Дело №2-375/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 июля 2018 года с.Тарбагатай
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Гордейчика С.В, при секретаре Мункожаргаловой И.Б., с участием прокурора в лице помощника прокурора Тарбагатайского района Ивановой О.А., представителя ответчика Администрации МО СП «Барыкинское» Щербаковой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Барыкинское» об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности в границах МО СП «Барыкинское»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Барыкинское» установить звуковую сигнализацию и источник бесперебойного питания для оповещения людей при чрезвычайных ситуациях в селе <адрес> <адрес>; обеспечить населенные пункты <адрес> и <адрес> источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в границах МО СП «Барыкинское», которой установлено следующее.
В соответствии с п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее № 69-ФЗ) в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Согласно ст. 10 №. 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В силу со ст. 19 № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В силу ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (№ 123-ФЗ) первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально- технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии со ст. 52, 54 № 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
В силу пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В нарушение вышеуказанных норм закона установлено, что звуковая сигнализация для оповещения людей о чрезвычайных ситуациях (пожарах) в населенном пункте <адрес> отсутствует.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.
В соответствии с частью 1 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
Частью 2 вышеуказанной статьи установлено, что к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
водные объекты, используемые для целей пожаротушения соответствии с законодательством Российской Федерации; ®
противопожарные резервуары.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено полномочие органов местного самоуправления по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Пунктом 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» на органы местного самоуправления городских и сельских поселений для целей пожаротушения возложена обязанность по созданию условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
В силу примечания 2 и 3 пункта 9.9. "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178) (ред. от 09.12.2010) к пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин.
В нарушение названных требований действующего законодательства администрацией МО СП «Барыкинское» населенные пункты <адрес> и <адрес> источниками наружного противопожарного водоснабжения не обеспечены.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № на территории республики с ДД.ММ.ГГГГ введен особый противопожарный режим.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано 169 лесных пожаров пройденная огнем площадь 9 119,34 га, в том числе 8963, 34 га лесной.
Учитывая, что <адрес> граничит с лесным массивом, наличие выявленных нарушений в сфере пожарной безопасности недопустимо, поскольку существует реальная угроза жизни и здоровью жителей населенного пункта в случае возникновения близи населенного пункта лесного пожара.
Численность жителей поселка составляет 454 человека, действующих дворов в поселении, насчитывается 175, в связи с чем, необходимо в кратчайшие сроки устранить выявленные нарушения пожарной безопасности.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> зарегистрировано 10 лесных пожаров.
В 2016 году по результатам проверки отделением надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес>м внесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ Предписание не исполнено.
По результатам настоящей проверки отделением надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес>м внесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ Предписание не исполнено. На протяжении нескольких лет предписания выданные МО СП «Барыкинское» ОНД и ПР по <адрес>м не исполняются, нарушения пожарной безопасности не устраняются, граждане, проживающие в селе Барыкино ежедневно подвержены угрозе перехода лесных пожаров на населенный пункт.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, настоящее исковое заявление предъявляется в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор в лице помощника прокурора Тарбагатайского района РБ Ивановой О.А. исковые требования поддержала, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика глава МО СП «Барыкинское» Щербакова Н.М. исковые требования признала, при этом пояснила, что в данное время в сельской администрации нет средств для выполнения данных требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Согласно ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения исполнения обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее № 69-ФЗ) в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Согласно ст. 10 № 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В силу со ст. 19 № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В силу ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (№ 123-ФЗ) первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально- технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии со ст. 52, 54 № 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
В силу пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В нарушение вышеуказанных норм закона установлено, что звуковая сигнализация для оповещения людей о чрезвычайных ситуациях (пожарах) в населенном пункте <адрес> отсутствует.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.
В соответствии с частью 1 статьи 68 Федерального закона о] 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть] источники наружного противопожарного водоснабжения.
Частью 2 вышеуказанной статьи установлено, что к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
водные объекты, используемые для целей пожаротушения соответствии с законодательством Российской Федерации; ®
противопожарные резервуары.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено полномочие органов местного самоуправления по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Пунктом 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» на органы местного самоуправления городских и сельских поселений для целей пожаротушения возложена обязанность по созданию условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
В силу примечания 2 и 3 пункта 9.9. "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178) (ред. от 09.12.2010) к пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин.
Как установлено в судебном заседании, в нарушение названных требований действующего законодательства администрацией МО СП «Барыкинское» населенные пункты <адрес> и <адрес> источниками наружного противопожарного водоснабжения не обеспечены.
В 2016 году по результатам проверки отделением надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес>м внесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ Предписание не исполнено.
По результатам настоящей проверки отделением надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес>м внесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ Предписание не исполнено. На протяжении нескольких лет предписания выданные МО СП «Барыкинское» ОНД и ПР по <адрес>м не исполняются, нарушения пожарной безопасности не устраняются, граждане, проживающие в селе Барыкино ежедневно подвержены угрозе перехода лесных пожаров на населенный пункт.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Суд приходит к выводу, что требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению так как направлены на защиту населения от угроз возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе лесных пожаров.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ <░░░░░> <░░░░░>; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.07.2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░