Решение по делу № 2-674/2016 от 12.09.2016

Дело № 2-674/2016

    Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 20.10.2016 года

Мотивированное решение составлено      25.10.2016 года

г. Прокопьевск                                 20 октября 2016 года

    Прокопьевский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего Пальцева Д.А.,

при секретаре Верлан О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района к Башарину Н. П., Башариной А.И. о признании результатов межевания земельного участка недействительными,

У С Т А Н О В И Л:

Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района обратился в суд с иском к Башарину Н.П., Башариной А.И. о признании результатов межевания земельного участка с кадастровым номером недействительными.

Требования мотивированы тем, что на основании свидетельства о государственной регистрации права Башарину Н. П., Башариной А.И. принадлежит земельный участок, площадью 2100 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Согласно кадастровому плану земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, границы земельного участка не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения органа муниципального контроля от ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая документарная выездная проверка в отношении земельного участка ответчиков. В ходе проверки, согласно заключению кадастрового инженера Малкова Е.А., был установлен самовольный захват муниципальных земель <адрес> в размере 642 кв.м. Согласно выполненной топографической съемке от ДД.ММ.ГГГГ, площадь земельного участка составляет 2742 кв.м. С целью устранения выявленных нарушений Башарину Н.П. и Башариной А.И. в срок до ДД.ММ.ГГГГ было вынесено предписание устранить выявленные нарушения, а именно: установить фактическое местоположение границ и площади земельного участка с кадастровым номером по адресу <адрес> (т.е. перенести забор в соответствии с кадастровым планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (конфигурацией земельного участка) и земельным законодательством. После внесения ГКН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером выяснилось, что конфигурация земельного участка не соответствует конфигурации в кадастровом плане от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 9 ст. 38 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, т.е. кадастрового плана. Просит признать результаты межевания земельного участка с кадастровым номером недействительными.

В судебном заседании представитель истца – КУМС Прокопьевского муниципального района – Насонова Е.А., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия 3 года, поддержала заявленные исковые требования, привела доводы, аналогичные исковому заявлению, просит признать результаты межевания земельного участка с кадастровым номером недействительными.

Представитель истца – КУМС Прокопьевского муниципального района – Селезнева Ю.С., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала заявленные исковые требования, просит признать результаты межевания земельного участка с кадастровым номером недействительными.

Ответчики Башарин Н.П., Башарина А.И. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчиков Башарина Н.П., Башариной А.И. – Кондратьева Е.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные исковые требования не признала, суду пояснила, что актом проверки Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Прокопьевский отдел от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нарушения земельного законодательства ответчиками отсутствуют. Данный земельный участок является ранее учтенным и стоит на государственном кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ было уточнение границ земельного участка, в межевом плане которого обязательным условием стоит согласование границ земельного участка с соседями. В противном случае границы не были бы установлены. Актом согласования границ земельного участка подтверждается, что заинтересованные лица (соседи) согласовали границы и отсутствует нарушение чьих-либо прав. Согласование границ с КУМС Прокопьевского района не требовалось. Также, в соответствии с Положением о КУМС Прокопьевского муниципального района, целями и задачами Комитета является эффективное управление и распоряжение земельными участками до разграничения прав собственности на землю. Данный участок зарегистрирован на праве собственности, т.е. разграничен, спорный земельный участок находится в частной собственности. Удовлетворение судом требований об исключении сведений из ГКН приведет к наличию записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в отсутствие сведений о таком объекте, что является прямым нарушением положений Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица – администрации Прокопьевского муниципального района – в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица – Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области – в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлены письменные пояснения по существу исковых требований (л.д. 80-83).

Третье лицо – кадастровый инженер Малкова Е.А. – в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд, заслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В пункте 3 статьи 70 Кодекса предусмотрено, что порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается Федеральным законом о государственном земельном кадастре.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, с 01.03.2008 года осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (ст. 1 Закона).

К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу, если иное не установлено настоящей главой (ч. 1 ст. 47 Закона).

Федеральный закон от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает, что кадастровый учет земельных участков осуществляется на основании межевого плана, который представляет собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и воспроизводящий определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В соответствии со ст.ст. 16, 20, 22 Закона о кадастре с заявлением об учете изменений объектов недвижимости – земельных участков, в связи с уточнением местоположения границ, вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. в составе такого заявления должны быть представлены: межевой план земельного участка, документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя), копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости.

Требования к подготовке и оформлению межевых планов утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 № 412.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 данной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Частью 7 ст. 38 Закона о кадастре установлено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно статье 8 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», проведение землеустройства и формирование полученной в результате землеустройства документации должно осуществляться с соблюдением обязательных технических условий и требований проведения землеустройства. Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства (часть 3 статьи 19 Закона № 78-ФЗ).

Порядок проведения территориального землеустройства определяется Правительством Российской Федерации (статья 15 Закона № 78-ФЗ).

В силу ст. 16 Федерального закона «О землеустройстве» образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства осуществляются на основе сведений государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

Пунктом 11 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных 17.02.2003 года руководителем Федеральной службы земельного кадастра России, установлено, что работы по межеванию включают в себя также согласование границ с лицами, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления).

Согласно подпунктам 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства определение границ объектов землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей. Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ.

