оборудование, указанное в инфраструктурном листе, по 93 общеобразовательным организациям в рамках ФП «Информационная инфраструктура» НП «Цифровая экономика России».
В ходе проверки достижения значения показателя результативности должностным лицом административного органа выявлено, что по состоянию на 1 сентября 2020 г. по заключенным контрактам министерством образования и науки Астраханской области получено оборудования 93 общеобразовательных организаций не в полном объеме (получено оборудование на сумму 20 584 306,63 руб. из 151 915 831,63 руб.), то есть достижение результата регионального проекта по состоянию на 1 сентября 2020 года, установленного приложением № 1 к Соглашению №073-17-2019-093 (в редакции ДС № 1), не обеспечено.
Судья районного суда с выводами должностного лица о виновности первого заместителя министра образования и науки Астраханской области Фролова С.С. в недостижении показателей результативности использования иного межбюджетного трансферта согласился, указав при этом, что из 13 заключенных контрактов по состоянию на 1 сентября 2020 года только по 3 контрактам поставлено оборудование, при этом запуск оборудования в общеобразовательных учреждениях не был осуществлен.
Отменяя указанные постановление должностного лица и решение судьи районного суда и прекращая производство в связи с отсутствием в действиях Фролова С.С. состава административного правонарушения, судья областного суда исходил из того, что реальной возможности обеспечить достижение показателя результативности использования иных межбюджетных трансфертов и осуществить закупочные процедуры к установленному сроку по данному Соглашению не имелось, в том числе с учетом доведения объемов финансирования по дополнительному соглашению после истечения срока для выполнения условий соглашения.
Выводы судьи Астраханского областного суда полагаю обоснованными.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Астраханской области заключено Соглашение №073-17-2019-093 от 6 декабря 2019 года о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Астраханской области на развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций (93 школ) сроком исполнения до 31 декабря 2019 года (л.д.80-84).
При этом из материалов дела следует, что в 2019 году в полном объеме приобрести комплекс технологически связанных между собой товаров, оборудования и материалов для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций для 93 школ до 31 декабря 2019 года не представилось возможным по не зависящим от министерства образования и науки Астраханской области обстоятельствам с учетом признания электронного аукциона несостоявшимся ввиду отсутствия заявок по закупке основного сетевого оборудования на сумму 135 900 000 руб.(л.д.157-158), а также невозможности повторного проведения аукциона по окончания финансового года, что обусловлено предоставлением межбюджетных трансфертов 6 декабря 2019 года и положениями части 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации о прекращении действий 31 декабря бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования текущего финансового года.
При этом приобретенные по трем закупкам товары – кабель для сетевого оборудования, панели, комплектующие детали - вопреки суждениям судьи Кировского районного суда Астраханской области, в отсутствие основного сетевого оборудования не могли быть запущены в образовательных учреждениях.
По заключенному 25 сентября 2020 года между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Астраханской области дополнительному соглашению №1 к Соглашению №073-17-2019-093 от 6 декабря 2019 года, установлено значение результата регионального проекта: «Обеспечение развития информационно - телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций» (тип результата - «приобретение товаров, работ и услуг») со значением 93 единиц, изменена дата достижения результата регионального проекта, при этом Министерством просвещения Российской Федерации дано разрешение направить остатки бюджетных ассигнований иного межбюджетного трансферта, не использованные в 2019 году, на указанные цели в объеме 180 525 876, 29 руб. (л.д.74)
Сведений об оспаривании данного дополнительного соглашения, как и разрешения на направление на 2020 год неиспользованных в 2019 году остатков бюджетных средств, а также о признании недействующим приведенного разрешения, в материалах дела не имеется.
В ходе рассмотрения дела судьей Астраханского областного суда также установлено доведение до министерства образования и науки Астраханской области объемов финансирования по дополнительному соглашению №1 к Соглашению №073-17-2019-093 от 6 декабря 2019 года только 13 октября 2020 года в сумме 13 847 929,91 и 14 октября 2020 года в сумме 6 736 376,72 руб., что не позволило своевременно, то есть до 1 сентября 2020 года использовать указанные средства ввиду их отсутствия.
Кроме того, в материалы дела представлены обращения министра образования и науки Астраханской области и его заместителя в правительство Астраханской области, Министерство просвещения Российской Федерации по вопросам ускорения заключения дополнительного соглашения в целях выполнения условий Соглашения Соглашению №073-17-2019-093 от 6 декабря 2019 года(л.д.125-138).
Учитывая изложенное выше, оснований для признания ненадлежащим исполнение должностных обязанностей Фроловым С.С., как первым заместителем министра образования и науки Астраханской области, а также для вывода о нарушении им порядка и условий расходования межбюджетных трансфертов, не усматривается.
В жалобе должностного лица, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, поставлен вопрос об отмене судебного акта о прекращении производства по делу, при этом приведены доводы о наличии в действиях первого заместителя министра образования и науки Астраханской области Фролова С.С. признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы нельзя признать заслуживающими внимания исходя из изложенных выше обстоятельств, кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать выводы о виновности лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 24.5 названного Кодекса.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года № 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, исходя из положений части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вышеназванной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отмена вступившего в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении возможна, но только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Вместе с тем в рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о том, что судьей Астраханского областного суда допущены существенные нарушения, которое носили фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на исход дела, поэтому судебный акт отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Астраханского областного суда от 3 июня 2022 года, вынесенное в отношении первого заместителя министра образования и науки Астраханской области Фролова Сергея Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области Сафрыгина Ю.В. – без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья городского суда Бутырина О.П. № 12-112/2022
судья областного суда Мухамбеталиева Н.Х. № 7-354/2022
судья кассационного суда Карасова Н.Х. № 16-7388/2022, 16-737/2023