Дело № 5- 210 /2023
УИД 44RS0027-01-2023-001185-42
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
резолютивная часть оглашена 17 ноября 2023г.,
мотивированное постановление изготовлено 20 ноября 2023 года
г.Волгорченск
Судья Нерехтского районного суда Костромской области Леонтьева О.А., с участием лица, привлекаемого к ответственности Пановой О.В, её защитника по доверенности Петрулевича А.Л., прокурора Макеенко Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении
Пановой О.В., ДД.ММ.ГГГГ.р., урож. (,,,), паспорт №, выдан ТП УФМС России по (,,,) в (,,,) ДД.ММ.ГГГГ., зарегистрирована и проживает: (,,,), являющая секретарем Волгореченского отделения КПРФ, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
Согласно составленному в отношении Пановой О.В. постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, 23.02.2023г. не ранее 06ч00мину и не позднее 18 ч00мин на территории г. Волгореченска проведен проезд автомобилей членов Волгореченского городского отделения партии КПРФ с участием лиц, не имеющих отношения к партии, а также с участием членов Костромского городского отделения партии КПРФ и секретаря Костромского областного отделения партии КПРФ Ижицкого В.П. в составе не менее трех автомобилей. Заранее было определено место встречи участников проезда и маршрут движения, а также часть состава участников движения (члены Костромского городского отделения партии, членов Волгореченского городского отделения партии), которые были приглашены секретарем Волгореченского городского отделения партии КПРФ Пановой О.В.
Указанное мероприятие было посвящено празднованию Дня Советской армии и Военно-морского флота, при проведении которого использовалась символика КПРФ: флаги СССР, шарфы с символикой партии, наклейки на автомобили.
Установлено, что в администрацию г.о.г. Волгореченск от Пановой О.В., представителей политической партии КПРФ, иных участников мероприятия, уведомление о проведении публичных мероприятий 23.02.2023 в феврале 2023 года не поступало.
Панова О.В. является секретарем Волгореченского городского отделения КПРФ с 2011 года. Согласно объяснений, данных Пановой О.В., члены Костромского городского отделения КПРФ были приглашены ею для участия в проезде.
В судебном заседании Панова О.В. вину в совершении административного правонарушения не признала, пояснив, что они просто отмечали праздник и для торжественного мероприятия пригласила членов Костромского городского отделения КПРФ. Считает, что в данном случае не надо было никого уведомлять.
Представитель Пановой О.В. – Петрулевич А.Л. в судебном заседании указал, что вины Пановой О.В. в совершении правонарушения, предусмотренного чю.2 ст.20.2 КоАП РФ не имеется, поскольку проведенное мероприятие 23.02.2023г. на территории г.Волгореченска не подпадает под действие ФЗ «О митингах», поскольку в ней участвовали только члены КПРФ, агитации не проводилось, участие в акции сторонние люди не принимали. Цель мероприятия не совпадает с целью публичных мероприятий. Символика КПРФ, которая отражена в Уставе партии, не использовалась. Просит производство по делу прекратить.
Заместитель прокурора г.Волгореченска Макеенко Е.С. поддержала постановление.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
На обеспечение реализации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлен Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", который регламентирует процедуру и порядок проведения публичных мероприятий.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее Федеральный закон N 54-ФЗ) публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
К организации публичного мероприятия относится процедура оповещения возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации (статья 4 Федерального закона N 54-ФЗ).
Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия (часть 1 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ).
В силу части 4 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 данного Федерального закона, а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии его предложения об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором) проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия, либо о непринятии предложения соответствующих органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и об отказе от проведения публичного мероприятия в указанных в таком уведомлении месте, времени и форме (пункты 1 и 2).
Положениями части 1 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Исходя из пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 указанного Кодекса, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется).
Как следует их материалов дела, в том числе и из видео, приобщенного к материалам по ходатайству защитника Пановой О.В., 23.02.2023г. в дневное время, а именно не ранее 06.ч00мин и не позднее 18ч00мин в г.Волгореченска по улицам города, в том числе улице им Ленинского Комсомола прошел автопробег на автомашинах (не менее трех машин) с наклейками: на красном фоне (фоне красного флага) надписи поздравительные, с флагами СССР.
Также в это же время было организовано возложение цветов к памятнику, у которого собрались граждане, с использованием атрибутики КПРФ, в одежде с эмблемами КПРФ, а также с использованием шаров с символикой партии, красными флагами. Поводом для проведения данного мероприятия послужило празднование Дня защитника отечества.
Таким образом, партией КПРФ, ее региональным отделением было организовано шествие на автомобилях, на которые были нанесены соответствующие наклейки, использованы красные флаги в целях свободного выражения и формирования мнений.
Право на свободу выражения мнения предоставляет общественности наилучшее средство для получения информации и формирования мнения об идеях и взглядах политических лидеров. В частности, оно предоставляет политикам возможность лучше понимать, что беспокоит общественность, и высказываться по этому поводу. Таким образом, право на свободу выражения мнения позволяет каждому принимать участие в свободной политической дискуссии, которая лежит в самой основе понятия "демократическое общество".
То, что члены партии праздновали данный праздник, назвав его, как он назывался ранее «День Советской армии и Военно-морского флота» не освобождает от обязанности уведомления о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Довод Пановой О.В. и ее защитника на то, что красный флаг –это не флаг партии КПРФ, а флаг победы, суд считает несостоятельным, поскольку общеизвестный факт то, что красные флаги у граждан ассоциируются с коммунистической партией.
Секретарем Волгореченского городского отделения КПРФ с 2011г. является Панова О.В., которая в своих пояснениях указала, что пригласила для проведения праздничных мероприятий, в том числе и автопробега по улице города Волгореченска членов партии частным порядком.
Согласования данного шествия в установленном порядке произведено не было.
Данные действия лица охватываются объективной стороной частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за организацию публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении.
Таким образом, Панова О.В., являясь организатором публичного мероприятия, имеющего признаки шествия, не исполнила обязанность уведомить в установленном законом порядке исполнительный орган местного самоуправления о шествии, в связи с чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Пановой О.В. подтверждаются: постановлением от 17.11.2023г., информацией Администрации г.о.г. Волгореченск, объяснениями Пановой О.В., информацией с интернет-сайта Костромского отделения партии КПРФ zakprf.ru, от 03.03.2023 о проведении автопробега в г.Волгореченске, информацией со страницы официальной группы КПРФ Кострома Вконтакте – https://vk.com/kprf_kostroma от 23.02.2023, а также видеозаписью мероприятия.
Мероприятие, организованное Павловой О.В. отвечало требованиям публичности, представляло собой акцию, проведенную для получения информации и формирования мнения об идеях и взглядах политических лидеров партии.
Смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств не установлено. Учитывая вышеизложенное, обстоятельства совершения правонарушения, наказание Пановой О.В. должно быть назначено в виде административного штрафа.
Согласно ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Статья 20.2 КоАП РФ не является исключением.
Таким образом, поскольку Панова О.В. привлекается к административной ответственности впервые, а замена штрафа на предупреждение носит императивный характер и не зависит от того заявлено данное ходатайство перед судом или нет, административный штраф в виде наказания подлежит замене на предупреждение.
Оснований для признания правонарушения малозначительным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.5- 29.11 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
Панову О.В. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд Костромской области.
Судья О. А. Леонтьева