Решение по делу № 2а-2875/2018 от 01.10.2018

дело №2а-2876/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2018 года г. Туймазы, РБ

Туймазинский межрайонный суд РБ в составе председательствующего судьи Сосновцевой С.Ю.,

при секретаре Галиевой Г.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каримова Ильнура Фаритовича к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Туймазинком районе и г. Туймазы РБ о признании незаконным и недействительным решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов, обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы,

УСТАНОВИЛ:

Каримова И.Ф. обратился в суд с административным иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Туймазинком районе и г. Туймазы РБ о признании незаконным и недействительным решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов, обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы.

В обоснование своих требований указал, что что он являясь индивидуальным предпринимателем в ДД.ММ.ГГГГ года обратился в Управление ПФР в Туймазинском районе и г. Туймазы РБ с заявлением и соответствующими документами о перерасчете и возврате страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ. исчисленных ему в размере 1% от дохода свыше <данные изъяты> рублей. На момент подачи административного иска ДД.ММ.ГГГГ он прекратил предпринимательскую деятельность (уведомление прилагается). За период ДД.ММ.ГГГГ годы им излишне произведена оплата страховых взносов в ДД.ММ.ГГГГ году в общей сумме -<данные изъяты> рубля. Сумма к возврату за ДД.ММ.ГГГГ. составляет -<данные изъяты> рубля. ДД.ММ.ГГГГ им было сделано заявление об перерасчете и возврате излишне уплаченных сумм в УПФ РФ в г. Туймазы и Туймазинском районе и г. Туймазы РБ. ДД.ММ.ГГГГ, был получен ответ, где ему было отказано в возврате излишне уплаченных страховых взносов в связи с отсутствием на то оснований, письмом ответчика за . С данным ответом, он не согласен, на основании следующего. Правовые отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, регулировались в ДД.ММ.ГГГГ годах Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в-Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ № 212-ФЗ РФ от 24.07.2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ. Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» (действующий на момент вынесения требования Ответчика, далее -Закон № 212-ФЗ) «Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых с частями 1,1 и 1,2 настоящей статьи. В соответствии с п. 3 ч.8 ст. 14 Закона № 212-ФЗ «В целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом - доходы за минусом расходов для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения - в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ». Декларация по упрощенной системе налогообложения за ДД.ММ.ГГГГ была сдана ДД.ММ.ГГГГ году. Статья 346.15 НК РФ предусматривает, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст.248 НК РФ, то есть без учета понесенных налогоплательщиком расходов. Однако Конституционный Суд РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П разъяснил, что взаимосвязанные положения п.1 ч.8 с. 14 Закона ФЗ и ст. 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно - правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежат уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленным Налоговым кодексом, правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ. Возникший по настоящему делу спор, касается порядка определения размера страховых взносов, подлежащих уплате плательщиком страховых взносов, поименованным в п.2 ч.1 ст.5 Закона № 212-ФЗ, применяющим упрощенную систему налогообложения и выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы, либо доходы уменьшенные на величину расходов. Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения. Положения ст. 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст.346.16 НК РФ на предусмотренные ст.346.16 НК РФ расходы. Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков приименяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, считаю, что мои заявленные требования подлежат применению в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П. Аналогичный вывод, также был сделан Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ. по делу № . В силу пункта 2 статьи 124 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане вправе обратиться в суд с исковым заявлением о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия). В соответствии с п.п. 3 п.1 ст.333.21 НК РФ размер государственной пошлины при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными составляет 300 рублей. На основании просил признать незаконным и недействительным решение государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ в Туймазинском районе и г. Туймазы РБ от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа Каримову Ильнуру Фаритовичу в возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме <данные изъяты> рублей как несоответствующее законодательству о страховых взносах. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Туймазинском районе и г. Туймазы РБ принять решение о возврате Каримову Ильнуру Фаритовичу, излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> рублей, направив его для исполнения в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 27 по Республике Башкортостан.

    На судебное заседание Каримов И.Ф. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

    В судебном заседании представитель административного истца Галимова А.А. просила административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

    В судебном заседании представитель административного ответчика ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в Туймазинском районе и г. Туймазы РБ Дремина Н.Л. просила в удовлетворении иска отказать по доводам изложенным в возражении.

    В судебном заседании представитель третьего лица Межрайонной ИФНС России № 27 по РБ Шафикова Л.У. просила в удовлетворении административного иска отказать по изложенным в отзыве основаниям.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, суд пришел к следующему выводу.

Право заинтересованного лица обратиться в суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 22 КАС РФ.

Судом установлено, что Каримов И.Ф. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, находится на упрощенной системе налогообложения.

Каримов И.Ф. исчислял и уплачивал страховые взносы по итогам ДД.ММ.ГГГГ. без учета расходов.

Считая, что страховые взносы уплачены излишне, Каримов И.Ф. обратился ДД.ММ.ГГГГ в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Туймазинском районе и г. Туймазы РБ с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов.

Заявитель просил пересчитать сумму дополнительных взносов по ОСП в размере 1%с суммы налогооблагаемого дохода, превышающего <данные изъяты> рублей за 2014ДД.ММ.ГГГГ г.г. согласно перерасчету, а образовавшуюся переплату вернуть на расчетный счет.

В ответе на данное заявление ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Туймазинском районе и г. Туймазы РБ дал ответ от ДД.ММ.ГГГГ, что произвести перерасчет обязательств, исчисленных с суммы дохода плательщика, полученной сверх предельной величины, т.е. свыше <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ гг. Пенсионный Фонд РФ может поскольку в силу Постановления № 27-П обязательства по уплате данных страховых взносов исполнены, основания для перерасчета отсутствуют.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 346.15 НК РФ предусматривает, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ, то есть без учета понесенных налогоплательщиком расходов.

Однако Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 г. N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ и ст. 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

Рассматриваемый по настоящему делу спор касается порядка определения размера страховых взносов, подлежащих уплате плательщиком страховых взносов, поименованным в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, применяющим упрощенную систему налогообложения и выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.

Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 г. N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

Таким образом, предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы минус расходы" вправе считать дополнительный платеж по взносам в Пенсионный фонд РФ в виде 1% с разницы между доходами и расходами.

Указанная позиция поддержана и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в письме от ДД.ММ.ГГГГ N

Из материалов дела следует, что по итогам ДД.ММ.ГГГГ года общий доход ИП Каримов И.Ф. без учета расходов составил <данные изъяты>. Эта сумма выше <данные изъяты> руб., дополнительный страховой взнос исчислен в виде 1% (п. 2 ч. 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Расход <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>.) Дополнительный взнос, начисленный к уплате, составил <данные изъяты> руб. = (<данные изъяты>.

Однако, Каримов И.Ф. ДД.ММ.ГГГГ ошибочно исчислил дополнительный взнос в размере <данные изъяты> руб. только с доходов без вычета <данные изъяты> руб. и расходов. Расходы, которые ИП Каримов И.Ф. осуществил в рамках предпринимательской деятельности, не учитывались.

Указанная сумма взносов заявителем была уплачена (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ N

Таким образом, у Каримова И.Ф. в период предпринимательской деятельности образовалась переплата страховых взносов, в связи с чем, суд приходит к выводу о признании незаконным отказ ГУ-Управление Пенсионнного фонад РФ в Туймазинском районе и г. Туймазы РБ возвратить заявителю излишне уплаченные суммы страховых взносов за 2015 годы.

Доводы административного ответчика отклоняются судом, так как исчисление дополнительного взноса только с доходов без учета расходов не соответствует законодательству.

Поскольку в данном случае положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 27-П от 30.11.2016 применимы к спорным правоотношениям, административный истец Каримов И.Ф. имеет право на получение излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование за период ДД.ММ.ГГГГ г., в связи с чем требования Каримова И.Ф. подлежат удовлетворению, представленный истцом расчет подлежащих возврату сумм излишне уплаченных страховых взносов за этот период судом проверен и признан правильным, а также не оспорен ответчиком в судебном заседании.

При таких обстоятельствах административные исковые требования Каримова И.Ф. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Каримова Ильнура Фаритовича к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Туймазинком районе и г. Туймазы РБ о признании незаконным и недействительным решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов, обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы, удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Туймазинком районе и г. Туймазы РБ, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе возвратить Каримову Ильнуру Фаритовичу сумму излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные период 2015 год в размере <данные изъяты> рубля.

Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Туймазинком районе и г. Туймазы РБ принять решение о возврате Каримову Ильнуру Фаритовичу сумму излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период <данные изъяты> года в размере <данные изъяты> руб., направив его для исполнения в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 27 по РБ

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РБ через Туймазинский межрайонный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.Ю. Сосновцева

2а-2875/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Каримов И. Ф.
Ответчики
ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Туймазинском районе и г. Туймазы РБ
Другие
Межрайонная ИФНС России№27 по РБ
Суд
Туймазинский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Сосновцева С.Ю.
Дело на сайте суда
tuimazinsky.bkr.sudrf.ru
01.10.2018Регистрация административного искового заявления
01.10.2018Передача материалов судье
04.10.2018Решение вопроса о принятии к производству
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее