Дело № 2а-83/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 февраля 2018 года п. Дубровка
Дубровский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Бузинской В.С.,
при секретаре Антошиной Л.В.,
с участием
административного истца – помощника прокурора Дубровского района Брянской области Лапичева Д.А.,
представителя административного ответчика – главы Пеклинской сельской администрации Дубровского района Брянской области Гайдукова В.И.,
представителя заинтересованного лица – МУП Дубровского городского поселения «Водоканал Дубровский» Платоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Дубровского района Брянской области (в порядке ст.39 КАС РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Пеклинского сельского поселения Дубровского района Брянской области о признании бездействия незаконным и обязании поставить на учет бесхозяйные участки магистрального водопровода,
у с т а н о в и л:
25.12.2017г. прокурор Дубровского района Брянской области обратился в суд (в порядке ст.39 КАС РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц с административными исками к администрации Пеклинского сельского поселения Дубровского района Брянской области о признании бездействия незаконным и обязании поставить на учет бесхозяйные участки магистрального водопровода, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о содержании и эксплуатации систем коммунального водоснабжения, в ходе которой установлено что на территории Пеклинского сельского поселения расположены бесхозяйные объекты коммунальной инфраструктуры, а именно магистральный водопровод, проходящий в <адрес> протяженностью <данные изъяты>., по <адрес> протяженностью <данные изъяты>., по <адрес> протяженностью <данные изъяты>., по <адрес> протяженностью <данные изъяты> по <адрес> протяженностью <данные изъяты>., по <адрес> протяженностью <данные изъяты> Данные о правообладателе указанных объектов коммунальной инфраструктуры в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют. Отсутствие собственника указанных участков водопровода приводит к их ненадлежащему содержанию и эксплуатации по причине отсутствия финансирования на их содержание, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на получение жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества, нарушает надежность функционирования водопроводной системы. В связи с чем просил суд признать бездействие Пеклинской сельской администрации Дубровского района Брянской области по непринятию участков магистрального водопровода незаконным, обязать Пеклинскую сельскую администрацию Дубровского района Брянской области обратиться в межмуниципальный отдел по Дубровскому и Рогнединскому районам Управления Росреестра по Брянской области с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества – участков магистрального водопровода, расположенных на улицах: <адрес>
Определением Дубровского районного суда Брянской области от 21.02.2018г. указанные административные иски объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В судебном заседании административный истец – помощник прокурора Дубровского района Брянской области Лапичев Д.А. уточнил административные исковые требования по изложенным основаниям, просил суд признать бездействие Пеклинской сельской администрации Дубровского района Брянской области по непринятию участков магистрального водопровода незаконным, обязать Пеклинскую сельскую администрацию Дубровского района Брянской области обратиться в межмуниципальный отдел по Дубровскому и Рогнединскому районам Управления Росреестра по Брянской области с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества – участков магистрального водопровода, расположенных на улицах: <адрес> протяженностью <данные изъяты>., <адрес> протяженностью <данные изъяты> <адрес> протяженностью <данные изъяты>., <адрес> протяженностью <данные изъяты> <адрес> протяженностью <данные изъяты> <адрес> протяженностью <данные изъяты>. в <адрес>.
Представитель административного ответчика – глава Пеклинской сельской администрации Дубровского района Брянской области Гайдуков В.И. в суде уточненные административные исковые требования признал в полном объеме, о чем произведена запись в протоколе судебного заседания, суду пояснил, что действительно спорные участки магистрального водопровода на улицах <адрес>, являются бесхозяйными, обязанностью администрации является постановка указанных участков магистрального водопровода на учет.
Согласно ч.3 ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Определением Дубровского районного суда Брянской области от 26.01.2018г. в качестве заинтересованного лица по делу привлечено МУП Дубровского городского поселения «Водоканал Дубровский».
Представитель заинтересованного лица – МУП Дубровского городского поселения «Водоканал Дубровский» Платонова Е.В. в пределах полномочий по доверенности в судебном заседании поддержала уточненные административные исковые требования.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п.п. 4, 8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, то есть органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, тем самым, создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
В силу ч.1 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п.4 ч.1 ст.6 Устава МО «Пеклинское сельское поселение» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Из ч.5 ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О водоснабжении и водоотведении» следует, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с п.5 «Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утв. Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение №1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Из указанных положений законодательства следует, что обязанность по принятию необходимых мер по постановке на учет и оформлению в муниципальную собственность возложена на орган местного самоуправления.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о содержании и эксплуатации систем коммунального водоснабжения, в ходе которой установлено что на территории Пеклинского сельского поселения расположены бесхозяйные объекты коммунальной инфраструктуры, а именно участки магистрального водопровода, проходящие по улицам <адрес>
Согласно информации МУП Дубровского городского поселения «Водоканал Дубровский» и Пеклинской сельской администрации Дубровского района Брянской области от 21.02.2018г. протяженность магистрального водопровода в <адрес> составляет: <адрес> - <данные изъяты>., <адрес> – <данные изъяты>., <адрес> – <данные изъяты>., <адрес> – <данные изъяты>., <адрес> – <данные изъяты>., <адрес> – <данные изъяты>
Данные о правообладателе указанных объектов коммунальной инфраструктуры в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют, что подтверждается информацией начальника межмуниципального отдела по Дубровскому и Рогнединскому районам Управления Росреестра по Брянской области от 20.12.2017г.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что указанные сооружения не имеют собственника, то есть являются бесхозяйными, что приводит к их ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а потому влечет за собой опасность возникновения чрезвычайной ситуации, ставит под угрозу здоровье граждан, нормальную работу объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Из нормы ст.225 ГК РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.
До настоящего времени вопрос о принятии участков магистрального водопровода в <адрес> на учет, как бесхозяйных объектов недвижимости, в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, Пеклинской сельской администрацией Дубровского района Брянской области не решен.
Указанный факт административным ответчиком в суде признан и не опровергнут.
В судебном заседании представитель административного ответчика – глава Пеклинской сельской администрации Дубровского района Брянской области Гайдуков В.И. признал административные исковые требования в полном объеме, последствия признания административных исков ему разъяснены и понятны.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку данные участки магистрального водопровода являются бесхозяйными объектами, то отсутствие собственника таких объектов приводит к их ненадлежащему содержанию и эксплуатации по причине отсутствия финансирования на их содержание, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на получение жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества, нарушает надежность функционирования водопроводной системы, суд признает бездействие Пеклинской сельской администрации Дубровского района Брянской области незаконным и считает необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования в полном объеме.
В связи с тем, что указанное имущество расположено в административных границах Пеклинского сельского поселения Дубровского района Брянской области, обязанность по принятию необходимых мер по его постановке на учет и оформлению в собственность в силу ч.3 ст.225 ГК РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложена непосредственно на орган местного самоуправления в порядке, прямо предусмотренном законом, то суд возлагает соответствующую обязанность на Пеклинскую сельскую администрацию Дубровского района Брянской области.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области (в порядке ст.39 КАС РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Пеклинского сельского поселения Дубровского района Брянской области о признании бездействия незаконным и обязании поставить на учет бесхозяйные участки магистрального водопровода удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Пеклинской сельской администрации Дубровского района Брянской области, выразившееся в непринятии участков магистрального водопровода.
Обязать Пеклинскую сельскую администрацию Дубровского района Брянской области обратиться в межмуниципальный отдел по Дубровскому и Рогнединскому районам Управления Росреестра по Брянской области с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества – участков магистрального водопровода, расположенных в <адрес> протяженностью <данные изъяты>., по <адрес> протяженностью <данные изъяты> по <адрес> протяженностью <данные изъяты>., по <адрес> протяженностью <данные изъяты> по <адрес> протяженностью <данные изъяты>., по <адрес> протяженностью <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца через Дубровский районный суд Брянской области.
Председательствующий по делу В.С. Бузинская