Судом установлено, что ответчикам Башарину Н.П. и Башариной А.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 10). Право собственности ответчиков на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, выдано свидетельство о государственной регистрации права.

На основании Распоряжения органа муниципального контроля о проведении внеплановой, документарной, выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка, принадлежащего ответчикам, была проведена проверка соблюдения земельного законодательства (л.д. 5).

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, на землях населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, используется для эксплуатации индивидуального жилого дома, площадью 19,3 кв.м (совместная собственность Башарина Н.П. и Башариной А.И.). Согласно заключению кадастрового инженера ООО «ГЕО-М» Малковой Е.А., присутствует факт самозахвата муниципальных земель <адрес> в размере 642 кв.м. Согласно Закону Кемеровской области от 08.04.2004 № 20-ОЗ «О максимальном размере общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства», максимальный размер земельного участка с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства не может составлять более 2000 кв.м, а в данном случае площадь земельного участка составляет 2742 кв.м. Границы земельного участка не установлены в соответствии с земельным законодательством (л.д. 6, 8).

По результатам проверки соблюдения требований земельного законодательства ответчикам дано предписание от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить фактические границы земельного участка с кадастровым номером в соответствии с кадастровым планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, заключением кадастрового инженера ООО «ГЕО-М» Малковой Е.А. (то есть перенести забор в соответствии с кадастровым планом от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 7).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый план от ДД.ММ.ГГГГ, имеет категорию земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства», уточненную площадь – 2100 кв.м.

По исполнение предписания от ДД.ММ.ГГГГ, ответчики Башарин Н.П. и Башарина А.И. обратились в орган кадастрового учета с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ об учете изменений земельного участка в связи с изменением площади и изменением описания местоположения границ земельного участка (л.д. 98-99). К заявлению об учете изменений земельного участка был приложен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, составленный кадастровым инженером ООО «Бюро кадастровой инвентаризации» А. (л.д. 100-110).

В представленном межевом плане земельного участка с кадастровым номером содержится акт согласования местоположения границ земельного участка, из которого следует, что земельный участок окружен землями общего пользования, государственная собственность на которые не разграничена. В связи с чем, согласование местоположения границ земельного участка в соответствии со ст. 39 Закона о кадастре не проводится, так как отсутствуют правообладатели.

На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ в Государственный кадастр недвижимости внесены сведения об учете изменений земельного участка с кадастровым номером в связи с изменением площади и изменением описания местоположения границ земельного участка. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, границы земельного участка установлены, площадь составляет 2100+/-16 кв.м, то есть соответствует кадастровому плану земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11, 12).

Также, доводы представителя ответчика о том, что собственниками земельного участка с кадастровым номером предписание ДД.ММ.ГГГГ исполнено, границы и площадь земельного участка приведены в соответствие с кадастровым планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждаются представленной копией акта администрации Прокопьевского муниципального района проверки соблюдения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому предписание об устранении земельного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ исполнено, установлены фактические границы земельного участка, в отношении данного земельного участка произведен государственный кадастровый учет (л.д. 54).

Кроме того, согласно Акту проверки органом государственного надзора – Прокопьевским отделом Управления Росреестра по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ, на момент проверки в ГКН внесены сведения о границах земельного участка с кадастровым номером , уточненная площадь земельного участка составила 2100 кв.м, то есть соответствует площади, указанной в правоустанавливающем документе, нарушения обязательных требований, установленных земельным законодательством, не выявлены, предписание исполнено.

Таким образом, судом установлено, что в настоящее время нарушения обязательных требований, установленных земельным законодательством, в отношении земельного участка с кадастровым номером устранены, уточненная площадь земельного участка соответствует площади, указанной в правоустанавливающем документе, - 2100 кв.м, фактические границы установлены, уточненные сведения о данном земельном участке внесены в ГКН. В связи с чем, суд приходит к выводу, что оснований для признания результатов межевания земельного участка ответчиков недействительными в настоящее время не имеется.

Доказательств нарушения действующего законодательства при осуществлении государственного учета изменений местоположения границ и уточненной площади земельного участка с кадастровым номером суду не представлено, земельный участок поставлен на кадастровый учет с измененными характеристиками надлежащим образом, согласно действующему законодательству, фактические границы приведены в соответствие с кадастровым планом.

В связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований КУМС Прокопьевского муниципального района и признания недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером .

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района к Башарину Н. П., Башариной А.И. о признании результатов межевания земельного участка с кадастровым номером недействительными отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Прокопьевский районный суд Кемеровской области в течение месяца.

Председательствующий                    Д.А.Пальцев (На момент опубликования решение в законную силу не вступило.)

2-674/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
КУМС Прокопьевского муниципального района
Ответчики
Башарин Н.П.
Башарина А.И.
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области"
Чекаева А.Ю.
ООО "ГЕО-М" кадастровый инженер Малкова Елена Анатольевна
Кондратьева Е.В.
Администрация Прокопьевского муниципального района
Насонова Елена Елена Александровна
Селезнева Ю.С.
Суд
Прокопьевский районный суд Кемеровской области
Дело на сайте суда
prokopyevsky.kmr.sudrf.ru
12.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2016Передача материалов судье
14.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.09.2016Подготовка дела (собеседование)
29.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2016Судебное заседание
25.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее