Дело № 2-1727/2020
25RS0010-01-2020-001662-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2020 года город Находка
Находкинский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Черновой М.А.,
при секретаре Кувакиной Н.А.,
с участием истца Войтенко Е.В., представителя истца по доверенности от 13.05.2020 Голубцовой О.А.,
представителя ГУ-УПФР по Находкинскому городскому округу Приморского края по доверенности от 09.01.2020 Гавриловой С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Войтенко Елены Вячеславовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Находкинскому городскому округу Приморского края о признании незаконным решения в части не включения в специальный стаж периодов работы, включении в специальный стаж периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
истец обратилась в суд с названным иском, указав в обоснование требований, что 11.12.2019 она обратилась в ГУ-УПФР по Находкинскому городскому округу (далее по тексту – пенсионный орган, фонд) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением пенсионного органа от 24.12.2019 № в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием необходимого количества специального стажа (28 лет 09 месяцев 24 дня – вместо требуемых 30 лет). Из текста решения пенсионного фонда следует, что в специальный стаж ответчиком не были включены следующие периоды работы истца: с 27.04.1989 по 20.07.1989 (2 месяца 24 дня) – работа в должности медсестры гинекологического отделения в Городской больнице № <.........>, в связи с отсутствием документального подтверждения занятости в соответствующих профессиях (должностях), на соответствующих работах и в условиях установленных ст. 30.1.20 Закона 400-ФЗ; с 15.07.1991 по 05.06.1992 (10 месяцев 22 дня) – работа в должности медицинской сестры ингалятория в ЛОК Находкинского завода КПД, в связи с отсутствием документального подтверждения занятости в соответствующих профессиях (должностях), на соответствующих работах и в условиях установленных ст. 30.1.20 Закона 400-ФЗ, данная должность не поименована Списком; с 01.11.2017 по 23.11.2017 (23 дня) – учебный отпуск в период работы в КГБУЗ «Находкинская городская больница», поскольку, по мнению пенсионного органа, включение учебного отпуска в специальный страховой стаж действующим пенсионным законодательством не предусмотрено. С данным решением истец не согласна, считает его незаконным и подлежащим отмене, поскольку УПФР по Находкинскому городскому округу необоснованно уменьшило ее специальный стаж, необоснованно исключив вышеуказанные периоды.
Период с 27.04.1989 по 20.07.1989 – в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. Согласно записям в трудовой книжке истца 13.03.1987 истец принята на работу в Горбольницу № <.........> медсестрой гинекологического отделения (запись № 1); 03.05.1989 Горбольница № <.........> переименована в Региональное медицинское объединение <.........> (запись №).; ДД.ММ.ГГ. истец уволена (запись №). Решением пенсионного органа период с 13.03.1987 по 26.04.1989 включен в специальный стаж периода работы истца, а период с 27.04.1989 по 20.07.1989 – не включен, поскольку наименование учреждения «объединение» не поименовано Списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществляющим лечебную деятельность. Из архивных справок Государственного архива <.........> от ДД.ММ.ГГ., 17.03.2020 следует, что 02.09.1988 был упразднен <.........>, его функции возложены на Горбольницу №, а 27.04.1989 приказом облздравотдела на базе Горбольницы было создано <.........> медицинское объединение. В соответствии с п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 10 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при изменении организационно-правовой формы учреждений, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников, суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения. Из трудовой книжки истца усматривается, что в период с 13.03.1987 по 20.07.1989 она работала медсестрой гинекологического отделения. При переименовании Горбольницы в Региональное объединение характер работы истца не изменился, она продолжала работать на том же месте в той же должности. Таким образом, переименование учреждения не повлияло на условия и характер профессиональной деятельности истца.
Период работы с 15.07.1991 по 05.06.1992 не включен в специальный стаж работы, поскольку указанная должность не поименована Списком. Между тем, в трудовой книжке указано: принята в ЛОК медицинской сестрой ингалятория Находкинского завода КПД (запись № 6). Согласно приказу о приеме на работу № 211-к по Находкинском заводу КПД от 15.07.1991 истец принята на работу в цех/отдел лечебно-оздоровительный комплекс на должность медсестры ингалятория. Согласно штатным расписаниям лечебно-оздоровительного комплекса Находкинского завода КПД, значилась должность медсестра, должность «сестра» - не значилась. В соответствии с п.1 раздела II Перечня, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, право на досрочную пенсию имели медицинские сестры независимо от наименования должности – работники амбулаторно-поликлинических учреждений всех типов и наименований (поликлиники, амбулатории, диспансеры всех профилей, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови, медсанчасти, здрав-пункты, медицинские кабинеты и пункты, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, станции санитарной авиации, рентгеновские станции и пункты, медицинские лаборатории и другие). В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1911 № 464, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В соответствии с утвержденным данным постановлением Списком, право на досрочную пенсию имел средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности (п.1 Списка от 06.09.1991 № 464). В соответствии с п.18 указанного Постановления Пленума от 11.12.2012 № 30, работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке. Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Должность «медицинская сестра» относится к среднему медицинскому персоналу. Дополнение в наименовании к должности «медицинская сестра» служит указанием на определенный кабинет, в котором истец осуществляла свою деятельность. В штатном расписании на 22.02.1991 значится должность «медсестра», в разделе «средний медицинский персонал» значится должность «медсестра кабинета кислородотерапии»; приказом № 57п от 09.03.1992 «О замещении штатного расписания» Войтенко Е.В. значится «медсестрой кислородотерапии»; личной карточкой работника подтверждается, что с 15.07.1991 истец значилась медсестрой ингалятория, с 01.01.1992 – медсестрой кислородотерапии; приказом о прекращении трудового договора от 03.06.1922 № 178к, в котором занимаемая истцом должность значится «медсестра». Из изложенного следует, что указанный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В период с 01.11.2017 по 23.11.2017 приказом № 265-к от 27.10.2011 истец была направлена на курсы повышения квалификации сроком на 23 дня с целью обучения. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности. Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006года, утвержденный Постановлением Президиума ВС РФ от 14.06.2006). Из содержания решения пенсионного органа об отказе в установлении пенсии от 24.12.2019 усматривается, что период нахождения на курсах повышения квалификации с 01.11.2017 по 23.11.2017 предшествовал период работы истца, исчисляемый в льготном порядке. Из изложенного следует, что указанный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В общей сложности истцу не включено в специальный стаж 1 год 2 месяца 9 дней, Включено – 28 лет 9 месяцев 24 дня. Таким образом, при включении спорных периодов, специальный стаж на момент обращения с заявлением в пенсионный орган составляет 30 лет 3 дня.
На основании изложенного, истец просит признать незаконным решение ГУ-УПФР по Находкинскому городскому округу об отказе в установлении пенсии от 24.12.2019 № в части не включения в специальный трудовой стаж, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии, периодов работы с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. – в должности медсестры гинекологического отделения в Региональном медицинском объединение <.........>; с 15.07.1991 по 05.06.1992 – в должности медицинской сестры ингалятория в ЛОК Находкинского завода КПД; с 01.11.2017 по 23.11.2017 – обучение на курсах повышения квалификации в период работы в КГБУЗ «Находкинская городская больница» и отказа в установлении досрочной страховой пенсии по старости. Обязать ГУ-УПФР по Находкинскому городскому округу включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, указанные периоды работы Войтенко Е.В. и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 11.12.2019 года.
В дальнейшем истец направила письменные уточнения исковых требований, из которых следует, что после ознакомления с возражениями ответчика в письменном виде полагает необходимым отметить, что в решении пенсионного органа от 24.12.2019 не указан период ее работы с 01.01.2019 по 10.12.2019, несмотря на то, что этот период следует за периодом с 14.07.2018 по 31.12.2018 – включенный в специальный стаж – работа медицинской сестрой по физиотерапии в КГБУЗ «Находкинская городская больница». Данный период вовсе не упоминается в оспариваемом решении, тогда как в трудовой книжке истца отражено, что она работала в этот период медицинской сестрой по физиотерапии в КГБУЗ «Находкинская больница» и работает по настоящее время. Также в оспариваемом решении указано, что общая продолжительность специального стажа составляет 28 лет 09 месяцев 24 дня (абз. 8 стр. 2 решения), данная продолжительность стажа на дату обращения за досрочной пенсией – 11.12.2019. Вместе с тем продолжительность специального стажа 28 лет 09 месяцев 24 дня установлена ответчиком на 31.12.2018. При сложении всех включенных в специальный стаж в льготном исчислении и календарном исчислении периодов работы истца продолжительность составляет 28 лет 09 месяцев 24 дня. Следовательно, пенсионный орган необоснованно уменьшил специальный стаж истца и не включил период работы с 01.01.2019 по 10.12.2019.
Таким образом, истец не согласна с решением ГУ-УПФР по Находкинскому городскому округу в части не включения в специальный стаж следующих периодов работы: с 27.04.1989 по 20.07.1989 (2 месяца 24 дня); с 15.07.1991 по 05.06.1992 (10 месяцев 21день); с 01.11.2017 по 23.11.2017 (23 дня); с 01.01.2019 по 10.12.2019 (11 месяцев 10 дней). В общей сложности не включено в специальный стаж 2 года 01 месяц 18 дней. Включено – 28 лет 09 месяцев 24 дня. Таким образом, при включении спорных периодов, специальный стаж на момент обращения с заявлением в пенсионный орган (11.12.2019) составлял 30 лет 11 месяцев 12 дней. Право на досрочную страховую пенсию по старости по подсчетам истца возникло у нее 28.12.2018. Кроме того, истец не согласна с тем, что гражданам, которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), страховая пенсия назначается ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков. Поскольку право у истца возникло в 2018 году, а не в период с 01.01.2019 по 31.12.2020, то подлежит применению п. 2 ст. 10 указанного Федерального закона. Учитывая изложенное, истец уточнила исковые требования, дополнив первоначальные в части незаконного не включения пенсионным органом периода работы с 01.01.2019 по 10.12.2019 – в должности медицинской сестрой по физиотерапии в КГБУЗ «Находкинская городская больница», просила включить его в специальный стаж, первоначальные требования оставила неизменными.
В судебном заседании истец Войтенко Е.В. и ее представитель по доверенности Голубцова О.А. уточнили исковые требования в части включения последнего периода работы истца в должности медицинской сестры физиотерапии в КГБУЗ «Находкинская городская больница». Учитывая приказ о предоставлении отпуска работнику от 21.03.2019 №-О, с 25.03.2019 по 27.03.2019 Войтенко Е.В. предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, в связи с чем период с 01.01.2019 по 10.12.2019 подлежит разделению на два: с 01.01.2019 по 24.03.2019 и с 28.03.2019 по 10.12.2019, в остальной части уточненные исковые требования поддержали, настаивали на включении оспариваемых периодов в специальный стаж истца. Кроме того, учитывая возражения ответчика, просили назначить пенсию в случае наступления права на получение таковой в 2018 году – с 11.12.2019 – дня обращения истца с заявлением в пенсионный орган, а в случае возникновения права на получение страховой пенсии по старости в 2019 году просили назначить ее с 11.06.2020 года.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ-УПФР по Находкинскому городскому округу по доверенности Гаврилова С.П. возражала против удовлетворения исковых требований, ссылалась на письменные возражения, направленные в суд, согласно которым у истца на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (11.12.2019) отсутствовало необходимое количество стажа для назначения пенсии. Периоды, которые не включены в специальный стаж отражены в решении пенсионного органа от 24.12.2019 и обоснованы, поскольку работа истца медсестрой гинекологического отделения Абайского регионального медицинского объединения не подлежит включению в специальный стаж по причине наименования указанного учреждения, которое не поименовано Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Период работы истца медицинской сестрой ингалятория ЛОК Находкинского завода КПД с 15.07.1991 по 05.06.1991 не включен по аналогичному основанию. Учебный отпуск истца с 01.11.2017 по 23.11.2017 не подтвержден льготным характером со стороны работодателя, так как работа выполнялась не в течение полного рабочего дня. Период работы с 01.01.2019 по 10.12.2019 не отражен в решении пенсионного органа по причине отсутствия указанного периода (отсутствие сведений) в выписке из лицевого счета застрахованного лица. Истец при обращении с заявлением не предоставила справку, уточняющую характер работы. На момент рассмотрения заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости у истца не имелось необходимого стажа лечебной деятельности 30 лет, в связи с чем принято решение об отказе в назначении пенсии. Кроме того, даже при включении оспариваемых периодов в специальный стаж истца, досрочная страховая пенсия не могла быть ей назначена, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ пенсия истцу могла быть установлена спустя шесть месяцев после возникновения права. Таким образом, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит уточненные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Закон № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу подпункта «н» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» поименованы больницы всех наименований и должность «медицинская сестра».
По смыслу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Следовательно, одним из условий для включения периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, является осуществление лицом именно лечебной деятельности или иной деятельности по охране здоровья граждан.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) предусмотрено, что охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (пункт 8 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ).
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.03.2004 года № 81-О, закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
В судебном заседании установлено, что 11.12.2019 Войтенко Е.В. обратилась в ГУ-УПФР по Находкинскому городскому округу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением от 24.12.2019 № заявителю отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием требуемого (30 лет) специального стажа работы для установления досрочной страховой пенсии по старости по нормам пп. 20 п.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.
В специальный стаж ответчиком не были включены следующие периоды работы истца:
с 27.04.1989 по 20.07.1989 (2 месяца 24 дня) – работа в должности медсестры гинекологического отделения в Городской больнице № <.........>, в связи с отсутствием документального подтверждения занятости в соответствующих профессиях (должностях), на соответствующих работах и в условиях установленных ст. 30.1.20 Закона 400-ФЗ;
с 15.07.1991 по 05.06.1992 (10 месяцев 22 дня) – работа в должности медицинской сестры ингалятория в ЛОК Находкинского завода КПД, в связи с отсутствием документального подтверждения занятости в соответствующих профессиях (должностях), на соответствующих работах и в условиях установленных ст. 30.1.20 Закона 400-ФЗ, данная должность не поименована Списком;
с 01.11.2017 по 23.11.2017 (23 дня) – учебный отпуск в период работы в КГБУЗ «Находкинская городская больница», поскольку, по мнению пенсионного органа, включение учебного отпуска в специальный страховой стаж действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.
Период работы истца с 01.01.2019 по 10.12.2019 в должности медицинской сестры по физиотерапии в КГБУЗ «Находкинская городская больница» в решении пенсионного органа от 24.12.2019 не указан вовсе. Данный период истцом был разделен на два с 01.01.2019 по 24.03.2019 и с 28.03.2019 по 10.10.2019 в связи с нахождением Войтенко Е.В. в период с 25.03.2019 по 27.03.2019 в отпуске без сохранения заработной платы.
Согласно записям в трудовой книжке истца 13.03.1987 она была принята на работу в Горбольницу № <.........> медсестрой гинекологического отделения (запись №);
03.05.1989 Горбольница № <.........> переименована в Региональное медицинское объединение <.........> (запись №).;
20.07.1989 истец уволена (запись №).
Решением пенсионного органа период с 13.03.1987 по 26.04.1989 включен в специальный стаж периода работы истца, а период с 27.04.1989 по 20.07.1989 – не включен, поскольку наименование учреждения «объединение» не поименовано Списком учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществляющим лечебную деятельность.
Из архивных справок Государственного архива <.........> от 09.10.2018, 17.03.2020 следует, что 02.09.1988 был упразднен <данные изъяты>, его функции возложены на Горбольницу №, а 27.04.1989 приказом облздравотдела на базе Горбольницы было создано <данные изъяты>.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии с п.17 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 10, при изменении организационно-правовой формы учреждений, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников, суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Из трудовой книжки истца усматривается, что в период с 13.03.1987 по 20.07.1989 она работала медсестрой гинекологического отделения. При переименовании Горбольницы в Региональное объединение характер работы истца не изменился, она продолжала работать на том же месте в той же должности. Таким образом, переименование учреждения не повлияло на условия и характер профессиональной деятельности истца.
При разрешении вопроса о тождественности выполняемых истцом работ в спорный период времени тем работам, которые дают право на льготное исчисление специального стажа, суд приходит к выводу о том, что должностные обязанности медсестры гинекологического отделения, которые выполнялись Войтенко Е.В., не отличались в связи переименованием медицинского лечебного учреждения, доказательств обратного не представлено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в указанном Определении от 04.03.2004 г. № 81-О, исключение возможности установления тождественности должностей и учреждений, с учетом которых возникает право на досрочное назначение трудовой пенсии, привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, указанный период 27.04.1989 по 20.07.1989 подлежит включению в специальный стаж Войтенко Е.В.
Период работы истца с 15.07.1991 по 05.06.1992 не включен в специальный стаж работы пенсионным органом, поскольку указанная должность не поименована Списком, что, по мнению суда, является обоснованным по следующим основаниям.
Согласно приказу о приеме на работу № 211-к по Находкинском заводу КПД от 15.07.1991 истец принята на работу в цех/отдел лечебно-оздоровительный комплекс на должность медсестры ингалятория.
В соответствии с п.1 раздела II Перечня, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 право на досрочную пенсию имели медицинские сестры независимо от наименования должности – работники амбулаторно-поликлинических учреждений всех типов и наименований (поликлиники, амбулатории, диспансеры всех профилей, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови, медсанчасти, здрав-пункты, медицинские кабинеты и пункты, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, станции санитарной авиации, рентгеновские станции и пункты, медицинские лаборатории и другие).
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1911 № 464, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В соответствии с утвержденным данным постановлением Списком, право на досрочную пенсию имел средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности (п.1 Списка от 06.09.1991 № 464).
В соответствии с п.18 указанного Постановления Пленума от 11.12.2012 № 30, работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Возникновение права на льготное пенсионное обеспечение законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья в организациях (учреждениях (структурных подразделениях), предусмотренных нормативными актами, а не только с определенным видом деятельности.
По смыслу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» определена организационная форма - учреждения здравоохранения, тогда как в указанный оспариваемый период истец работала в цехе/отделе лечебно-оздоровительного комплекса Находкинского завода КПД, наименование которого не поименовано указанным выше Перечнем. В связи с чем суд не может согласиться с позицией истца о включении спорного периода с 15.07.1991 по 05.06.1992 в специальный стаж работы Войтенко Е.В.
Пенсионным органом в стаж работы истца не включен период нахождения Войтенко Е.В. на курсах повышения квалификации с 01.11.2017 по 23.11.2017 в период работы медицинской сестрой по физиотерапии в КГБУЗ «Находкинская городская больница».
Суд не может согласиться с позицией ответчика в данном случае по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Положениями статьи 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 августа 2001 года № 314 «О порядке получения квалифицированных категорий» повышение квалификации для медицинского работника является обязательным и подлежит включению в стаж, поскольку за работником в указанный период сохраняется место работы, и производятся выплаты, предусмотренные законодательством, в том числе страховые взносы.
Истец направлялась на курсы повышения квалификации по инициативе работодателя с 01.11.2017 по 23.11.2017, что подтверждается приказом от 27.10.2017 № 265-к, согласно которому направление на курсы было осуществлено на основании указания Департамента здравоохранения Приморского края от 09.10.2017 № 288-у. Согласно записям в трудовой книжке истец во время обучения не прерывала трудовых отношений с работодателем, числилась в штате работников, ей начислялась заработная плата, а также производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд. Указанным приказом КГБУЗ «Находкинская городская больница» Войтенко Е.В. направлялась с целью обучения на цикл повышения квалификации «Физиотерапия» (на бюджетной основе) в КГБПОУ «Владивостокский базовый медицинский колледж». Повышение квалификации является обязательным и предусматривается должностными обязанностями, не выполнение которых влечет отстранение от работы. Работодатель предъявляет определенные требования к уровню профессиональной подготовки медицинских работников и требует их постоянного повышения, документального подтверждения квалификации и медицинских навыков, поэтому период пребывания на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Доводы ответчика в возражениях о несогласии с зачетом в специальный стаж указанного периода нахождения истца на курсах повышения квалификации отклоняются как основанные на неверном толковании закона.
Периоды работы истца с 01.01.2019 по 24.03.2019 и с 28.03.2019 по 10.12.2019 в должности медицинской сестры по физиотерапии в КГУБЗ «Находкинская городская больница» подлежат включению в специальный стаж истца в силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно представленной в суд справке КГБУЗ «Находкинская городская больница» от 17.06.2020 № 912 Войтенко Е.В. работает в указанном медицинском лечебном учреждении в должности медицинской сестры по физиотерапии структурного подразделения «Поликлиника № 1» с 08.06.1992 по настоящее время.
Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту.
Неотъемлемой частью судебной защиты прав и свобод человека является возможность восстановления нарушенных прав и свобод человека, правомерность требований которых установлена в надлежащей судебной процедуре и формализована в судебном решении. Это предполагает также и наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать данное право в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости, что согласуется со статьей 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Учитывая, что не включенные пенсионным органом периоды, оспариваемые истцом составляют по подсчетам суда 1 год 2 месяцев 22 дня, принимая во внимание то, что на дату обращения в пенсионный орган 11.12.2019 продолжительность специального стажа, подлежащего включению для назначения досрочной страховой пенсии по старости, составляет 28 лет 09 месяцев 24 дня, которые засчитаны пенсионным органом, суд приходит к выводу о наличии у Войтенко Е.В. необходимого стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018 № 350-ФЗ установлено, что повышение пенсионного возраста будет происходить поэтапно, начиная с 2019 года. В течение каждого календарного года предусмотрено увеличение на 12 месяцев пенсионного возраста, равно как и периода ожидания назначения досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права на нее для тех категорий граждан, которым эта пенсия назначается независимо от возраста.
В соответствии с п. 3 ст. 10 указанного Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ, гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, довод пенсионного органа о том, что право на досрочную пенсию, при включении оспариваемых периодов в льготном порядке, возникнет у истца не на дату подачи заявления о назначении пенсии 11.12.2019, а спустя шесть месяцев, то есть с 11.06.2020, является обоснованным.
Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении страховой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину пенсии, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.
В связи с этим, если у истца возникло право на страховую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
Аналогичная позиция изложена в ответе на вопрос 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
уточненные исковые требования Войтенко Елены Вячеславовны – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ по Находкинскому городскому округу от 24.12.2019 № об отказе в установлении пенсии в части не включения в специальный стаж Войтенко Елене Вячеславовне периодов работы с 27.04.1989 по 20.07.1989 в должности медсестры гинекологического отделения в Городской больнице № <.........>; с 01.11.2017 по 23.11.2017 – учебный отпуск в период работы в КГБУЗ «Находкинская городская больница»; с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. и с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. - работа в должности медицинской сестры по физиотерапии структурного подразделения «Поликлиника №» КГБУЗ «Находкинская ГБ».
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по Находкинскому городскому округу включить в специальный стаж Войтенко Елены Вячеславовны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы с 27.04.1989 по 20.07.1989 в должности медсестры гинекологического отделения в Городской больнице № <.........>; с 01.11.2017 по 23.11.2017 – учебный отпуск в период работы в КГБУЗ «Находкинская городская больница»; с 01.01.2019 по 24.03.2019 и с 28.03.2019 по 10.12.2019 - работа в должности медицинской сестры по физиотерапии структурного подразделения «Поликлиника № 1» КГБУЗ «Находкинская ГБ».
Назначить досрочную страховую пенсию по старости Войтенко Елене Вячеславовне, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженке <.........>, с 11 июня 2020 года.
В остальной части исковые требования Войтенко Елены Вячеславовны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.
Судья М.А. Чернова
решение в мотивированном виде
принято 30.06.2020