УИД 19RS0001-02-2022-010294-66
Председательствующий: Лобоцкая И.Е.
Дело № 33-1699/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Морозовой В.Н.,
судей Балашовой Т.А., Прониной А.В.,
при ведении протокола помощником судьи Сергиенко Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июня 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе истца Марченко НЛ на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по иску Марченко НЛ к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» об обязании выполнить условия социального контракта.
Заслушав доклад судьи Морозовой В.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Марченко НЛ обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» (далее - ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения») об обязании выполнить п. 2.2.1 социального контракта, осуществить взаимодействие с территориальным отделом по городу Черногорску ГКУ РХ «Центр занятости населения» с целью обеспечения содействия в поиске работы и трудоустройства. Требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения» был заключен социальный контракт об оказании помощи в трудоустройстве и прохождении профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, согласно п. 2.2.1 которого ответчик обязался осуществлять взаимодействие с территориальным отделом по городу Черногорску ГКУ РХ «Центр занятости населения» с целью обеспечения содействия в поиске работы с последующим трудоустройством. Принятое на себя обязательство ответчиком не выполнено.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Центр занятости населения» (далее – ГКУ РХ «Центр занятости населения»), отдел по городу Черногорску ГКУ РХ «Центр занятости населения».
Дело рассмотрено в отсутствие истца, представителей ответчика и третьих лиц.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований Марченко НЛ
С данным решением не согласна истец Марченко НЛ
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, принять новое решение, исковые требования удовлетворить.
Указывает, что программой социальной адаптации были предусмотрены конкретные мероприятия, которые должен провести специалист отделения по г. Черногорску ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе: организация профессиональной ориентации (выявление подходящих видов профессиональной деятельности, занятости и компетенций, позволяющих выполнять работу по конкретным профессиям, положения на рынке труда для трудоустройства); представление гражданину перечня вакансий, имеющихся в банке вакансий центра занятости.
Полагает, что мероприятия в части трудоустройства ответчиком выполнены не были.
По мнению апеллянта, суд необоснованно привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУ РХ «Центр занятости населения», отдел по городу Черногорску ГКУ РХ «Центр занятости населения». Указывает, что каких-либо претензий к ним она не заявляла.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту - Федеральный закон № 178-ФЗ).
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 178-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 8, ст. 11 Федерального закона № 178-ФЗ порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, ее размер, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Республики Хакасия от 21.02.2014 № 11-ЗРХ «Об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта в Республике Хакасия» (далее - Закон Республики Хакасия № 11-ЗРХ) оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам осуществляется в виде денежной выплаты.
Размер, условия и порядок назначения выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта устанавливаются Правительством Республики Хакасия (ст. 5 Закона Республики Хакасия № 11-ЗРХ).
В целях реализации Федерального закона № 178-ФЗ, Закона Республики Хакасия № 11-ЗРХ постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.05.2014 № 235 утверждены Условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Хакасия.
Форма социального контракта установлена приложением 3 к Условиям и порядку назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Хакасия.
Судом установлено, что Марченко НЛ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ. Ей были назначены: пособие в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, материальная помощь в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Марченко НЛ назначена государственная помощь на поиск работы и прохождении дополнительного профессионального образования в виде денежной выплаты в течение месяца с даты заключения социального контракта и в течение трех месяцев с момента подтверждения факта трудоустройства в размере 12399 руб., на прохождение дополнительного социального образования 18000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения» (Управление) и Марченко НЛ (заявитель) заключен социальный контракт по оказанию государственной социальной помощи малоимущей семье (малоимущему одиноко проживающему гражданину).
Согласно п. 2.2.1 и 2.2.2 социального контракта Управление обязуется:
для лиц, получающих государственную социальную помощь на поиск работы:
- выплачивать заявителю ежемесячную денежную выплату в течение месяца с даты заключения социального контракта и в течение трех месяцев с момента подтверждения факта трудоустройства гражданина в размере 12399 руб. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- осуществлять взаимодействие с территориальным отделом по городу Черногорску ГКУ РХ «Центр занятости населения» с целью обеспечения содействия заявителю в поиске работы с последующим трудоустройством;
для лиц, получающих государственную социальную помощь на прохождении профессионального обучения и дополнительного профессионального образования:
- осуществлять единовременную денежную выплату в размере 18000 руб. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с условиями социального с контракта;
- осуществлять взаимодействие с территориальным отделом по городу Черногорску ГКУ РХ «Центр занятости населения» с целью обеспечения содействия Заявителю в получении профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
Пунктом 4.2 социального контракта предусмотрено, что ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения» несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за невыполнение мероприятий программы социальной адаптации.
Начальником отделения по городу Черногорску ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения» ДД.ММ.ГГГГ утверждена и подписана сторонами программа социальной адаптации на период действия социального контракта с планом мероприятий по социальной адаптации, предусматривающим, в том числе выполнение следующих мероприятий: регистрация гражданина на портале Работа в России с целью поиска работы; постановка на учет в центре занятости населения в качестве безработного с целью получения пособия по безработице и дальнейшего трудоустройства или в качестве ищущего работу; осуществление единовременной выплаты гражданину в соответствии с условиями контракта; заключение договора гражданином на получение профессионального обучения или дополнительного профессионального образования с организацией, осуществляющей образовательную деятельность; предоставление заявителем отчетов (чеков, копий договоров) в отделение по городу Черногорску ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения» о расходовании денежных средств; прохождение обучения в образовательной организации; организация профессиональной ориентации (выявление подходящих видов профессиональной деятельности, занятости и компетенций, позволяющих выполнять работу по конкретным профессиям, положения на рынке труда для трудоустройства); представление гражданину перечня вакансий, имеющихся в банке вакансий центра занятости; прохождение гражданином собеседований у потенциальных работодателей с целью дальнейшего трудоустройства; заключение гражданином трудового договора с предоставлением документов, подтверждающих факт принятия гражданина на работу; осуществление ежемесячной выплаты в течение трех месяцев в соответствии с условиями социального контракта; ежемесячное информирование гражданином органов социальной защиты населения о выполнении мероприятий программы социальной адаптации; контроль за условиями и эффективностью выполнения программы; действия направленные на сохранение здоровья, в том числе ежегодное прохождение профилактического осмотра или диспансеризации, а также на проведение гражданином и членами его семьи вакцинации в соответствии с национальным календарем профилактических прививок при осуществлении медицинских противопоказаний.
В соответствии с программой социальной адаптации, осуществление единовременной выплаты, единовременной денежной выплаты на прохождение профессионального обучения, ежемесячной денежной выплаты в период прохождения профессионального обучения было произведено в установленные сроки.
Обращаясь в суд, истец ссылалась на то, что ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения» предусмотренные п. 2.2.1 социального контракта обязанности не исполнило.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения» обязанности по взаимодействию с территориальным отделом по городу Черногорску ГКУ РХ «Центр занятости населения» исполнены надлежащим образом.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Из подписанной сторонами программы усматривается, что отделение по городу Черногорску ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения» - как орган (учреждение), предоставляющий помощь, услуги, ДД.ММ.ГГГГ выполнил следующие мероприятия:
- организация профессиональной ориентации (выявление подходящих видов профессиональной деятельности, занятости и компетенций, позволяющих выполнять работу по конкретным профессиям, положения на рынке труда для трудоустройства);
- представление гражданину перечня вакансий, имеющихся в банке вакансий центра занятости; о чем имеется отметка.
Решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, по иску ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения» к Марченко НЛ о взыскании денежных средств по социальному контракту, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ отделом по г. Черногорску ГКУ РХ «Центр занятости населения» выданы Марченко НЛ направления на работу в ГБУ РХ «Управление инженерных защит», Министерство природных ресурсов и экологии РХ, ООО «УЖК», ГБПОУ РХ «Хакасский политехнический колледж», УКМиС Администрации г. Абакана, ООО «Управляющая компания «Жилсервис», ГБОУ РХ «Черногорская школа-интернат», МБОУ г. Абакана «Средняя образовательная школа № 2», ГАУК РХ «Хакасский национальный музей имени Л.Р. Кызласова», МБОУ г. Абакана «Основная общеобразовательная школа № 27», ГАУ РХ «Редакция газеты Хакасия», Управление имущественных отношений администрации МО Усть-Абаканского района», ГКУ РХ «Центр занятости населения «Отдел по Усть-Абаканскому району, ГБПОУ РХ «Черногорский техникум отраслевых технологий», МБУ «Районный дом культуры «Дружба», МКУ «Усть-Абаканская районная правовая служба», ГБУ РХ «Управление инженерных защит», для замещения свободного рабочего места (вакантной должности) по профессии (специальности).
По результатам рассмотрения кандидатура Марченко НЛ была отклонена работодателями вышеуказанных учреждений (отсутствие вакансии, отсутствие специального образования, несоответствие заявленным требованиям, не подходит по уровню образования, вакансия заполнена и т.п.).
Указанные обстоятельства также подтверждаются представленными в материалы дела направлениями на работу, выданными отделом по городу Черногорску ГКУ РХ «Центр занятости населения», с отметками работодателей о результатах рассмотрения кандидатуры Марченко НЛ
Учитывая установленные судом фактические обстоятельства дела и совокупность всех представленных доказательств, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что предусмотренные п. 2.2.1 социального контракта обязанности в части осуществления взаимодействия с территориальным отделом по городу Черногорску ГКУ РХ «Центр занятости населения» с целью обеспечения содействия в поиске работы с последующим трудоустройством, ответчиком исполнены. Все мероприятия по трудоустройству истца включены в программу социальной адаптации истца и выполнены.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда и не содержат правовых оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Доводы жалобы о необоснованном привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУ РХ «Центр занятости населения» и отдел по городу Черногорску ГКУ РХ «Центр занятости населения», не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Поскольку определение состава лиц, участвующих в деле, относится к полномочиям суда первой инстанции, то привлечение указанных лиц на основании ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прав истца не нарушает.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Марченко НЛ – без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Морозова
Судьи Т.А. Балашова
А.В. Пронина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.07.2023