УИД 11RS0001-01-2023-016668-28 Дело № 2-1518/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Олейника И.И.
при секретаре Ванеевой Н.Н.,
с участием представителя истца ФИО1 В.Ю.,
представителя ответчиков и третьего лица ФИО2 А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
15 марта 2024 года гражданское дело по иску Чижа Петра Ивановича к Российской Федерации в лице ФССП России, ОСП по г.Сыктывкару №2 УФССП России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
установил:
Чиж П.И. обратился в суд с исковым заявлением к Российской Федерации в лице ФССП России, ОСП по г.Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми, в котором просит взыскать с Российской Федерации в лице ФССП России за счет казны Российской Федерации 18200,26 руб. в возмещение причиненного ущерба, 20000 руб. компенсации морального вреда, судебных расходов.
К участию в деле в качестве третьих лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Управление ФССП России по Республике Коми, МВД по Республике Коми, судебные приставы-исполнители ОСП по г.Сыктывкару №2 УФССП России по Республике Коми ФИО3 Н.А. и ФИО4 О.В.
Определением суда производство по делу в части требования о взыскании 18200,26 руб. в возмещение ущерба прекращено.
В судебном заседании представитель истца поддержали заявленные требования. Представитель ответчиков и третьего лица возражала против удовлетворения иска.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** по гражданскому делу №№... постановлено взыскать с Чижа П.И. в пользу МВД по Республике Коми неосновательно полученные денежные средства в размере 260012 рублей 36 копеек.
** ** ** взысканная сумма – 260012,36 руб. – уплачена Чижом П.И. МВД по Республике Коми.
Однако ** ** ** взыскатель предъявил исполнительный лист к исполнению письмом, датированным ** ** **.
** ** ** судебным приставом исполнителем ОСП по г.Сыктывкару №2 возбуждено исполнительное производство №...-ИП на основании исполнительного листа серии ФС №..., выданного судом ** ** ** по указанному гражданскому делу.
Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено через единый портал государственных услуг и получено должником ** ** **.
** ** ** в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 18200,86 руб.
** ** ** от взыскателя поступило заявление об окончании исполнительного производства в связи с тем, что по состоянию на ** ** ** требования исполнительного документа исполнены в полном объеме.
** ** ** исполнительное производство окончено фактическим исполнением. Взыскание исполнительского сбора выделено в отдельное исполнительное производство №...-ИП.
В рамках последнего исполнительного производства постановление о его возбуждении от ** ** ** направлено должнику посредством ЕПГУ и получено им ** ** **.
Сумма исполнительского сбора списана с расчетных счетов Чижа П.И. Излишне списанные денежные средства, поступившие на депозитный счет ОСП по г.Сыктывкару №2, возвращены истцу.
** ** ** вынесено постановление об отмене постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Сыктывкару №2 №... от ** ** ** о взыскании исполнительского сбора в размере 18200,86 руб. в рамках исполнительного производства №...-ИП в отношении Чижа П.И.
Статьей 53 Конституции РФ предусмотрено право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
На основании ст.119 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения.
Согласно п.11 ст.30 названного Федерального закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Пунктом 12 статьи 30 Федерального закона установлено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ /пункт 17 ст.30 Федерального закона/.
В соответствии со ст.112 Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены: 1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ; 2) исполнительного документа; 3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае действия судебных приставов-исполнителей по возбуждению исполнительного производства и взысканию исполнительского сбора соответствовали закону.
При этом взыскателем до предъявления исполнительного документа к исполнению не был проверен факт оплаты взысканной судом суммы в добровольном порядке.
На момент рассмотрения дела постановление о взыскании исполнительского сбора отменено в установленном порядке.
Согласно положениям Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению (ст.1069 ГК РФ).
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
По настоящему делу законных оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда не имеется, поскольку факт нарушения его неимущественных прав вследствие виновных действий должностных лиц ФССП России по делу не установлен.
С учетом изложенного исковые требования Чижа П.И. к Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов, ОСП по г.Сыктывкару №2 УФССП России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Чижу Петру Ивановичу в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов, ОСП по г.Сыктывкару №2 УФССП России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда.
Мотивированное решение составлено ** ** **
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.И.Олейник