дело № 2-2745/24

61RS0007-01-2024-003265-79

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

5 июля 2024 года г. Ростов – на – Дону

Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Черникова С.Г.,

при секретаре Чернобылове А.Ю.,

с участием:

-от заявителя: помощника прокурора ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратура Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры Прокуратуры Ростовской области, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, к ответчику МКУ «Управление жилищно коммунального хозяйства Пролетарского района» города Ростова-на-Дону – об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований: Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону с настоящим исковым заявлением, в котором просит:

«1). Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно- коммунального хозяйства Пролетарского района» г. Ростова-на-Дону (ИНН 6167012212 ОГРН 1026104161401) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законов об охране атмосферного воздуха, выразившиеся в непредставлении в уполномоченный орган заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, расположенных по адресу: <адрес>.

2). Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно - коммунального хозяйства Пролетарского района» г. Ростова-на-Дону (ИНН 6167012212 ОГРН 1026104161401) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законов об охране атмосферного воздуха, выразившиеся в непроведении инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

3). Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно - коммунального хозяйства Пролетарского района» г. Ростова-на-Дону (ИНН 6167012212 ОГРН 1026104161401) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законов об охране атмосферного воздуха, выразившиеся в неразработке и неутверждении программы производственного экологического контроля».

Свою просьбу заявитель объясняет тем, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Пролетарского района» г. Ростова-на-Дону исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха.

В ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение ст. 34, 69, 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», МКУ «УЖКХ Пролетарского района» г. Ростова-на-Дону надлежащие меры по постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не приняты.

Ответчиком до настоящего времени не проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, чем нарушаются положения ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Кроме этого в нарушение ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» МКУ «УЖКХ Пролетарского района» г. Ростова-на-Дону программа производственного экологического контроля не разработана, производственный экологический контроль не проводится.

В судебном заседании прокурор ФИО2 поддержала заявленные требования, повторила доводы искового заявления.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика МКУ «Управление жилищно коммунального хозяйства Пролетарского района» т третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области по ст. 233 ГПК РФ.

Рассмотрев гражданское дело, суд приходит к следующему.

В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Согласно ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

В соответствии с п. п. 1, 3, 7, 11 ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воз-действие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции ее экологической опасности (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с п. п. 1,2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке па государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Вместе с тем, в нарушение ст. ст. 34, 69, 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» МКУ «УЖКХ Пролетарского района» г. Ростова-на-Дону надлежащие меры по постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не приняты, что подтверждается реестром объектов негативного воздействия.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В ходе прокурорской проверки установлено, что МКУ «УЖКХ Пролетарского района» г. Ростова-на-Дону подключено к сетям газоснабжения и осуществляет потребление газа с помощью отопительных приборов (котлов) Siberia 16 (КГЧО-16), АОГВ-17,4-04 «Angra» в количестве 2 штук.

Стационарными источниками выбросов вредных веществ на территории учреждения в том числе, являются дымовая труба газовых котлов.

В процессе деятельности в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества, в том числе азота диоксид, углерод оксид, оксид азота и другие.

Согласно сведениям реестра объектов негативного воздействия объекты, осуществляющие негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемые МКУ «УЖКХ Пролетарского района» г. Ростова-на-Дону, отсутствуют.

В нарушение ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» МКУ «УЖКХ Пролетарского района» инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проведена.

В силу п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. п. 2, 7 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. п. 1,3 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль, в том числе за охраной атмосферного воздуха.

В нарушение ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» МКУ «УЖКХ Пролетарского района» г. Ростова-на-Дону программа производственного экологического контроля не разработана, производственный экологический контроль не проводится.

В целях устранения выявленных нарушений Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой директору МКУ «УЖКХ Пролетарского района» г. Ростова-на-Дону 09.12.2022 внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено. Вместе с тем, нарушения фактически не устранены.

Изложенное подтверждается информациями учреждения от 18.01.2023, 31.08.2023, постановлением об административном правонарушении от 16.02.2023, реестром объектов негативного воздействия на окружающую среду по состоянию на 24.05.2024.

Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

Неэффективное и несвоевременное исполнение возложенных федеральным законодательством обязанностей МКУ «УЖКХ Пролетарского района» г. Ростова- на-Дону нарушает права неопределенного круга лиц — граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, а также лиц временно находящихся на указанной территории (в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться по территории Российской Федерации), то есть субъектов, персонификация которых не возможна, на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Права Российской Федерации нарушены, поскольку в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 5 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся определение основных направлений государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровья человека.

В свою очередь Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору) (п.2.1.31 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 30.04.2014 № 320).

При таком положении исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 237 ГПК РФ,    

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ (░░░ 6167012212 ░░░░ 1026104161401) ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ (░░░ 6167012212 ░░░░ 1026104161401) ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ (░░░ 6167012212 ░░░░ 1026104161401) ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░

░░░░░░ ░░░░░

░░░░░░░░░: 05.07.2024.

2-2745/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
МКУ "УЖКХ Пролетарского района г.Ростова-на-Дону
Другие
Министкрство природных ресурсов и экологии РО
Суд
Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Черников Сергей Геннадьевич
Дело на сайте суда
proletarsky.ros.sudrf.ru
06.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2024Передача материалов судье
07.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2024Судебное заседание
05.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее