Дело № 2-3732/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2016 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Алексеевой Е.В., при секретаре Матанцевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козлова С.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о возмещении ущерба, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Козлов С.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.
В обоснование исковых требований указал, что в декабре 2015 года он устраивался на работу в Управление Росреестра по Ульяновской области на вакантную должность специалиста-эксперта отдела эксплуатации информационных систем, технических средств и каналов связи.
В отделе кадров ему выдали направление на прохождение платной медицинской комиссии, в котором были указаны врачи, у которых необходимо получить заключение о допуске к работе по здоровью.
В связи с чем, он понес расходы по оплате услуг медицинского освидетельствования: врач- невролог<данные изъяты> руб., врач-нарколог – <данные изъяты>., врач- психиатр – <данные изъяты>.
Кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил у ответчика стажировку, в связи с чем, осуществлял проезд к месту прохождения стажировки из Заволжского района г. Ульяновска и понес расходы по проезду в сумме <данные изъяты>.
Также он понес расходы по изготовлению фотографий на сумму <данные изъяты>
Все свои обязательства он исполнил, представил необходимые для приема на работу документы, однако ответчик отказал в трудоустройстве.
Просит взыскать с ответчика в возмещение ущерба 845 руб., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>
В судебном заседании истец Козлов С.В. исковые требования поддержал и пояснил, что он вынужден был проходить медицинское обследование, выстаивать очереди в поликлиниках, нести материальные расходы в связи с этим, собирать справки из банков, запрашивать допуск и проходить стажировку, тогда как он имел бы возможность устроиться на работу в другое место и получать заработную плату. Допуск к государственной тайне у него имелся и не было необходимости оформлять его снова, тем более, что действующее законодательство не предусматривает это.
Представитель ответчика по доверенности - Матвеев А.К. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что в исковом заявлении отсутствует какое-либо указание на нарушение Управлением действующего законодательства за исключением указания на ст. 213 Трудового кодекса РФ. Однако, данная норма регламентирует медицинские осмотры некоторых категорий работников, в перечень которых государственные гражданские служащие не входят. Необходимость предоставления справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, предусмотрена п. 28 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, в соответствии с которым обязанность предоставления данной справки лежит на лице, которое получает доступ к государственной тайне. Таким образом, Управление не может нести бремя расходов, связанных с оформлением соответствующих документов лицом, которое получает доступ к государственной тайне. ДД.ММ.ГГГГ до Управления была доведена информация о штатных мероприятиях по сокращению численности государственных гражданских служащих, согласно которой должность, на которую планировалось трудоустроить истца, подлежала сокращению. Оснований для взыскания компенсации морального вреда также не имеется, так как данные требования Козлова С.В. не основаны на законе. Просит отказать истцу в удовлетворении иска в полном объеме.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ истец Козлов С.В. обратился в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением о предоставлении ему возможности пройти стажировку в Управлении с ДД.ММ.ГГГГ. С правилами прохождения стажировки он был ознакомлен. Руководителем Управления ФИО4 прохождение Козловым С.В. стажировки было согласовано.
С целью поступления на государственную гражданскую службу в отдел эксплуатации информационных систем, технических средств и каналов связи Управления Козловым С.В. была предоставлена справка об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну от ДД.ММ.ГГГГ по форме, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 года за №63 утверждена Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне.
Положениями ст. 65 ТК РФ, предусматривающей перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора, п. 6 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 63 от 06 февраля 2010 года, предусматривающего, что если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме, п. 28 Инструкции, содержащего перечень документов, необходимых для оформления допуска к государственной тайне, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с п. 28 Инструкции граждане, которым оформляется допуск к государственной тайне, представляют собственноручно заполненную анкету (форма 4), документы, удостоверяющие личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т.п.), а также справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Форму и порядок получения справки устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области здравоохранения и социального развития.
Должность, на которую претендовал истец, требовала наличия допуска к государственной тайне, в связи с чем, Козлов С.В. обязан был оформить справку об отсутствии у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Действующее законодательство не содержит норм, согласно которым работодатель возмещал бы лицам, претендующим на занятие должностей государственной гражданской службы расходы по оформлению названной справки.
Истец Козлов С.В. не был принят на должность государственной гражданской службы в отдел эксплуатации информационных систем, технических средств и каналов связи по причине сокращения федеральных государственных гражданских служащих, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 11.12.2015 года за № 1353, должность специалиста –эксперта отдела эксплуатации информационных систем, технических средств и каналов связи была сокращена.
Таким образом, трудоустройство истца в Управление Росреестра по Ульяновской области не состоялось не по вине ответчика.
Ссылки истца на положение ст. 213 Трудового кодекса РФ несостоятельны, так как указанная норма право регулирует порядок прохождения медицинских осмотров некоторых категорий работников, в перечень которых государственные гражданские служащие не входят.
Требования истца о возложении на ответчика обязанности компенсировать расходы по оформлению справки, проезду на стажировку и изготовлению фотографий на основаны на действующем законодательстве.
Статьями 15 и 16 Гражданского кодекса РФ, устанавливающими понятие убытков и порядок их возмещения, определено, что убытки- это расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с абзацем 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные права, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 4 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями(бездействием),посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.
В силу части 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежат компенсации только в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, из буквального содержания вышеприведенных положений закона и разъяснений Пленума следует, что компенсация морального вреда возможна в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место лишь при наличии прямого указания об этом в законе.
Со стороны истца не представлено доказательств, дающих основания для применения указанных правовых норм, так как незаконность действий ( либо бездействий) ответчика не доказана.
Таким образом, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца денежных средств в возмещение материального ущерба, а также компенсации морального вреда, по делу не установлено, в связи с чем, в удовлетворении иска Козлову С.В. следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Козлова С.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о возмещении ущерба, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья- Е.В. Алексеева