Дело №а-1461/2022
УИД: 59RS0004-01-2022-000978-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 февраля 2022 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.,
при секретаре Фоминой В.И.,
с участием административного истца Касимова М.Б., его представителя Трутнева С.В., по устному ходатайству,
административного истца Федоровых Г.Д., его представителя Бегляровой Е.А., по устному ходатайству,
представителя административного ответчика Администрации г. Перми – Кориненко Н.М., действующего на основании доверенности,
представителя административного ответчика администрации губернатора Пермского края – Сальниковой И.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Касимова ФИО14, Федоровых ФИО15 к администрации города Перми, Управлению по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации г. Перми, администрации губернатора Пермского края о признании незаконными и отмене решений, возложении обязанности,
установил:
Касимов М.Б., Федоровых Г.Д. обратились в суд с административным иском к Администрации г. Перми с требованиями о признании незаконным и отмене решения № 059-05-13/2-5 от 14.02.2022 года, возложении обязанности устранить нарушения в виде чинения препятствий и согласовать организаторам митинга Памяти Бориса Немцова, проведение публичного мероприятия в форме митинга 27.02.2022 года, согласно тексту уведомления.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что 11.02.2022 года подали в администрацию г. Перми уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга 27.02.2022 года с 11:00 до 20:00 часов с участием до 50 человек с целью: Публичное выражение мнения по широкому кругу общественно-политических и социально-экономических, медико-санитарных вопросов, объединенное Памятью о Борисе Немцове и защите права на свободу собраний, в том числе: в защиту лиц подвергаемых политическому преследованию, против фальсификации уголовных и административных дел, против засилья власти силовиков, за свободу политических заключенных; против пыток и насилия в местах заключения; выражение отношения к действиям представителей власти на местном, региональном и федеральном уровне и власти в целом; оценка деяний и личностей государственных, политических, религиозных и общественных деятелей; высказывание мнений и предложений о возможных изменениях, реформах и застое в жизни общества; выдвижение требований к органам или представителям власти по прекращению или побуждению к совершению тех или иных действий, в том числе отставки или изменения законодательства, иных нормативных актов; выражение солидарности с действиями третьих лиц; осуждение действий, нарушающих права и свободы человека и гражданина, в том числе вследствие медико-санитарных мероприятий, мероприятий в сфере безопасности. Планируемый результат публичного мероприятия: привлечение внимания граждан и приглашение их к участию в публичном мероприятии; предоставление возможности участникам выразить своё отношение теме мероприятия выступлениями, средствами наглядной агитации, скандированием и др. способами; принятие резолюции и доведение её до адресата. Лозунгами, арт-объектами, действиями, не соответствующими целям данного мероприятия, являются лозунги, арт-объекты, действия, признанные не соответствующими организатором мероприятия. 14.02.2022 года Администрация города Перми направила административным истцам ответ № 059-05-13/2-5 в котором указано, что согласование проведения 27.02.2022 публичного мероприятия, заявленного в форме митинга, возможно после согласования указанного мероприятия Администрацией губернатора Пермского края и представления соответствующего документа, а также с учетом осложнений санитарно-эпидемиологической ситуации в Пермском крае, с учетом позиции Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю согласование заявленного мероприятия, не представляется возможным, предложено перенести запланированное публичное мероприятие на более поздний срок. Административные истцы считают, что действия административного ответчика являются незаконными и неправомерными, поскольку они нарушают права граждан на возможность собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Административными истцами соблюдены все требования к составлению и подаче уведомления о проведении митинга, какие-либо ограничения для проведения митинга отсутствуют. Все требования Указа губернатора Пермского края от 20.08.2020 № 121, которые необходимо было отразить в уведомлении, выполнены. Отказ Администрации города Перми № 059-05-13/2-5 от 14.02.2022 года необоснован. Отсутствие согласования Администрации губернатора Пермского края нельзя считать допустимым доказательством. Истцы указывают, что предложение администрации губернатора Пермского края о переносе запланированного публичного мероприятия на более поздний срок, не приемлемо, поскольку памятные мероприятия отмечаются в дату события, либо в ближайший к дате события выходной.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 18.02.2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика в соответствии со ст. 41 КАС РФ привлечено Управление по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации г. Перми.
В ходе рассмотрения дела административные истцы заявили дополнительные требования о признании незаконным и отмене отказа администрации губернатора Пермского края в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга, запланированного на 27.02.2022 года и приуроченного к памяти Бориса Немцова, выраженного в ответе на обращение № 17-03-исх-880 от 10.02.2022 года.
Административный истец Касимов М.Б. в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в административном исковом заявлении в полном объеме.
Представитель административного истца Касимова М.Б. в судебном заседании поддержал требования с учетом их дополнений, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Полагает, что администрация губернатора Пермского края не согласовала проведение публичного мероприятия произвольно, не указав основания для отказа в согласовании, предусмотренные действующим законодательством.
Административный истец Федоровых Г.Д. в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в административном исковом заявлении в полном объеме.
Представитель административного истца Федоровых Д.Г. в судебном заседании поддержала заявленные требования, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, также суду пояснила, что административными ответчиками в проведении и согласовании проведения публичного мероприятия отказано незаконно, поскольку основания, послужившие поводами для отказа не являются основаниями к отказу, предусмотренными действующим законодательством.
Представитель административного ответчика администрации г. Перми в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в письменных возражениях относительно заявленных требований.
Представитель административного ответчика Управления по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации г. Перми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, мнение по заявленным требования не выразил.
Представитель административного ответчика администрации губернатора Пермского края в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, дала пояснения аналогично доводам, изложенным в письменных возражениях. Также суду пояснила, что уведомление Касимова М.Б. было рассмотрено уполномоченным органом – администрацией губернатора Пермского края в установленные сроки, в порядке, предусмотренном Законом № 59-ФЗ, дан ответ о невозможности согласования проведения публичного мероприятия. При рассмотрении уведомления были сделаны соответствующие запросы, мероприятие не согласовано с учетом позиции Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) о месте и времени рассмотрения дела извещено судом надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, согласно которым просит в удовлетворении требований отказать (л.д. 30-32).
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1 ст. 218).
Согласно статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1, 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу положений статьи 19 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ), решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации и добровольности участия.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Согласно положениям п.1 ч.4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
Организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если он не подал в срок уведомление о проведении публичного мероприятия либо не принял направленное ему органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления обоснованное предложение об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), и в случаях, предусмотренных частями 4, 5 и 7 статьи 12 настоящего Федерального закона (ч.5 ст.5)
Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням. При исчислении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитываются день получения такого уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и день проведения публичного мероприятия (ч.1 ст.7).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия с указанием конкретных места и (или) времени, предлагаемых организатору публичного мероприятия для его проведения (а в случае получения уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные его формы, также обоснованное предложение о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. В случае, если последний день указанного срока совпадает с воскресеньем или нерабочим праздничным днем, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе направить такие предложения организатору публичного мероприятия в первый рабочий день, следующий за воскресеньем или нерабочим праздничным днем, но не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (п. 2 ч. 1 ст. 12).
Как указано в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти судам следует учитывать, что в соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается. Исходя из этого, не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Согласно пункту 12 указанного Постановления, предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ). К таким интересам могут быть, в частности, отнесено обеспечение безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время, (часть 2.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ). Судам необходимо учитывать, что неудобства, вызываемые проведением публичного мероприятия, для граждан, не участвующих в нем, а также предположения органа публичной власти о возможности возникновения указанных неудобств сами по себе не могут являться уважительной причиной для изменения места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (ч. 3 ст. 2 ФЗ-54).
Положением ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах установлено, что пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Осуществление свободы на выражение мнения, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (п. 2 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) и «Всеобщей декларации прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)).
Осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (п. 2 ст. 11 Конвенции).
Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции (ст. 17).
Положениями части 2 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», установлено, что порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона Пермской области от 10.10.2005 № 2538-560 «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пермского края», уведомление о проведении публичного мероприятия подается в органы местного самоуправления муниципального района или городского округа - в случае проведения публичного мероприятия на территории соответствующего муниципального образования.
Статьей 7 Закона Пермской области от 10.10.2005 № 2538-560 «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пермского края» установлено, что органы местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия доводят до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) организатор публичного мероприятия обязан информировать соответствующие органы местного самоуправления в письменной форме о принятии либо непринятии его предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:
1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия с указанием конкретных места и (или) времени, предлагаемых организатору публичного мероприятия для его проведения (а в случае получения уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные его формы, также обоснованное предложение о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. В случае, если последний день указанного срока совпадает с воскресеньем или нерабочим праздничным днем, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе направить такие предложения организатору публичного мероприятия в первый рабочий день, следующий за воскресеньем или нерабочим праздничным днем, но не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия;
3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия и в орган внутренних дел для организации взаимодействия по надлежащему обеспечению общественной безопасности участников публичного мероприятия и иных лиц;
4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", своевременно информировать об этом соответствующие органы государственной охраны.
1.1. В случае подачи организатором публичного мероприятия уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные формы его проведения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения такого уведомления вправе направить организатору публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия либо о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором.
1.2. Предлагаемое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи иное конкретное место проведения публичного мероприятия должно соответствовать необходимым условиям, позволяющим реализовать заявленные цели проведения публичного мероприятия.
В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
В случае, если в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, рассмотревшие уведомление о проведении публичного мероприятия, поступила информация от уполномоченных органов об отсутствии права у подавшего уведомление лица быть организатором публичного мероприятия в соответствии с настоящим Федеральным законом, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отзывают согласование проведения публичного мероприятия либо предложение, указанное в пункте 2 части 1 настоящей статьи, направленные организатору публичного мероприятия.
В случае, если организатором публичного мероприятия с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия и до начала проведения публичного мероприятия публично (в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или иными способами, обеспечивающими доступ неопределенного круга лиц к информации) распространяется информация об изменении в одностороннем порядке целей, формы публичного мероприятия и (или) заявленного количества его участников, а также не выполняется обязанность, предусмотренная пунктом 2.1 части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе отозвать согласование проведения публичного мероприятия либо предложение, указанное в пункте 2 части 1 настоящей статьи, направленные организатору публичного мероприятия.
В случае, если в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта либо при наличии реальной угрозы их возникновения (совершения) не может быть обеспечена безопасность участников публичного мероприятия при его проведении, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления незамедлительно обязаны предложить организатору публичного мероприятия изменить место и (или) время его проведения.
В случае, если указанные в части 6 настоящей статьи обстоятельства были выявлены в день, предшествующий дню проведения публичного мероприятия, или в день публичного мероприятия до его начала, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления незамедлительно обязаны уведомить организатора публичного мероприятия о невозможности его проведения и предложить ему изменить дату, а при необходимости также место и (или) время проведения публичного мероприятия путем подачи нового уведомления.
В судебном заседании установлено, что 12.01.2022 года от Касимова М.Б. в администрацию губернатора Пермского края поступило заявление о согласовании публичного мероприятия27.02.2022 года.
С целью рассмотрения указанного заявления 01.02.2022 года администрацией губернатора Пермского края в Управление Роспотребнадзора Пермского края был направлен запрос на получение рекомендаций о возможности согласования проведения публичных мероприятий, с учетом поступающих данных о росте подтвержденных случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
02.02.2022 года Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю подготовлен и направлен ответ на запрос, указано, что санитарно-эпидемиологическая обстановка по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Пермского края на сегодняшний день имеет тенденцию к ухудшению, отмечается ежедневный рост количества регистрируемых случаев заболевания (за неделю в период с 27.01.2022 года по 02.02.2022 года количество регистрируемых случаев в сутки возросло с 1714 до 3754). Регистрируются случаи инфицирования новым штаммом коронавируса «омикрон» до настоящего времени полностью не изученного, который характеризуется более высокими контагиозностью и скоростью распространения. Остается напряженным обстановка с заболеваемостью ОРВ и гриппом, эпидемиологический порог превышен в 2,4 раза. Публичные мероприятия (в том числе митинги, ….)сопровождаются массовым скоплением граждан на ограниченной территории, что не позволяет в полной мере соблюдать противоэпидемические меры и провоцирует дальнейший рост числа заболеваний среди населения. Учитывая изложенное, Управление считает необходимым перенос всех публичных мероприятий на более поздний срок с учетом развития эпидемиологической обстановки.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (ред. от 02.10.2021) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.10.2021), утверждено соответствующее Положение.
В силу п. 1 указанного Положения, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
В соответствии с п. 5 Положения, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия: осуществляет контроль (надзор) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания (п.п. 5.1).
Соответственно, с учетом сложившейся эпидемиологической обстановки в регионе, администрацией губернатора Пермского края были запрошены рекомендации Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю.
Письмом № 17-03-исх-880 от 10.02.2022 года, подписанным И.о. руководителя администрации губернатора Пермского края, Касимову М.Б. дан ответ что в настоящее время, с учетом осложнения санитарно-эпидемиологической ситуации в Пермском крае, с учетом позиции Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, в настоящее время согласование заявленного мероприятия не представляется возможным, предложено перенести запланированное мероприятие на более поздний срок.
Заявление Касимова М.Б. рассмотрено уполномоченным лицом администрации губернатора Пермского края, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", дан ответ на поставленные вопросы.
11.02.2022 года Касимовым М.Б., Федоровых Г.Д., ФИО11 в администрацию г. Перми подано уведомление о проведении публичного мероприятия 27 февраля 2022 года с 11 часов 00 минут до 20 часов 00 минут в форме митинга, на парковке возле памятника жертвам политических репрессий, площадке вокруг памятника жертвам политических репрессий и склоне с лестницей, соединяющий парковку и площадку вокруг памятника, с предполагаемым участием до 50 человек.
Цель публичного мероприятия: публичное выражение мнения по широкому кругу общественно-политических и социально-экономических, медико-санитарных вопросов, а также:
- в защиту лиц подвергаемых политическому преследованию, против фальсификации уголовных и административных дел, против засилья власти силовиков, За свободу политических заключенных;
против пыток и насилия в местах заключения;
выражение отношения к действиям представителей власти на местном, региональном и федеральном уровне и власти в целом;
оценка деяний и личностей государственных, политических, религиозных и общественных деятелей;
высказывание мнений и предложений о возможных изменениях, реформах и застое в жизни общества;
выдвижение требований к органам или представителям власти по прекращению или побуждению к совершению тех или иных действий, в том числе отставки или изменения законодательства, иных нормативных актов;
выражение солидарности с действиями третьих лиц;
осуждение действий, нарушающих права и свободы человека и гражданина, в том числе вследствие медико-санитарных мероприятий, мероприятий в сфере безопасности.
Планируемый результат публичного мероприятия:
привлечение внимания граждан и приглашение их к участию в публичном мероприятии;
предоставление возможности участникам выразить своё отношение теме мероприятия выступлениями, средствами наглядной агитации, скандированием и др. способами;
принятие резолюции и доведение её до адресата.
Лозунгами, арт-объектами, действиями, не соответствующими целям данного мероприятия, являются лозунги, арт-объекты, действия, признанные не соответствующими организатором мероприятия.
Использование транспортных средств: планируется нахождение одной машины на площадке, а также планируется автотранспорт для подвоза и вывоза оборудования и других материалов, необходимых для проведения мероприятия.
Соблюдение санитарно-эпидемиологических ограничений: планируется использование средств индивидуальной защиты (маски, перчатки), соблюдение дистанции до других физических лиц не менее 1,5 метров (социальное дистанцирование), а также осуществлении термометрии участников мероприятия при условии соблюдения санитарных требований и выполнения противоэпидемических мероприятий, установленных Роспотребнадзором, Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю.
К уведомлению приложен регламент публичного мероприятия 27.02.2022 года (л.д. 14).
Управлением по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации города Перми организаторам публичного мероприятий Касимову М.Б., Федоровых Г.Д., Сычеву А.С. направлено письмо № 059-05-13/2-5 от 14.02.2022 года, из содержания которого следует, что в соответствии с п. 2.6. Указа губернатора Пермского края от 20.08.2020 года № 121 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19 в Пермском крае» в настоящее время на территории Пермского края при условии использования средств индивидуальной защиты (маски, перчатки), соблюдения дистанции до других физических лиц не менее 1,5 метра, а также осуществлении термометрии участников мероприятий при условии соблюдения санитарных требований и выполнения противоэпидемических мероприятий, установленных Роспотребнадзором, Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю, разрешено проведение публичных мероприятий, проведение которых согласовано Администрацией губернатора Пермского края, с последующим согласованием проведения публичных мероприятий в порядке, установленном Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Законом Пермской области от 10.10.2005№ 2538-560 «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пермского края».
Письмо и.о. руководителя Администрации губернатора Пермского края от 10.02.2022 № 17-03-исх-880, представленное в адрес управления по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации города Перми (далее - УВОСиМО), не содержит информации о согласовании Администрацией губернатора Пермского края проведения 27.02.2022 заявленного публичного мероприятия в форме митинга.
Таким образом, согласование проведения 27.02.2022 публичного мероприятия, заявленного в форме митинга, возможно после согласования указанного мероприятия Администрацией губернатора Пермского края и представления соответствующего документа в УВОСиМО при подаче уведомления о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Законом Пермской области от 10.10.2005 № 2538-560 «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пермского края».
Разрешая заявленные требования суд исходит из следующего.
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь:
а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
Согласно Указу Президента РФ от 11.05.2020 № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях дальнейшего обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации постановлено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить:
а) определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория).
В соответствии с Указом губернатора Пермского края от 20.08.2020 года № 121 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» (в редакции 31.01.2022 года) в связи с введением в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", пунктом "а" части 9 статьи 27 Устава Пермского края постановлено: временно по 28 февраля 2022 г. отменить на территории Пермского края, а при невозможности - перенести проведение запланированных мероприятий (в том числе деловых, культурных, развлекательных (досуговых), спортивных, научных, публичных, общественных, физкультурных, праздничных корпоративных мероприятий) на более поздний срок, за исключением мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего Указа.
Согласно п.п. 2.6. п. 2 Указа, разрешить проведение следующих мероприятий при условии использования средств индивидуальной защиты (маски, перчатки), соблюдения дистанции до других физических лиц не менее 1,5 метра (далее - социальное дистанцирование), а также осуществлении термометрии участников мероприятий при условии соблюдения санитарных требований и выполнения противоэпидемических мероприятий, установленных Роспотребнадзором, Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю: публичных мероприятий, проведение которых согласовано Администрацией губернатора Пермского края, с последующим согласованием проведения публичных мероприятий в порядке, установленном Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Законом Пермской области от 10 октября 2005 г. N 2538-560 "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пермского края".
Согласование публичных мероприятий Администрацией губернатора Пермского края осуществляется при обеспечении организатором (организаторами) публичных мероприятий соблюдения следующих условий:
предельное количество лиц, которые могут одновременно находиться на территории проведения публичного мероприятия, исчисляется исходя из расчета 1 человек на 4 кв. м, но не более 50 человек одновременно;
предварительное уведомление Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю о проведении публичного мероприятия.
В соответствии с п. "б" и "з" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Разрешение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Специальным законом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также регулирующим отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Исходя из взаимосвязанных положений п. 8 и подп. "а" п. 10 ст. 4.1 указанного закона при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым при региональном уровне реагирования является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Губернатор Пермского края является высшим должностным лицом Пермского края, которое возглавляет исполнительную власть в Пермском крае и несет ответственность за обеспечение исполнения высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края действующего законодательства (ст. 15, 20 устава Пермского края).
Таким образом, на федеральном законодательном уровне установлены права регионального органа государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно, с учетом складывающейся ситуации в регионе, предусматривать действующие на территории субъекта Российской Федерации дополнительные и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Реализуя предоставленные приведенными федеральными законами полномочия, Губернатор Пермского края Указом от 20.08.2020 № 121 в условиях режима повышенной готовности ввел на территории региона соответствующие ограничительные меры, в том числе разрешение проведение ряда мероприятий при определенных условиях, в частности публичных мероприятий, проведение которых должно быть согласовано Администрацией губернатора Пермского края.
Таким образом, поскольку на момент обращения административных истцов 11.02.2022 года с уведомлением о проведении публичного мероприятия 27.02.2022 года с 11 часов 00 минут до 20 часов 00 минут в форме митинга, на парковке возле памятника жертвам политических репрессий, площадке вокруг памятника жертвам политических репрессий и склоне с лестницей, соединяющий парковку и площадку вокруг памятника, с предполагаемым участием до 50 человек, действовал Указ губернатора Пермского края от 20.08.2020 года № 121 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» (в редакции 31.01.2022 года), оспариваемые действия Администрации г. Перми по даче ответа о невозможности согласовать проведение публичного мероприятия, совершены с учетом положений настоящего Указа, соответственно являются законными и обоснованными, права административных истцов не нарушают.
Согласно ответу И.О. руководителя администрации губернатора Пермского края от 10.02.2022 года № 17-03-исх-880 Касимову М.Б. согласование заявленного мероприятия не представляется возможным, предложено перенести запланированное публичное мероприятие на более поздний срок.
Соответственно на момент обращения с уведомлением, проведение публичного мероприятия не было согласовано администрацией губернатора Пермского края, следовательно, выраженная в письме Управления по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации г.Перми № 059-05-13/2-5 от 11.02.2022 позиция о невозможности согласования проведения публичного мероприятия, основана на отсутствии соответствующего согласования Администрации губернатора Пермского края, в связи с чем данный ответ является законным и обоснованным, дан в соответствии с требованиями действующего законодательства, прав административных истцов не нарушает.
Указ губернатора Пермского края от 20.08.2020 года № 121 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» по состоянию на 14.02.2022 года является действующим, не отменен, утратившим силу не признан.
Кроме того, на основании сведений Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, о динамике заболеваемости новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Пермского края в период с 01.01.2022г. по 17.02.2022г. зафиксирован лавинообразный прирост случаев инфицирования новой коронавирусной инфекции (COVID-19). По состоянию на 01.01.2022 г. зарегистрировано 405 случаев инфицирования, по состоянию на 31.01.2022г. зафиксировано 3303 случая инфицирования. Февраль 2022 года характеризуется дальнейшим ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки по заболеваемости новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Пермского края. По состоянию на 01.02.2022 г. зарегистрировано 3754 случая инфицирования, по состоянию на 17.02.2022г. зафиксировано 5285 случая инфицирования.
При этом в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, установлено, что охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ограничительные мероприятия (карантин) могут быть введены, в том числе на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", относятся, в том числе, координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что имеются обстоятельства, свидетельствующие о невозможности проведения заявленного административными истцами публичного мероприятия в указанное в уведомлении время, административным ответчиком было обоснованно предложено административному истцу - организатору публичного мероприятия – получить согласование администрации губернатора Пермского края, перенести публичное мероприятие на более поздний срок, и после согласования проведения мероприятия администрацией губернатора Пермского края представить соответствующий документ при подаче уведомления.
При этом, позиция администрации губернатора Пермского края о невозможности согласования проведения публичного мероприятия, основана на необходимости соблюдения прав и законных интересов как участников заявленного публичного мероприятия, так и иных граждан, в области охраны их здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия, в то время как проведение запланированного публичного мероприятия в заявленное его организаторами время создавало опасность для жизни и здоровья как самих участников публичного мероприятия, так и иных лиц.
Таким образом решение о невозможности согласования запланированного на 27.02.2022 год публичного мероприятия с учетом ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Пермского края обоснованно.
Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, по правилам, установленным ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения администрации губернатора Пермского края от 10.02.2022 года и администрации г. Перми, являются законными и обоснованными.
Кроме того, суд исходит из того, что не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия; указанная мера предполагает дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия; административным истцам не было отказано в проведении заявленных публичных мероприятий. Наличие запрета на проведение каких-либо публичных мероприятий, либо необходимость соблюдения установленного порядка для согласования их проведения, приняты уполномоченным органом государственной власти, в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), требуют соблюдения требований безопасности, исключения возможности скопления людей, что послужило достаточным основанием для не согласовании администрацией губернатора Пермского края проведения публичного мероприятия и рекомендацией об изменении времени его проведения.
Оспариваемые решения административных ответчиков приняты в пределах компетенции, порядок принятия оспариваемых решений был соблюден, основания для принятия указанных решений имелись, содержание решений, изложенных в ответах на обращения административных истцов, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
У административных истцов имеется реальная возможность после отмены соответствующих ограничений, соблюдении установленного порядка согласования проведения публичного мероприятия, провести заявленное публичное мероприятие в указанном или в другом месте.
Доводы административных истцов о необходимости проведения публичного мероприятия в дату памятного мероприятия, либо ближайший выходной день, с учетом установленных обстоятельств дела судом во внимание не принимаются.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и необходимости отказа в удовлетворении требований Касимову М.Б., Федоровых Г.Д. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Касимова ФИО16, Федоровых ФИО17 к администрации города Перми, Управлению по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации г. Перми, администрации губернатора Пермского края о признании незаконными и отмене отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга, запланированного на 27.02.2022 года и приуроченного памяти Бориса Немцова, выраженного в ответе на обращение № 17-03-исх-880 от 10.02.2022 года, решения № 059-05-13/2-5 от 14.02.2022 года, возложении обязанности устранить нарушения прав в виде чинения препятствий и согласовать организаторам митинга Памяти Бориса Немцова, проведение публичного мероприятия в форме митинга 27.02.2022 года, согласно тексту уведомления - отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Судья подпись Т.А. Евдокимова
Копия верна. Судья
Подлинник документа находится в материалах дела
№ 2а-1461/2022 в Ленинском районном суде г. Перми.