Решение по делу № 2а-356/2021 от 16.08.2021

УИД:24RS0036-01-2021-000477-23

дело № 2а-356/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2021 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.

при секретаре Поломаренко К.Д. с участием:

пом. прокурора Мотыгинского района Ахтамьяновой Г.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по проведению лесоустройства в границах Мотыгинского лесничества Красноярского края,

установил:

природоохранный прокурор Красноярского края Лосев А.А. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд о признании незаконным бездействия Министерства лесного хозяйства Красноярского края по непринятию мер по проведению лесоустройства в виде: закрепления на местности местоположения границ лесничества, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксации лесов; проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Мотыгинского лесничества Красноярского края, о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить обязанность по проведению лесоустройства в границах Мотыгинского лесничества Красноярского края в части: закрепления на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксации лесов; проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Исковые требования мотивированы тем, что Красноярской природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства о лесопользовании в части своевременности проведения лесоустройства на территории лесничеств Красноярского края выявлены нарушения действующего законодательства. Установлено, что Министерством лесного хозяйства Красноярского края не реализуются в установленном порядке требования федерального законодательства о проведении мероприятий по лесоустройству на территории Мотыгинского лесничества Красноярского края. Согласно сведениям Министерства лесного хозяйства Красноярского края, лесоустройство на территории Мотыгинского лесничества последний раз проводилось в 1994 году. На территории Российской Федерации действует приказ Минприроды России от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции», которым утверждена Лесоустроительная инструкция. Согласно сведениям, предоставленным Министерством лесного хозяйства Красноярского края, на территории Мотыгинского лесничества использование расчетной лесосеки составляет %, а также действует договора аренды лесных участков на общей площади . Учитывая, что ЛК РФ, вступивший в силу в 2007 году, и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты устанавливают единые требования к охране лесов, материалы лесоустройства года и применяемые в соответствии с ними мероприятиями по охране лесов от пожаров подлежат корректировке с учетом норм действующего законодательства. Таким образом, проводимые на территории Мотыгинского лесничества мероприятия по охране лесов не соответствуют Лесоустроительной инструкции № 122, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности более 10 лет. Лесоустройство КГБУ «Мотыгинское лесничество», давностью свыше лет, т.е. на лет старше периодичности, установленной лесоустроительной инструкции (10 лет для лесных участков с расчетной лесосекой 50%), создает предпосылки для незаконных рубок лесных насаждений, так как лесные участки, отводящиеся по материалам старого лесоустройства, в действительности могут не соответствовать по бонитету, породному и возрастному составу лесных насаждений. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу ст. 42 Конституции РФ. Не проведение лесоустройства создает реальную угрозу потери лесов, как места отдыха и естественной защиты от загрязнений окружающей среды, что является нарушением прав неопределенного круга лиц граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов. Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.

В судебном заседании представитель процессуального истца - помощник прокурора Мотыгинского района Ахтамьянова Г.Р., исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - Министерства лесного хозяйства Красноярского края, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие, представил отзыв на заявление из которого следует, что Субъектам Российской Федерации переданы полномочия в части закрепления на местности местоположения границ лесничества, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов, таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Средняя давность лесоустройства в Красноярском крае составляет лет, только % от общей площади лесного фонда края млн. га из млн. га) обеспечено актуальными таксационными описаниями (моложе лет). Для регулярной актуализации лесоустроительных материалов (раз в 10 лет) только на интенсивно используемой территории края требуется ежегодно проводить лесоустроительные работы на площади млн. га или порядка млн. рублей из федерального бюджета (из расчета средних затрат рублей за га). В 2019-2020 гг. выделены (освоены) средства субвенции из федерального бюджета на проведение мероприятий по лесоустройству млн. рублей. Губернатором Красноярского края и Правительством Российской Федерации, Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Сибирским федеральным округе по выделению дополнительных средств субвенции из федерального бюджета для осуществления переданных полномочий, направлялось обращение министерства в Минприроды России о внесении изменений в методику распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 838. Однако, выделение средств субвенции из федерального бюджета на проведение мероприятий по лесоустройству по настоящее время остается на низком уровне. В соответствии с Лесным планом Красноярского края, утвержденным Указом Губернатора Красноярского края от 21.12.2018 № 332-уг, очередное лесоустройство на территории Мотыгинского лесничества предусмотрено на 2023-2024 гг. На части территории Южно-Енисейского, Раздолинского, Орджоникидзевского, Кировского и Кулаковского лесничества Мотыгинского лесничества в 2017 и 2019 годах арендаторами лесных участков проведены работы по таксации лесов на общей площади . Кроме того, министерством проводится работа с арендаторами лесных участков, направленная на проведение работ по таксации лесов на арендованных лесных участках. Так, в 2020 году, направлены письма арендаторам о проведении таксации лесов на арендных участках, а также проекты дополнительных соглашений об обязательствах в части выполнения таксации лесов в течение 3 лет на арендованных лесных участках. Министерством запланировано установление границ Мотыгинского лесничества. Работы выполняет <данные изъяты>». Отсутствие достаточного финансирования на проведение работ по лесоустройству из средств федерального бюджета является основной проблемой своевременного проведения лесоустроительных работ. Таким образом, считает, что министерство не совершало незаконного бездействия.

Выслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса.

Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкций, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 67 ЛК РФ).

Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов (ст. 68 ЛК РФ).

Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 68 Лесного кодекса РФ (п. 7 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ).

Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления таких полномочий, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 83 ЛК РФ).

Изложенное свидетельствует о том, что проведение на землях лесного фонда лесоустройства (в том числе таксации лесов), за исключением проектирования лесничеств и проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов (пункты 1, 2 ч. 1 ст. 68 ЛК РФ) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Российской Федерации действует приказ Минприроды России от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции», которым утверждена Лесоустроительная инструкция.

Согласно п. п. 3 и 4 Лесоустроительной инструкции № 122 в соответствии ст. 68 Лесного кодекса лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов); таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Проведение лесоустройства осуществляется в отношении лесничеств.

На основании п. 5 Лесоустроительной инструкции № 122 проектирование лесничеств, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

Пунктом 31 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что периодичность проведения таксации лесов составляет: для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; для резервных лесов - 20 лет.

Таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (пункт 32 Лесоустроительной инструкции). В первый год проводятся подготовительные работы, включающие: аэросъемку или космическую съемку в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности; закладку пробных площадей в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности; сбор сведений об изменениях состояния лесов, произошедших в период между предыдущей и настоящей таксацией лесов; дешифрирование снимков с установлением границ лесотаксационных выделов; подготовку геодезической основы таксации лесов; проверку качества подготовительных работ; приемку-сдачу подготовительных работ. Во второй год в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности проводятся полевые работы включающие: выявление, учет и оценку количественных и качественных характеристик лесных ресурсов в соответствии с таксационными разрядами лесов и способами таксации лесов, предусмотренными Лесоустроительной инструкцией; заполнение карточек таксации; обследование лесных культур, молодняков естественного происхождения; проведение проверок качества таксации лесов; проведение технических совещаний; приемку-сдачу полевых работ. Лесоустроительная документация составляется при проведении камеральных работ по результатам подготовительных и полевых работ (пункт 33 Лесоустроительной инструкции).

Пунктом 116 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Все расчеты, связанные с проектированием мероприятий по уходу за лесами, осуществляются на основе итогов распределения площадей и запасов лесных насаждений хозяйственных секций по классам возраста, полноте, классам бонитета, типам леса и данным таксации лесов. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов назначаются в пределах хозяйственных секций для совокупности лесотаксационных выделов, характеризующихся общностью лесорастительных условий, структуры, состояния и древесными породами, объединенными единой целью хозяйства и единым возрастом рубки.

В силу пункта 1.1 Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края № 374-п от 26.07.2021, Министерство лесного хозяйства Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет:

1) нормативное правовое регулирование и разработку проектов законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края в области лесных отношений;

2) оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в области лесных отношений, в сфере образования (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края);

3) надзор (контроль) в областях лесных отношений, организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории края.

В соответствии с пунктом 3.22 Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденного Проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе осуществление закупок работ, услуг по лесоустройству.

Как установлено в судебном заседании, Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о лесопользовании в части своевременности проведения лесоустройства на территории лесничеств Красноярского края.

Проверкой установлено, что Министерством лесного хозяйства Красноярского края не реализуются в установленном порядке требования федерального законодательства о проведении мероприятий по лесоустройству на территории Мотыгинского лесничества Красноярского края. Согласно сведениям Министерства лесного хозяйства Красноярского края, лесоустройство на территории Мотыгинского лесничества последний раз проводилось в 1994 году.

В адрес Министра лесного хозяйства Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ прокурором вынесено представление об устранении нарушений законодательства о лесопользовании с предложением принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий их способствующих.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство лесного хозяйства Красноярского края на представление об устранении нарушений законодательства о лесопользовании от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений не обеспечены в полном объеме финансированием. Сумма субвенций по Красноярскому краю на 2021 год составила млн. рублей (без учета расходов федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология») от общей сумме субвенций субъекта Российской Федерации млн. рублей. Таким образом, финансирование Красноярского края составило % от общей суммы субвенций. При этом, обслуживаемая площадь лесного фонда на территории края составляет % площади лесного фонда Российской Федерации. В 2019-2020 гг. выделено (освоено) средств субвенции из федерального бюджета на проведение мероприятий по лесоустройству млн. рублей, в том числе по годам: в 2019 году - млн. рублей, в 2020 году - млн. рублей.

Кроме того, министерством лесного хозяйство представлено обращение Губернатора Красноярского края и Правительства Российской Федерации от 3.02.2020 в адрес Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирским федеральным округе по выделению дополнительных средств субвенции из федерального бюджета для осуществления переданных полномочий, также о внесении изменений в методику распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 838.

Согласно сведениям, предоставленным Министерством лесного хозяйства Красноярского края, на территории Мотыгинского лесничества использование расчетной лесосеки составляет %, а также действует договора аренды лесных участков на общей площади . В соответствии с Лесным планом Красноярского края, утвержденным Указом Губернатора Красноярского края от 21.12.2018 № 332-уг, очередное лесоустройство на территории Мотыгинского лесничества предусмотрено на 2023-2024 гг. На части территории Южно-Енисейского, Раздолинского, Орджоникидзевского, Кировского и Кулаковского лесничества Мотыгинского лесничества в 2017 и 2019 годах арендаторами лесных участков проведены работы по таксации лесов на общей площади .

Однако, проводимые на территории Мотыгинского лесничества мероприятия по охране лесов не соответствуют Лесоустроительной инструкции № 122, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности более 10 лет. Лесоустройство КГБУ «Мотыгинское лесничество» давностью свыше лет, т.е. на лет старше периодичности, установленной лесоустроительной инструкции (10 лет для лесных участков с расчетной лесосекой 50%), создает предпосылки для незаконных рубок лесных насаждений, так как лесные участки, отводящиеся по материалам старого лесоустройства, в действительности могут не соответствовать по бонитету, породному и возрастному составу лесных насаждений.

Кроме того, в силу пунктов 32, 33 Лесоустроительной инструкции таксация лесов должна выполняться в течение двух лет, за которые необходимо провести как подготовительные работы, так и полевые работы с составлением лесоустроительной документации.

Доводы Министерства лесного хозяйства о недостаточности федеральных бюджетных средств, выделяемых на указанные цели не нашли своего подтверждения, поскольку со стороны административного ответчика не было представлено доказательств, подтверждающих принятие органом государственной власти Красноярского края исчерпывающих мер и действий, направленных на выделение необходимого финансирования для проведения таксации лесов Мотыгинского лесничества. Кроме того, административным ответчиком не было представлено доказательств, что в составе полученных субвенций были заложены суммы на проведение таксации лесов Мотыгинского лесничества либо заложенных сумм не хватало на выполнение таких работ.

Таким образом, административным ответчиком не представлено доказательств применения Министерством лесного хозяйства всех зависящих от него мер по обеспечению надлежащего финансирования данных видов работ. Кроме того, проведение лесоустройства является требованием закона, которое подлежит выполнению в безусловном порядке.

Судом установлено, что Министерством лесного хозяйства допущено бездействие в части неисполнения обязанности по выполнению лесоустройства. Также не проведение лесоустройства создает реальную угрозу потери лесов как места отдыха и естественной защиты от загрязнений окружающей среды, что является нарушением прав неопределенного круга лиц граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования природоохранного прокурора Красноярского края, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства Красноярского края по непринятию мер по проведению лесоустройства в виде: закрепления на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леча, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксации лесов; проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Мотыгинского лесничества Красноярского края.

Обязать Министерство лесного хозяйства Красноярского края в срок до исполнить обязанность по проведению лесоустройства в границах Мотыгинского лесничества Красноярского края в части:

- закрепления на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов;

- таксации лесов;

- проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда с 29.11.2021.

Председательствующий      судья И.М. Василькова

2а-356/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Красноярский природоохранный прокурор
Ответчики
МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КК
Суд
Мотыгинский районный суд Красноярского края
Судья
Василькова Ирина Михайловна
Дело на странице суда
motig.krk.sudrf.ru
16.08.2021Регистрация административного искового заявления
16.08.2021Передача материалов судье
19.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2021Судебное заседание
23.11.2021Судебное заседание
29.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее