Дело № 2-266/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2018 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Назарчука А.В.,
при секретаре Лапиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Сковородинского района к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Сковородинскому району Вардеванян Г.Ш., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от уплаты от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Сковородинского района обратилась в суд с иском к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Сковородинскому району Вардеванян Г.Ш., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований указано, что 23.04.2018 г. судебным приставом – исполнителем ОСП по Сковородинскому району Вардеванян Г.Ш., УФССП России по Амурской области вынесено постановление о взыскании с администрации Сковородинского района исполнительного сбора, в связи с неисполнением должником обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения ФИО1 Администрация Сковородинского района просит освобождения от уплаты исполнительского сбора в связи со следующим:
13.04.2018 года было возбужденно исполнительное производство № 4870/18/28018-ИП, на основании исполнительного листа ФС 022536129 от 05.04.2018 года, выданный Сковородинским районным судом по делу № 2-782/2017 вступившему в законную силу 16.03.2018 г., об обязании администрации Сковородинского района предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта – г. Сковородино.
17.04.2018 письмом №1683 администрация Сковородинского района дала ответ о том, что в настоящее время субвенции из областного бюджета для приобретения жилья для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступившие в 2015, 2016, 2017 году - использованы, для приобретения жилья для детей - сирот, которые стояли в очереди раньше, чем ФИО1
Однако, судебным приставом - исполнителем без учета, указанной невозможности (не зависящей от администрации Сковородинского района) приобрести жилое помещение, было вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Обращаясь в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, Администрация Сковородинского района указывает на наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа, а также указывает, что должником были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В 2018 г. Законом Амурской области «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы» бюджету Сковородинского района предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2018 год в сумме 4303 200 рублей. На предоставленные денежные средства в 2018 году планируется приобрести квартиры и предоставлять детям-сиротам в порядке очередности (по решению суда) В настоящее время (по состоянию на 23.04.2018 г.) на территории Сковородинского района 29 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которых администрация Сковородинского района обязана по решению (полученному в 2015-2016 гг.) Сковородинскому районного суда незамедлительно после вступления решения в силу, обеспечить жилыми помещениями по найму специализированного помещения, а также имеются дети-сироты стоящие в очереди по списку уже более 2-х лет. Денежных средств из областного (федерального) бюджета, на приобретение жилья для детей – сирот на 2015-2016-1017 гг. не хватает, для своевременного обеспечения жильем даже тех детей-сирот, у которых имеются решения Сковородинского районного суда и которые, соответственно должны обеспечиваться, вопреки Федеральному закону от 21.12.1996 №156-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в первоочередном порядке.
В 2018 г Законом Амурской области «Об областном бюджете на 2017 год плановый период 2018-2019 годы» бюджету Сковородинского района предусмотрен денежные средства областного и федерального бюджета, на предоставление жилья помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2018 год в сумме 4 303 200 рублей. На предоставленные денежные средства в 2018 году планируется приобрести квартиры и предоставить детям - сиротам в порядке очередности (по решению суда).
Таким образом, администрацией Сковородинского района будут предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства, при поступлении необходимого объёма денежных средств в бюджет района из областного (федерального) бюджета. Обстоятельства, повлекшие невозможность исполнения указанного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, отсутствуют.
На основании изложенного и в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Администрация Сковородинского района просит суд: освободить Администрацию Сковородинского района от исполнительного сбора в размере 50 000 наложенного судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Сковородинскому району Вардеванян Г.Ш. от 23.04.2018 года в рамках исполнительного производства № 4870/18/28018-ИП.
В судебном заседании представитель истца - администрации Сковородинского района участия не принимал. В суд направлено ходатайство о рассмотрении дела по существу по имеющимся в деле материалам. При этом, уважительность причин не явки суду не представлено.
Третьи лица – ФИО1 представители Министерства финансов Амурской области, Министерства образования и науки Амурской области, органа опеки и попечительства Управления образования администрации Сковородинского района, извещенные о дате, времени и месте судебного заседания должным образом, участия в судебном заседании не принимали. Позиции суду, от указанных лиц, относительно заявленных требований, суду не представлены.
Ответчик - судебный пристав-исполнитель Вардеванян Г.Ш., в судебное заседание не явился. При этом, уважительность причин не явки суду не представлено. В суд представлен отзыв относительно заявленных исковых требований.
Согласно отзыва ответчик не согласен с доводами, изложенными в заявлении. Должником, администрацией Сковородинского района, не представлены доказательства невозможности исполнения решения суда в установленный для добровольного исполнения срок, должник не обратился в судебном порядке за отсрочкой исполнения решения суда, не представлены документы, подтверждающие принятие должником мер к исполнению решения суда. В случае освобождения должника от исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель в соответствии с нормами ст. 17.15 КоАП РФ, не вправе будет применить к должнику такие меры принудительного воздействия, как привлечение должника к административной ответственности, которые направлены на понуждение должника к исполнению решения суда, что может существенно оказать влияние на уклонение должника от исполнения решения суда. На основании изложенного просят суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Соответчик - представитель УФССП по Амурской области, участия в судебном заседании не принимал, хотя о его дате, времени и месте был уведомлен заблаговременно и должным образом.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке лиц.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Решением Сковородинского районного суда от 27 декабря 2017 года, по гражданскому делу №2-782/18, в удовлетворении исковых требований прокурора Сковородинского района, в интересах ФИО1, о возложении обязанности на администрацию Сковородинского района предоставитьКравченко А.В.благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления жилой площади по договору социального найма не менее 33 кв.м., расположенное в г. Сковородино - отказано. Указанное решение отменено в суде апелляционной инстанции - Амурским областным судом 16 марта 2018 года и по делу принято новое решение – обязать администрацию Сковородинского района принять ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
13 апреля 2018 года судебным приставом исполнителем было возбуждено исполнительное производство №4870/18/28018-ИП. Указанное постановление вручено должнику в этот же день.
Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Судом также установлено, что в 5-дневный срок решение суда не исполнено.
23 апреля 2018 года судебным приставом – исполнителем Вардеванян Г.Ш. в связи с неисполнением должником по исполнительному производству возложенной судебным решением обязанности по предоставлениюФИО1в.жилого помещения принято постановление о взыскании с администрации Сковородинского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Истец просит суд освободить его от взыскания исполнительского сбора, полагая, что в неисполнении решения суда отсутствуют его виновные действия.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд отмечает следующее.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112, 116 настоящего Закона.
При этом срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (часть 12 статьи 30 вышеуказанного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
При этом, в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа орган местного самоуправления ссылается на недостаточный объем финансирования для исполнения возложенных на него полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, а также указывает, что все возможные меры для надлежащего исполнения обязательства должником были приняты.
Давая оценку приведенным доводам, суд отмечает следующее.
Согласно статьям 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с частью 6 статьи 19 названного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Из приведенных положений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
По смыслу изложенного, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
Постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее Порядок).
Согласно пункту 17 указанного Порядка органы местного самоуправления приобретают в соответствии с законодательством жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов.
Приобретение жилья происходит путем заключения муниципального контракта на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, рабой услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Как следует из представленных администрацией Сковородинского района документов, в 2017 г. – за 3 439 952 рубля полученных из областного (федерального) бюджета приобретено и предоставлено 4 жилых помещения специализированно назначения, то есть выделенные средства так же израсходованы в полном объеме.
Согласно письма от 08.11.2017 года исх. №05-11/6371 от Министерства финансов Амурской области, на запрос администрации Сковородинского района от 17.10.2017 года исх. №5267, следует, что выделение бюджетных ассигнований на выполнение государственного полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в объёме потребности невозможно в виду отсутствия финансовых возможностей областного бюджета по его обеспечению. Увеличение объёма субвенций только бюджету Сковородинского района нарушит принцип равенства бюджетных прав муниципальных образований на определение объёма, форм и порядка предоставленных межбюджетных трансфертов. Данное направление расходов является приоритетным для области, в связи с чем, меры по увеличению объема средств на указанные цели будут предприняты.
При указанных обстоятельствах, связанных с приобретением жилого помещения длядетей-сирот и детей. оставшихся без попечения родителей,в порядке исполнения решения и в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», порядок, установленный этим Законом и не зависящий от воли администрации Сковородинского района, а также отсутствие необходимого объема финансирования уже не предусматривают возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.
Таким образом, суд полагает, что администрацией Сковородинского района предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника – администрации Сковородинского района от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №4870/18/28018-ИП.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Сковородинского района к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Сковородинскому району Вардеванян Г.Ш., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить администрацию Сковородинского района от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинского района, УФССП России по Амурской области Вардеванян Г.Ш. от 23 апреля 2018 года в рамках исполнительного производства №4870/18/28018-ИПот 13 апреля 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение вынесено 31 мая 2018 года.
Председательствующий А.В. Назарчук