Судья Романчук П.В. Дело № 33-6717/2019
Учет № 176г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 мая 2019 г. г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Валишина Л.А.,
судей Плюшкина К.А., Камаловой Ю.Ф., при секретаре судебного заседания Золотовой П.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи КамаловойЮ.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ПАО «Татнефть» им. В.Д.Шашина Акзигитова А.А. на решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 30 января 2019 г., которым постановлено:
исковые требования удовлетворить.
Установить факт принятия З.Р.Х. наследства, открывшегося после смерти матери З.А.Х., умершей <дата> года.
Признать за Зариповой Мадиной Идиотулловной, <дата> года рождения, право собственности в порядке наследования на акции
ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина, принадлежащие З.А.Х., умершей <дата> года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя истца Зариповой М.И. – Шакирзянова Л.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зарипова М.И. обратилась в суд с иском к Зарипову И.Р. об установлении факта принятия наследства, о признании права собственности на акции в порядке наследования.
В обоснование исковых требований указано, что <дата> года умерла свекровь истца - З.А.Х. После ее смерти муж истца -
З.Р.Х. фактически принял наследство, остался проживать в доме матери, нес бремя сохранения и содержания дома. <дата> г. умер супруг истца - З.Р.Х. После его смерти истец является наследником всего имущества, поскольку сын Ильгиз отказался от наследственных прав в её пользу. В настоящее время выяснилось, что З.А.Х. является акционером ПАО «Татнефть». Однако в бюллетене ее инициалы указаны как «З.А.Х.» вместо «З.А.Х.». Указанные разногласия препятствуют истцу в оформлении наследственных прав после смерти З.А.Х. Истец просила установить факт принятия наследства З.Р.Х. после смерти З.А.Х., умершей <дата> года. Признать за истцом право собственности на акции ПАО «Татнефть»
им. В.Д. Шашина, принадлежащие З.А.Х., умершей <дата> года.
Истец Зарипова М.И. в суд не явилась, предоставила заявление, в котором просила гражданское дело рассмотреть без ее участия.
Ответчик Зарипов И.Р. в суде иск признал.
Представители ответчиков ПАО «Татнефть» имени В.Д. Шашина,
ООО «Евроазиатский Регистратор» в суд не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, иск не признали, так как считают себя ненадлежащими ответчиками.
Суд принял решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ПАО «Татнефть»
им. В.Д. Шашина Акзигитов А.А. указывает на то, что судом безосновательно удовлетворены требования в отношении ненадлежащих ответчиков.
ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина, ООО «Евроазиатский регистратор» не являются надлежащими ответчиками по иску о наследовании и при отсутствии спора о праве иск в отношении ответчиков удовлетворению не подлежит. Судом не установлено обстоятельство того, как и каким образом ответчик
ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина препятствовал свободному обращению истца о внесении записи и в чем конкретно заключаются нарушения правила, установленного ст. 45 ФЗ «Об акционерных обществах». Не дана оценка доводу ответчика о том, что ответчик не владел и не распоряжался имуществом наследодателя, а, следовательно, не находился в гражданско-правовых отношениях с истцом. Не востребованное имущество наследодателя ответчиком не ведется и не обеспечивается его сохранность. О наличии имущества и о необходимости оформления наследственных прав, о необходимости предоставления сведений истцу было достоверно известно. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались и не опровергались. Спор между истцом и ответчиком отсутствовал. Суд первой инстанции в нарушение установленных требований не установил обстоятельства, по какой причине истец не исполнил обязанность, которая лежит на нем, по предоставлению регистратору соответствующих документов для исполнения операций по лицевому счету. Регистратор является коммерческой организацией и услуги регистратора по переходу прав собственности являются платными. Судом не исследованы обстоятельства того, почему истец уклонился от получения платной услуги. Действия истца направлены не на защиту нарушенного права, а на преодоление административных процедур путем создания видимости нарушения и последующей противозаконной реализации права на судебную защиту. Суд первой инстанции неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального и процессуального права. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований.
В связи с выявлением оснований, предусмотренных ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией принято процессуальное решение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, установленных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области.
В отзыве на исковое заявление представитель МТУ Росимущества в РТ и УО Лаптева М.А. просит в удовлетворении заявленных Зариповой М.И. требований отказать, судебное заседание провести в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца Зариповой М.И. – Шакирзянов Л.Р. просил исковые требования удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участника процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с требованиями ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В соответствии со ст. 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой расчет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В силу ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.
Пунктом 3 ст. 1176 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в состав наследства участника акционерного общества входят принадлежавшие ему акции.
Из материалов дела усматривается, что <дата> г. умерла З.А.Х., что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 17).
После смерти З.А.Х. открылось наследство, в состав которого вошли, в том числе, акции ПАО «Татнефть» им. В.Д.Шашина.
Согласно сведениям, предоставленным ООО «Евроазиатский регистратор», в реестре владельцев именных ценных бумаг ПАО «Татнефть» им В.Д.Шашина З.А.Х. зарегистрирована в качестве владельца. В настоящее время на лицевом счете №.... З.А.Х. числятся именные акции ПАО «Татнефть» им. В.Д.Шашина.
Согласно справке №.... от 6 июля 2016 г., выданной исполнительным комитетом <адрес> сельского поселения, З.А.Х. постоянно по день смерти проживала по адресу: Республика Татарстан, <адрес> Совместно с ней проживали и продолжают проживать сын З.Р.Х., сноха Зарипова Мадина Идиатулловна, внук Зарипов Ильгиз Равилович.
Таким образом наследником имущества З.А.Х. является ее сын З.Р.Х., который фактически принял наследство.
Согласно свидетельству о смерти З.Р.Х. умер
<дата> г.
Из свидетельства о праве на наследство по закону и свидетельства о праве собственности на долю в общем совместном имуществе супругов, выданному 10 апреля 2018 г. нотариусом Буинского нотариального округа
Д.И.З., установлено, что наследником имущества З.Р.Х. является жена Зарипова М.И. Сыновья наследодателя Зарипов Ильгиз Равилович и З.И.Р. от своих долей отказались в пользу матери Зариповой М.И.
Из представленных материалов дела следует, что истец является наследником умершего супруга З.Р.Х., который фактически принял наследство после смерти своей матери З.А.Х., умершей <дата> года.
В соответствии с п. 2 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось, и где бы оно не находилось.
Поскольку наследником Зариповой М.И. принята часть наследства, данное обстоятельство означает принятие всего наследства, оставшегося после смерти З.А.Х., в том числе именных акций ПАО «Татнефть» имени В.Д. Шашина, в которых усматривается явная описка в отчестве наследодателя.
Таким образом судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требования Зариповой М.И. к Зарипову И.Р. об установлении факта принятия наследства, о признании права собственности на акции в порядке наследования подлежат удовлетворению.
Исковые требования Зариповой М.И. к ответчикам ПАО «Татнефть» имени В.Д. Шашина, ООО «Евроазиатский Регистратор»Зарипову И.Р. об установлении факта принятия наследства, о признании права собственности на акции в порядке наследования подлежат отказу, поскольку последние являются ненадлежащими ответчиками.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛЕЛИЛА:
решение Буинского городского суда Республики татарстан от 30 января 2019 г. отменить, принять новое решение, которым иск Зариповой Мадины Идиотулловны к Зарипову Ильгизу Равиловичу об установлении факта принятия наследства, о признании права собственности на акции в порядке наследования удовлетворить.
Признать за Зариповой Мадиной Идиотулловной, <дата> года рождения, право собственности в порядке наследования на акции
ПАО "Татнефть» им. В.Д. Шашина, принадлежащие З.А.Х., умершей <дата> года.
Иск Зариповой Мадины Идиотулловны к ПАО «Татнефть» имени
В.Д. Шашина, ООО «Евроазиатский Регистратор» об установлении факта принятия наследства, о признании права собственности на акции в порядке наследования оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи