Решение по делу № 2-705/2020 от 29.06.2020

Дело №2-705/2020

УИД №10RS0017-01-2020-000829-17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июля 2020 года                                                                                        г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ратомской Е.В.,

при секретаре Мелентьевой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мошникова Л.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о защите пенсионных прав,

установил:

Иск заявлен по тем основаниям, что 05.06.2020 Мошников Л.А. обратился к ответчику с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой части пенсии по старости в связи со службой по призыву (работой) на Крайнем Севере, на что 10.06.2020 получил отказ со ссылкой на отсутствие стажа работы в районах Крайнего Севера. Истец указывает, что проходил действительную срочную военную службу: в период с 13.05.1972 по 09.06.1972 в войсковой части <Номер обезличен>, которая дислоцировалась в <Данные изъяты> Мурманской области, с 10.06.1972 по 23.06.1972 – в войсковой части <Номер обезличен>, которая дислоцировалась в <Данные изъяты> Мурманской области, с 24.06.1972 по 04.05.1975 – в войсковой части <Номер обезличен>, дислоцировавшейся в <Адрес обезличен> Мурманской области. По увольнении с действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера, 02.06.1975 трудоустроился на работу в зверосовхоз <Данные изъяты> расположенный в Олонецком районе, в местности приравненной к районам Крайнего Севера. Истец просит отменить решение ответчика от 10.06.2020 №153494/20; обязать ответчика включить период срочной службы с 13.05.1972 по 04.05.1975 в стаж работы в районах Крайнего Севера; обязать ответчика установить истцу повышенную фиксированную выплату к страховой части пенсии по старости с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера в указанный период с 01.07.2020.

В судебное заседание истец не явился, уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) на основании доверенности Лелекова Е.В. с иском не согласилась. Поддержала позицию, изложенную в решении ответчика об отказе в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии. Просила отказать в удовлетворении иска.

Выслушав ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст.12 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В силу ч.4 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Частью 6 ст.17 указанного Федерального закона предусмотрено, что лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Частью 8 ст.18 указанного Федерального закона определено, что в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Из изложенного следует, что действующее пенсионное законодательство не содержит норм, указывающих на возможность учета периода военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Данная правовая позиция также отражена в п.10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Между тем, Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 № 8-П и определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце седьмом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.

Таким образом, лицам, поименованным в постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

На основании ч.7 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, применяется Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Из материалов дела следует, что Мошников Л.А. является получателем пенсии по старости.

В соответствии с военным билетом и справкой Центрального архива Филиала Архива Военно-Морского Флота от 17.04.2020, 04.05.1972 Мошников Л.А. призван для прохождения срочной военной службы в частях Северного флота: с 13.05.1972 по 09.06.1972 в войсковой части <Номер обезличен>, которая дислоцировалась в указанный период в г.<Данные изъяты> Мурманской области; с 10.06.1972 по 23.06.1972 в войсковой части <Номер обезличен>, с 24.06.1972 по 04.05.1975 в войсковой части <Номер обезличен>, которые дислоцировались в <Данные изъяты> Мурманской области.

05.05.1975 Мошников Л.А. был принят <Данные изъяты> Зверосовхоз «<Данные изъяты>», находящийся в Олонецком районе.

05.06.2020 Мошников Л.А. обратился в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) с заявлением об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», предоставив документы о прохождении военной службы в указанный выше период времени в районах Крайнего Севера.

Решением ответчика № 153494/20 от 10.06.2020 заявителю в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии отказано в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера.

Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 (ред. от 03.03.2012) «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029» (вместе с «Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях», утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 № 1029), г. Мурманск отнесен к району Крайнего Севера, а с 20.12.1993 года Олонецкий район отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Поскольку истцом представлены доказательства прохождения действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и трудоустройства на работу в течение трех месяцев в организацию, расположенную в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, следовательно, период действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера с 13.05.1972 по 04.05.1975 подлежит включению в стаж работы истца в районах Крайнего Севера, и имеются основания для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой части пенсии с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера. При этом суд полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости не имеется, учитывая, что удовлетворение данных требований право истца не восстановит, в отличие от удовлетворения вышеуказанного искового требования.

Указанный перерасчет должен быть произведен с 01.07.2020 согласно ст.23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) включить Мошникову Л.А. период действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера с 13.05.1972 по 04.05.1975 в стаж работы в районах Крайнего Севера и установить Мошникову Л.А. повышенную фиксированную выплату к страховой части пенсии с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера с 01 июля 2020 года.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Сортавальский городской суд Республики Карелия.

Судья Е.В. Ратомская

Мотивированное решение изготовлено 28.07.2020.

2-705/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Мошников Леонид Александрович
Ответчики
ГУ-УПФ России в г. Сортавала РК (межрайонное)
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Ратомская Елена Викторовна
Дело на сайте суда
sortavalsky.kar.sudrf.ru
29.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2020Передача материалов судье
30.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2020Судебное заседание
04.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее