Решение по делу № 12-26/2021 (12-1136/2020;) от 29.10.2020

Дело № 12-26/2021

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург                                                            17 марта 2021 года

Судья Московского районного суда Санкт-Петербурга Лежакова Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу КООПЕРАТИВА ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАРАЖЕЙ №6, ИНН 7810355526, КПП 781001001, ОГРН 1037821060518, дата государственной регистрации юридического лица 10.02.2003 года, юридический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Кубинская, д. 5,

на постановление заместителя председателя Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга ФИО1 №1197/2020 от 08.09.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 1 ст. 16 Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя председателя Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга ФИО1 №1197/2020 от 08.09.2020 года Кооператив по эксплуатации гаражей №6 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 16 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2018 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» и ему назначено наказание в виде предупреждения.

Должностное лицо установило, что 14.07.2020 года в период с 17 час. 20 мин. по 17 час. 50 мин. в ходе обследования земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Московская застава, ул. Кубинская, уч. 20, проведенного на основании приказа Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 10.07.2020 года №4181-по, выявлен факт самовольного размещения Кооперативом по эксплуатации гаражей №6 (далее по тексту - Кооператив) элементов благоустройства – некапитальных, нестационарных строений (гаражи-боксы) на не обременённом правами третьих лиц земельном участке площадью 803 кв.м с кадастровым номером 78:14:0751501:1066 по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Московская застава, ул. Кубинская, уч. 20, без оформленных в установленном порядке документов, предусмотренных п. 27.4 приложения №5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 года №961 «О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга».

В своей жалобе законный представитель Кооператива по эксплуатации гаражей №6 председатель Колемасов А.В. просит постановление должностного лица отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, поскольку в действиях Кооператива отсутствует «самовольное» размещение некапитальных нестационарных строений (гаражей-боксов), так как в 70-х годах прошлого столетия был организован и в установленном законом порядке зарегистрирован Кооператив, которому по договору аренды был предоставлен земельный участок общей площадью 22 911 кв.м с кадастровым номером 78:14:7515А:1010 по ул. Кубинская, д. 5 для размещения гаражей, был утвержден проект благоустройства земельного участка. Тогда же указанные объекты на законных основаниях, в установленном порядке были размещены и зарегистрированы (поставлены на учет), что подтверждается справкой от 18.12.2018 года за №80/10533, выданной ГУ ПИБ Московского района города Санкт-Петербурга, в которой указанно, что в Кооперативе, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Кубинская, д. 5, по состоянию на 14.12.2018 года произведен учет 501 гаража и их владельцев. На построенные на территории Кооператива железобетонные гаражи ПИБ Московского района Санкт-Петербурга в установленном порядке оформил и выдал каждому собственнику гаража технический паспорт, в котором указано о капитальности его строения, удостоверение на гараж с указанием его правообладателей. При таких обстоятельствах указание в постановлении о самовольном размещении элементов благоустройства - некапитальных нестационарных строений (гаражей-боксов) является несостоятельным, а размещенные строения являются капитальными, построенными на бетонном фундаменте с железобетонными стенами и перекрытиями. В указанную в постановлении дату, а именно 14.07.2020 года Кооператив административного проступка не совершал. Поскольку указанные в постановлении некапитальные нестационарные строения (гаражи-боксы) принадлежат на праве собственности гражданам – членам Кооператива, Кооператив не может являться субъектом административного правонарушения. Ввиду того, что по гаражным строениям, принадлежащим гражданам на праве собственности отсутствуют какие-либо судебные решения о признании их самовольными, о неправомерности их установки (размещения) и нахождения на земельном участке, а так же их сносе, как самовольно установленных в действиях Кооператива отсутствует событие административного правонарушения.

В судебное заседание явился защитник Кооператива по эксплуатации гаражей №6 - адвокат Калина И.С., действующая на основании доверенности и ордера, которая доводы жалобы поддержала в полном объеме по основаниям в ней изложенным, приобщила письменные пояснения по делу, в которых указывает, что железобетонные гаражи не относятся к элементам благоустройства в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге. Так, согласно п. 1 прил. №2 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга от 09.11.2016 года №961 установлено, что к элементам благоустройства не относятся объекты капитального строительства, объекты культурного наследия, музейные предметы. Поскольку гаражи являются объектами капитального строительства, они не относятся к элементам благоустройства. В действиях Кооператива отсутствует состав и событие административного правонарушения. Кооператив не является субъектом правонарушения и в его действиях отсутствует вина, поскольку капитальные строения-гаражи, размещенные на земельном участке, не принадлежат Кооперативу, а принадлежат на праве собственности членам Кооператива. На указанную в постановлении дату 14.07.2020 года Кооператив не совершал вменяемого правонарушения, поскольку капитальные гаражи были возведены в 1970 году на законных основаниях. Комитетом не соблюдена процедура привлечения Кооператива к административной ответственности, поскольку обследование земельного участка должно было проходить в присутствии представителя юридического лица и понятых, либо с применением видеофиксации. Согласно материалам дела указанные требования закона исполнены не были. Также из акта обследования земельного участка следует, что обследование всех шести земельных участков имело место в одно и то же время. В фототаблице, приложенной к акту обследования земельного участка отсутствуют какие-либо измерения земельного участка, его площадь и координаты поворотных точек. В приказе Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, явившемся основанием для проведения проверки, отсутствуют сведения о том, какие конкретно земельные участки, с какими кадастровыми номерами и по каким адресам и прочим данным подлежат обследованию сотрудниками Комитета. Ранее, 03.10.2018 года заместителем председателя Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга ФИО5 вынесено постановление о признании Кооператива виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 16 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2018 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. Описанное событие в постановлении от 03.10.2018 года полностью повторяет содержание обжалуемого постановления от 08.09.2020 года. Учитывая данные обстоятельства имеются основания для прекращения производства по делу по п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Также защитник по усмотрению суда просила изменить назначенное Кооперативу административное наказание в виде штрафа на предупреждение ввиду того, что оно является необоснованным.

На вопросы суда защитник пояснила, что в настоящее время договор об аренде земельного участка Кооператив расторгнут, новый не заключен, вместе с тем по устному соглашению Кооператив ежемесячно перечисляет денежные средства за фактическое пользование земельным участком.

В обоснование доводов жалобы и письменной позиции защитник Калина И.С. представила заключение специалиста №2/ЮЛ-21 от 15.03.2021 года.

Защитник Кооператива по эксплуатации гаражей №6 – Дмитриев А.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, жалобу и доводы защитника Калиной И.С. поддержал в полном объеме, сообщив, что ранее в 2018 году Кооператив привлекался за аналогичное правонарушение, однако тогда шесть участков на которых располагаются гаражи были объединены и имели иной кадастровый номер, позднее данный земельный участок был разделен на шесть самостоятельных участков. Таким образом защитник полагал, что Кооператив был не обосновано повторно привлечен за аналогичное правонарушение.

Представитель Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга – ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, будучи предупрежденной об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, возражала против удовлетворения жалобы заявителя, пояснив, что договор на аренду земельного участка, на котором расположен Кооператив, был расторгнут в 2013 году. Плата, которую в настоящее время перечисляет Кооператив, осуществляется за фактическое использование земельных участков. Подобная возможность использования земельного участка предусмотрена положениями Земельного кодекса РФ. При этом права Кооператива ограничены, поскольку он вправе лишь осуществлять пользование земельным участком. В ходе обследования должностные лица Комитета пришли к выводу, что капитальные строения в действительности являются гаражами-боксами. Вопреки доводам защиты, данные сооружения не могут быть признаны капитальными, поскольку на них не может быть оформлено право собственности. Ранее на данные объекты были оформлены договоры аренды. Поскольку иные пользователи данного земельного участка отсутствуют, то Кооператив является надлежащим субъектом правонарушения. Обследование земельного участка проводилось не в рамках осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, а в ходе мониторинга, ввиду того что земельный участок Кооперативу не принадлежит, а является собственностью города Санкт-Петербурга. Обследование было проведено по заявке Управления инвестиций Санкт-Петербурга. Согласно имеющейся у Комитета информации данный участок не был обременен правами третьих лиц. Таким образом обследование земельного участка было проведено в рамках компетенции Комитета. В 2019 году участок земли, который ранее арендовал Кооператив, был разделен на шесть участков. В последствии данные участки в установленном законом порядке были зарегистрированы в Росреестре, им присвоены кадастровые номера. Таким образом действия Кооператива исходя из того факта, что местом совершения административного правонарушения являются шесть разных адресов, образуют состав шести самостоятельных административных правонарушений.

На вопросы суда представитель Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга ФИО3 пояснила, что основания для разделения ранее арендуемого Кооперативом единого земельного участка на шесть земельных участков не входит в предмет оценки должностных лиц Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга. Самовольность возведения объектов благоустройства (гаражей-боксов) на спорном земельном участке заключается в их размещении на дату проведенного осмотра без законного права на владение земельным участком. При этом основания их нахождения на земельном участке до 2013 года на состав вменённого Кооперативу административного правонарушения никак не влияет. Ввиду того, что Кооператив создан для непосредственного обслуживания гаражей, договор на аренду земельного участка был заключен с юридическим лицом – Кооперативом, а не физическими лицами и плата за пользование земельным участком осуществлялась и осуществляется в настоящее время также юридическим лицом - Кооперативом, установление конкретных владельцев гаражей правового значения для дела не имеет. Относительно назначенного Кооперативу административного наказания в виде административного штрафа представитель пояснил, что к данному выводу должностное лицо Комитета пришло на основании своего внутреннего убеждения.

Представителем Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга ФИО3 к материалам дела была приобщена письменная правовая позиция по делу, из которой следует, что гаражный бокс, в отличие от отдельно стоящей постройки, является помещением для автомобиля в гаражном кооперативе. В соответствии с п. 2.7.1 приложения № 2 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 гаражи-боксы являются элементами благоустройства. Гаражно-строительный кооператив - это структура, которая была создана резидентами РФ на добровольной основе, для обеспечения определённых условий для хранения различных транспортных средств и управление общим имуществом гаражного кооператива. Гаражи-боксы размещены на земельном участке, который ранее был предоставлен на основании договора аренды, стороной которого являлся Кооператив. По условиям договора Кооператив вправе размещать на участке имущество третьих лиц, но все бремя ответственности несет Кооператив, как сторона договора. Документы, подтверждающие право собственности членов Кооператива, на указанные объекты Кооперативом не представлены. Кроме того, владелец гаража не может просто его получить в собственность, так как он находится на государственной территории. Правонарушение выявлено и зафиксировано документально 14.07.2020 года, то есть сроки привлечения к административной ответственности начинают исчисляться с 14.07.2020 года. Из постановления Комитета следует, что документы, подтверждающие правомерность размещения элементов благоустройства, указанных в протоколе об административном правонарушении, на момент проведения обследования и рассмотрения дела об административном правонарушении у Кооператива отсутствуют. Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, то есть с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8.1 ГК РФ). Право на вновь созданное (построенное) недвижимое имущество также возникает с момента государственной регистрации (ст. 219 ГК РФ). Иное установлено относительно приобретения права собственности на помещения, предоставленные членам жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива или иным лицам, имеющим право на паенакопления, полностью внесшим свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение. Право собственности у таких лиц возникает с момента выплаты паевого взноса (п. 4 ст. 218 ГК РФ). Поэтому государственная регистрация права собственности на подобные объекты недвижимости имеет не правообразующий, а право подтверждающий характер. Документы, подтверждающие право собственности членов кооператива на указанные объекты Кооперативом не представлены. Гаражные строения размещены на земельном участке на основании договора аренды, стороной которого является Кооператив. По условиям договора Кооператив вправе размещать на участке имущество третьих лиц, но все бремя ответственности несет Кооператив, как сторона договора. В соответствии с ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Порядок организации и осуществления структурными подразделениями Комитета обследования земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, утвержден Распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 05.09.2017 № 11-р «Об утверждении Порядка проведения обследований земельных участков и объектов нежилого фонда» (далее - Порядок). В силу п. 3.1 Порядка обследование может проводиться без взаимодействия с правообладателем (пользователем) объекта недвижимости. Объектом проведенного обследования являлся земельный участок с кадастровым номером 78:14:0751501:1066 по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Московская застава, Кубинская улица, участок 20, а не собственность Организации, а само обследование не связано с осуществлением государственного контроля (надзора), в связи с чем основания для уведомления Организации о проводимом обследовании отсутствовали.

В ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля по делу был допрошен ФИО4, который будучи предупрежденным об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, сообщил, что работает в Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в должности специалиста первой категории отдела земельного контроля Управления контроля использования имущества южных районов Санкт-Петербурга. Свидетель подтвердил, что 14.07.2020 года проводил обследование земельного участка с кадастровым номером 78:14:0751501:1066, который является частью земельного участка с кадастровым номером 78:14:0751501:1010, расположенного на ул. Кубинской в Санкт-Петербурге. Основанием для проведения обследования явился приказ заместителя председателя Комитета №4181.

На вопросы стороны защиты свидетель пояснил, что в приказе №4181 отсутствуют сведения о необходимости проведения обследования именно указанного земельного участка, в нем отражена территория обследования – Санкт-Петербург. Между тем он (ФИО4) вышел в целях обследования именно спорного земельного участка в связи с тем, что в Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга поступил запрос СПб ГБУ «Управление Инвестиций» о фактическом использовании земельного участка с указанными кадастровыми номерами. Данный запрос явился причиной издания приказа №4181 о проведении обследования и был расписан ему посредством электронного документооборота со стороны руководства для исполнения в срок. Получив данный запрос и приказ, он (ФИО4) изучил их, выявил из запроса сведения о земельном участке и его кадастровом номере, после чего изучил всю имеющуюся в Комитете на данный объект документацию и в частности сведения РГИС, определил местоположение земельного участка и совместно с ФИО5, которому также было поручено исполнение этого запроса, отправился по месту расположения земельного участка на ул. Кубинскую для проведения обследования. В приказе №4181 помимо них двоих (ФИО4 и ФИО5) были указаны также и иные лица – сотрудники Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, однако они на обследование не пошли по неизвестным ему причинам. Свидетель предположил, что запрос был расписан для исполнения только им двоим. Акт обследования содержит время его проведения с 17 час. 20 мин. по 17 час. 50 мин. В указанный период времени им и ФИО5 были обследованы все шесть земельных участков, являющихся частью одного земельного участка с кадастровым номером 78:14:0751501:1010. На обследованных ими земельных участках было выявлено расположение гаражей-боксов. Данные обстоятельства были выявлены им визуально на месте обследования, а также из сведений РГИС. Количество гаражей, расположенных на обследуемых земельных участках не считал, их номера в акте обследования не отражал, опись находящихся на земельном участке объектов не составлял, поскольку это было не нужно, т.к. он обследовал земельные участки на предмет их фактического использования. При проведении обследования руководствовался должностной инструкцией и нормативно-правовыми актами Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга. При проведении обследования представитель гаражного кооператива не приглашался для участия в обследовании, понятые не привлекались, поскольку обследование не предусматривает привлечение к его производству иных лиц. В случае, если бы им проводилась проверка, то представитель гаражного кооператива им был бы приглашен, привлекались бы и понятые, но порядок проведения обследования не предусматривает участие третьих лиц. В ходе проведенного обследования применялась в частности фотофиксация, результаты которой приобщены к акту обследования. На приложенных фотографиях запечатлен земельный участок с кадастровым номером 78:14:0751501:1010, частью которого являются шесть участков, которые им и обследовались 14.07.2020 года. На территорию обследуемого земельного участка они с ФИО5 прошли через вход, пройдя мимо шлагбаума. Спрашивать разрешения на проход на территорию было не у кого, поскольку людей на территории он не видел.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО5, будучи предупрежденным об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, сообщил, что работает в Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в должности главного специалиста отдела земельного контроля Управления контроля использования имущества южных районов Санкт-Петербурга. Свидетель подтвердил, что 14.07.2020 года проводил обследование земельного участка с кадастровым номером 78:14:0751501:1066, который является частью земельного участка с кадастровым номером 78:14:0751501:1010, расположенного на ул. Кубинской в Санкт-Петербурге, в связи с поступившим запросом о незаконности его использования. Основанием к проведению обследования явилось письмо СПб ГБУ «Управление Инвестиций», в котором были отражены сведения об интересующих заявителя земельных участках, их кадастровых номерах и место расположение. В целях проверки факта использования земельных участков руководителем Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга был издан приказ №4181 о проведении обследования земельных участков в Санкт-Петербурге. О том, какие именно земельные участки необходимо обследовать, ему стало известно из соответствующего письма СПб ГБУ «Управление Инвестиций», которое ему было расписано руководством для исполнения. Данное письмо с соответствующей росписью для исполнения и с приложением приказа №4181 он (ФИО5) получил в частности посредством электронного документооборота. Согласно резолюции руководителя ему было поручено проведение обследования в указанный срок на конкретном земельном участке. Указанное письмо было расписано для исполнения совместно с ним также и ФИО4 Получив письмо СПб ГБУ «Управление Инвестиций» с соответствующей резолюцией руководителя, а также приказ о проведении обследования, они подняли все имеющиеся в распоряжении Комитета документы на спорный земельный участок, сведения базы данных РГИС, изучили все схемы, сведения о месте расположения участков, их площади, изучили также договора аренды, которые были расторгнуты с гаражным кооперативом. На основе полученной информации он (ФИО5) с ФИО4 получили данные, в том числе и о месте расположения земельных участков, после чего убыли на место для их обследования. Приехав на Кубинскую улицу на место расположения обследуемых земельных участков, они обнаружили на въезде табличку с указанием на расположение на данном объекте гаражного кооператива, а также фактическое расположение на всех обследуемых участках гаражей-боксов. При въезде имелся шлагбаум, который однако был поднят, каких-либо КПП и людей он не видел. Обойдя территорию всех шести обследуемых земельных участков, они обнаружили расположение на них гаражей-боксов, что также было зафиксировано фотофиксацией, произведенной с применением квадрокоптера. Фотофиксацией был запечатлен весь обследуемый большой земельный участок, который разделен на 6 частей. Все части обследуемых участков попали на фотофиксацию. После проведенного обследования они с ФИО4 вернулись в Комитет, где далее изучали документы и составляли соответствующий акт обследования.

На вопросы стороны защиты свидетель сообщил, что для проведения обследования земельного участка представитель гаражного кооператива не приглашался, поскольку данная процедура не предусматривает участия представителя юридического лица и понятых, поскольку в соответствии с распоряжениями и постановлениями Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, а также иными законами, сотрудники Комитета имеют право проводить визуальное обследование без участия иных лиц. В случае же если в отношении кооператива проводилась проверка, им бы в соответствии с положением Федерального закона №294-ФЗ юридическое лицо уведомлялось и приглашалось для участия в проверке. Какой-либо проверки в отношении гаражного кооператива не проводилось. Протокол осмотра территорий, принадлежащих юридическому лицу в соответствии с требованиями ст.27.8 КоАП РФ им также не составлялся и указанный осмотр не проводился, поскольку данное обследование проводилось не в рамках возбужденного в отношении юридического лица дела об административном правонарушении. Более того данная территория в собственности кооператива не находится. Обследование земельных участков проводилось непосредственно им и ФИО4 без привлечения иных лиц. В ходе обследования подсчет количества гаражей им не велся. Дорога между гаражами имеется, ее в ходе обследования не измеряли, ее площадь не устанавливали. В указанный в акте обследования период с 17 час. 20 мин. по 17 час. 50 мин. ими были обследованы все шесть земельных участков, в отношении которых поступил запрос из СПб ГБУ «Управление Инвестиций», поскольку они граничили друг с другом и фактически составляли один большой земельный участок. Поворотные точки не исследовали, поскольку в ходе проводимого обследования должны были установить лишь фактическую законность владения и использования земельных участков. В ходе проведенного обследования и изучения документов им было выявлено, что ранее заключенный с гаражным кооперативом договор на аренду данных земельных участков расторгнут, что свидетельствует о самовольности занятия земельных участков со стороны гаражного кооператива. На основе того, что им было установлено в ходе выхода на земельные участки, а также тех документов, которые имелись в распоряжении Комитета, они с ФИО4 определили элементы благоустройства, расположенные на объекте как гаражи-боксы. При этом гаражи-боксы отличаются от просто гаражей тем, что полностью состоят из бетонных стен, пола и крыши, тогда как обычные гаражи могут возводиться из других материалов – дерева, металла, бетона. Место расположения земельных участков им определялось на основании информационной системы «Кадастр-2», РГИС и базы данных Росреестра. Сначала по указанным документам и схемам был установлен конкретный адрес места расположения земельных участков, потом он с ФИО4 выехал на место.

Материалы дела об административном правонарушении, представленные по запросу суда из Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, содержат следующие доказательства:

- протокол об административном правонарушении от 24.08.2020 года, составленный в полном соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ;

- акт обследования земельного участка от 14.07.2020 года, составленный специалистами Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга ФИО5 и ФИО4 по итогам проведенного мониторинга земельного участка на предмет его фактического использования с приложением фототаблицы и фотофиксации;

- приказ заместителя председателя Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга ФИО1 №4184-по от 10.07.2020 года, явившийся основанием для проведения обследования земельного участка;

- обращение Управления контроля использования имущества южных районов Санкт-Петербурга №1934/Ю от 09.07.2020 года на имя заместителя председателя Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга с указанием на целесообразность проведения обследования в рамках осуществления мониторинга использования земельных участков на территории Санкт-Петербурга в соответствии с п.3.2 Положения о Комитете;

- письмо СПб ГБУ «Управление инвестиций» №30482/20 на имя заместителя председателя Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга с просьбой предоставить сведения о фактическом использовании земельного участка с кадастровым номером 78:14:0751501:1066;

- выписка из ЕГРЮЛ в отношении Кооператива по эксплуатации гаражей №6 по состоянию на 14.08.2020 года;

- распечатка базы данных Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга с указанием на поступающие от Кооператива по эксплуатации гаражей №6 платежи за фактическое пользование земельным участком;

- договор аренды земельного участка №12/ЗК-02306 от 06.12.2007 года, заключенный между КУГИ Санкт-Петербурга и Кооперативом по эксплуатации гаражей №6, предметом которого является аренда земельного участка с кадастровым номером 78:14:7515А:1010 и дополнительное соглашение от 05.03.2021 года №3;

- уведомление КУГИ Санкт-Петербурга в адрес Кооператива по эксплуатации гаражей №6 о расторжении ранее заключенного договора аренды №12/ЗК-02306 от 06.12.2007 года в одностороннем порядке с 11.07.2013 года;

- распечатка информационной базы данных РГИС в отношении аренда земельного участка с кадастровым номером 78:14:751501:1010;

- сведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, согласно которым Кооператив по эксплуатации гаражей №6 отнесен к категории микропредприятий;

- сведения информационного центра, согласно которым ранее Кооператив по эксплуатации гаражей №6 к административной ответственности не привлекался.

В целях проверки доводов стороны защиты судом были истребованы и получены дополнительные доказательства, в ходе исследования которых установлено следующее.

Согласно ответу начальника ПИБ Южного департамента кадастровой деятельности ГУП «ГУИОН» представлены сведения об учете гаражей, расположенных на территории Кооператива по эксплуатации гаражей №6 по адресу: Санкт-Петербург, Кубинская ул., д.5. По состоянию на 1996, 1997 года на территории ГК-6 учтен 581 гараж. Материал стен - кирпич, железобетон, материал фундаментов - железобетон, материал - перекрытий - железобетонные плиты. Сведения об учете собственников/владельцев гаражей представлены в приложенном списке.

Согласно ответу начальника Управления землеустройства и обеспечения кадастровых работ образование земельного участка, в том числе с кадастровым номером 78:14:0751501:1066 осуществлялось путем раздела земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Кубинская ул., д. 5 с кадастровым номером 78:14:0751501:1010 по процедуре, предусмотренной п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ. Образование нескольких земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах. Кадастровый учет проведен 23.07.2019. Целью осуществления раздела земельного участка было приведение границ земельных участков в соответствие с проектами планировки и межевания, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербург от 25.04.2019 №254. Схема границ земельных участков утверждена распоряжением Комитета от 25.06.2019 №1743-РЗК. Земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка 78:14:0751501:1010 находятся в границах этого участка.

Согласно ответу и.о. директора СПб ГКУ «Управление Инвестиций» поступил ответ, согласно которому Управление 09.07.2020 года за исх. №8031/20-0-0 направило в адрес председателя Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга письмо с целью предоставления информации о фактическом использовании земельного участка с кадастровым номером 78:14:0751501:1066.

Согласно ответу СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» сведений о действующих заключенных договорах аренды участков с кадастровыми номерами 78:14:0751501:1068, 78:14:0751501:1067, 78:14:0751501:1065, а также о договорах на размещение нестационарных торговых объектах на участках в Учреждении отсутствуют. Участки образованы на месте земельного участка с кадастровым номером 78:14:0751501:1010, площадью 22911 кв.м, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Кубинская, д.5. Участок ранее был предоставлен Кооперативу по эксплуатации гаражей №6 под гаражную стоянку на основании договора аренды земельного участка от 06.12.2007 Ш2/ЗК-02306. Договор расторгнут 11.07.2013, после чего Участок по акту приема-передачи в Комитет не передавался. В связи с тем, что согласно положениям ст. 65 ЗК РФ использование земли в РФ является платным, Кооператив по эксплуатации гаражей №6 оплачивает фактическое пользованием участка.

Исследовав всю совокупность представленных в материалы дела доказательств, изучив доводы жалобы, выслушав мнение участников процесса, допросив явившихся свидетелей, суд находит постановление должностного лица не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с п. 2.7.1 приложения №2 к Правилам указанные объекты являются элементами благоустройства. Согласно п. 27.3 приложения №5 к Правилам на территории Санкт-Петербурга запрещена самовольная установка (размещение) элементов благоустройства. Таким образом, на основании п. 2.4.3 приложения №4 к Правилам размещения элементов благоустройства и отсутствие документов, предусмотренных п.27.4 приложения №5 к Правилам, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 16 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2018 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».

Статьей ст. 16 п.1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» предусмотрена административная ответственность за самовольный демонтаж, разрушение, размещение или перемещение элемента благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена КоАП РФ.

Материалами дела установлено, что 14.07.2020 года в период с 17 час. 20 мин. по 17 час. 50 мин. в ходе обследования земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Московская застава, ул. Кубинская, уч. 20, проведенного на основании приказа Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 10.07.2020 года №4181-по, выявлен факт самовольного размещения Кооперативом по эксплуатации гаражей №6 элементов благоустройства – некапитальных, нестационарных строений (гаражи-боксы) на не обременённом правами третьих лиц земельном участке площадью 803 кв.м с кадастровым номером 78:14:0751501:1066 по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Московская застава, ул. Кубинская, уч. 20, без оформленных в установленном порядке документов, предусмотренных п. 27.4 приложения №5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 года №961 «О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга».

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств: протоколом об административном правонарушении; актом обследования земельного участка с приложением фототаблиц, из которых следует, что земельный участок представляет собой территорию с грунтовым покрытием, на которой размещаются гаражные строения (гаражи-боксы). Хозяйственную деятельность на участке осуществляет Кооператив по эксплуатации гаражей №6. Гаражи-боксы соответствуют критериям элементов благоустройства, установленным Приложением №2 к Правилам благоустройства Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016№961. По сведениям Региональной информационной системы «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» участок имеет статус «учтенный», вид разрешенного использования «улично-дорожная сеть». Участок является частью земельного участка площадью 22911 кв.м с кадастровым номером 78:14:0751501:1010, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Кубинская, д.5, статус «ранее учтенный», вид разрешённого использования «железнодорожный транспорт». В отношении земельного участка с кадастровым номером 78:14:0751501:1010 Кооперативом по эксплуатации гаражей №6 осуществляется оплата фактического пользования. Участок договорными отношениями с КИО не обременен. Участок в реестре собственности Санкт-Петербурга не учтен; приказом заместителя председателя Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга №4181-по от 10.07.2020, на основании которого было проведено обследования земельных участков на территории Санкт-Петербурга; письмом СПб ГКУ «Управление инвестиций» ФИО6 заместителю председателя Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга ФИО1 об уточнении заключения о фактическом использовании земельного участка с кадастровым номером 78:14:0751501:1066 в части отнесения объектов (гаражных строений), расположенных в границах указанного земельного участка к элементам благоустройства; выпиской ЕГРЮЛ; сведениями из ИТС КУГИ «Аренда» из которых следует, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:14:0751501:1010 Кооперативом по эксплуатации гаражей №6 осуществляется оплата фактического пользования; уведомлением Управления (агентства) недвижимого имущества Московского района, согласно которому в соответствии со ст. 610 ГК РФ и п. 6.1 договора аренды земельного участка №12/ЗК-02306 от 06.12.2007 года Комитет в одностороннем порядке отказывается от Договора с 11.07.2013 года. В соответствии с п.4.3.10 Договора необходимо освободить земельный участок и сдать его по акту представителю Комитета не позднее 5 дней с момента прекращения Договора; копией договора аренды земельного участка №12/ЗК-02306 от 06.12.2007 года и дополнительным соглашением к нему; сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; сведениями сайта ГАТИ согласно которому Кооператив по эксплуатации гаражей №6 ранее за предшествующий год к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекался.

В ходе производства по делу должностным лицом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга после исследования всей совокупности материалов дела в порядке ст. 26.11 КоАП РФ были выявлены вышеуказанные обстоятельства допущенного Кооперативом по эксплуатации гаражей №6 нарушений законодательства, в связи с чем, в его действиях был установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16 п.1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».

В соответствии с требованиями ст.ст. 24.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом были установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении в полной мере отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, составлено уполномоченным должностным лицом, содержит указание на событие и состав правонарушения, на норму действующего законодательства, которую лицо нарушило, обстоятельства выявления правонарушения, выводы о виновности лица мотивированы.

Доводы жалобы председателя Кооператива Колемасова А.В. о том, что отсутствует самовольное размещение элементов благоустройства, является не состоятельным, поскольку как следует из представленных материалов дела, договор аренды земельного участка от 06.12.2007 года №12/ЗК-02306 расторгнут с 11.07.2013 года, а потому с момента расторжения договора аренды у Кооператива отсутствуют законные основания для размещения элементов благоустройства на занимаемой территории. Вносимая организацией после прекращения договора аренды плата, является платой за фактическое пользование земельным участком и не свидетельствует о пролонгации договора аренды. Фактическое пользование земельным участком и внесение денежных средств за пользование земельным участком не наделяет заявителя правом на размещение элементов благоустройства.

Доводы защиты о том, что гаражные строения принадлежат на праве собственности членам Кооператива - гражданам, не являются основаниями к отмене вынесенного постановления, поскольку гаражные строения были размещены на указанной территории на основании договора аренды земельного участка, стороной которого является Кооператив. Кооператив вправе размещать на земельном участке по договору аренды любое имущество третьих лиц, но бремя ответственности несет Кооператив, так как он является стороной договора аренды. Более того объективные доказательства, подтверждающие регистрацию права собственности владельцев гаражей, суду не представлены.

Довод жалобы о том, в протоколе об административном правонарушении и в постановлении указана дата совершения административного правонарушения - 14.07.2020 года, однако в указанную дату Кооператив не совершал административного правонарушения, суд оценивает как несостоятельный, поскольку административное правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 16 Закона Санкт- Петербурга от 31.05.2018 года №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», является длящимся, в связи с чем датой его совершения является дата обнаружения (выявления) административного правонарушения. Как следует из представленных материалов дела, административное правонарушение было выявлено 14.07.2020 года в момент проведения обследования земельных участков.

Сторона защиты также ссылалась, что акт обследования земельного участка является недопустимым доказательством по делу, поскольку проведен в отсутствии представителя юридического лица, в отсутствии понятых и видеозаписи. Между тем в данной части доводы защиты основаны на неверном толковании норм права.

Как следует из представленных материалов дела осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов в соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ должностными лицами Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга не проводился.

Должностными лицами Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга ФИО5 и ФИО4 на основании приказа заместителя председателя Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга ФИО1 №4181-по от 10.07.2020 года проведено обследование земельных участков на территории Санкт-Петербурга с период с 13.07.2020 - 17.07.2020 года, в том числе земельного участка с кадастровым номером 78:14:0751501:1066, который находится на территории Санкт-Петербурга.

Приказ №4181-по от 10.07.2020 года вынесен уполномоченным должностным лицом - заместителем председателя Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга ФИО1 в пределах предоставленной ему компетенции. В приказе указаны должностные лица, уполномоченные на проведение обследований - ФИО5 и ФИО4

Порядок организации и осуществления структурными подразделениями Комитета обследования земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, утвержден Распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 05.09.2017 № 11-р «Об утверждении Порядка проведения обследований земельных участков и объектов нежилого фонда».

В силу п.3.1 Порядка обследование может проводиться без взаимодействия с правообладателем (пользователем) объекта недвижимости.

Таким образом акт обследования земельного участка от 14.07.2020 года составлен уполномоченными должностными лицами в полном соответствии с требованиями Порядка организации и осуществления структурными подразделениями Комитета обследования земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга.

Обстоятельства, изложенные в акте, ФИО5 и ФИО4 подтвердили в судебном заседании, пояснив, что ими были выявлены гаражи-боксы, которые относятся к элементам благоустройства. Обследовали земельный участок пешком, границы земельного участка определяли по РГИС, произвели фотофиксацию земельного участка. На фото изображена общая-территория, на которой находятся гаражи-боксы. Обследовали несколько земельных участков, прошли последовательно, сфотографировали территорию с квадрокоптера.

Доводы защиты о том, что расположенные на территории земельного участка гаражи не являются элементами благоустройства, поскольку гаражи являются капитальными строениями, что подтверждается ответом ПИБ и заключением специалиста, являются несостоятельными.

Представленное защитником заключение специалиста №2/ЮЛ-21 от 15.03.2021 года не может быть признано судом допустимым доказательством по делу, поскольку специалисту ФИО7 не были разъяснены права и обязанности, предусмотренное ст. 25.8 КоАП РФ, специалист не был предупрежден об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложного заключения. Кроме того, специалистом был обследован земельный участок с кадастровым номером №78:14:0751501:1010, в то время как в постановлении указан земельный участок с кадастровым №78:14:0751501:1066. В заключении специалиста имеется фотофиксация гаражей, однако не представляется возможным установить, что данные гаражи расположены непосредственно на спорном земельном участке.

Ответ начальника ПИБ Южное департамента кадастровой деятельности о том, что по состоянию на 1996, 1997 года на территории ПС-6 учтен 581 гараж, материал стен которых кирпич, железобетон, материал фундаментов - железобетон, материал – перекрытий - железобетонные плиты, не свидетельствует о том, что гаражи являются капитальными строениями, поскольку согласно п. 2.7.1 приложения №2 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 №961, к некапитальным нестационарным строениям и сооружениям отнесены гаражи-боксы.

Положением п.1.7 указанных правил установлено, что гараж-бокс – это некапитальное, нестационарное строение, предназначенное для стоянки (хранения), ремонта и технического обслуживания автомобиля, или мотоцикла, или другого транспортного средства, площадью не более 22 кв. м, высотой не более 4 м.

При обследовании земельного участка должностными лицами были выявлены гаражи-боксы.

Кроме того, в соответствии со ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Главным отличительным признаком объектов недвижимого имущества, государственная регистрация прав на которые признана обязательной, является неразрывная связь с землей и невозможность перемещения объекта без нанесения несоразмерного ущерба его назначению.

Согласно положениями статей 130, 131, 219 ГК РФ, статей 52, 55 Градостроительного кодекса РФ для отнесения объекта к недвижимому имуществу помимо прочной связи с землей необходимо, чтобы объект был создан в установленном порядке как недвижимость с получением необходимой разрешительной документацией на осуществление строительства, с соблюдением градостроительных норм и правил, оформлением земельно-правовых отношений для целей строительства.

Для признания строения объектом недвижимого имущества необходимо соблюдение не только технического, но и юридического критерия, а именно возведение строения в соответствии с требованиями законодательства в области застройки.

Материалы дела не содержат доказательств того, что расположенные на земельном участке с кадастровым номером 78:14:0751501:1066 по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Московская застава, Кубинская улица, участок 20, гаражи прошли технический, кадастровый учет в качестве объекта капитального строительства, равно как и не содержат документов, подтверждающих регистрацию права собственности на недвижимое имущество в соответствии с ФЗ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Как следует из представленных материалов дела, договор аренды земельного участка от 06.12.2007 года №12/ЗК-02306 расторгнут с 11.07.2013 года.

Поскольку пользование земельным участком носило временный характер, гаражи не являются объектами капитального строительства.

Учитывая вышеизложенное, вывод должностного лица о наличии в действиях Кооператива события и состава административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 16 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2018 года №273-70, является верным.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Вопреки доводам жалобы оснований для прекращения производства по настоящему делу на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ не имеется, поскольку по факту совершения Кооперативом описанных выше противоправных действий не имеется актов, перечисленных в п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Постановлением от 03.10.2018 года Кооператив по эксплуатации гаражей № 6 был привлечен к административной ответственности за совершение иного противоправного деяния.

Таким образом, оценив полно, объективно и всесторонне имеющиеся в материалах дела допустимые доказательства, должностное лицо приняло законное и мотивированное постановление о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения.

При назначении Кооперативу по эксплуатации гаражей № 6 административного наказания должностным лицом были приняты во внимание характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в связи с чем, ему было назначено минимальное наказание, в виде предупреждения, предусмотренного санкцией соответствующей статьи.

Других оснований для отмены постановления не усматривается.

Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении не выявлено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд –

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя председателя Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга ФИО1 №1197/2020 от 08.09.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 1 ст. 16 Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» - оставить без изменения, жалобу заявителя - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней с момента получения или вручения его копии.

                                       Судья                                      Лежакова Т.В.

12-26/2021 (12-1136/2020;)

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
КООПЕРАТИВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАРАЖЕЙ № 6
Другие
Калина Ирина Сергеевна
Дмитриев Александр Викторович
Суд
Московский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Лежакова Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
msk.spb.sudrf.ru
30.10.2020Материалы переданы в производство судье
02.11.2020Истребованы материалы
13.11.2020Поступили истребованные материалы
01.12.2020Судебное заседание
03.12.2020Судебное заседание
16.12.2020Судебное заседание
18.01.2021Судебное заседание
16.02.2021Судебное заседание
17.03.2021Судебное заседание
17.03.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
23.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее