Дело №2а-5434/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 сентября 2018 г. г.Раменское Раменский городской суд Московской области под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,
при секретаре Ясевой А.Р.,
с участием административного истца Ликашина В.В.,
его представителя Симкина В.А.,
представителя административного ответчика Куприченковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Ликашина В. В. к Администрации Раменского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги и в обязании предварительного согласования предоставление земельного участка,
у с т а н о в и л :
Ликашин В.В. обратился в суд к Администрации Раменского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» <номер> исх-<номер> от <дата>.; обязании предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью 79 кв.м., по адресу: <адрес>.
В обоснование своего требования административный истец указал, что обратился в Администрацию Раменского муниципального района Московской области с заявлением №<номер> о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в отношении земельного участка площадью 79 кв.м., расположенного по вышеуказанному адресу. Однако, ему было отказано в предоставлении данной государственной услуги, с указанием о наличии противоречивых сведений в заявлении и приложенных к нему документах. Одновременно ему было разъяснено о порядке действий для получения положительного результата по предоставлению данной государственной услуги. Указано, что порядок предоставления земельных участков определен действующим земельным законодательством. В соответствии с п.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. ЗК РФ не предусматривает исключительного права приобретения земельного участка собственнику квартиры, помещения, доли объекта недвижимости (до выделения ее в натуре), части объекта недвижимости (не выделенной в натуре). Данное решение Администрации считает незаконным, поскольку в соответствии с п.6 ч.2 ст.39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в иных случаях, предусмотренных ст.39.20 настоящего Кодекса. Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирован статьей 39.15 ЗК РФ. Перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, изложен в п.8 ст.39.15 ЗК РФ. Обстоятельств, предусмотренных названной нормой, которые могли бы послужить основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, считает не имелось. Кроме того, отказ в предоставлении государственной услуги не мотивирован, не содержит всех оснований отказа.
В судебном заседании административный истец Ликашин В.В. поддержал свои требования, мотивируя тем, что на земельном участке располагался магазин, который сгорел. При его восстановлении после пожара, здание расположил за пределы участка на 32 кв.м., установив забор в задней части магазина для хозяйственных нужд. Составив план земельного участка и схему расположения восстановленного здания магазина, обратился к административному ответчику через МФЦ согласовать предоставление земельного участка площадью 79 кв.м. по месту расположения магазина, но ему отказали в предоставлении государственной услуги без указания мотивов.
Представитель административного истца Симкин В.А. поддержал требования Ликашина В.В., уточнив суду о том, что в решении административного ответчика об отказе в предоставлении государственной услуги отсутствуют основания отказа. Истец не обращался с заявлением о приобретении дополнительной площади земельного участка, а обратились лишь с заявлением о согласовании расположения земельного участка. Решение должно содержать норму закона и основания отказа. Такого же основания отказа, как указано в решении ответчика п.16 ст.11.10 ЗК РФ не предусмотрено. В связи с тем, что решение об отказе в предоставлении государственной услуги подписано заместителем Главы Администрации Раменского муниципального района, истец обжалует отказ Администрации. Из оспариваемого решения Администрации не ясно, истцу отказано только в согласовании расположения земельного участка либо в утверждении схемы земельного участка. Из буквального же смысла решения об отказе следует, что вопрос об утверждении схемы земельного участка Администрацией вообще не рассматривался.
Административный ответчик- Администрация Раменского муниципального района МО своего представителя для участия в судебном заседании не направила, <дата>. поступил письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении административного иска отказать, так как полномочия по предоставлению указанной услуги относятся к деятельности Управления земельных отношений Раменского муниципального района в соответствии с постановлением Администрации Раменского муниципального района от 15.06.2017г. №412 «Перечень государственных и муниципальных услуг Раменского муниципального района…». Полагает, что истцом фактически и по существу оспаривается отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Представитель привлеченного судом по делу в качестве административного соответчика – Управления земельных отношений Раменского муниципального района Куприченкова А.И. просила отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что в заявлении истца не имелось требование об утверждении схемы расположения земельного участка, в связи с чем в предоставлении услуги было отказано, решение об обязании предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью 79 кв.м. не принято. Решение об отказе в предоставлении государственной услуги готовилось Управлением, а подписано Администрацией на основании распределения полномочий в соответствии с постановлением Администрации Раменского муниципального района от 15.06.2017г. №412 «Перечень государственных и муниципальных услуг Раменского муниципального района…».
