Дело №2-275/8/2022 (УИД 66RS0056-01-2022-000314-67)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 марта 2022 года г.Тавда
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Галкина С.В.,
при секретаре судебного заседания Кесарецких К.Е.,
с участием помощника Тавдинского городского прокурора Головневой А.С.,
истца Шмелевой Т.А.,
представителя ответчика по доверенности Цыбульского Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тавдинского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Шмелевой ФИО6, к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» о взыскании материального ущерба, штрафа и компенсации морального вреда,
установил:
Тавдинский городской прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов ФИО1, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к ООО «Управляющего компания», в котором ссылаясь на положения статей 15, 1064, 1095 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, Закон о защите прав потребителей, просит взыскать с ответчика, являющегося исполнителем коммунальных услуг в пользу ФИО1 (потребителя) в счёт возмещения материального ущерба 152 233 рубля 50 копеек, компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей, штраф в размере 50% от взысканной суммы за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя.
В обоснование заявленного иска указал, что с 214 года многоквартирный <адрес> находится под управлением ООО «Управляющая компания». В августе 2021 года по вине ответчика произошла аварийная ситуация на общем стояке водоотведения в жилой <адрес> указанного дома, поскольку стояк находится в аварийном состоянии, и необходимо проводить полную замену трубопровода.
Факт повреждения и описание нанесённого ущерба зафиксированы в акте осмотра повреждённого объекта, в том числе, квартиры ФИО1
Согласно заключению независимого эксперта рыночная стоимость ремонтных работ и материалов, необходимых для устранения выявленных недостатков, составляет 61 615 рублей; рыночная стоимость ремонтных работ и материалов, необходимых для восстановления повреждённого электрооборудования составляет 31 239 рублей, рыночная стоимость дополнительных работ, с учётом всех дополнений и округлений, составляет 13 354 рубля, которые прокурор вместе компенсацией морального вреда и штрафом просит взыскать в ответчика в пользу ФИО1
Основанием для обращения прокурора в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации послужило то обстоятельство, что ФИО1 является пенсионером, в силу возраста, состояния здоровья и юридической неграмотности не может самостоятельно обратиться в суд для защиты своих нарушенных прав.
В судебном заседании прокурор ФИО3 и истец ФИО1 поддержали заявленные требования по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь, в том числе, и на то обстоятельство, что прокурор не имел полномочий для обращения в суд с настоящими требованиями, поскольку ФИО1 не лишена возможности для самостоятельного обращения в суд за защитой нарушенных прав, в частности является не только учредителем, но и руководителем двух действующих организаций. Её интересы в рамках других рассматриваемых гражданских дел представляют квалифицированные юристы в лице адвокатов. Тогда как прокурор не может оказывать бесплатную юридическую помощь в гражданском споре о взыскании материального ущерба. Доказательств того, что ФИО1 по состоянию здоровья не может самостоятельно обратиться в суд, представленные материалы не содержат.
Рассмотрев заявленные требования, заслушав участвующий лиц, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании пункта 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью первой статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Как следует из материалов гражданского дела, спорные отношения вытекают из правоотношений о защите прав потребителей, субъектами которых являются исполнители и потребители.
Обращаясь в суд с настоящим иском в защиту прав и законных интересов ФИО1, прокурор ссылается на то, что ФИО1 является пенсионером, в силу возраста, состояния здоровья и юридической неграмотности не может самостоятельно обратиться в суд для защиты своих нарушенных прав, о чем свидетельствует её письменное обращение в прокуратуру
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что ФИО1, несмотря на достижение пенсионного возраста, является учредителем и директором двух организаций – ООО «Мария» и ООО «Натали», осуществляя их непосредственное руководство. Инвалидностей и хронических заболеваний, препятствующих ей самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, не имеет, и доказательств обратного в материалы дела не представлено. При этом ФИО1 занимает активную жизненную позицию, обращаясь от имени и в интересах жильцов <адрес> в различные надзорные органы.
В судебном заседании ФИО1 пояснила, что обратилась в органы прокуратуры за защитой своих прав, так как юристы и адвокаты в городе Тавде отказались представлять её интересы в рамках возникшего спора в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не имея достаточной квалификации.
При наличии спорных отношений между ООО «Управляющая компания» (как исполнителя коммунальных услуг), и ФИО1 (как потребителя), которые регулируются нормами гражданского законодательства, у прокурора отсутствовало право на обращение в суд с данными исковыми требованиями в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доказательств того, ФИО1 по своему состоянию здоровья, возрасту, недееспособности либо другим уважительным причинам не может самостоятельно обратиться в суд для защиты своих нарушенных прав, в ходе рассмотрения дела суду не представлено.
В силу абзаца 4 статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 222, статьёй 144 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
Исковое заявление Тавдинского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Шмелевой ФИО7, к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» о взыскании материального ущерба, штрафа и компенсации морального вреда, - оставить без рассмотрения.
Разъяснить, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.
Председательствующий С.В. Галкин