Дело № 3а-286/2018
УИД 33OS0000-01-2018-000037-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Владимир 11 сентября 2018 года
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Самылова Ю.В.
при секретаре Шаховой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абазян Кристине об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Абазян Кристине обратилась во Владимирский областной суд через действующих на основании доверенности представителей Козловцева Сергея Олеговича и Тарантина Олега Альбертовича с вышеуказанным административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указано, что Абазян К. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенный по адресу: ****, относящийся к категории земель – земли населенных пунктов, имеющий разрешенное использование – объекты общественного питания, рестораны, кафе, столовые.
Приказом председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации округа Муром № 809 от 29 ноября 2016 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Владимирской области для нужд муниципального образования округ Муром» утверждена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка в размере **** рублей по состоянию на 1 января 2016 года.
Согласно отчету об оценке № **** от ****, выполненного оценщиком ООО «Владимирское агентство недвижимости и оценки» Посаженниковой С.В., рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года составляет **** рублей.
Таким образом, рыночная стоимость указанного земельного участка значительно ниже определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости его кадастровой стоимости.
В административном исковом заявлении Абазян К. указано, что размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** затрагивает права и обязанности административного истца, как плательщика земельного налога.
В административном исковом заявлении также отмечено, что решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, № **** от **** заявление Абазян К. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером **** отклонено. Административный истец принял решение об обращении в суд с данным заявлением.
Ссылаясь в качестве правового обоснования, в том числе на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости в размере **** рублей по состоянию на 1 января 2016 года.
Административный истец Абазян К., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась. В письменном ходатайстве, представленном в суд, просила рассмотреть административное дело без её участия, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представители административного истца Абазян К. по доверенности – Козловцев С.О. и Тарантин О.А. в судебное заседание не явилась. В письменном ходатайстве, представленном в суд, просили рассмотреть административное дело без их участия, заявленные требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее также - Управление Росреестра по Владимирской области) по доверенности Зеленов С.А. не оспаривал право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, не ставил под сомнение правильность заключения эксперта ООО «Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии» Силиной Т.Л. №**** от ****, его форму, содержание, а также размер определённой экспертом рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ****.
Административный ответчик – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Владимирской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области), надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, указав, что не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размер рыночной стоимости земельного участка, определенный заключением эксперта ООО «Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии» №**** от ****). Данное заключение эксперта, его форму, содержание и размер, определенной в нём рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере **** рублей ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области также не оспаривает.
Административные ответчики - администрация округа Муром Владимирской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации округа Муром Владимирской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, об отложении дела не ходатайствовали.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, поэтому суд, с учетом мнения представителя административного ответчика, определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся административного истца Абазян К. и её представителей по доверенности – Козловцева С.О. и Тарантина О.А., представителей административных ответчиков – администрации округа Муром Владимирской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации округа Муром Владимирской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области, поскольку их явка не признана судом обязательной.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав и оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Абазян К. принадлежат на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – объекты общественного питания, рестораны, кафе, столовые, с кадастровой стоимостью **** рублей установленной по состоянию на 1 января 2016 года (т.1,л.д.11-14).
Данный земельный участок является ранее учтенным (дата постановки земельного участка на государственный кадастровый учет ****).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** установлена приказом председателя КУМИ администрации округа Муром от **** № 809 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Владимирской области для нужд муниципального образования округ Муром» и составляет **** рублей по состоянию на 1 января 2016 года.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** является завышенной и не соответствует его рыночной стоимости, нарушает её права и законные интересы, поскольку влечет необходимость уплаты земельного налога в завышенном размере, Абазян К. обратилась сначала, ****, в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при территориальном органе - Управлении Росреестра по Владимирской области, решением которой за № **** от ****, заявления административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости упомянутого земельного участка было отклонено (т.1, л.д.16-19), а затем, 28 февраля 2018 года, с настоящим административным исковым заявлением, во Владимирский областной суд (т.1, л.д.1-4).
Поскольку размер земельного налога, уплачиваемого Абазян К. за земельный участок с кадастровым номером ****, исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о том, что определение в отношении данного земельного участка кадастровой стоимости в размере рыночной, влияет на обязанность административного истца по уплате налоговых платежей и у него имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.
Административным истцом при обращении в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением в подтверждение доводов о значительном превышении кадастровой стоимости земельного участка с названным кадастровым номером над его рыночной стоимостью представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № **** от **** года, выполненный оценщиком ООО «Владимирское агентство недвижимости и оценки» Посаженниковой С.В., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** составляет **** рублей по состоянию на 1 января 2016 года (т.1,л.д.20-107).
В ходе рассмотрения дела судом была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2016 года и проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (т.1,л.д.208-212).
Согласно заключению эксперта ООО «Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии» Силиной Т.Л. №**** от **** рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2016 года составляет **** рублей. Относительно соответствия отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка № **** от ****, требованиям законодательства об оценочной деятельности в заключении эксперта указано, что при проведении исследования экспертами выявлены нарушения, которые могли бы повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. В отчете не приведен анализ политической ситуации в стране и регионе расположения объекта оценки. В отчете отсутствует описание экологических загрязнений объекта оценки. В отчете отсутствует информация о частях объекта оценки. В отчете отсутствуют правила отбора объектов-аналогов. Ссылку на странице 19 отчета не представляется возможным проверить и подтвердить информацию и дату ее подготовки. По информации на страницах 64,66,68 отчета отсутствует год предложения объектов к реализации, данные обстоятельства не позволяют проверить дату подготовки информации. Ссылку на странице 19 отчета не представляется возможным проверить и подтвердить влияние факторов на стоимость. По информации на страницах 43,49,56,77 отчета объекты-аналоги представлены к реализации через проведение аукциона с начальной ценой продажи, при этом корректировка не применяется. Ссылку на странице 19 отчета не представляется возможным проверить и подтвердить корректировку на время продажи (страницы 30,82 отчета). Данные обстоятельства не позволяют подтвердить достоверность, достаточность и полноту исходной информации, стоимость объекта оценки и допускает неоднозначное толкование полученных результатов (т.2,л.д.3-112).
Проанализировав и оценив заключение эксперта ООО «Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии» №**** от **** в совокупности с другими доказательствами суд приходит к следующему.
Экспертное заключение №**** от **** подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями, а также правом на проведение подобного рода исследований, а именно сотрудником ООО «Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии» Силиной Т.Л., имеющей соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности с **** г., стаж работы судебного эксперта с **** г., предупрежденной об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение эксперта №**** от **** соответствует требованиям, предъявляемым статьёй 82 Кодекса административного и судопроизводства Российской Федерации, требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, Федерального стандарта оценки (ФСО-7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611, Федерального стандарта оценки (ФСО-1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, Федерального стандарта оценки (ФСО-2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №298, Федерального стандарта оценки (ФСО-3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, содержит полное описание объекта оценки и произведенного расчета его рыночной стоимости, методов оценки, сведений об источниках цен, подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, в том числе относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также расписку эксперта о том, что он предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям статей 49,77,79,82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, участниками процесса в ходе рассмотрения дела под сомнение не ставилась, само заключение оспорено не было, возражений относительно установленной экспертом рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2016 года, также формы и содержания экспертного заключения не поступало, в том числе и от административного истца.
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта, поскольку экспертное заключение №**** от **** мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертами обстоятельствами и не содержат противоречий. Указанное заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым к отчету об оценке недвижимого имущества законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Руководствуясь статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд признает заключение эксперта ООО «Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии» №**** от **** надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
В связи с изложенным, представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № **** от ****, выполненный оценщиком ООО «Владимирское агентство недвижимости и оценки» Посаженниковой С.В. суд не принимает в качестве допустимого доказательства по данному делу.
Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – объекты общественного питания, рестораны, кафе, столовые, по состоянию на 1 января 2016 года, в размере его рыночной стоимости **** рублей.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой подачи заявления юридическим лицом считается дата обращения в Комиссию (статья 24.20 указанного Федерального закона).
С учетом изложенного датой подачи заявления Абазян К. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере его рыночной стоимости следует считать ****, то есть дату её обращения с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при территориальном органе - Управлении Росреестра по Владимирской области.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, данное решение в силу прямого указания закона является основанием для внесения сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в Единый государственный реестр недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – объекты общественного питания, рестораны, кафе, столовые, по состоянию на 1 января 2016 года, в размере его рыночной стоимости **** ****) рублей.
Считать датой подачи заявления Абазян Кристине об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере его рыночной стоимости ****
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Владимирского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья
Владимирского областного суда Ю.В. Самылов