Выслушав административного истца, его представителя и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворение административного иска по следующим основаниям.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1).
Постановлением Администрации Раменского муниципального района МО от 15.06.2017 №4120 «Об утверждении Перечня государственных и муниципальных услуг Раменского муниципального района, предоставляемых структурными подразделениями, отраслевыми органами администрации Раменского муниципального района и муниципальными учреждениями Раменского муниципального района в новой редакции» предусмотрено предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена
Согласно п.31 ст.24 ФЗ от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.01.2020 исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта РФ, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными ст.ст.39.15, 39.16 ЗК РФ.
Земельный кодекс РФ в п.5 ст.1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как следует из выписки из электронного журнала регистрации обращений о приеме документов о приеме документов от <дата>. Ликашин В.В. сдал документы в Муниципальное административное учреждение «Многофункциональный Центр предоставления государственных и муниципальных услуг Раменского муниципального района Московской области» для получения государственной услуги- предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Приняты следующие документы: 1) схема расположения земельного участка на кадастровом плане с указанием координат характерных точек границ территории, подготовленная кадастровым инженером; 2) документ, удостоверяющий личность заявителя; 3) документ, удостоверяющий права заявителя на здание.
Из содержания заявления Ликашина В.В. следует, что он просит предварительно согласовать предоставление земельного участка с кадастровым номером (при наличии) <номер> под реконструкцию магазина.
Решением заместителя Главы администрации Раменского муниципального района ФИО <номер>исх-<номер> от <дата>. отказано в предоставлении государственной услуги - «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в отношении земельного участка площадью 79 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с наличием противоречивых сведений в Заявлении и приложенных к нему документах.
Одновременно разъяснено содержание п.1 ст.39.20 ЗК РФ о том, исключительное право приобретения земельных участков в собственность имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. ЗК РФ не предусматривает исключительного права приобретения земельного участка собственнику квартиры, помещения, доли объекта недвижимости (до выделения се в натуре), части объекта недвижимости (не выделенной, в натуре).
Таким образом, из содержания вышеуказанного решения административного ответчика <номер>исх-<номер> от <дата>. видно, что отказ в предоставлении государственной услуги никак не мотивирован и не содержит сведений, на основании какой нормы права отказано.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирован ст. 39.15 ЗК РФ.
Перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, изложен в п.8 ст. 39.15 ЗК РФ.
Обстоятельств же, предусмотренных названной нормой, которые могли бы послужить основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в данном случае не имелось.
Пунктом 2 ч.8 ст.39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Данные нормы содержат исчерпывающий перечень оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Такое основание, как «наличие противоречивых сведений в заявлении и приложенных к нему документах» в перечне оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка отсутствует.
В свою очередь, из положений ч.17 ст.39.15 ЗК РФ следует, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
При таких обстоятельствах, решение об отказе в предоставлении государственной услуги <номер> Исх-<номер> от <дата>. нельзя признать обоснованным. Представитель административного ответчика также не смогла суду разъяснить, по каким основаниям административному истцу было отказано в предоставлении государственной услуги. В связи с этим, на административного ответчика следует возложить обязанность по повторному рассмотрению заявления Ликашина В.В.
Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Признать незаконным решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена <номер> Исх-<номер> от <дата>.
Обязать Администрацию Раменского муниципального района повторно рассмотреть заявление Ликашина В.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 79 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд Московской области в течение месяца после составления мотивированного решения.
Судья:
Мотивированное решение составлено 11.09.2018г.