Судья: Касьянов В.Н. Дело № 33-9171/2024
УИД 50RS0016-01-2023-000215-87
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 11 марта 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Конатыгиной Ю.А.,
судей Бессудновой Л.Н., Медзельца Д.В.,
при ведении протокола помощником судьи Аристовой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по иску Шадриной Н. М. к Администрации городского округа Королёв Московской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,
по апелляционным жалобам Комитета имущественных отношений Администрации городского округа Королев Московской области, ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» на решение Королевского городского суда Московской области от 8 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Конатыгиной Ю.А.,
объяснения представителя Комитета имущественных отношений Администрации городского округа Королев Московской области – Мавляновой Н.Д., представителя ФГБУ «Н. П. «Лосиный остров» – Сенотрусовой Т.А., поддержавших доводы апелляционных жалоб, Шадриной Н.М., возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб,
установила:
Шадрина Н.М. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Королев Московской области в котором просит признать незаконным Постановление Администрации г.о. Королев Московской области от 24.10.2022 г№1211-ПА, об отказе в принятии Шадриной Н.М. и члена ее семьи - Шадрина Н.Е. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, и обязать Администрацию городского округа Королев Московской области поставить Шадрину Н.М. и члена ее семьи - Шадрина Н.Е., зарегистрированных в жилом помещении но адресу: <данные изъяты>, на учет, в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социальною найма, а также обязать Администрацию г.о. Королев совместно с Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению Государственным имуществом но г. Москве (ТУ Росимущество), ГБУ «Н. П. «Лосиный остров»» решить вопрос о сроках отселения жильцов из аварийного дома с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что постановлением №1211-ПА от 24.10.2022 г. Администрацией городского округа Королев Московской области истцу и члену её семьи было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, по причине обеспеченности общей площадью 11,45 кв.м. на одного человека, что превышает установленную учетную норму площади жилого помещения. Истец считает отказ не обоснованным. Решением №4 от 23.06.2021 г. жилой дом по адресу: <данные изъяты>, признан Межведомственной комиссией городского округа Королев Московской области аварийным и подлежащим сносу. Постановлением №983-ПА от 01.09.2022 г. истец Шадрина Н.М. с сыном признаны малоимущими в целях принятия на учет граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. Между истцом и ФГБУ Н. П. «Лосиный остров», заключен договор <данные изъяты> от 17.07.2008 социального найма жилого помещения. Помещение состоит из 2-х комнат в коммунальной квартире, общей площадью 22,9 кв.м. в деревянном одноэтажном бараке 1937 года постройки по адресу: <данные изъяты>. Дом расположен на территории Н. П. «Лосиный остров». На основании Постановления Губернатора Московской области № 272-ПГ от 23.12.2004 года поселок Торфопредприятие, находившийся в административном подчинении <данные изъяты>, и <данные изъяты> объединены в единый населенный пункт - <данные изъяты>. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от <данные изъяты> на Администрацию городского округа Королев возложена обязанность создать Межведомственную комиссию для проведения обследования в <данные изъяты>, занимаемого истцом жилого помещения на предмет его пригодности (непригодности) для проживания, а дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Межведомственная комиссия городского округа Королев Решением <данные изъяты> от 23.06.2021 г. приняла решение о выявлении оснований для признания жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем совместно Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению Государственным имуществом по г. Москве (ТУ Росимущество), с ГБУ «Лосиный остров», Администрация г.о. Королев обязана решить вопрос о сроках отселения граждан из жилого дома, который имеет крен и угрозу обрушения.
В судебном заседании Шадрина Н.М. поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации городского округа Королев Московской области просила в удовлетворении иска отказать в связи с тем, что не имеется распорядительного акта о признании дома, в котором проживет истец аварийным. Поскольку дом состоит на балансе ФГБУ НП «Лосиный остров», Администрация не может издать соответствующее постановление в отношении данного дома.
Представитель 3-го лица ФГБУ НП «Лосиный остров» просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
3-е лицо Шадрин Н.Е. в судебное заседание не явился.
Представители 3-х лиц ГЖИ МО, Минприроды России, Росимущество, ТУ Росимущества в г.Москве в судебное заседание не явились.
Решением Королевского городского суда Московской области от 8 июня 2023 года исковые требования Шадриной Н.М. удовлетворены частично.
Суд постановил: Признать незаконным Постановление Администрации городского округа Королев Московской области от 24.10.2022 г. № 1211-ПА «Об отказе в принятии Шадриной Н.М. и члена её семьи на учет граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма».
Обязать Администрацию городского округа Королев Московской области принять Шадрину Н. М. и члена её семьи Шардина Н. Е. на учет у качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с даты обращения с заявлением о принятия на учет.
В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности запросить постановление, и о возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о предоставлении муниципальной услуги отказать.
Не согласившись с решением суда, Комитетом имущественных отношений Администрации городского округа Королев Московской области и ФГБУ «Н. П. «Лосиный остров» поданы апелляционные жалобы, в которых они просят решение суда отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения по доводам жалоб.
Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда с учетом следующего.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч.1 ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Судом первой инстанции установлено, что Шадрина Н.М. и ее сын Шадрин Н.Е. с <данные изъяты> зарегистрированы по адресу: <данные изъяты>. Ранее на основании ордера от <данные изъяты> Шадрина Н.М. также проживала в <данные изъяты>.
17.07.2008 г. между истцом и ФГУ НП «Лосиный остров» заключен договор социального найма жилого помещения общей площадью 22,9 кв.м в <данные изъяты>, в жилом <данные изъяты>.
На основании Постановления Губернатора Московской области <данные изъяты>-ПГ от <данные изъяты> <данные изъяты>, находившийся в административном подчинении <данные изъяты>, и <данные изъяты> объединены в единый населенный пункт – <данные изъяты>.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11.11.2019 г. по делу <данные изъяты> на Администрацию городского округа Королёв Московской области была возложена обязанность создать межведомственную комиссию для проведения обследования жилого помещения, занимаемого Шадриной Н.М., расположенного по адресу: <данные изъяты>, на предмет его пригодности (непригодности) для проживания, а дома - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г., с обязательным включением в состав комиссии представителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества.
Решением <данные изъяты> от 23.06.2021 г. Межведомственной комиссии городского округа <данные изъяты>, принятым на основании Заключения специалиста по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, выявлены основания для признания жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации городского округа <данные изъяты> от 01.09.2022 г. <данные изъяты> Шадрина Н.М. с сыном Шадриным Н.Е. признаны малоимущими в целях принятия на учет граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Вместе с тем, постановление Администрации городского округа <данные изъяты> от 24.10.2022 г. <данные изъяты> было отказано в принятии Шадриной Н.М. и члена её семьи Шадрина Н.М., зарегистрированных в жилом помещении общей площадью 22,9 кв.м, расположенном по адресу: <данные изъяты>, на учет граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.1 ст.54 ЖК РФ, в связи с обеспеченностью общей площадью 11,45 кв.м на одного человека, что превышает установленную учетную норму площади жилого помещения.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 49, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив, что Шадрина Н.М. и её сын Шадрин Н.М., <данные изъяты> года рождения являются нуждающимися в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма; решение <данные изъяты> от <данные изъяты> Межведомственной комиссии городского округа Королев Московской области, и Заключение специалиста по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, на котором основывалась Комиссия, являются достаточными основаниями для вывода о том, что площадь жилого дома по адресу: <данные изъяты>, являющегося аварийным и подлежащим сносу, не может учитываться при оценке обеспеченности истца и члена её семьи жилой площадью, а бездействие ответственного органа государственной власти по принятию распорядительного акта о признании жилого дома по указанному адресу аварийным и подлежащим сносу, не может служить поводом для ограничения прав истца на обеспечение жилым помещением, пригодным для проживания, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания Постановления Администрации городского округа Королев Московской области от 24.10.2022 г. <данные изъяты> «Об отказе в принятии Шадриной Н.М. и члена её семьи на учет граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма» незаконным, и обязании Администрации городского округа Королев Московской области принять Шадрину Н.М. и члена её семьи Шардина Н.Е. на учет у качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с даты обращения с заявлением о принятия на учет.
При этом, суд не нашел оснований для удовлетворения исковых требований в части истребования постановления и возложения обязанности повторно рассмотреть вопрос о предоставлении муниципальной услуги, как излишних и не направленных непосредственно на защиту прав истца на обеспечение жилым помещением.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы Администрации городского округа Королев Московской области о том, что Шадрина Н.М. и её сын Шадрин Н.М. обеспечены жилым помещением площадью 22,9 кв.м по адресу: <данные изъяты>, то есть общей площадью 11,45 кв.м на одного человека, что превышает установленную учетную норму площади жилого помещения, судебная коллегия отклоняет.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Как следует из материалов дела апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11.11.2019 г. по делу <данные изъяты> на Администрацию городского округа Королёв <данные изъяты> была возложена обязанность создать межведомственную комиссию для проведения обследования жилого помещения, занимаемого Шадриной Н.М., расположенного по адресу: <данные изъяты>, на предмет его пригодности (непригодности) для проживания, а дома - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г., с обязательным включением в состав комиссии представителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества.
Решением № 4 от <данные изъяты> Межведомственной комиссии городского округа Королев Московской области, принятым на основании Заключения специалиста по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, выявлены основания для признания жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации городского округа Королев Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>-ПА Шадрина Н.М. с сыном Шадриным Н.Е. признаны малоимущими в целях принятия на учет граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Таким образом, превышение установленной учетной нормы площади жилого помещения на каждого члена семьи, не является основанием для отказа в постановке на учет истца и её семьи в качестве, признанных нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку доказательств соответствия жилого дома по адресу: <данные изъяты>, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям ответчиком не представлено.
Доводы апелляционной жалобы ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» о том, что нахождение спорного жилого помещения в пределах особо охраняемой природной территории НП «Лосиный остров» не свидетельствую о том, что оно предоставлено учреждению на каком-либо вещном праве, что учреждении е правомочно владеть, пользоваться и распоряжаться спорным жилым помещением, а также не свидетельствует о том, что между истцам и учреждением сложились фактические правоотношения, свидетельствующие о наличии договора социального найма, судебная коллегия находит несостоятельными.
Согласно пункту 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11.11.2019 г. по делу <данные изъяты> по иску Шадриной Н.М. к Администрации городского округа Королёв Московской области, ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», ТУ Росимущества в г. Москве об установлении факта владения и пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, возложении обязанности по созданию межведомственной комиссии, установлено следующее.
Постановлением Совмина РСФСР от 24.08.1983 г. № 401 "О создании государственного природного национального парка "Лосиный остров" и был создан государственный природный национальный парк "Лосиный остров" Управления лесопаркового хозяйства Мосгорисполкома на базе Мытищинского леспаркхоза этого управления, о создании государственного природного национального парка "Лосиный остров" Управления лесопаркового хозяйства Мосгорисполкома на базе Мытищинского леспаркхоза этого управления.
Впоследствии Постановлением Совмина РСФСР от 05.10.1989 г. № 295 (ред. от 15.03.1995 г.) "О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров" (вместе с "Перечнем предприятий и организаций, подлежащих выводу в 1989 - 1991 годах с территории Государственного природного национального парка "Лосиный остров", утвержденным Постановлением Совмина СССР от 31.08.1989 г. № 703) предписано Мосгорисполкому и Мособлисполкому обеспечить в 1990-1991 годах переселение жителей поселка "Центральный" и других граждан, проживающих на территории Государственного природного национального парка "Лосиный остров". Мосгорисполкому предусмотреть финансирование и строительство необходимых для этих целей жилых домов.
Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 г. № 280 "О национальном парке "Лосиный остров" национальный природный парк "Лосиный остров" общей площадью 12881 гектар отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения, переименован в национальный парк "Лосиный остров" и передан в ведение Федеральной службы лесного хозяйства России.
Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 г. № 2056-р Федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Лосиный остров" передан в ведение Минприроды России.
В соответствии с положениями Устава ФГБУ «Национальный парк «Лосиный Остров» это Учреждение является природоохранным, эколого-просветительским учреждением, имеющем целью сохранение природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенных для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Пунктом 22 Устава предусмотрено, что к основным видам деятельности Учреждения относится выполнение мероприятий по сохранению в естественном состоянии природных комплексов.
В то же время, по делу с очевидностью усматривается, что до настоящего времени не все граждане, проживающие в границах современного ФГБУ «Национальный парк «Лосиный Остров», переселены с предоставлением им других жилых помещений. Однако само по себе то обстоятельство, что с 23.12.2004 г. <данные изъяты>, расположенный в границах Лосиного острова и находившийся в административном подчинении <данные изъяты>, объединен в единый населенный пункт – <данные изъяты>, не свидетельствует о том, что федеральная собственность - жилые дома <данные изъяты> - в установленном порядке передавались в муниципальную собственность.
Таким образом, жилые дома <данные изъяты> до настоящего времени остаются в федеральной собственности. Более того, согласно информации, предоставленной ФГБУ «Национальный парк «Лосиный Остров» от 13.10.2017 г. <данные изъяты> на бухгалтерском балансе указанной организации учитывается 63 объекта недвижимости, расположенных на <данные изъяты>, в том числе, 39 жилых домов. При этом Минприроды России письмом от 18.12.2017 г. № 06-09-31/35353 отказывает в согласовании передачи жилых зданий, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ Национальный парк «Лосиный Остров», в муниципальную собственность городского округа <данные изъяты>.
При таких обстоятельствах, именно ФГБУ «Национальный парк «Лосиный Остров» правомерно заключил с истцом <данные изъяты> договор социального найма жилого помещения общей площадью 22,9 кв. м в <данные изъяты> в жилом <данные изъяты>, поскольку проживать в ранее предоставленном ей жилом помещении в <данные изъяты> стало невозможным по причине разрушения указанного жилого дома, что еще в 2001 г. подтверждал ФГБУ «Национальный парк «Лосиный Остров».
Доводы апеллянтов о том, что спорное жилое помещение в установленном порядке непригодным для проживания не признано, отсутствии у администрации полномочий по изданию такого акта в связи с тем, что дом не находится в муниципальной собственности, судебная коллегия находит несостоятельными.
Согласно пункта 7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Таким образом, бездействие ответственного органа государственной власти по принятию распорядительного акта о признании спорного жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, не может служить поводом для ограничения прав истца на обеспечение жилым помещением, пригодным для проживания.
Разрешая заявленные исковые требования, оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования о постановке на учет истца и члена её семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подлежали удовлетворению. При этом судом первой инстанции было учтено, что занимаемое истцом и её сыном помещение признано непригодным для проживания.
В целом доводы апелляционных жалоб были предметом исследования суда первой инстанции, который дал им надлежащую оценку, по существу они сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, ошибочном применении и толковании норм материального права, фактически выражают субъективную точку зрения стороны о том, как должно быть рассмотрено настоящее дело и оценены собранные по нему доказательства в их совокупности, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Никаких иных юридически значимых для дела обстоятельств, которые не были бы учтены судом первой инстанции при вынесении судебного решения по делу, апелляционная жалоба не содержит.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Королевского городского суда Московской области от 8 июня 2023 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Комитета имущественных отношений Администрации городского округа Королев Московской области, ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.03.2024 г.