Решение от 08.10.2020 по делу № 3а-4267/2020 от 23.06.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

 

адрес                                                                            дата

 

Московский городской суд в составе председательствующего судьи фио, с участием прокуроров фио, фио, при секретаре фио,  рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело  3а-4267/2020 по административному исковому заявлению наименование организации к Правительству Москвы о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от дата N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",

у с т а н о в и л:

 

Правительством Москвы дата принято постановление  700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованное на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, дата, "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N67, дата.

Постановление Правительства Москвы от дата N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от дата N 700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на дата.

Постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, дата, в изданиях: "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том дата (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том дата (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том дата (приложение 1 (окончание), приложение 2).

Под пунктом 13412 в указанный перечень включено здание с кадастровым номером 77:05:0003001:1015 общей площадью  50 946,2 кв. м, расположенное по адресу: адрес.

наименование организации обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного выше пункта, ссылаясь на то, что здание включено в перечень незаконно, поскольку не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона адрес от дата  64 «О налоге на имущество организаций» и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Нежилые помещения в здании используются для размещения административно-управленческого аппарата и производственных подразделений административного истца и частично сдается в аренду для размещения коммерческих организаций. Доля сдаваемых в аренду помещений не превышает 20 процентов от общей площади здания. ОАО «НИИВТ им. фио имеет лицензию, выданную УФСБ России по адрес и адрес на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Здание включено в охраняемый периметр, входит в промышленный комплекс предприятия, в связи с чем, проход в него осуществляется в соответствии  установленным на предприятии пропускным режимом.

Представитель административного истца фио в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития адрес по доверенности  фио  возражал против удовлетворения иска, указав на то, что постановление принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца, полностью поддержал представленный в материалы дела отзыв.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, проанализировав оспариваемые истцом отдельные положения нормативных правовых актов на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Указанные выше постановления приняты Правительством Москвы в пределах его полномочий, предусмотренных пунктом 5 статьи 1, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от дата «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», статьями 1, 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от дата  307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», пунктом 1 статьи 44 Закона адрес от дата «Устав адрес», пунктом 9 статьи 11 Закона адрес от дата  65 «О Правительстве Москвы», которые сторонами не оспаривалось.

В соответствии с требованиями Закона адрес от дата N 25 «О правовых актах адрес» постановления  подписаны Мэром Москвы, опубликованы в официальных источниках.

Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье терминов - «административно-деловые центры», под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1)       здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2)        здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

 При этом фактическим использованием здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, согласно абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 378 НК РФ признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона адрес от дата  64 «О налоге на имущество организаций» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества на дата на территории адрес определялась в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

 Системный анализ положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункты 1,2 статьи 1.1. Закона адрес от дата  64 «О налоге на имущество организаций», позволяет сделать вывод о том, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру на территории адрес осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания и (или) вида его фактического использования.

В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от дата N 307-ФЗ).

Пунктом 1.2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от дата N 257-ПП, предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости адрес.

Определение понятия "офис", используемого для целей осуществления органами исполнительной власти адрес мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, приводится в подпункте 4 пункта 1.4 Порядка в соответствии с которыми, офисом является здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.

Таким образом, толкование подпункта 4 пункта 1.4 вышеназванного порядка в его системной взаимосвязи с пунктами 3 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1.1 Закона адрес "О налоге на имущество организаций" позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.

Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером 77:05:0003001:1015 общей площадью  50 946,2 кв. м, расположенное по адресу: адрес.

Здание расположено на земельном участке, находящемся в собственности административного истца, имеющем вид разрешенного использования «эксплуатация зданий и сооружений под научно-исследовательскую деятельность».

Основным видом деятельности наименование организации является научные исследования и разработки в области естественных и технических наук, дополнительным - производство элементов электронной аппаратуры, инструментов и приборов для измерения, тестирования и навигации, оптических приборов, фото и кинооборудования и т.д.

Из материалов дела следует, что здание включено в Перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона адрес от дата  64 «О налоге на имущество организаций», исходя из критерия фактического использования и на основании Акта обследования 9052645 от дата. Акт составлен без доступа в здания.

Суд считает, что указанный Акт не подтверждает использование спорного здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, поскольку в нем не указано выявленных признаков размещения указанных объектов. Из приложенной к Акту фототаблицы также не следует использование здания под вышеназванные цели.

В ходе рассмотрения дела административным истцом в подтверждение использования здания представлены договоры аренды, из которых следует, что в целях установленных ст. 378.2 НК РФ и ст. 1.1. Закона адрес «О налоге на имущество организаций» в спорный налоговый период используется менее 20 процентов от общей площади зданий.

В дата Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости адрес в отношении спорного здания были проведены мероприятия по их обследованию, по результатам которых составлен Акт  9121905/ОФИ от дата, из содержания которого следует, что нежилое здание фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Оценив представленные доказательства в совокупности, исходя из того, что административным ответчиком не представлено доказательств, объективно подтверждающих, что в указанном здании в спорный налоговый период более 20 процентов от общей площади занято под размещений офисов, что подразумевает осуществление самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, суд приходит к выводу о законности заявленных административным истцом требований.

Поскольку спорный объект недвижимости, включенный в Перечень за рассматриваемый период признакам, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ и пункта 2 статьи 1.1  Закона адрес от дата  64, не выполнена, отсутствуют доказательства, указывающие на обоснованность отнесения здания к административному зданию, торговому центру либо объекту общественного питания и бытового обслуживания, что является основанием для признания оспариваемых положений нормативного правового акта недействующим.

Доводы представителя Правительства Москвы о размещении в здании сторонних организаций, за исключением тех, о которых заявлено административным истцом, доказательствами по делу не подтверждены, представленные выписки из ЕГРЮЛ и скриншоты из интернета о фактическом размещении юридических лиц в спорных зданиях однозначно об этом не свидетельствуют, а потому во внимание судом быть приняты не могут.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 215 КАС РФ и пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства.

Оспариваемые положения затрагивают права и обязанности  административного истца по уплате налога на имущество за дата, в связи  с чем, оспариваемый пункт подлежит признанию недействующим с дата.

На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма

Руководствуясь статьями 111, 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд 

 

                                                      р е ш и л:

 

Административное исковое заявление наименование организации к Правительству Москвы удовлетворить.

Признать недействующим с дата пункт 13412 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от дата N 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» в редакции постановления Правительства Москвы от дата N 1574-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от дата N 700-ПП».

Взыскать с Правительства Москвы в пользу наименование организации расходы на оплату государственной пошлины в размере сумма

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его  вступления в законную силу в «Вестнике Мэра и Правительства Москвы». Если опубликование  решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей ░░░░░░░░░  ░░░░░░ ░░░░░  ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░  ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

 

░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░                                 ░░░

 

1

        

3а-4267/2020

Категория:
Административные
Статус:
удовлетворено
Истцы
АО "Научно-исследовательский институт вакуумной техники им. С.А. Векшинского"
Ответчики
Првительство Москвы
Суд
Московский городской суд
Судья
Михалева Т.Д.
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
30.07.2020Беседа
23.06.2020Регистрация поступившего заявления
26.06.2020Заявление принято к производству
26.06.2020Подготовка к рассмотрению
26.06.2020У судьи
15.09.2020Судебное заседание
30.07.2020Рассмотрение
08.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее