31RS0019-01-2021-000606-71 Дело №2а-386/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2021 года п. Ровеньки
Ровеньский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Горбачевой И.М.,
при секретаре Конопля Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Ровеньского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области», Управлению образования администрации муниципального района «Ровеньский район», администрации муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор Ровеньского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором уточнив требования, просит обязать МБДОУ «Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области» (далее – МБДОУ «Ровеньский детский сад №1»), Управление образования администрации муниципального района «Ровеньский район» и администрацию муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области оборудовать на 1-м этаже МБДОУ «Ровеньский детский сад №1» помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ (подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ) в срок не позднее 30 ноября 2021 года.
В обоснование ссылается на то, что в здании детского сада помещение для охраны отсутствует, средства передачи тревожных сообщений в подразделение национальной гвардии РФ и система видеонаблюдения установлены в фойе.
Представитель административного истца – помощник прокурора Ровеньского района Иванова А.Н. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, в ходатайстве об уточнении исковых требований просила возложить обязанность по оборудованию комнаты охраны на всех административных ответчиков.
Представитель административных ответчиков – МДБОУ «Ровеньский детский сад №1» и Управления образования Ровеньского района по доверенностям Жубатов Р.Ж. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В пояснении на иск от 27.09.2021г. указал, что в связи с отсутствием свободных помещений помещение для охраны в детском саду не оборудовано, поэтому в целях изыскания финансовых средств и принятия комплекса мер организационного характера для оборудования указанного помещения, просит предоставить отсрочку исполнения решения суда на 3 года.
Представитель администрации муниципального района «Ровеньский район» по доверенности Удовидченко А.И. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном возражении указал, что против удовлетворения иска прокурора возражает, поскольку администрация Ровеньского района является ненадлежащим административным ответчиком, так как заявленные требования касаются образовательных учреждений, в отношении которых в соответствии с Положением принятие мер к финансированию и распоряжение бюджетными средствами осуществляет Управление образования Ровеньского района.
Исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам суд признает требования административного истца подлежащими удовлетворению.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела МБДОУ «Ровеньский детский сад №1» является муниципальным бюджетным учреждением дошкольного образования, что следует из Устава учреждения.
В соответствии с пунктами 1.6 Устава учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является муниципальное образование «Ровеньский район» в лице администрации Ровеньского района, Часть функций и полномочий осуществляет Управление образования администрации района в установленном порядке.
Образовательное учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет с управлении финансов и бюджетной политики администрации Ровеньского района, имеет печать, штамп и другие средства индивидуализации, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, несет Учредитель (п.п. 1.8, 1.13 Устава). Основной вид деятельности – осуществление образовательной деятельности (п. 2.2 Устава).
В соответствии с п. 7.7 Устава источниками формирования имущества Учреждения являются имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, субсидии из бюджета муниципального образования «Ровеньский район» на выполнение Учреждением муниципального задания, целевые субсидии, бюджетные инвестиции, поступления от оказания Учреждением услуг, прочие источники в соответствии с законодательством РФ.
Финансирование Учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального района «Ровеньский район».
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 41 Федерального закона «Об образовании в РФ» охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Пунктом п. 4. ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» установлено, что Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, а также форма паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования к защищенности объектов).
Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ, объектов (территорий) Министерства просвещения (далее - объекты (территории).
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований к защищенности объектов).
В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности соответствующего объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта, проводится категорирование объектов (п. 6 Требований к защищенности объектов).
Разделом III Требований к защищенности объектов определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).
Согласно подпункту «в» пункта 25 Требований к защищенности объектов, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований к защищенности объектов, осуществляются в том числе мероприятия по оборудованию на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой Ровеньского района проверки из письма врио начальника ОВО по г. Валуйки и Валуйскому району – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Белгородской области» от 9.08.2021г. было выявлено что в образовательном учреждении дела МДБОУ «Ровеньский детский сад №1», относящемся к объектам 3-й категории опасности, на первом этаже здания дошкольного учреждения помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии) не оборудовано, что является нарушением подпункта «в» пункта 25 Требований к защищенности объектов.
Тот факт что здание детского сада относится к объектам третьей категории опасности, административными ответчиками не опровергается.
В ходе рассмотрения данного дела образовательным учреждением были предприняты меры по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательного учреждения а именно заключены договоры от 20.05.2021г., от 23.08.2021г. и контракт от 1.10.2021г. на установку и подключение в здании детского сада системы тревожной сигнализации с передачей сигнала в отдел вневедомственной охраны по г. Валуйки и Валуйскому району – филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии по Белгородской области».
Между тем из содержания ходатайства административного истца об уточнении заявленных требований следует, что в ходе проведенного 16.09.2021 года обследования представителем прокуратуры было выявлено, что средства передачи тревожных сообщений находятся на втором этаже в кабинете директора, а система видеонаблюдения установлена в коридоре 1-го этажа здания детского сада.
При этом помещение для охраны на первом этаже как это предусмотрено пунктом «в» пункта 25 Требований к защищенности объектов, где должна быть установлена охранная сигнализация, система передачи тревожных сообщений и система видеонаблюдения, не оборудовано, что подтверждено фотоснимками.
При таких обстоятельствах учитывая что принятые административными ответчиками меры не в полной мере соответствуют установленным в п. 25 Требованиям к защищенности объектов, то имеются основания для удовлетворения административного иска прокурора и возложения на МБДОУ «Ровеньский детский сад №1», Управление образования Ровеньского района и администрацию Ровеньского района обязанности по оборудованию помещения для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщения в подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии.
Доводы возражений представителя администрации Ровеньского района в том, что администрация надлежащим административным ответчиком не является, со ссылкой на передачу администрацией Ровеньского района полномочий учредителя Управлению образования Ровеньского района отклоняются.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Решением Муниципального совета муниципального района «Ровеньский район» №20/171 от 27.03.2020г. утверждено Положение об Управлении образования администрации муниципального района «Ровеньский район» (далее - Положение).
Пунктом 1.8 Положения предусмотрено, что Управление образования является органом администрации Ровеньского района зарегистрированным в качестве юридического лица и учрежденным в форме муниципального казенного учреждения и является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, баланс, лицевой счет, печать, наименование, штамп и бланк, может быть истцом и ответчиком в судах.
Функции и полномочия учредителя Управления осуществляет муниципальное образование «Ровеньский район» в лице администрации Ровеньского района, за исключением функций и полномочий, осуществляемых Муниципальным советом Ровеньского района. Права собственника имущества осуществляет администрация Ровеньского района. Управление образования подчиняется и подотчетно главе администрации Ровеньского района, а непосредственно по вопросам своей деятельности – заместителю главы администрации Ровеньского района, который координирует и контролирует деятельность Управления (п. 1.9 Положения).
Пунктом 1.10 Положения предусмотрено, что Управление образования отвечает по свои обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Управления несет администрация Ровеньского района.
Согласно п. 1.13 Положения Управление образования осуществляет операции с поступившими средствами через лицевые счета, открываемые в финансовом органе администрации Ровеньского района.
Управление образования осуществляет координацию деятельности находящихся в его ведении муниципальных учреждений Ровеньского района в их уставных капиталах в соответствии с возложенными на Управление полномочиями, и использует бюджетные средства в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной в бюджете Ровеньского района по отрасли «образование».
С учетом изложенного, принимая во внимание что администрация Ровеньского района выступая в качестве учредителя Управления образования при недостаточности средств у последнего обязана нести дополнительные финансовые расходы по обязательствам Управления через счета, открываемые в финансовом органе администрации Ровеньского района, то оснований для освобождения районной администрации от несения расходов на финансирование образовательных учреждений с целью обустройства в них помещений для охраны, суд не усматривает и полагает, что наряду с Управлением образования Ровеньского района администрация Ровеньского района является надлежащим ответчиком по данному делу.
Ссылка представителя администрации района на пункты 3.7, 3.12 и 4.1.10 Положения об обязанности Управления образования осуществлять содействие в материально-техническом обеспечении подведомственных учреждений, осуществлять контроль за организацией мероприятий по охране жизни и здоровья учащихся и указание на наличие у Управления полномочий главного распорядителя бюджетных средств подведомственным получателям основанием для освобождения администрации Ровеньского района от обязанности по несению расходов по организации в образовательном учреждении помещения для охраны не является.
Указанные пункты Устава свидетельствуют лишь о наличии у Управления образования возможности оказывать содействие образовательным учреждениям в их материально-техническом обеспечении и распоряжаться выделенными средствами, и вопроса непосредственного финансирования их деятельности не касаются.
С учетом изложенного суд полагает, что обязанность по оборудованию комнаты для охраны следует возложить на всех административных ответчиков.
В соответствии со ст. 187, ч.3 ст. 227 КАС РФ принимая решение, обязывающее административных ответчиков совершить определенные действия, должен установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая что исполнение решения потребует времени для заложения бюджетных средств на оборудование в детском саду помещения для охраны и решения организационных вопросов, связанных с исполнение данной обязанности, при том, что согласно приказа Департамента финансов и бюджетной политики от 16.10.2020г. бюджет Ровеньского района формируется с учетом дотаций, то заявленного прокурором срока суд считает недостаточным для выполнения решения суда. Поэтому суд считает возможным предоставить административным ответчикам срок для исполнения решения суда до 1.10.2024 года.
Поскольку оказывая образовательные услуги муниципальное бюджетное учреждение по сути реализует функции, возложенные на органы местного самоуправления предусмотренные Федеральным законом от «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования и удовлетворение иска прокурора не обусловлено установлением обстоятельств нарушения или оспаривания прав конкретного лица, то основания для взыскания с ответчика государственной пошлины отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Ровеньского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области», Управлению образования администрации муниципального района «Ровеньский район», администрации муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МБДОУ «Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области», Управления образования администрации муниципального района «Ровеньский район», администрации муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области в части неисполнения подпункта «в» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Обязать администрацию муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области», Управление образования администрации муниципального района «Ровеньский район» и администрацию муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области оборудовать на первом этаже МБДОУ «Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области» помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в отдел вневедомственной охраны по г. Валуйки и Валуйскому району – филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии по Белгородской области» в срок до 1.10.2024 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ровеньский районный суд.
Судья: И.М. Горбачева
Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2021 года.