Решение по делу № 2а-559/2022 (2а-3526/2021;) от 08.12.2021

Дело №2а-559/2022

92RS0003-01-2021-002612-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(полный текст)

27 января 2022 года                                                   город Севастополь

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи - Григорьевой У.С.,

при помощнике судьи - Смола Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Сазонова ФИО4 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, заинтересованные лица – Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительство Севастополя об обязании совершить определенные действия,

установил:

Сазонов В.В. обратился в суд с исковыми требованиями к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, в котором, с учетом уточненных требований, просит обязать внести изменения в государственный кадастр недвижимости о назначении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. <адрес> в соответствии с действующим Генеральным планом города Севастополя; обязать изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: с «для ведения личного крестьянского хозяйства» на «для ведения личного подсобного хозяйства» код 2.2. классификатора видов разрешенного использования земельных участков.

Требования мотивированы тем, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, разрешенный вид использования согласно украинскому классификатору «для ведения личного крестьянского хозяйства». Административный истец обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с обращением по вопросу определения вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу. Ответом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ Сазонову В.В. в части определения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером было сообщено, что вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства» (код 2.2) не является максимально приближенным по смыслу и функциональному использованию виду использования земельного участка, установленному в соответствии с земельным законодательством Украины «для ведения личного крестьянского хозяйства». Дополнительно сообщено, что Департамент считает возможным определить вид разрешенного использования земельного участка в случае поступления заявления с испрашиваемым видом разрешенного использования из следующих: «Растениеводство» (код 1.1), «Животноводство» (код 1.7).

Административный истец полагает, что в соответствии с действующим Генеральным планом города Севастополя, а так же учитывая Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 №П/0412, максимально близким по смыслу и функциональному значению установленному законодательством Украины вид разрешенного использования «для ведения личного крестьянского хозяйства», соответствует российский вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» (код 2.2).

Таким образом, по мнению административного истца, административными ответчиками нарушены его права и законные интересы как собственника земельного участка.

Определением Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ указанное административное дело направлено по подсудности в Нахимовский районный суд города Севастополя.

Административный истец в судебное заседание явился, просил удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель административного ответчика – Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил.

Представитель административного ответчика – Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил. Направил в суд письменные возражения, в которых просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Представители заинтересованных лиц: Правительства Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, причин неявки суду не сообщили.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Явка сторон не была признана судом обязательной, а потому, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности (статьи 2, 18, 21).

Согласно части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, предусмотренных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как установлено судом, Сазонову В.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для ведения личного крестьянского хозяйства».

Административный истец обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с обращением по вопросу определения вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу.

Ответом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ Сазонову В.В. в части определения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , было сообщено, что вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства» (код 2.2) не является максимально приближенным по смыслу и функциональному использованию виду использования земельного участка, установленному в соответствии с земельным законодательством Украины «для ведения личного крестьянского хозяйства». Дополнительно сообщено, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя считает возможным определить вид разрешенного использования земельного участка в случае поступления заявления с испрашиваемым видом разрешенного использования из следующих: «Растениеводство» (код 1.1), «Животноводство» (код 1.7).

Согласно ст. 5 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее - Закон № 46-ЗС) категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон) признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, по следующему правилу: сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения, - землями сельскохозяйственного назначения, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов (пп. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 46-ЗС).

В силу положений ст. 6 Закона №46-ЗС разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.

До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).

Согласно Постановлению Правительства Севастополя от 28.03.2016 года №228-ПП «Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя» порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя (далее – Порядок) разработан на основании положений статей 5, 6 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» и регламентирует процедуру определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, до вступления в силу Правил землепользования и застройки города Севастополя.

Вид разрешенного использования земельного участка определяется на основании приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» в редакции, действующей на момент рассмотрения вопроса об определении видов разрешенного использования земельного участка. В отношении земельного участка могут быть определены два и более вида разрешенного использования земельного участка (п. 2 Порядка).

Пунктом 3 Порядка установлено, что категория земель, к которой относится земельный участок, определяется в соответствии с положениями статьи 5 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», Земельного кодекса Российской Федерации.

Виды разрешенного использования и категория земель в отношении земельного участка определяются исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, (далее – уполномоченный орган), при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждении плана границ земельного участка, а также путем принятия отдельного правового акта на основании заявления правообладателя земельного участка (далее – заинтересованное лицо). (п. 4 Порядка)

Пунктом 5 Порядка установлено, что определение видов разрешенного использования земельного участка и категории земель производится уполномоченным органом в соответствии с прилагаемой Таблицей соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельных участков, категорий земель (далее – Таблица).

Как усматривается из материалов дела целевое назначение земельного участка, установленное в соответствии с законодательством Украины «для ведения личного крестьянского хозяйства».

Как следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в случае поступления заявления, считает возможным определить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , как: «Растениеводство» (код 1.1), «Животноводство» (код 1.7).

Сведений об обращении административного истца в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером материалы дела не содержат.

Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Суд полагает обоснованными доводы административного ответчика – Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, относительно несоблюдения представителем административного истца установленной формы подачи заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , ввиду чего поданное Сазоновым В.В. заявление от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено в качестве обращения, по результатам которого был дан соответствующий ответ.

При этом административным истцом основания исковых требований не изменялись.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействия) принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В ходе судебного разбирательства не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов административного истца, сторона которой не обосновала, какие неблагоприятные последствия возникли у нее в результате действий (бездействий) административных ответчиков.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Сазонова ФИО4 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, заинтересованные лица - Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Правительство города Севастополя об обязании совершить определенные действия – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированный текст решения суда изготовлен 10.02.2022

Председательствующий                            У.С. Григорьева

2а-559/2022 (2а-3526/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Сазонов Владислав Владиславович
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя
Другие
Правительство города Севастополя
Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Григорьева Ульяна Сергеевна
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
08.12.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
09.12.2021Передача материалов судье
10.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2021Подготовка дела (собеседование)
10.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.12.2021Судебное заседание
27.01.2022Судебное заседание
10.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее