31RS0024-01-2019-001409-81
№ 2-997/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Шебекино 11 октября 2019 г.
Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Иконникова А.А.,
при секретаре Хамской Ю.В.,
с участием истца Зимовиной М.С., представителя ответчика Управления социальной защиты населения администрации Шебекинского городского округа Гончаровой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зимовиной ФИО10 к Управлению социальной защиты населения администрации Шебекинского городского округа о возложении обязанности выплатить пособие на погребение,
УСТАНОВИЛ:
Зимовина М.С. обратилась в суд с иском, в котором просит обязать Управление социальной защиты населения администрации Шебекинского городского округа выплатить ей пособие на погребение, в связи со смертью брата Валуйского А.С.
В обоснование иска ссылается на то, что Валуйский А.С. умер 10 апреля 2019 г., она понесла расходы по его захоронению. После похорон она обратилась с заявлением к ответчику о выплате пособия на погребение. Уведомлением от 7 мая 2019 г. ей было отказано в выплате пособия, так как умерший не был зарегистрирован на дату смерти на территории Шебекинского городского округа Белгородской области. Однако он с 2013 года по день смерти фактически проживал в <адрес>
В судебном заседании истец Зимовина М.С. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Шебекинского городского округа Гончарова А.Н. возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на отсутствие у умершего места регистрации на территории Шебекинского городского округа.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.
Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером.
Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти.
Согласно справке о смерти № от 24 апреля 2019 г. Валуйский А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер 10 апреля 2019 г. в <адрес>
Несение расходов на погребение истцом подтверждается товарным чеком от 12 апреля 2019 г.
Из представленных суду доказательств следует, что на день смерти Валуйский А.С. не являлся получателем страховой пенсии, ежемесячной денежной выплаты, в качестве безработного на учете не состоял.
В этой связи социальное пособие на погребение после его смерти подлежит выплате органом социальной защиты населения.
24 апреля 2019 г. (в шестимесячный срок) Зимовина М.С. обратилась к ответчику с заявлением о выплате пособия на погребение, в связи со смертью Валуйского А.С.
Уведомлением от 7 мая 2019 г. ей было отказано в выплате пособия, так как умерший не был зарегистрирован на дату смерти на территории Шебекинского городского округа Белгородской области.
Согласно п.1 ст.20 ГК РФ место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.
В соответствии со ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ответу из адресно-справочной службы действительно Валуйский А.С. на территории Белгородской области зарегистрированным не является.
Однако в силу изложенных положений закона и разъяснений Конституционного Суда РФ в выплате пособия не может быть отказано если будет установлено фактическое проживание умершего на территории того района (округа), на территории которого осуществляет свою деятельность орган, к компетенции которого отнесена выплата пособия на погребение.
Из рапорта старшего УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Шебекинскому городскому округу ФИО6 следует, что умерший Валуйский А.С. в период времени с 2013 г. по апрель 2019 г. проживал по адресу: <адрес>, <адрес>.
Этот же адрес умершим указывался и при обращении в 2015 и 2016 годах в ОГКУЗ «Белгородская областная клиническая психоневрологическая больница».
Обстоятельства постоянного проживания умершего по указанному выше адресу также подтверждены показаниями свидетелей ФИО7 и ФИО8, которые были предупреждены об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ.
Таким образом, несмотря на отсутствие у умершего на дату смерти регистрации по месту жительства, исследованными судом доказательствами подтвержден факт его фактического проживания по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
С учетом изложенного, суд считает заявленные истцом требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Зимовиной ФИО11 к Управлению социальной защиты населения администрации Шебекинского городского округа о возложении обязанности выплатить пособие на погребение – удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Шебекинского городского округа произвести Зимовиной ФИО13 выплату пособия на погребение в связи со смертью брата Валуйского ФИО12, умершего 10 апреля 2019 г.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шебекинский районный суд Белгородской области.
Судья А.А. Иконников
Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2019 г.
Мотивированное