Решение по делу № 66а-2850/2021 от 23.08.2021

    Судья Трифонова Т.П.                              Дело №66а-2850/2021    номер дела в суде первой инстанции    3а-124/2021

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Нижний Новгород     22 октября 2021 года

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Бушминой А.Е.,

при секретаре судебного заседания ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Тандер» к Правительству Ульяновской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, по частной жалобе акционерного общества «Тандер» на определение Ульяновского областного суда от 16 июля 2021 года о прекращении производства по административному делу,

УСТАНОВИЛ:

административный истец акционерное общество «Тандер» (далее - АО «Тандер») обратился в Ульяновский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что является собственником объектов недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, кадастровая стоимость которого определена по состоянию на 18 ноября 2014 года в размере 34 457 401,85 руб. и нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, кадастровая стоимость которого определена по состоянию на 12 сентября 2013 года в размере 298 863 506,56 руб.

В отчете об оценке оценщика Кондратьева Е.П. № К/21-48-38 от 16 апреля 2021 года определена рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 18 ноября 2014 года в размере 22 178 000 руб., нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 12 сентября 2013 года в размере 204 289 000 руб.

Административный истец считает, что установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости значительно превышающая их рыночную стоимость, нарушает его права на уплату налогов в законно установленных размерах.

Административный истец АО «Тандер» просил суд установить кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости на основании отчета об оценке оценщика Кондратьева Е.П. № К/21-48-38 от 16 апреля 2021 года.

Определением Ульяновского областного суда от 16 июля 2021 года производство по административному делу по административному исковому заявлению АО «Тандер» к Правительству Ульяновской области, филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 194, пункта 1 части 1 статьи 128, статьи 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В частной жалобе АО «Тандер» просило определение Ульяновского областного суда от 16 июля 2021 года отменить, разрешить вопрос по существу, возобновить производство по делу.

Управление Росреестра по Ульяновской области направило в суд заявление о рассмотрении частной жалобы, в котором указало, что в связи с введением на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» вне зависимости от применения порядка, предусмотренного Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оспаривание результатов определения кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, заявления Управления Росреестра по Ульяновской области, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего КАС РФ.

В силу пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.

Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о т31 июля 2020 года № 269-ФЗ).

Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года (далее - переходный период).

В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ или Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).

При этом, как следует из части 6 статьи 24 и части 1 статьи 25 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года, в связи с чем оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до названной даты, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ.

Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с этим законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ в Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.

Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статьи 22 и статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - Решение).

В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае отсутствия Решения - с 1 января 2023 г.), в субъекте Российской Федерации:

1) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;

2) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ;

3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ не осуществляется.

Таким образом, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной до 1 января 2017 года по правилам Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, осуществляется в соответствии с этим законом; оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по правилам Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ до окончания переходного периода (до 1 января 2023 года либо до даты принятия Решения), осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ.

Если в субъекте Российской Федерации принято Решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 г. или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ.

Как следует из части 2 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

При этом заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости (статьи 10 и 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).

При оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.

Статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ предусмотрен механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости - рассмотрение заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости.

Таким образом, законом установлен внесудебный порядок определения рыночной стоимости.

Часть 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ предусматривает возможность оспаривания в суде решения бюджетного учреждения. Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельного характера.

Из материалов дела следует, что административный истец АО «Тандер», что является собственником объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых определена филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области на основании минимальных удельных показателей кадастровой стоимости объекта недвижимости, соответствующего назначения, утвержденных Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 года № 481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области»:

нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, кадастровая стоимость которого определена в Акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 18 ноября 2014 года № 133999 по состоянию на 18 ноября 2014 года в размере 34 457 401,85 руб. (т.1 л.д.142-143);

нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, кадастровая стоимость которого определена в Акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 5 марта 2014 года № 56281 по состоянию на 12 сентября 2013 года в размере 298 863 506,56 руб. (т.1 л.д.16, 144-145).

26 апреля 2021 года административный истец обратился с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области, которое отклонено решением Комиссии от 17 мая 2021 года № 73/05/2021-110, поскольку представленный отчет об оценке не соответствуют требованиям законодательства и методологии оценочной деятельности Российской Федерации, в связи с чем определенная оценщиком стоимость не является действительной рыночной стоимостью оцениваемых объектов недвижимости.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец представил в Комиссию и в суд отчете об оценке оценщика Кондратьева Е.П. № К/21-48-38 от 16 апреля 2021 года которым определена рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 18 ноября 2014 года в размере 22 178 000 руб., нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 12 сентября 2013 года в размере 204 289 000 руб.

Правительством Ульяновской области от 21 декабря 2020 года принято постановление № 775-П «Об установлении даты перехода к применению на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», пунктом 1 которого установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» - 1 января 2021 года.

Прекращая производство по административному делу, суд первой инстанции, сославшись на положения пункта 1 части 1 статьи 194, пункта части 1 статьи 128, статьи 195 КАС РФ, указал, что административный истец оспаривает кадастровую стоимость принадлежащих ему объектов недвижимости на основании установления в отношении них рыночной стоимости без предварительного обращения в созданное на территории Ульяновской области ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки», в то время, как положениями статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ установлен внесудебный порядок установления кадастровой стоимости после установлении даты перехода к применению на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, в связи с чем данное заявление не подлежит рассмотрению в суде, поскольку законом предусмотрен внесудебный порядок разрешения вопроса об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами суда, поскольку они обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, в том случае, если в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к пункту 1 части 1 статьи 128 КАС РФ (заявление не подлежит рассмотрению в судах).

В частной жалобе административный истец указал, что требования о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством; требование суда об обращение в бюджетное учреждение не основаны на нормах права, так как бюджетное учреждение руководствуется Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, который не применим к данным правоотношениям в части архивной стоимости.

Суд апелляционной инстанции полагает данные доводы частной жалобы необоснованными, поскольку до настоящего времени очередная государственная кадастровая оценка данных объектов недвижимости не проведена, указанная кадастровая стоимость данных объектов недвижимости является актуальной и не является архивной (т.1 л.д.18, 19, 20, 23, 199). Никаких доказательств того, что оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости является архивной, административным истцом не представлено и в материалах дела не имеется.

Доводы частной жалобы административного истца о том, что положения Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года, и оспаривание должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, судебная коллегия отклоняет, поскольку с 1 января 2021 года на территории Ульяновской области начал действовать новый порядок разрешения споров в области кадастровой оценки, в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области административный истец с заявлением обратился только 26 апреля 2021 года (т.1 л.д.201), в суд административный истец обратился 31 мая 2021 года, при этом доказательств обращения до 1 января 2021 года в порядке, предусмотренном законодательством, по вопросу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец не представил.

Таким образом, административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости не подлежало рассмотрению в суде, поскольку для разрешения заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости с 1 января 2021 года предусмотрен внесудебный порядок, установленный статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, несоблюдение которого влечет последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ.

Другие доводы частной жалобы основаны на неверном толковании норм права и вышеизложенные выводы не опровергают, в связи с чем обжалуемое определение суд апелляционной инстанции находит законным, обоснованным, вынесенным с соблюдение норм процессуального права.

Оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены или изменения обжалуемого определения не имеется.

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение Ульяновского областного суда от 16 июля 2021 года о прекращении производства по административному делу оставить без изменения, частную жалобу акционерного общества «Тандер» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Ульяновский областной суд.

Мотивированное апелляционное определение составлено 2 ноября 2021 года

Судья                                           А.Е. Бушмина

66а-2850/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
АО ТАНДЕР
Ответчики
ФГБУ ФКП Росреестра по Ульяновской области
ФГБУ ФКП Росреестра
Правительство Ульяновской области
Управление Росреестра по Ульяновской области
Другие
Министерство финансов Ульяновской области.
Штомпель Алексей Николаевич
Суд
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Бушмина Анна Евгеньевна
Дело на странице суда
4ap.sudrf.ru
23.08.2021Передача дела судье
22.09.2021Судебное заседание
20.10.2021Судебное заседание
22.10.2021Судебное заседание
03.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2021Передано в экспедицию
22.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее