Решение по делу № 33-871/2019 от 15.01.2019

Судья Мартынова И.А. дело № 33-871/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 января 2019 года                                  г.Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего    Секериной О.И.,

судей                    Еремина В.А., Юрьевой М.А.,

при секретаре Тенгерековой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика войсковой части 46197 на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 12 ноября 2018 года по делу

по иску Кобинцевой Ю.С., Чепурной И,А. к войсковой части 46197 об оспаривании дисциплинарного взыскания виде замечания и снижения плановой премии по итогам работы на 10% от причитающейся денежной суммы в сентябре 2018 года, взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кобинцева Ю.С., Чепурная И.А. обратились в суд с иском к войсковой части 46197 об оспаривании дисциплинарного взыскания виде замечания и снижения плановой премии по итогам работы на 10% от причитающейся денежной суммы в сентябре 2018 года, взыскании компенсации морального вреда по 5 000 рублей в пользу каждой.

В обоснование заявленных требований указали, что являются гражданским персоналом войсковой части 46197, в хирургическом отделении *** (на 20 коек, с палатами гнойной хирургии, отоларингологическим и гинекологическим кабинетами) в должности медицинской сестры палатной (постовой) с ДД.ММ.ГГ.

Приказом командира войсковой части 46197 от ДД.ММ.ГГ *** на истцов наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания и снижена плановая премия по итогам работы в размере 10% от причитающейся денежной суммы в сентябре 2018 года, за нарушение трудовой дисциплины, а именно п.11 раздела 4 должностной инструкции, п.1.6.4 раздела 1 Коллективного договора и правил внутреннего трудового распорядка, выразившееся в отсутствии 15.08.2018 на занятиях по СПЭР и ООИ с гражданским персоналом войсковой части 46197.

Истцы указывают, что изданием данного приказа нарушены их права, вследствие необоснованного привлечения к дисциплинарной ответственности, так как 15.08.2018 для Кобинцевой Ю.С. этот день являлся выходным, а Черупная И.А. 15.08.2018 после сдачи смены убыла на выходные.

Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 12 ноября 2018 года, с учетом определения об исправлении описки от 11 января 2019 года исковые требования Кобинцевой Ю.С., Чепурной И.А. удовлетворены частично.

Признать незаконным и отменить приказ командира войсковой части 46197 от 11.09.2018 № 169 о привлечении Кобинцевой Ю.С., Чепурной И.А. к дисциплинарной ответственности виде замечания и снижения плановой премии по итогам работы в размере 10% от причитающейся денежной суммы в сентябре 2018 года.

Взыскать с войсковой части 46197 в пользу Кобинцевой Ю.С. компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

Взыскать с войсковой части 46197 в пользу Чепурной И.А. компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, исковые требования оставить без удовлетворения, полагая, что суд пришел к неверному выводу о привлечении истцов к ответственности за действия, совершенные во внерабочее время. Истцы осуществляют трудовую деятельность в воинской части и на них распространяются особые условия труда, в том числе дополнительные обязанности, связанные с бесперебойным обслуживанием части и военнослужащих. Однако, судом положения ст. 349 ТК РФ к спорным правоотношениям применены не были. Заключая трудовой с воинской частью, истцы выразили согласие на возложение на них дополнительных обязанностей. Указанная специфика работы не была учтена судом первой инстанции. Истцы за привлечение их к участию в занятиях во внерабочее время, получают дополнительные плановые ежемесячные премии. Уменьшая плановую премию, работодатель не произвел снижение заработной платы. Учет рабочего времени производится поквартально, следовательно, учет нормы рабочих часов за третий квартал подсчитывается в сентябре и только тогда возможно утверждать о выполнении истцами сверхурочной работы. Суд не принял во внимание, что время, отработанное истцами сверх нормы, может компенсироваться предоставлением дополнительного отдыха. Истцы, не участвовавшие в мероприятиях по специальной подготовке, не могут требовать оплаты времени, затраченного при проведении таких мероприятий, а также отражения указанного времени в табелях учета рабочего времени. Поскольку мероприятия такого рода как правило являются внезапными, положения ст. 99 ТК РФ к спорным правоотношениям не регулируют. Представитель профсоюзной организации указал на то, что явка истцов на занятия являлась обязательной для всего медицинского персонала воинской части независимо от даты и времени заступления на дежурство. Вина в причинении истцам морального вреда не доказана.

В письменных возражениях Кобинцева Ю.С. просила оставить жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы. Истцы полагали жалобу не подлежащей удовлетворению.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя ответчиков, истцов, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Разрешая спор, суд установил, что истцы являются гражданским персоналом. Приказом командира войсковой части 46197 от 11.09.2018 № 169 на истцов наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания и снижена плановая премия по итогам работы в размере 10% от причитающейся денежной суммы в сентябре 2018 года, за нарушение трудовой дисциплины, а именно п.11 раздела 4 должностной инструкции, п.1.6.4 раздела 1 Коллективного договора и правил внутреннего трудового распорядка, выразившееся в отсутствии 15.08.2018 на занятиях по СПЭР и ООИ с гражданским персоналом войсковой части 46197.

Полагая, что применение дисциплинарного взыскания не основано на законе, истцы обратились с настоящим иском в суд.

Удовлетворяя заявленные требования частично, признавая спорный приказ незаконным и отменяя его, а также взыскивая с ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для их привлечения в дисциплинарной ответственности не имелось.

Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается.

Согласно ст. 189 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Заключая трудовой договор, работник обязуется добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка организации (статья 21 Трудового кодекса РФ). Виновное неисполнение данных требований может повлечь привлечение работника к дисциплинарной ответственности, что является одним из способов защиты нарушенных прав работодателя.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

Таким образом, в силу приведенных норм трудового законодательства, дисциплинарное взыскание может быть применено к работнику за нарушение им трудовой дисциплины, то есть за дисциплинарный проступок.

Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности. Не может рассматриваться как должностной проступок неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по причинам, не зависящим от работника.

Противоправность действий или бездействия работников означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным правовым актам, в том числе положениям и уставам о дисциплине, должностным инструкциям.

Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ в от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей является неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).

Таким образом, приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности должен содержать подробное описание места, времени, обстоятельств совершения работником дисциплинарного проступка, четкую и понятную для работника формулировку вины, во вменяемом ему работодателем дисциплинарном проступке, ссылку на нормы локальных нормативных актов, которые были нарушены работником.

При этом право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законодательством принадлежит работодателю, который должен учитывать степень тяжести проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника.

Как следует из материалов дела, 15.08.2018 в войсковой части со средним медицинским персоналом проводились занятия на тему: «Особо опасные инфекции. Порядок перевода на строгий противоэпидемический режим». При этом истцы на указанное занятие не явились, по причине того, что указанный день для них являлся выходным днем.

По результатам административного расследования приказом № 169 от 11.09.2018 командира войсковой части 46197 Кобинцевой Ю.С., медицинской сестре палатной постовой хирургического отделения (на 20 коек, с палатами гнойной хирургии, отоларингологическим и гинекологическим кабинетами), а также Чепурной И.А., медицинской сестре палатной постовой хирургического отделения (на 20 коек, с палатами гнойной хирургии, отоларингологическим и гинекологическим кабинетами) объявлено «Замечание» и снижена плановая премия по итогам работы в размере 10% от причитающейся денежной суммы в сентябре 2018 года.

Из протокола административного расследования от 11.09.2018 следует, что в соответствии с Планом подготовки среднего медицинского персонала войсковой части 46197 на 2017-2018 учебный год, 15.08.2018 в 15 час. 00мин. в конференцзале части проводилось занятие со средним мед.персоналом части на тему: «Особо опасные инфекции. Порядок перевода на строгий противоэпидемический режим».

В соответствии с установленным порядком в войсковой части 46197 информация о проводимом занятии 15.08.2018 была озвучена командиром части на служебном совещании с начальниками (заведующими) отделений и гл.медицинской сестрой 07.08.2018, а 08.08.2018, заблаговременно, главной мед.сестрой части Кудрявцевой Н.А. было вывешено объявление о занятии со средним мед.персоналом на доске объявлений в холле 1 этажа здания госпиталя для общего ознакомления. Дополнительно, ВРИО старшей мед.сестрой хирургического отделения №1 (на 20 коек, с палатами гнойной хирургии, отоларингологическим и гинекологическим кабинетами) Холодковой О.А. было продублировано объявление о проводимом 15.08.2018 занятии письменно, на посту хирургического отделения №1,2 и с помощью палатной (постовой ) медицинской сестры Коваленко О.А. было положено под стекло на пост 09.08.2018, где находилось вплоть до дня проведения занятия-15.08.2018.

В материалах дела имеется копия коллективного договора, регулирующем отношения между командованием и трудовым коллективом (гражданским персоналом), из п.1.6.4 раздела которого следует, что для выполнения боевых и специальных задач в интересах войсковой части 46197 работники обязаны (с привлечением во внеслужебное время и сверх нормальной продолжительности рабочего времени) прибывать на рабочее место по приказу командира войсковой части 46197, вне пределов нормальной продолжительности рабочего времени, с изменением графика работы с целью исполнения обязанностей по следующим мероприятиям:

в период мобилизации, военного положения и в военное время, при угрозе и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, катастроф природного и техногенного характера, в том числе связанных с учебными целями;

оперативной и боевой подготовки органов военного управления войск;

проверки состояния боевой и мобилизационной готовности, организации боевой работы, выполнение специальных задач, боевой учебы;

инспектирования войск (сил).

Работники, имеющие подчиненный личный состав обязаны организовать исполнение данного мероприятия своими подчиненными.

В соответствии с Наставлением по боевой подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Минобороны РФ от 01.12.2013 №760 подготовка лиц гражданского персонала войсковой части будет проводиться в ходе плановых занятий (не менее 6 ч\мес.) по следующим направлениям:

освоение профессиональной деятельности,

усвоение знаний по ОГП,

безопасность труда,

подготовка к работе в критических условиях оперативно-тактической обстановки.

Сменным работникам, при привлечении их к данным мероприятиям в часы отдыха, оплачивается время их задействования как сверхурочная работа.

Старшая медицинская сестра отделений фиксирует прибытие сменных работников по тревоге, подает рапорт начальнику (заведующему) отделения, который ходатайствует перед командиром об оплате часов их задействования.

Таким образом, обязанность лиц гражданского персонала прибывать на работу во внерабочее время по приказу командира части.

В то же время, привлекая истцов к дисциплинарной ответственности в виде замечая, работодателем не было учтено, что соответствующий приказ командира воинской части о необходимости прибытия лиц среднего медицинского персонала для проведения занятий, не издавался. В связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении порядка привлечения истцов в дисциплинарной ответственности, что является основанием для признания оспариваемого приказа незаконным.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в указанной части.

Доводы жалобы о том, что на истцов, работающий в воинской части, возлагаются дополнительные обязанности, за которые предоставляются премии либо дополнительный отпуск, не влекут отмену решения, поскольку, как указано выше, в любом случае привлечение работников в выполнению дополнительных обязанностей должно сопровождаться вынесением командиром части приказа о привлечении работников к дополнительной работе. В отсутствие такого приказа, привлечение работника к выполнению дополнительных обязанностей, является незаконным.

Доводы жалобы в указанной части опровергаются вышеизложенным, в связи с чем не заслуживают внимания судебной коллегии.

Доказательств того, что премии устанавливаются истцам именно за участие в посещении занятий, ответчиком не представлено.

Ссылка в жалобе на то, что не посещая занятия, истцы не могут претендовать на получение заработной платы за сверхурочное время, правового значения для настоящего спора не имеет. Доказательства того, что посещение занятий табелировалось работодателем, не представлено.

Поскольку действиями ответчика истцам причинены нравственные страдания, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 237 ТК РФ обоснованно взыскал в их пользу компенсацию морального вреда.

При этом признание приказа о наложении дисциплинарного взыскания свидетельствует о наличии вины ответчика в причинении истцам морального вреда.

Вопреки доводам жалобы, определенный во взысканию размер компенсации морального вреда, соответствует степени перенесенных истцами нравственных страданий, выраженных в необоснованном привлечении к дисциплинарной ответственности, а также принципам разумности и справедливости.

Оснований для изменения взысканного судом размера компенсации морального вреда, судебная коллегия не усматривает.

Иных доводов, заслуживающих внимания судебной коллегии и влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционную жалобу ответчика войсковой части 46197 на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 12 ноября 2018 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-871/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Чепурная И.А.
Кобинцева Ю.С.
Ответчики
войсковая часть 46197
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
30.01.2019Судебное заседание
01.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2019Передано в экспедицию
31.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2020Передано в экспедицию
30.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее