33-2178/2018 судья Никишина Н.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 августа 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Споршевой С.В., Поштацкой В.Е.
при секретаре Ивановой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по Рязанской области на решение Советского районного суда г. Рязани от 8 июня 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования Власова Сергея Владимировича удовлетворить.
Признать незаконным решение единой жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Рязанской области по учету сотрудников Главного управления МЧС России по Рязанской области и подчиненных учреждений, нуждающихся в жилых помещениях и предоставлению им жилым помещений, оформленное протоколом № от 27.02.2018 года об отказе Власову Сергею Владимировичу в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Признать за Власовым С.В. право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предусмотренной Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Обязать Главное управление МЧС России по Рязанской области поставить Власова С.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 30 ноября 2017 года.
Взыскать с Главного управления МЧС России по Рязанской области в пользу Власова С.В. судебные расходы в размере 300 рублей.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Насоновой В.Н., объяснения представителя ГУ МЧС России по Рязанской области по доверенности Шингаркиной О.Е., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения против доводов апелляционной жалобы Власова С.В. и его представителя по устному заявлению Лаврентьевой Е.Э., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Власов С.В. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Рязанской области о признании незаконным решения единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по Рязанской области об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение такой выплаты и возложении обязанности по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. В обоснование заявленных требований указал, что проходит службу в должности начальника караула пожарно-спасательной части № ФПС ФГКУ «ОФПС по Рязанской области», имеет выслугу лет по состоянию на 30.11.2017 г. 21 год 05 месяцев 06 дней, зарегистрирован в жилом доме по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности его отцу ФИО10 30.11.2017 г. он обратился в комиссию ГУ МЧС России по Рязанской области с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставив необходимый пакет документов. 27.02.2018 г. решением комиссии ГУ МЧС России по Рязанской области по учету сотрудников ГУ МЧС России по Рязанской области и подчиненных учреждений, нуждающихся в жилых помещениях (социальных выплатах), ему было отказано в связи с выявлением обеспеченности общей площадью жилого помещения более 15 кв.м на одного члена семьи. Из решения комиссии следует, что, рассчитывая его обеспеченность, комиссией был учтен жилой дом, принадлежащий на праве собственности его отцу ФИО10 общей площадью 79 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в котором зарегистрировано 6 человек, в том числе ФИО1 - муж сестры, и жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий ФИО1 на праве общей долевой собственности в размере 158/324 доли, что составляет 52,44 кв.м жилой площади. С данным решением не согласен, поскольку ФИО1 членом его семьи не является. Поэтому расчет обеспеченности жилой площадью должен производиться только с учетом жилого помещения, принадлежащего его отцу ФИО10, которая составляет менее 15 кв.м на одного человека и свидетельствует о нуждаемости в получении жилья. Просил суд признать незаконным отказ комиссии ГУ МЧС России по Рязанской области признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать комиссию поставить его на учет для приобретения или строительства жилого помещения с 30 ноября 2017 года.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Рязанской области Шингаркина О.Е. в судебном заседании исковые требования Власова С.В. не признала.
Суд удовлетворил исковые требования, постановив вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Рязанской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает решение незаконным и необоснованным, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, истец обеспечен жилой площадью более 15 кв.м на одного человека.
В возражениях на апелляционную жалобу Власов С.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В силу п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. №369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» были утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливающие порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, а также порядок её выплаты, в соответствии с п. 23 которого единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, в том числе супруг, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно п. 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Власов С.В. проходит службу в Федеральной противопожарной службе с 01.10.1995 г., в настоящее время - в должности начальника караула пожарно-спасательной части № ФПС ФГКУ «ОФПС по Рязанской области», является майором внутренней службы, его выслуга лет по состоянию на 30.11.2017 г. составляет 21 год 05 месяцев 06 дней.
30.11.2017 г. Власов С.В. обратился с рапортом на имя начальника ГУ МЧС России по Рязанской области с просьбой рассмотреть его заявление в единую жилищную комиссию ГУ МЧС России по Рязанской области о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на одного человека, предоставив необходимый пакет документов.
27.02.2018 г. решением единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по Рязанской области по учету сотрудников ГУ МЧС России по Рязанской области и подчиненных учреждений, нуждающихся в жилых помещениях (социальных выплатах), оформленным протоколом №, в рамках предоставленных ей полномочий на основании Положения о единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по Рязанской области, утвержденной приказом ГУ МЧС России по Рязанской области от 26.05.2016 г. № 232, ему было отказано в постановке на учет на основании п.п. 2 п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369, «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» в связи с выявлением обеспеченности общей площадью жилого помещения более 15 кв.м на одного члена семьи исходя из суммарной площади всех жилых помещений, принадлежащих лицам, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 Жилищного кодекса РФ.
Основанием для отказа Власову С.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения послужило то обстоятельство, что Власов С.В. зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 79 кв.м, собственником которого является его отец, в данном жилом помещении всего зарегистрировано шесть человек, одному из которых - ФИО1 принадлежит на праве собственности 158/342 доли в праве собственности на другое жилое помещение, или 52,44 кв.м общей площади домовладения, что при суммарном сложении площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 ЖК РФ, определяет обеспеченность данного сотрудника более 15 кв.м на одного человека.
Таким образом, жилищной комиссией сделан вывод о том, что ФИО1 является членом семьи Власова С.В.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Власовым С.В. исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец зарегистрирован в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 79 кв.м, принадлежащем на праве собственности его отцу ФИО10; совместно с ним в данном жилом помещении зарегистрированы: ФИО10 - отец, ФИО11 - мать, ФИО1 - муж сестры, ФИО12 - дочь сестры и ФИО15 - сын сестры. Сведений о том, что ФИО1 является членом семьи Власова С.В., и последний при этом имеет право пользования принадлежащим ФИО1 жилым помещением, материалы дела не содержат. ФИО1 вместе с его сестрой и детьми с ним не проживает, общего совместного хозяйства не ведет. Из материалов учетного дела, подтвержденных сведениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, следует, что истец, его мать ФИО11 никакого жилого помещения в собственности не имеют, отцу Власову С.В., кроме вышеуказанного жилого помещения, иное жилое помещение на праве собственности не принадлежит. Другие зарегистрированные в спорном жилом помещения лица, кроме ФИО1, в собственности жилья не имеют, нанимателем либо членом семьи нанимателя Власов С.В. и члены его семьи не являются. Власов С.В. разведен, имеет сына ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который проживает от него отдельно с матерью. Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения по прежним местам государственной службы Власову С.В. не предоставлялась, право на дополнительную площадь у него отсутствует, ранее занимаемую служебную комнату он сдал 09.09.2000 г. С учетом общей площади жилого помещения, в котором зарегистрирован как член семьи собственника истец – 79 кв.м, на каждого члена семьи собственника приходится менее 15 кв.м жилой площади (79 кв.м : 6 =13,7 кв.м).
Также судом установлено, что Власов С.В. произвел отчуждение ранее принадлежавшей ему доли жилого помещения в размере 79/342 по адресу: <адрес>, 24.10.2012 г., заключив договор купли-продажи с ФИО1.
Однако со дня совершения указанных действий прошло более пяти лет, что не явилось препятствием для обращения Власова С.В. с заявлением о постановке на учет в целях получения выплаты 30.11.2017 г., и по этому основанию жилищной комиссией в постановке на учет отказано не было.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они не противоречат вышеуказанным правовым нормам и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец обеспечен жилым помещением более 15 кв.м и не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, не могут повлечь отмену решения суда. Эти доводы являлись предметом тщательной проверки суда первой инстанции и обоснованно отклонены по основаниям, указанным в решении. Суд пришел к правильному выводу о том, что
ФИО1 членом семьи Власова С.В. не является, и последний не имеет право пользования принадлежащим ФИО1 жилым помещением, поэтому доля в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, неправомерно была учтена комиссией при расчете обеспеченности истца общей площадью жилого помещения.
С учетом изложенного суд правомерно удовлетворил исковые требования Власова С.В. о признании незаконным решения единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по Рязанской области об отказе в постановке на учёт для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании за ним права на получение единовременной социальной выплаты и обязании ГУ МЧС России по Рязанской области поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 30 ноября 2017 года.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Судом при рассмотрении дела правильно определены имеющие значение обстоятельства, применены нормы материального права, регулирующие правоотношения сторон, нарушения норм процессуального закона не допущено, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Рязани от 8 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Рязанской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи