РЕШЕНРР•
РіРѕСЂРѕРґ Рваново 03 сентября 2019 РіРѕРґР°
РЎСѓРґСЊСЏ Рвановского районного СЃСѓРґР° Рвановской области Р’РѕР№РєРёРЅ Рђ.Рђ.,
с участием должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, - директора ФГКУ комбинат «Зеленый» Росрезерва Шаровой Н.С., ее защитника – Фролова С.С.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании жалобу директора ФГКУ комбинат «Зеленый» Росрезерва Шаровой Рќ.РЎ. РЅР° постановление заместителя начальника отдела общего промышленного надзора РїРѕ Владимирской Рё Рвановской областям Центрального управления Федеральной службы РїРѕ экологическому, технологическому Рё атомному надзору Р¤РРћ1 РѕС‚ 28 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР°,
установил:
Постановлением заместителя начальника отдела общего промышленного надзора РїРѕ Владимирской Рё Рвановской областям Центрального управления Федеральной службы РїРѕ экологическому, технологическому Рё атомному надзору (далее – ЦУ Ростехнадзора) Р¤РРћ1 РѕС‚ 28 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР° директор ФГКУ комбинат «Зеленый» Росрезерва Шарова Рќ.РЎ. подвергнута административному наказанию РІ РІРёРґРµ штрафа РІ размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей Р·Р° совершение административного правонарушения, предусмотренного С‡.11 СЃС‚.19.5 РљРѕРђРџ Р Р¤.
Директор ФГКУ комбинат «Зеленый» Росрезерва Шарова Н.С. была подвергнута административному наказанию за то, что, являясь должностным лицом, ответственным за руководство вышеуказанной организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты III класса опасности, не обеспечила выполнение требований пунктов 12 и 16 предписания ЦУ Ростехнадзора от 22 ноября 2016 года, а именно не обеспечила оснащение аммиачно-холодильной установки (далее – АХУ) системами и средствами подавления испарения и нейтрализации проливов жидкого аммиака, системами локализации рассеивания газообразного аммиака; оборудование пункта слива жидкого аммиака сигнализаторами сдвига цистерны автоматическими системам прекращения слива аммиака, стационарными и передвижными устройствами системы локализации и ликвидации последствий аварии.
РќРµ согласившись СЃ указанным постановлением, Шарова Рќ.РЎ. обратилась СЃ жалобой РІ Рвановский районный СЃСѓРґ Рвановской области, РІ которой указала, что СЃ ее стороны были предприняты РІСЃРµ необходимые меры, направленные РЅР° выполнение требований предписания. Сообщила, что после проведенного СЃ 2008 РїРѕ 2012 РіРѕРґ капитального ремонта холодильника СЃ заменой технологического оборудования, РїСЂРё этом проектная документация РЅР° капитальный ремонт промышленного холодильника прошла государственную экспертизу, объект был допущен Рє эксплуатации РїСЂРё наличии заключения Рѕ его соответствии требованиям технических регламентов (РЅРѕСЂРј Рё правил) Рё РґСЂСѓРіРёС… нормативных правовых актов Рё проектной документации РѕС‚ 08.07.2013РіРѕРґР° в„–035-1-13. Указывает, что технологический процесс работы РђРҐРЈ организован так, что возможность возникновения Рё развитие аварийной ситуации РІ процессе эксплуатации Рё обслуживания РђРҐРЈ исключается, комбинат РІ установленные СЃСЂРѕРєРё исполняет регламентные работы. РџСЂРёРІРѕРґРёС‚ сведения Рѕ предпринятых СЃ ее стороны РІ 2017 – 2019 годах действиях РїРѕ организации выполнения требований предписания, включая разработку проектно-сметной документации (далее – РџРЎР”), проверка достоверности сметной стоимости, организация мероприятия РїРѕ осуществлению РІ соответствии СЃ требованиями Федерального закона РѕС‚ 05.04.2013РіРѕРґР° в„–44-ФЗ, проведение четырех аукционов, которые были признаны несостоявшимися, РІ дальнейшем РїРѕРёСЃРє возможных контрагентов Рё изменение РІ РџРЎР”, Р° также РІ расчеты сметной стоимости. Указывает, что ФГКУ комбинат «Зеленый» Росрезерва разработаны, организованы Рё осуществляются организационно-технические мероприятия, обеспечивающие безопасное выполнение работ РЅР° опасном производственном объекте РґРѕ устранения нарушений, указанных РІ предписании.
Явившимся в судебное заседание директору ФГКУ комбинат «Зеленый» Шаровой Н.С., ее защитнику Фролову С.С. разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст.25.1, 25.5 КоАП РФ. Отводов заявлено не было. Судом удовлетворено ходатайство о приобщении к материалам дела документарных подтверждений предпринятых Шаровой Н.С. мер по выполнению требований предписания, а также действий по обеспечению безопасной работы опасного производственного объекта.
В ходе судебного заседания Шарова Н.С., ее защитник Фролов С.С. доводы жалобы поддержали в полном объеме. Дополнительно указали, что рассматриваемые действия представляли особую сложность в организации в связи с уникальностью используемого комбинатом оборудования, уже установленной на нем системы защиты, включая автоматизированную систему контроля утечек аммиака, в которую было необходимо интегрировать требуемое Ростехнадзором оборудование. Указали, что на стадии разработки проектировщик упустил данные моменты, в связи с чем они не знали о данных нарушениях до проведенной проверки. По разработанной ПСД в рамках утвержденной сметной стоимости найти подрядчиков не удалось, в том числе с учетом стоимости требуемого оборудования. В дальнейшем с ее стороны осуществлялся поиск возможных исполнителей работ, в том числе и из иных субъектов России, однако с учетом требуемых материалов и установленной стоимости работ это также не увенчалось успехом. Впоследствии было принято решение о внесении изменений в ПСД, увеличении сметной стоимости и проведении ее повторной экспертизы, соответствующие мероприятия выполняются и в настоящее время. При этом с целью недопущения каких-либо происшествий на данном опасном производственном объекте ФГКУ комбинат «Зеленый» Росрезерва осуществляет комплекс мер, направленных как на предотвращение аварий и происшествий, так и на оперативное устранение их последствий.
Допрошенный РІ качестве свидетеля государственный инспектор ЦУ Ростехнадзора Р¤РРћ3 РїРѕСЏСЃРЅРёР», что РІ С…РѕРґРµ проведения проверки РёРј анализировались представленные материалы Рѕ предпринятых мерах РїРѕ устранению выявленных нарушений, указанных РІ Рї.12 Рё 16 предписания, однако СЃ учетом неоднократного продления СЃСЂРѕРєРѕРІ его исполнения, посчитал предпринятые меры недостаточными. Полагал, что незаключение контракта обусловлено изначально неправильным определением сметной стоимости работ, РІ результате чего после первого или второго несостоявшегося аукциона СЃРѕ стороны Шаровой Рќ.РЎ. должны были быть предприняты иные мероприятия, включая перерасчет сметной стоимости. Каких-либо различий РїСЂРё установлении СЃСЂРѕРєРѕРІ исполнения предписания между государственными Рё частными предприятиями ЦУ Ростехнадзора РЅРµ устанавливает, несмотря РЅР° необходимость выполнения требований Федерального закона РѕС‚ 05 апреля 2013 РіРѕРґР° в„– 44-ФЗ.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с положениями ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 11 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных и юридических лиц за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно положениям ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения директора ФГКУ комбинат «Зеленый» Шаровой Н.С. к административной ответственности по ч.11 ст.19.5 КоАП РФ послужило невыполнение требований п.12 и 16 предписания ЦУ Ростехнадзора от 22 ноября 2016 года № №, а именно устранение нарушений требований п.17.2, 17.4, 14.10 Правил безопасности аммиачных холодильных установок ПБ 09-595-03, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 09 июня 2003 года № (далее – Правила №).
Тот факт, что на момент окончания срока исполнения вышеуказанных пунктов предписания приведенные Правила № были отменены, не свидетельствует о незаконности данного предписания, поскольку идентичные нормы были перенесены в пункты 293 и 208 (соответственно) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности аммиачных холодильных установок и систем», утв.Приказом Ростехнадзора от 08 ноября 2018 года №.
Факт невыполнения требований вышеуказанных норм и, соответственно, требований предписания от 22 ноября 2016 года № подтверждается совокупностью представленных в материалах дела доказательств и не оспаривается лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Вместе с тем вышеприведенные положения ст.24.1 и 26.11 во взаимосвязи со ст.2.1 и п.3 ст.26.1 КоАП РФ свидетельствуют о необходимости доказывания в ходе производства по делу не только противоправности действий (бездействия) привлекаемого лица, но и его виновности. Данная обязанность должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, направлена на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеет целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
В соответствии с положениями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.
В силу положений статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Директор ФГКУ комбинат «Зеленый» Шарова Н.С. как в ходе рассмотрения дела, так и в рамках настоящего производства по ее жалобе последовательно заявляла о необоснованности привлечения ее к административной ответственности по ч.11 ст.19.5 КоАП РФ, ссылаясь на принятые с ее стороны исчерпывающие меры, направленные на выполнение требований предписания.
Возглавляемый Шаровой Н.С. ФГКУ комбинат «Зеленый» является федеральным казенным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета, собственных средств он не имеет. При осуществлении заказов по проведению работ, оказанию услуг, он должен руководствоваться положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Как следует из материалов дела, после получения предписания со стороны ФГКУ комбинат «Зеленый» были приняты следующие меры, направленные на его исполнение:
1) Непосредственно после получения предписания, а именно с 24 ноября 2016 года руководством комбината осуществлялась деловая переписка с контрагентами, в том числе с предприятиями, участвующими в выполнении работ по капитальному ремонту промышленного холодильника, по вопросу причин и возможности устранения выявленных нарушений.
2) С января 2017 года ежемесячно у Управления Росрезерва по ЦФО запрашивалось дополнительное финансирование в целях выполнения требований вышеуказанного предписания, включая пункты 12 и 16, в частности на выполнение проектных работ по разработке соответствующих решений. Параллельно продолжалась переписка с возможными исполнителями с целью выявления средней стоимости соответствующих проектных работ. В марте 2017 года в связи с выявлением образовавшейся в результате проведения конкурсных процедур экономии в адрес Управления Росрезерва по ЦФО был направлен запрос о перераспределении данных средств, в том числе на работы по выполнению требований предписания. Письмом от 14 апреля 2017 года данное предложение было согласовано, в том числе в части выделения средств на разработку ПСД для выполнения требований п.12 и 16 предписания.
3) 24 мая 2017 года ФГКУ комбинат «Зеленый» был заключен государственный контракт № № с ООО «СитиПроект» на разработку соответствующей проектно-сметной документации (далее – ПСД) со сроком оказания услуг до 31 июля 2017 года. После выполнения соответствующих работ и подготовки ПСД 23 августа 2017 года у Управления Росрезерва по ЦФО были запрошены дополнительные средства на оказание услуг по проверке достоверности сметной стоимости монтажных работ по выполнению требований рассматриваемых пунктов предписания.
4) 09 октября 2017 года ФГКУ комбинат «Зеленый» был заключен государственный контракт № № на проведение экспертизы вышеуказанной сметной документации, которая была проведена 17 октября 2017 года. После получения результатов 27 октября 2017 года в Управлении Росрезерва по ЦФО было запрошено дополнительное финансирование на 2018 год в сумме 1541780 рублей для непосредственного выполнения работ по устранению нарушений, указанных в п.12 и 16 предписания. Указанные средства были включены в титульный список по содержанию комбината на 2018 год.
5) В течение 2018 года ФГКУ комбинат «Зеленый» четырежды проводились аукционы, направленные на поиск поставщиков для выполнения работ по устранению вышеуказанных нарушений: 27 марта, 12 апреля, 08 июня и 09 июля 2018 года, каждый из которых был признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок. Согласно неопровергнутым показаниям Шаровой Н.С. найти поставщиков на выполнение данных работ в рамках утвержденной сметной стоимости было невозможно, данные денежные средства были отозваны 07 сентября 2018 года, при этом в дальнейшем со стороны Шаровой Н.С. предпринимались меры по поиску потенциальных контрагентов для выполнения вышеуказанных работ.
6) После получения утвержденного титульного списка по эксплуатационно-технической деятельности ФГКУ комбинат «Зеленый» на 2019 год (14 января 2019 года), со стороны директора Шаровой Н.С. с 24 января 2019 года неоднократно направлялись предложения по внесению изменений в него с целью исполнения требований предписания, в том числе в мае 2019 года направлен запрос в Управление Росрезерва по ЦФО о необходимости корректировки ПСД и сметного расчета, для которого требуется дополнительное финансирование.
7) Государственный контракт на корректировку ПСД был заключен 05 июля 2019 года и исполнен 29 августа 2019 года, при этом денежные средства на экспертизу промышленной безопасности проекта сметной документации были доведены только 28 августа 2019 года.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что со стороны директора ФГКУ комбинат «Зеленый» Росрезерва Шаровой Н.С. были приняты все зависящие от нее меры, направленные на надлежащее исполнение пунктов 12 и 16 предписания ЦУ Ростехнадзора от 22 ноября 2016 года, поскольку в 2017 году оперативно выполнялись мероприятия по подготовке к заключению контракта на проведение соответствующих работ.
Отсутствие заявок в ходе проведенных в 2018 году аукционов обусловлено свободой осуществления предпринимательской деятельности и не связано с волеизъявлением привлекаемого лица. При этом позицию представителя ЦУ Ростехнадзора о изначально заниженной стоимости работ является насостоятельной, поскольку соответствующая сметная документация прошла необходимую экспертизу, в связи с чем у Шаровой Н.С. отсутствовали основания полагать ее несоответствующей действующим рыночным ценам.
Также СЃСѓРґ полагает ошибочной позицию инспектора Р¤РРћ3 Рѕ необходимости отказа РѕС‚ заключения контрактов после признания несостоявшимися РґРІСѓС… РёР· РЅРёС…, поскольку СЃРѕ стороны привлекаемого лица осуществлялись меры РїРѕ проведению аукционов вплоть РґРѕ предельных СЃСЂРѕРєРѕРІ его заключения РЅР° текущий календарный РіРѕРґ, РїСЂРё этом, согласно ее неопровергнутым показаниям, Р° также представленной РІ материалах дела коммерческой переписки, Шаровой Рќ.РЎ. самостоятельно принимались дополнительные меры РїРѕ РїРѕРёСЃРєСѓ потенциальных подрядчиков.
Более того, соответствующие действия должностного лица фактически признавались уважительной причиной неисполнения требований представления при неоднократном продлении срока его выполнения, в последний раз – 10 октября 2018 года (№) до 30 апреля 2019 года.
Кроме того, анализируя принимаемые директором ФГКУ комбинат «Зеленый» Росрезерва меры на предмет их добросовестности и полноты, суд учитывает, что абсолютное большинство требований предписания от 22 ноября 2016 года № было выполнено до ДД.ММ.ГГГГ без решения вопроса о продлении срока их исполнения, в то время как невозможность выполнения двух рассматриваемых пунктов обусловлена объективными причинами.
Более того РёР· представленных СЃСѓРґСѓ документов следует, что осознавая невозможность устранения выявленных нарушений РІ установленный предписанием СЃСЂРѕРє, СЃРѕ стороны Шаровой Рќ.РЎ. был предпринят исчерпывающий комплекс мер РїРѕ обеспечению безопасности данного опасного производственного объекта, включая обеспечение работоспособности Рё поверку устройств, включая автоматизированную систему контроля утечек аммиака, регулярное техническое обслуживание устройств, установку дополнительного оборудования, заключение контрактов РЅР° обслуживание данного объекта РїРѕ предупреждению Рё ликвидации Р§РЎ, проведение учений для отработки действий персонала РІ аварийных ситуациях, включая совместные СЃ Управлением РїРѕ обеспечению защиты населения Рё пожарной безопасности РїРѕ Рвановской области Рё иные мероприятия.
С учетом изложенного суд полагает вывод должностного лица о бездействии Шаровой Н.С. и непринятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений не соответствующим фактическим обстоятельствам дела. При этом какого-либо указания на действия, которые должны быть предприняты Шаровой Н.С. для надлежащего выполнения предписания, обжалуемое постановление и иные материалы дела не содержат.
Таким образом суд приходит к выводу о том, что вина директора ФГКУ комбинат «Зеленый» Росрезерва Шаровой Н.С. в совершении рассматриваемого правонарушения не установлена, поскольку с ее стороны были предприняты достаточные меры по выполнению требований п.12 и 16 предписания ЦУ Ростехнадзора от 22 ноября 2016 года.
На основании изложенного и, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Постановление заместителя начальника отдела общего промышленного надзора Владимирской Рё Рвановской областям Центрального управления Федеральной службы РїРѕ экологическому, технологическому Рё атомному надзору Р¤РРћ1 РѕС‚ 28 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР° Рѕ привлечении директора ФГКУ комбинат «Зеленый» Росрезерва Шаровой Рќ.РЎ. Рє административной ответственности РїРѕ С‡.11 СЃС‚.19.5 РљРѕРђРџ Р Р¤ отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях должностного лица Шаровой Н.С. состава административного правонарушения.
Жалобу Шаровой Н.С. удовлетворить.
Решение может быть обжаловано РІ Рвановский областной СЃСѓРґ через Рвановский районный СЃСѓРґ <адрес> РІ течение 10 суток СЃРѕ РґРЅСЏ вручения или получения РєРѕРїРёРё решения.
РЎСѓРґСЊСЏ Рвановского районного СЃСѓРґР° Р’РѕР№РєРёРЅ Рђ.Рђ.