Решение по делу № 2-732/2023 от 05.07.2023

Дело № 2-732/2023

УИД 04RS0020-01-2023-000804-34

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2023 года                                                                                 г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Дроздовой Ю.А., при секретаре Молчановой И.Л., с участием природоохранного прокурора Железнова Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации МО «Север-Байкальский район» о признании отсутствующим право собственности на земельный участок, признании недействительным образования земельного участка, снятии с государственного кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор, обращаясь в суд в интересах в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, просил признать отсутствующим право собственности муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия на земельный участок с кадастровым номером , имеющий местоположение: <данные изъяты> , площадью 632 м2, признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером , имеющий местоположение: <данные изъяты> , площадью 632 м2, снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером .

Требования мотивированы тем, что решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 28.05.2009 г. признано право муниципальной собственности муниципального образования «Северо-Байкальский район» на земельные участки, площадью 37191 га, ранее принадлежавшим сельскохозяйственным организациям и расположены в границах Северобайкальского сельского участкового лесничества. Однако установлено, что земельный участок расположен в центральной экологической зоне Байкальской природной территории на землях государственного лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, в связи с чем, его образование и постановка на государственный кадастровый учет является неправомерным.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок с кадастровым с номером , имеющий местоположение: <данные изъяты> , площадью 632 м2 поставлен на кадастровый учет 19.04.2011 г., присвоена категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов с видом разрешенного использования – под отдых (рекреацию) – туристическое обслуживание, правообладатель – муниципальное образование «Северо-Байкальский район».

Земельный участок образован в соответствии со схемой расположения раздела земельного участка в кадастровом квартале , утвержденной распоряжением главы администрации МО «Северо-Байкальский район» от 10.12.2010 г. .

18.09.2018 г. зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием «Северо-Байкальский район».

В ходе проведенной проверки прокуратурой установлено, что спорный земельный участок относится к колхозным лесам, входил в состав земель лесного фонда, ввиду чего не мог и не может находиться в муниципальной собственности с присвоением иной категории земель.

Согласно описанию лесного участка, переданного в собственность муниципального образования «Северо-Байкальский район», в состав участка включены земли, ранее находившиеся во владении совхозов «Тыйский», «Эстония», «Ангарский», «Северный», «Ойхал», колхоза «Победа».

Согласно архивной справки администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» колхоз «Победа», был создан осенью 1931 года в районе с. Байкальское. Колхоз занимался добычей рыбы и нерпы, сельским хозяйством, эксплуатировал пилораму. Определением Арбитражного суда Республики Бурятия по делу № 10-6471/01 колхоз ликвидирован.

В соответствии с планом лесонасаждений и таксационным описанием 1970 года в отношении лесов колхоза «Победа» проведено лесоустройство, в связи с чем, определены лесные кварталы, характеристики лесных насаждений. Леса отнесены к I группе с категорией «запретные леса оз. Байкал».

Расположение спорных земельных участков определяется путем указания в решении Арбитражного суда и приложении к свидетельству о праве собственности кварталов лесных участков, что свидетельствует о проведении лесоустройства на данной территории, следовательно – об отнесении территории к землям лесного фонда.

На планах земель совхозов, имеющихся в государственном фонде данных, на земельных участках отражены символы, свидетельствующие о расположении лесов на участках.

Одновременно в государственном фонде данных имеется дело по вычислению площадей контуров угодий колхоза «Победа», в соответствии с которым в границах землепользования располагались леса.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют об отнесении спорого земельного участка к землям лесного фонда, переданным совхозу во временное пользование.

В связи с ликвидацией сельскохозяйственных организаций, временное пользование лесными участками прекратилось, в виде чего участки возвращены в состав земель лесного фонда.

В соответствии с приказом Федерального лесного хозяйства от 02.07.2007 г. № 318 «Об определении количества лесничеств на территории Республики Бурятия и установлении их границ» свидетельством о государственной регистрации права федеральной собственности от 15.09.2008 г., лесной участок с колхозными лесами площадью 37191 га включен в состав земель лесного фонда.

Кроме того, указанными земельными участками уполномоченные органы управляли и распоряжались как землями лесного фонда.

Согласно Распоряжению Правительства Республики Бурятия от 19.10.1999 г. № 1009-р между Министерством лесного хозяйства Республики Бурятия и ЭСПК «Байкальское» 01.04.2003 г. заключен договор безвозмездного пользования лесным участком, ранее находившимся во владении колхоза «Победа».

Таким образом, земельные участки, ранее находившиеся в распоряжении совхозов, в силу действовавших ранее и действующих в настоящее время норм лесного и земельного законодательства относятся к землям лесного фонда, в связи с чем, могут находиться только в федеральной собственности.

В судебном заседании природоохранный прокурор Железнов Э.А. исковые требования поддержал в полном объеме, суду показал, что в настоящее время земли не освоены.

Представитель ответчика администрации МО «Северо-Байкальский район» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.

Представитель третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, предоставил письменный отзыв на иск, в котором поддерживает требования прокурора, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Межрегионального территориального управления Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства Кузина С.Н., в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, предоставила письменный отзыв на иск, в котором поддерживает требования прокурора, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд, изучив материалы дела, выслушав истца, считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9), закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42).

В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса РСФСР, утвержденного постановлением Президиума ВЦИК от 25.07.1923 г., все леса составляли единый государственный лесной фонд.

В силу статьи 41 Лесного кодекса РСФСР 1923 года выделялись защитные леса, в том числе расположенные вдоль берегов водных объектов, выполняющие особые функции, подлежащие сохранению в естественном состоянии.

Обращение (перевод) лесных площадей в иной вид угодий допускался в отношении лесов, не относящихся к защитным (ст. 59 Лесного кодекса РСФСР 1923 года).

В соответствии со ст. 3 и ст. 4 Основ лесного законодательства Союза ССР, утвержденных законом СССР от 17.06.1977 г., леса в СССР состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме, нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются (ст. 3 Основ).

В соответствии со статьей 4 Основ 1977 г. все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд, который состоит из:

лесов государственного значения, т.е. лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников;

колхозных лесов, т.е. лесов, находящихся на землях, предоставленных в бессрочное пользование (ст. 4 Основ).

В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 года землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства.

В соответствии с пунктом 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совмина СССР от 04.03.1968 г. № 144, колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР.

Колхозными лесам признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах. Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов. Площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.

Лесоустройство колхозных лесов осуществляется лесоустроительными предприятиями и организациями системы Государственного комитета СССР по лесному хозяйству по договорам с колхозами, межхозяйственными предприятиями (организациями) по ведению лесного хозяйства.

В соответствии с пунктом 23 Положения перевод лесных площадей и другие виды угодий в колхозных лесах первой группы допускался лишь в исключительных случаях.

Перевод лесных площадей и другие виды угодий в колхозных лесах первой группы разрешается Советами Министров союзных республик, а в колхозных лесах второй группы – облисполкомами, крайисполкомами, Советами Министров автономных республик или Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления.

В соответствии с положениями Земельного кодекса РСФСР 1970 года вся земля в РСФСР входила в состав единого государственного земельного фонда, который подразделялся в соответствие с основным целевым назначением земель на: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли государственного лесного фонда и др. (ст. 4, ст. 5 Земельного кодекса РСФСР).

Согласно статье 113 Земельного кодекса РСФСР землями государственного лесного фонда признавались земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Порядок пользования землями государственного лесного фонда определяется законодательством Союза ССР и РСФСР.

Земли государственного лесного фонда используются предприятиями, организациями и учреждениями для нужд лесного хозяйства и лесозаготовок. Для иных нужд земли государственного лесного фонда могут использоваться, если такое использование совместимо с интересами лесного хозяйства.

Исходя из системного толкования указанных выше норм, действовавших до переходного периода, лесные земли, предоставленные в фактическое пользование колхозам, являлись частью лесного фонда, находящегося в исключительной собственности государства.

Аналогичные положения закреплены в новом и действующем законодательстве.

В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года лесной фонд находится в федеральной собственности. Статьей 23 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года определены виды прав, на основании которых предоставляются участки лесного фонда.

Согласно статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, могут предоставляться сельскохозяйственным организациям в безвозмездное пользование в целях обеспечения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах.

В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Одновременно статьей 11 Федерального закона от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» установлен запрет на перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли иных категорий.

Согласно сведениям ЕГРН, земельный участок с кадастровым с номером , имеет местоположение: <данные изъяты> , площадью 632 м2 категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов с видом разрешенного использования – под отдых (рекреацию) – туристическое обслуживание.

В соответствии со схемой расположения раздела земельного участка в кадастровом квартале с кадастровым номером , образован земельный участок с кадастровым номером , утвержденной распоряжением главы администрации МО «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия от 10.12.2010 г. .

Правообладателем земельного участка с кадастровым номером является Муниципальное образование «Северо-Байкальский район».

Судом установлено, что на основании Распоряжения Правительства Республики Бурятия от 19.10.1999 г. № 1009-р участки лесного фонда предоставлены в безвозмездное пользование в границах землепользования сельхозформированиям Северобайкальского, Курумканского, Джидинского и Прибайкальского районов в целях обеспечения потребностей в древесине и других иных ресурсах сроком на 49 лет.

Согласно договору безвозмездного пользования участком лесного фонда, ранее находившегося во владении сельхозорганизации, заключенного между Министерством лесного хозяйства и ЭСПК «Байкальское» от 01.04.2003 г., земельный участок предназначался для заготовки древесины, сенокошения, пастьбы скота под пологом леса, а также для культурно-оздоровительных туристических и спортивных целей.

Таким образом, земельные участки, ранее находившиеся в распоряжении совхозов, в силу действовавших ранее и действующих в настоящее время норм лесного и земельного законодательства относятся к землям лесного фонда, могут находиться исключительно в федеральной собственности.

В соответствии с материалами лесоустройства Технического участка № 2 земельный участок полностью расположен в границах лесов, ранее находившихся во владении колхоза «Победа». Указанные обстоятельства подтверждаются заключением № 100 Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг».

Кроме того, земельный участок с кадастровым номером расположен в центральной экологической зоне Байкальской природной территории на землях государственного лесного фонда, находящегося в федеральной собственности.

В связи с чем, его образование и постановка на государственный кадастровый учет является неправомерным.

Из положений статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ» от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ, статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, следует, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса РФ (ст. 7 Лесного кодекса РФ).

В силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно статьям 209, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, части     2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии со статьей 101 Земельного Кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 – 69 Лесного кодекса Российской Федерации).

Земельные участки из состава земель лесного фонда, в силу пункта 2, подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничены в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, предоставление в собственность земель лесного фонда недопустимо.

Из положений статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о лесных участках и об их границах.

В силу части 4 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

В силу статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство, в том числе включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков.

Согласно статье 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Из материалов дела следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет с указанием категории земель – земли особо охраняемых территорий и объектов.

Вместе с тем, оснований полагать, что данная категория земель в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости указана верно, не имеется, т.к. лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 (ред. от 24.12.1993 г.) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Согласно пункту 3 части I Приложения 1 вышеназванного постановления, к объектам, составляющим основу национального богатства страны, относятся объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

В 1996 году Решением XX Сессии Комитета Юнеско по всемирному наследию озеро Байкал включено в список объектов всемирного наследия.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория – территория, в состав которой входит озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него.

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1641-р от 27.11.2006 г. утверждены границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, ее экологических зон, в том числе центральной экологической зоны, а также перечень населенных пунктов, вошедших в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» в центральной экологической зоне запрещается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий.

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация, от имени которой действуют федеральные органы государственной власти (пункт 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 125 и пункт 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В Республике Бурятия органом государственной власти в области лесных отношений является Республиканское агентство лесного хозяйства (Постановление Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 г. № 13 «Об утверждении Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства»).

Согласно части 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Таким образом, из предоставленных материалов следует, что Администрацией МО «Северо-Байкальский район» в нарушение требований действующего законодательства, в отсутствие полномочий и права по распоряжению землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, распоряжением от 10.12.2010 г. образован земельный участок с кадастровым номером , территория которого расположена в центральной экологической зоне Байкальской природной территории на землях государственного лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, инициирована постановка земельного участка на государственный кадастровый учет с присвоением иной категории земель (земли особо охраняемых территорий и объектов), чем земли лесного фонда.

Тем самым, в нарушение прямого запрета осуществлен перевод земель лесного в другую категорию земель и принято решение об определении границ спорного земельного участка из земель государственного лесного фонда.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; применения последствий недействительности ничтожной сделки; прекращения или изменения правоотношения, и другими способами.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункт 53).

В связи с чем, суд считает обоснованными требования прокурора о признании отсутствующим право собственности муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия на земельный участок с кадастровым номером , имеющий местоположение: <данные изъяты> , площадью 632 м2, признании недействительным образование земельного участка с кадастровым номером , имеющий местоположение: <данные изъяты> , площадью 632 м2, снятии с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером .

В соответствии со статьями 1, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях защиты интересов общества и государства, в т. ч. посредством обращения с заявлением в суды.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц и муниципальных образований.

Суд считает, что прокурор вправе в интересах неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации обратиться в суд, поскольку образование спорного земельного участка в отсутствие предоставленного права повлекло нарушение прав собственника - Российской Федерации, препятствует внесению в ЕГРН достоверных сведений о границах Северо-Байкальского лесничества; со стороны ответчика имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц, имеющих право на пользование лесами.

Руководствуясь ст. 235-237 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации МО «Север-Байкальский район» о признании недействительным образования земельного участка, снятии с государственного кадастрового учета удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия на земельный участок с кадастровым номером , имеющий местоположение: <данные изъяты> , площадью 632 м2.

Признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером , имеющий местоположение: <данные изъяты> , площадью 632 м2.

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером .

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Окончательная форма решения принята 23.08.2023 года.

Судья                                Ю.А. Дроздова

2-732/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
администрация МО "Северо-Байкальский район"
Другие
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия
Федеральное агентство лесного хозяйства
Республиканское агентство лесного хозяйства
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Дроздова Юлия Александровна
Дело на сайте суда
severobaikalsky.bur.sudrf.ru
05.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2023Передача материалов судье
11.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2023Подготовка дела (собеседование)
02.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2023Судебное заседание
23.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
12.09.2023Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
25.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее