Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2024 года р.п. Сосновоборск
Сосновоборский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Неверовой О.Т. при секретаре Козловой Д.Р. с участием заместителя прокурора Бочкарёва А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сосновоборского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Пензенской области «Пензенский лесной колледж» об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Сосновоборского района Пензенской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Пензенской области «Пензенский лесной колледж» и Министерству образования Пензенской области об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму и охране жизни и здоровья несовершеннолетних. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки в деятельности ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» выявлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, а именно не выполняются требования к антитеррористической защищенности объекта- отсутствует ограждение по периметру территории учреждения, расположенного в р.п. Сосновоборск, ул.Кададинская,28 «а», что влечет возможность свободного беспрепятственного доступа посторонних лиц на территорию учреждения и в само здание. Причиной допущенных нарушений законодательства об образовании и противодействии терроризму является ненадлежащее исполнение должностными лицами ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» своих обязанностей, что противоречит принципам законодательства о противодействии терроризму. В защиту интересов неопределенного круга лиц прокурор просил обязать ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» в срок до 30.11.2024 устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, а также законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, а именно, установить периметральное ограждение учреждения по вышеуказанном адресу. Обязать Министерство образования Пензенской области в срок до 30.11.2024 обеспечить финансирование ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму.
Определением суда от 21.05.2024 производство по делу в отношении ответчика Министерства образования Пензенской области прекращено в связи с отказом прокурора от иска в части возложения на Министерство обязанности финансирования ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, ввиду выполнения мероприятий по финансированию сто стороны указанного ответчика.
В судебном заседании заместитель прокурора Бочкарёв А.Н. поддержал заявленные исковые требования к ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» по изложенным в иске основаниям.
Ответчик ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» в судебное заседание своего представителя не направило, представив письменный отзыв по заявленным исковым требованиям.
Министерство образования Пензенской области своего представителя в судебное заседание не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав в возражении о выполнении министерством мероприятий, направленных на финансирование деятельности ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» по установлению периметрального ограждения учреждения.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
По смыслу пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Частью 8 статьи 51 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2008 № 35- ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму основывается на принципах: обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма; системности и комплексного использования политических информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности и др.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ предусмотрено, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Частью 3.1 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ установлено, что юридические лица выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Согласно пункту 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в частности, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
По смыслу пункта 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством:
а) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);
б) своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории);
в) организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств;
г) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях);
д) исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них;
е) организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями;
ж) осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей;
з) организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 20 Требований отсутствует ограждение по периметру территории ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж», расположенного <адрес>, что влечет возможность свободного беспрепятственного доступа посторонних лиц на территорию учреждения и в само здание, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.
Выявленные нарушения целостности ограждения свидетельствуют о том, что на территорию и в здание учреждения имеется свободный и беспрепятственный доступ посторонних лиц, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и влияет на антитеррористическую защищённость образовательного учреждения.
29.09.2023 прокуратурой Сосновоборского района в адрес директора ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» внесено представление об устранении нарушений закона, в котором указывалось на необходимость устранения данных нарушений.
Вместе с тем, до настоящего времени периметральное ограждение территории ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» не установлено.
Несоблюдение вышеуказанных требований законодательства о противодействии терроризму, отсутствие системной целенаправленной работы в данной сфере, непринятие комплекса предупредительных мер влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, на антитеррористическую защищенность объектов образования, что является недопустимым.
Довод ответчика о заключении договоров на выполнение работ по установлению периметрального ограждения учреждения и закупке необходимых материалов, для чего Министерством образования Пензенской области заключено Соглашение № от 19.01.2024 о предоставлении из бюджета Пензенской области ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» субсидии в сумме 1000 тыс.руб. на выполнение мероприятия по антитеррористической защищенности объекта- установлению периметрального ограждения учреждения, не подтверждает выполнение учреждением исчерпывающих мер по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму и защите прав и законных интересов несовершеннолетних, пребывающих на территории учреждения, следовательно, не опровергает законных оснований заявленных исковых требований прокурора.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
С учетом изложенного, суд находит заявленные прокурором Сосновоборского района Пензенской области исковые требования законными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Сосновоборского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Пензенской области «Пензенский лесной колледж» об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму удовлетворить.
Обязать ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» в срок до 30.11.2024 устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, охране жизни и здоровья несовершеннолетних, а именно установить периметральное ограждение на территории ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж», расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Сосновоборский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 24.05.2024.
Председательствующий Неверова О.Т.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2024 года р.п. Сосновоборск
Сосновоборский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Неверовой О.Т. при секретаре Козловой Д.Р. с участием заместителя прокурора Бочкарёва А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сосновоборского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Пензенской области «Пензенский лесной колледж» об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Сосновоборского района Пензенской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Пензенской области «Пензенский лесной колледж» и Министерству образования Пензенской области об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму и охране жизни и здоровья несовершеннолетних. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки в деятельности ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» выявлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, а именно не выполняются требования к антитеррористической защищенности объекта- отсутствует ограждение по периметру территории учреждения, расположенного в р.п. Сосновоборск, ул.Кададинская,28 «а», что влечет возможность свободного беспрепятственного доступа посторонних лиц на территорию учреждения и в само здание. Причиной допущенных нарушений законодательства об образовании и противодействии терроризму является ненадлежащее исполнение должностными лицами ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» своих обязанностей, что противоречит принципам законодательства о противодействии терроризму. В защиту интересов неопределенного круга лиц прокурор просил обязать ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» в срок до 30.11.2024 устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, а также законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, а именно, установить периметральное ограждение учреждения по вышеуказанном адресу. Обязать Министерство образования Пензенской области в срок до 30.11.2024 обеспечить финансирование ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму.
Определением суда от 21.05.2024 производство по делу в отношении ответчика Министерства образования Пензенской области прекращено в связи с отказом прокурора от иска в части возложения на Министерство обязанности финансирования ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, ввиду выполнения мероприятий по финансированию сто стороны указанного ответчика.
В судебном заседании заместитель прокурора Бочкарёв А.Н. поддержал заявленные исковые требования к ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» по изложенным в иске основаниям.
Ответчик ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» в судебное заседание своего представителя не направило, представив письменный отзыв по заявленным исковым требованиям.
Министерство образования Пензенской области своего представителя в судебное заседание не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав в возражении о выполнении министерством мероприятий, направленных на финансирование деятельности ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» по установлению периметрального ограждения учреждения.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
По смыслу пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Частью 8 статьи 51 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2008 № 35- ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму основывается на принципах: обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма; системности и комплексного использования политических информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности и др.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ предусмотрено, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Частью 3.1 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ установлено, что юридические лица выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Согласно пункту 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в частности, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
По смыслу пункта 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством:
а) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);
б) своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории);
в) организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств;
г) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях);
д) исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них;
е) организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями;
ж) осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей;
з) организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 20 Требований отсутствует ограждение по периметру территории ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж», расположенного <адрес>, что влечет возможность свободного беспрепятственного доступа посторонних лиц на территорию учреждения и в само здание, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.
Выявленные нарушения целостности ограждения свидетельствуют о том, что на территорию и в здание учреждения имеется свободный и беспрепятственный доступ посторонних лиц, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и влияет на антитеррористическую защищённость образовательного учреждения.
29.09.2023 прокуратурой Сосновоборского района в адрес директора ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» внесено представление об устранении нарушений закона, в котором указывалось на необходимость устранения данных нарушений.
Вместе с тем, до настоящего времени периметральное ограждение территории ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» не установлено.
Несоблюдение вышеуказанных требований законодательства о противодействии терроризму, отсутствие системной целенаправленной работы в данной сфере, непринятие комплекса предупредительных мер влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, на антитеррористическую защищенность объектов образования, что является недопустимым.
Довод ответчика о заключении договоров на выполнение работ по установлению периметрального ограждения учреждения и закупке необходимых материалов, для чего Министерством образования Пензенской области заключено Соглашение № от 19.01.2024 о предоставлении из бюджета Пензенской области ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» субсидии в сумме 1000 тыс.руб. на выполнение мероприятия по антитеррористической защищенности объекта- установлению периметрального ограждения учреждения, не подтверждает выполнение учреждением исчерпывающих мер по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму и защите прав и законных интересов несовершеннолетних, пребывающих на территории учреждения, следовательно, не опровергает законных оснований заявленных исковых требований прокурора.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
С учетом изложенного, суд находит заявленные прокурором Сосновоборского района Пензенской области исковые требования законными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Сосновоборского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Пензенской области «Пензенский лесной колледж» об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму удовлетворить.
Обязать ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж» в срок до 30.11.2024 устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, охране жизни и здоровья несовершеннолетних, а именно установить периметральное ограждение на территории ГБПОУ ПО «Пензенский лесной колледж», расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Сосновоборский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 24.05.2024.
Председательствующий Неверова О.Т.