Дело № 2-1-2551/2021
64RS0042-01-2021-004371-21
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2021 года г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Швыдковой Л.Г.
при секретаре Шаломановой О.А.,
с участием старшего помощника прокурора Давреш Р.Т.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г.Энгельса в интересах неопределенного круга лиц к СНТ «Строитель» о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению обязательств,
установил:
заместитель прокурора города Энгельса обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к СНТ «Строитель» о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению обязательств. Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведен анализ соблюдения природоохранного законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Установлено, что СНТ «Строитель» не исполняются требования законодательства об охране окружающей среды, а именно отсутствуют площадки для установки контейнеров, а также в виду отсутствия заключенного договора со специализированной организацией на вывоз мусора, регулярный вывоз отходов не обеспечен. Выявленные нарушения, установленные в ходе проверки, наносят вред окружающей среде, нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ и в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Данные обстоятельства являются основанием для обращения прокуратуры в суд.
В судебном заседании старший помощник прокурора Давреш Р.Т. требования, изложенные по доводам в исковом заявлении, поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика СНТ «Строитель» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном порядке.
Суд с согласия истца счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Исходя из вышеназванных положений закона, сторона по делу самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо ее право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со ст. 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно материалам дела прокуратурой проведен анализ соблюдения природоохранного законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Установлено, что СНТ «Строитель» не исполняются требования законодательства об охране окружающей среды, а именно отсутствуют площадки для установки контейнеров, а также в виду отсутствия заключенного договора со специализированной организацией на вывоз мусора, регулярный вывоз отходов не обеспечен.
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Установлено, что министерством природных ресурсов и экологии <адрес> проведен конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, по результатам проведения которого ДД.ММ.ГГГГ между Министерством и АО «<данные изъяты>» подписано соглашение №. В соответствии с п. 19.1 указанного выше соглашения к обязанностям АО «<данные изъяты>» относится осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработки, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области в пределах зоны № 1. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года № 641» предусмотрено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды. В соответствии со ст. 22 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п. 5.10 СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения, утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 14.10.2019 N 618/пр) на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов. Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков. Выявленные нарушения наносят вред окружающей среде, нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ и в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.Согласно п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: исковые требования заместителя прокурора г.Энгельса в интересах неопределенного круга лиц к СНТ «Строитель» о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению обязательств, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие СНТ «Строитель»,
выразившееся в не оборудовании площадок для установки контейнеров, а также не заключении договора с региональным оператором на вывоз твердых коммунальных отходов.
Обязать СНТ «Строитель» оборудовать площадки для установки
контейнеров в соответствии с п. 5.10 СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка
и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения
(СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных)
объединений граждан, здания и сооружения, утв. и введен в действие Приказом
Минстроя России от 14.10.2019 года № 618/пр и в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности договор на вывоз твердых коммунальных отходов.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: подпись
Верно
Судья Л.Г. Швыдкова
Секретарь О.А.Шаломанова
19.05.2021