Решение по делу № 33-5874/2022 от 27.06.2022

УИД 05RS0021-01-2021-009808-72

Судья Курбанов Р.Д.

Дело № 33-5874-22 г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 10 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего Загирова Н.В.,

судей Зайнудиновой Ш.М. и Алиевой Э.З.,

при секретаре судебного заседания Абакаровой М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Каспийск на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 02 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., мнение прокурора Гаджимагомедова М.Г., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор г.Каспийска обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации ГО "г. Каспийск" о признании бездействий в части непринятия мер по приведению в исправное состояние наружного противопожарного водоснабжения.

В обоснование иска указано, что в прокуратуру г. Каспийска из Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 5 по г. Каспийску и Карабудахкентскому району поступила информация, из которой следует, что к пожарному гидранту № 60, расположенному по ул. Мира, д. 3 (рядом с мечетью), г. Каспийска захламлен; не крутится шток; отсутствует координационная табличка (аншлаг); пожарный гидрант № 63, расположенный по ул. Назарова, д. 2 (напротив налоговой инспекции) г. Каспийска люк залатан; отсутствует координационная табличка (аншлаг); к пожарному гидранту № 75, расположенному по ул. Ильяшенко, д. 8 (рядом с магазином Домашний) г. Каспийска отсутствует координационная табличка (аншлаг). Прокурор, ссылаясь на то, что неисправность источников наружного противопожарного водоснабжения может привести к тяжким последствиям, гибели людей и значительному материальному ущербу, в связи с чем, обратился с указанным иском в суд.

Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 02 марта 2022 года постановлено:

«Иск прокурора г. Каспийска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации ГО "г. Каспийск" о признании бездействий в части непринятия мер по приведению в исправное состояние наружного противопожарного водоснабжения – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации ГО «город Каспийск» в части непринятия мер по приведению в исправное состояние наружного противопожарного водоснабжения – пожарного гидранта № 60, расположенного по ул. Мира, д. 3 (рядом с мечетью), г. Каспийска, пожарного гидранта № 63, расположенного по ул. Назарова, д. 2 (напротив налоговой инспекции), г. Каспийска, пожарного гидранта № 75, расположенного по ул. Ильяшенко, д. 8 (рядом с магазином Домашний), г. Каспийска.

Возложить обязанность на Администрации ГО «город Каспийск» привести в исправное состояние наружное противопожарное водоснабжение – пожарный гидрант № 60, расположенный по ул. Мира, д. 3 (рядом с мечетью), г. Каспийска, пожарный гидрант № 63, расположенный по ул. Назарова, д. 2 (напротив налоговой инспекции), г. Каспийска, пожарный гидрант № 75, расположенный по ул. Ильяшенко, д. 8 (рядом с магазином Домашний), г. Каспийска»

В апелляционной жалобе представителя Администрации г.Каспийск поставлен вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указано, что Администрация городского округа «город Каспийск» не была уведомлена о выявленных нарушениях.

Прокуратурой г. Каспийска не направлено уведомление, акт, претензия либо предписание о выявленных нарушениях, либо сроках для их устранения.

Отделом надзорной деятельности и профилактической работы № 5 по г.Каспийск и Карабудахкентскому району в адрес Администрации городского округа «город Каспийск» не было представлено ни одного документа (акта) по вышеуказанным нарушениям, либо сроках для их устранения.

Кроме того, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов не относится.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения.

Извещенные надлежаще, иные участвующие по делу лица в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 19 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В силу ст. 10 того же Федерального закона финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.

В соответствии со ст. 63 вышеназванного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Статьей 62 указанного Федерального закона установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно - питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390 утверждены Правила противопожарного режима, согласно п. 16 которых, вступившему в силу с 01.09.2012 г., на территории поселений обеспечивается наличие запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со ст. ст. 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

В соответствии с п. 80 указанных Правил органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".

Таким образом, вышеназванные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.

В силу п. 15 ст. 2 Закона N 123-ФЗ под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Учитывая, что невыполнение обязанностей возложенных действующим законодательством о пожарной безопасности на органы местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц, так как может повлечь причинение вреда здоровью граждан, угрожать их жизни, суд первой инстанции, удовлетворяя иск, пришел к правильному выводу о возложении на Администрацию г. Каспийска по приведению в исправное состояние наружного противопожарного водоснабжения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в прокуратуру г. Каспийска из Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 5 по г. Каспийску и Карабудахкентскому району поступила информация, из которой следует, что к пожарному гидранту № 60, расположенному по ул. Мира, д. 3 (рядом с мечетью), г. Каспийска захламлен; не крутится шток; отсутствует координационная табличка (аншлаг); пожарный гидрант № 63, расположенный по ул. Назарова, д. 2 (напротив налоговой инспекции) г. Каспийска люк залатан; отсутствует координационная табличка (аншлаг); к пожарному гидранту № 75, расположенному по ул. Ильяшенко, д. 8 (рядом с магазином Домашний) г. Каспийска отсутствует координационная табличка (аншлаг).

Прокурор, ссылаясь на то, что неисправность источников наружного противопожарного водоснабжения может привести к тяжким последствиям, гибели людей и значительному материальному ущербу, в связи с чем, обратился с указанным иском в суд.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов не относится.

Такая обязанность на ответчика возложена приведенными выше нормами законодательства в области обеспечения пожарной безопасности и является его публично-правовой обязанностью.

Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе правового значения для разрешения настоящего дела не имеют.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда соответствует нормам материального и процессуального права, а доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона и правовых оснований к отмене постановленного судом решения не содержат.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 02 марта 2022 год оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 августа 2022 г.

Председательствующий

Судьи

УИД 05RS0021-01-2021-009808-72

Судья Курбанов Р.Д.

Дело № 33-5874-22 г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 10 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего Загирова Н.В.,

судей Зайнудиновой Ш.М. и Алиевой Э.З.,

при секретаре судебного заседания Абакаровой М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Каспийск на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 02 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., мнение прокурора Гаджимагомедова М.Г., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор г.Каспийска обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации ГО "г. Каспийск" о признании бездействий в части непринятия мер по приведению в исправное состояние наружного противопожарного водоснабжения.

В обоснование иска указано, что в прокуратуру г. Каспийска из Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 5 по г. Каспийску и Карабудахкентскому району поступила информация, из которой следует, что к пожарному гидранту № 60, расположенному по ул. Мира, д. 3 (рядом с мечетью), г. Каспийска захламлен; не крутится шток; отсутствует координационная табличка (аншлаг); пожарный гидрант № 63, расположенный по ул. Назарова, д. 2 (напротив налоговой инспекции) г. Каспийска люк залатан; отсутствует координационная табличка (аншлаг); к пожарному гидранту № 75, расположенному по ул. Ильяшенко, д. 8 (рядом с магазином Домашний) г. Каспийска отсутствует координационная табличка (аншлаг). Прокурор, ссылаясь на то, что неисправность источников наружного противопожарного водоснабжения может привести к тяжким последствиям, гибели людей и значительному материальному ущербу, в связи с чем, обратился с указанным иском в суд.

Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 02 марта 2022 года постановлено:

«Иск прокурора г. Каспийска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации ГО "г. Каспийск" о признании бездействий в части непринятия мер по приведению в исправное состояние наружного противопожарного водоснабжения – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации ГО «город Каспийск» в части непринятия мер по приведению в исправное состояние наружного противопожарного водоснабжения – пожарного гидранта № 60, расположенного по ул. Мира, д. 3 (рядом с мечетью), г. Каспийска, пожарного гидранта № 63, расположенного по ул. Назарова, д. 2 (напротив налоговой инспекции), г. Каспийска, пожарного гидранта № 75, расположенного по ул. Ильяшенко, д. 8 (рядом с магазином Домашний), г. Каспийска.

Возложить обязанность на Администрации ГО «город Каспийск» привести в исправное состояние наружное противопожарное водоснабжение – пожарный гидрант № 60, расположенный по ул. Мира, д. 3 (рядом с мечетью), г. Каспийска, пожарный гидрант № 63, расположенный по ул. Назарова, д. 2 (напротив налоговой инспекции), г. Каспийска, пожарный гидрант № 75, расположенный по ул. Ильяшенко, д. 8 (рядом с магазином Домашний), г. Каспийска»

В апелляционной жалобе представителя Администрации г.Каспийск поставлен вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указано, что Администрация городского округа «город Каспийск» не была уведомлена о выявленных нарушениях.

Прокуратурой г. Каспийска не направлено уведомление, акт, претензия либо предписание о выявленных нарушениях, либо сроках для их устранения.

Отделом надзорной деятельности и профилактической работы № 5 по г.Каспийск и Карабудахкентскому району в адрес Администрации городского округа «город Каспийск» не было представлено ни одного документа (акта) по вышеуказанным нарушениям, либо сроках для их устранения.

Кроме того, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов не относится.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения.

Извещенные надлежаще, иные участвующие по делу лица в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 19 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В силу ст. 10 того же Федерального закона финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.

В соответствии со ст. 63 вышеназванного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Статьей 62 указанного Федерального закона установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно - питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390 утверждены Правила противопожарного режима, согласно п. 16 которых, вступившему в силу с 01.09.2012 г., на территории поселений обеспечивается наличие запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со ст. ст. 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

В соответствии с п. 80 указанных Правил органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".

Таким образом, вышеназванные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.

В силу п. 15 ст. 2 Закона N 123-ФЗ под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Учитывая, что невыполнение обязанностей возложенных действующим законодательством о пожарной безопасности на органы местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц, так как может повлечь причинение вреда здоровью граждан, угрожать их жизни, суд первой инстанции, удовлетворяя иск, пришел к правильному выводу о возложении на Администрацию г. Каспийска по приведению в исправное состояние наружного противопожарного водоснабжения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в прокуратуру г. Каспийска из Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 5 по г. Каспийску и Карабудахкентскому району поступила информация, из которой следует, что к пожарному гидранту № 60, расположенному по ул. Мира, д. 3 (рядом с мечетью), г. Каспийска захламлен; не крутится шток; отсутствует координационная табличка (аншлаг); пожарный гидрант № 63, расположенный по ул. Назарова, д. 2 (напротив налоговой инспекции) г. Каспийска люк залатан; отсутствует координационная табличка (аншлаг); к пожарному гидранту № 75, расположенному по ул. Ильяшенко, д. 8 (рядом с магазином Домашний) г. Каспийска отсутствует координационная табличка (аншлаг).

Прокурор, ссылаясь на то, что неисправность источников наружного противопожарного водоснабжения может привести к тяжким последствиям, гибели людей и значительному материальному ущербу, в связи с чем, обратился с указанным иском в суд.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов не относится.

Такая обязанность на ответчика возложена приведенными выше нормами законодательства в области обеспечения пожарной безопасности и является его публично-правовой обязанностью.

Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе правового значения для разрешения настоящего дела не имеют.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда соответствует нормам материального и процессуального права, а доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона и правовых оснований к отмене постановленного судом решения не содержат.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 02 марта 2022 год оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 августа 2022 г.

Председательствующий

Судьи

33-5874/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ПРОКУРОР Г. КАСПИЙСКА
Прокуратура РД
Ответчики
Администрация ГО г.Каспийск
Другие
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы № 5 по г.Каспийск и Карабудахкентскому району
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Зайнудинова Шахрузат Магомедовна
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
27.06.2022Передача дела судье
10.08.2022Судебное заседание
09.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2022Передано в экспедицию
10.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее