Дело №2-649/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
08 июня 2018 года г.Троицк
Троицкий городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего: Лавровой Н.А.,
при секретаре: Плоцкой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курмангалеевой Альбины Закирьяновны к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
установил:
Рстец Курмангалеева Альбина Закирьяновна обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРјРє администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Рѕ возложении обязанности предоставить истцу РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма специализированного жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным Рё техническим требованиям отдельное жилое помещение РЅРµ менее РЅРѕСЂРјС‹ предоставления площади жилого помещения, расположенное РІ Троицком районе Челябинской области.
РЎРІРѕРё требования обосновала тем, что мать истицы Р¤РРћ2 решением Троицкого районного СЃСѓРґР° Челябинской области РѕС‚ 30.04.2008 РіРѕРґР° была лишена РІ отношении Курмангалеевой Рђ.Р—. родительских прав. Отец истицы Р¤РРћ3 СЃ декабря 2002 РіРѕРґР°, находился РІ местах лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹.
Постановлением Главы Троицкого муниципального района Челябинской области в„– 621 РѕС‚ 11.12.2007 Рі. над истицей была учреждена опека. Опекуном была назначена сестра истца - Р¤РРћ12 Р’ 2014 РіРѕРґСѓ РїРѕ достижении совершеннолетия, истец обратилась РІ РЈРЎР—Рќ администрации Троицкого муниципального района СЃ РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРј Рѕ предоставлении РјРЅРµ жилого помещения как лицу РёР· числа "дети - сироты Рё дети оставшиеся без попечения родителей".
Однако истцу, разъяснили, что РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что ее отец Р¤РРћ13 РґРѕ достижения истицей 18- ти лет, Р° именно 06 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2013 РіРѕРґР° освободился РёР· мест лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим для подтверждения статуса "дети - сироты Рё дети оставшиеся без попечения родителей" Рё получение льгот, связанных СЃ этим статусом, ей необходимо установить факт утраты родительского попечения. Решением Троицкого РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Челябинской области РѕС‚ 12 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2015 РіРѕРґР°, которое вступило РІ законную силу 18.12.2015 РіРѕРґР° был установлен факт утраты Курмангалеевой Рђ.Р—. родительского попечения РІ возрасте РґРѕ 18 лет. Решением Министерства социальных отношений в„– 6381 РѕС‚ 10.10.2016 РіРѕРґР° Курмангалеева Рђ.Р—. была включена РІ РЎРїРёСЃРѕРє, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей - СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, Р° также лиц РёР· РёС… числа РїРѕ Троицкому муниципальному району РЅР° основании С‡.1 СЃС‚. 174 Закона Челябинской области РѕС‚ 25.10.2007 РіРѕРґР° "Рћ мерах социальной поддержки детей - СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю Рё социальных гарантиях приемной семье". До настоящего времени истец - Курмангалеева Рђ.Р—. жильем РЅРµ обеспечена. Возраста 23 лет истец РЅРµ достигла, следовательно РѕРЅР° имеет право встать РЅР° учет нуждающихся РІ получении жилых помещений РїРѕ месту регистрации (месту жительства) поскольку после достижения указанного возраста РѕРЅРё РЅРµ относятся РЅРё Рє РѕРґРЅРѕР№ РёР· категорий лиц, названных РІ ФЗ "Рћ дополнительных гарантиях РїРѕ социальной поддержке детей - СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей". РџСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ обязать Администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области предоставить истице Курмангалеевой Рђ.Р—. РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма специализированного жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным Рё техническим требованиям отдельное жилое помещение РЅРµ менее РЅРѕСЂРјС‹ предоставления площади жилого помещения, расположенное РІ Троицком районе Челябинской области.
В судебном заседании истец Курмангалеева А.З. не участвовала, надлежаще извещалась о дне и времени рассмотрения дела.
Представитель истца по доверенности Кухарева Е.А. в судебном заседании участвовала просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации Троицкого муниципального района Печенкина А.А., в судебном заседании участвовала просила отказать в удовлетворении заявленных требований ссылаясь на доводы указанные в отзыве на исковое заявление, указав, что предоставление жилого помещения гр. Курмангалеевой А.З. по решению суда, будет нарушать права, свободы и законные интересы лиц из числа детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, включенных в Список гораздо раньше, чем истица, в Списке граждан по Троицкому муниципальному району в возрасте от 18 лет до 23 лет, имеющих право на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст.17 Закона Челябинской области от 25.10.2007 г. № 212- ЗО - раздел 2 на 01.01.2018гг. Курмангалеева А.З. значится под номером 36. (л.д. 35-36).
Представитель третьего лица УСЗН администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Савельева Г.А. в судебном заседании участвовала поддержала мнение представителя администрации Троицкого муниципального района Челябинской области.
Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области в судебном заседании не участвовали, надлежаще извещались о дне и времени рассмотрения дела, представили отзыв на исковое заявление, в котором, указали, что считают возможным обязать уполномоченный орган Троицкого городского округа предоставить Курмангалеевой А.З. на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение, отнесенное к муниципальному специализированному жилищному фонду, исходя из даты постановки на очередь и нормы предоставления площади жилого помещения, установленной на территории Троицкого муниципального района. (л.д.21-23).
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд решил исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Вопросы социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 названного Федерального закона отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Статьей 8 указанного Закона предусмотрена обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 7 названной статьи установлено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В развитие названных конституционных положений статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 5 Федерального закона № 159 - ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 17 Закона Челябинской области от 25.10.2007 года № 212-30 «О социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате руда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых смешений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого смещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается возможным, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии с ч. 7 ст. 17 Закона Челябинской области от 25.10.2007 года № 212-30 «О социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье» Орган социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в течение 15 рабочих дней со дня представления заявления и всех прилагаемых к нему документов готовит заключение, которое должно содержать вывод о необходимости включения или отказа во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в список. В случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, орган социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа предварительно устанавливает факт возможности или невозможности проживания указанных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, о чем составляет акт. Копия акта в течение пяти рабочих дней направляется заявителю.
В соответствии с ч. 8 ст. 17 указанного закона Орган социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в течение пяти рабочих дней со дня вынесения заключения направляет его и заявление с представленными заявителем документами, а в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилого помещения, а также акт, указанный в части 7 настоящей статьи, в уполномоченный орган исполнительной власти Челябинской области, который формирует список.
В соответствии с ч. 9 ст. 17 указанного закона Уполномоченный орган исполнительной власти Челябинской области в течение 15 рабочих дней со дня поступления заключения и иных документов, указанных в части 8 настоящей статьи, проводит проверку сведений, содержащихся в документах, и принимает решение:
1) о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в список;
2) об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в список.
Согласно ч. 10 ст. 17 указанного закона решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в список принимается в следующих случаях:
1) если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, проживание которых в ранее занимаемых жилых помещениях признано возможным при отсутствии обстоятельств, установленных частью 4 настоящей статьи;
2) если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа уже были однократно обеспечены жилым помещением по договору социального найма либо по договору найма специализированного жилищного фонда.
Согласно ч. 11 ст. 17 указанного закона копия решения о включении или об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в список в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю и в орган социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации). Принцип особой государственной защиты прав ребенка закреплен в преамбуле Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которой государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе.
Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, отнесены к категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, а также определены основные задачи и меры, направленные на защиту их прав и интересов.
Р’ судебном заседании установлено, что Курмангалеева Рђ.Р—., 14.02.1996 Рі.СЂ. относиться Рє категории детей - СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей оставшихся без попечения родителей, поскольку мать Р¤РРћ2, решением Троицкого районного СЃСѓРґР° Челябинской области лот 30.04.2008 РіРѕРґР° была лишена РІ отношении истицы родительских прав (Р».Рґ.52-54). Отец Р¤РРћ3, был осужден РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂРѕРј Троицкого районного СЃСѓРґР° Челябинской области РѕС‚ 10.12.2004 РіРѕРґР° РїРѕ С‡.4 СЃС‚. 111, СЃС‚.30 С‡.3 СЃС‚. 105 С‡.1. РЈРљ Р Р¤ отбывал наказание 12 лет РІ РРљ строго режима (Р».Рґ.54-59). Освободился РёР· мест лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РїРѕ отбытию наказания - 06.11.2013Рі. Решением Троицкого РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Челябинской области РѕС‚ 12.11.2015 РіРѕРґР°, вступившему РІ законную силу 18.12.2015Рі. установлен факт утраты Курмангалеевой Рђ.Р—., 14.02.1996 Рі.СЂ. родительского попечения РІ возрасте РґРѕ 18 лет (Р».Рґ. 61-64). Постановлением РѕС‚ 11.12.2007 РіРѕРґР° в„– 621 "РћР± учреждении опеки над несовершеннолетней Курмангалеевой Рђ.Р—., 14.02.1996 Рі.СЂ. " над несовершеннолетней Курмангалеевой Рђ.Р—. назначена опекуном ее сестра Р¤РРћ4 РІ Рї.3 обозначено, что Курмангалеева Рђ.Р—. подлежит постановке РЅР° регистрационный учет для получения жилья РІ <адрес> Р¤РРћ5 <адрес> (Р».Рґ.65).
Решением Министерства социальных отношений Челябинской области № 6381 от 10.10.2016 года Курмангалеева А.З. включена в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Троицкому муниципальному району на основании ч.1 ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года "О мерах социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю и социальных гарантиях приемной семье".(л.д.80).
Таким образом, суд, с учетом исследованных в судебном заседании документов, пояснений участников процесса, приходит к выводу о незаконности бездействия Администрации Троицкого муниципального района Челябинской области в части предоставления истице Курмангалеевой А.З. по договору социального найма специализированного жилого помещения, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям отдельное жилое помещение не менее нормы предоставления площади жилого помещения, расположенное в Троицком районе Челябинской области.
Статус ребенка лишенного родительского попечения подтвержден, Курмангалеева Рђ.Р—. РЅРµ является нанимателем каких - либо жилых помещений РїРѕ договорам социального найма, собственником жилых помещений, СЃ 05.03.1996 РіРѕРґР° местом ее жительства является Троицкий муниципальный район так как РѕРЅР° имеет регистрацию РїРѕ адресу: <адрес> <адрес>, указанное помещение принадлежит РЅР° праве собственности Р¤РРћ3, который согласие РЅР° сохранение Р·Р° несовершеннолетней пава пользования жилым помещением РЅРµ давал.
Данные обстоятельства подтверждаются копией РґРѕРјРѕРІРѕР№ РєРЅРёРіРё для РїСЂРѕРїРёСЃРєРё граждан, проживающих РІ <адрес> <адрес> (Р».Рґ. 66-70), справкой в„– РѕС‚ 15.09.2016 РіРѕРґР° Администрации РњРћ "Ключевского сельского поселения" Троицкого муниципального района Челябинской области РІ том, что Р¤РРћ1 фактически РїРѕ адресу: <адрес> <адрес> <адрес> РЅРµ проживает СЃ 01.01.2003Рі., свидетельством Рѕ государственной регистрации права собственности РЅР° жилое помещение, расположенное РїРѕ адресу: <адрес> <адрес> Р·Р° Р¤РРћ3 (Р».Рґ.73), актом обследования жилого помещения РѕС‚ 19.09.2016Рі. (Р».Рґ.74), РІ котором установлено, что общее состояние жилого помещения, расположенного РїРѕ адресу: <адрес> <адрес> РЅРµ удовлетворительное, справкой ОГУП "РћР±Р». ЦТР" РѕР± отсутствии зарегистрированных прав собственности РЅР° РєРѕРєРµ - либо недвижимое имущество Р·Р° Р¤РРћ1 (Р».Рґ.75), уведомлением РѕР± отсутствии РІ ЕГРП сведений Рѕ правах собственности Р¤РРћ1 РЅР° объекты недвижимости (Р».Рґ.76).
При таких обстоятельствах, исковые требования Курмангалеевой Альбины Закирьяновны к Администрации Троицкого муниципального района Челябинской области о возложении обязанности предоставить истцу по договору социального найма специализированного жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям отдельное жилое помещение не менее нормы предоставления площади жилого помещения, расположенное в Троицком районе Челябинской области, подлежат удовлетворению.
Ссылка представителя ответчика Администрации Троицкого муниципального района Челябинской области о том, что предоставление жилого помещения гр. Курмангалеевой А.З. по решению суда, будет нарушать права, свободы и законные интересы лиц из числа детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, включенных в Список гораздо раньше, чем истица, в Списке граждан по Троицкому муниципальному району в возрасте от 18 лет до 23 лет, имеющих право на обеспечение жилым помещением в соответствии со с т.17 Закона Челябинской области от 25.10.2007 г. № 212- ЗО - раздел 2 на 01.01.2018гг. Курмангалеева А.З. значится под номером 36 не состоятельна, поскольку согласно ст. 57 ЖК РФ - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Руководствуясь статьями 14, 56, 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШРР›:
Рсковые требования Курмангалеевой Альбины Закирьяновны Рє Администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Рѕ возложении обязанности предоставить жилое помещение, удовлетворить.
Обязать Администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области предоставить Курмангалеевой Альбине Закирьяновне, 14.02.1996 г.р. по договору социального найма специализированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям отдельное жилое помещение не менее нормы предоставления площади жилого помещения, расположенное в Троицком районе Челябинской области.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Троицкий городской суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: