Дело № 2- 240/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2018 года Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Коваль Н.Ю.,
при секретаре Григорьевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Марины Ардалионовны к ООО «Жилкомсервис № 2 Центрального района» об обязании произвести перерасчет, взыскании штрафа и судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с указанным выше иском, ссылаясь на следующие обстоятельства:
Иванова М.А. является собственником квартиры № хххх <адрес>. Управляющей компанией, осуществляющей техническое обслуживание, эксплуатацию и содержание жилого дома выступает ответчик – ООО «Жилкомсервис №2 Центрального района» (далее- ЖКС №2 Центрального района).
В 2014 году истец установила в своей квартире индивидуальные приборы учета ХВС; организация, производившая установку данных приборов, имеет соответствующий аттестат аккредитации на выполнение такого вида работ. На установленный прибор учета Ивановой М.А. был выдан паспорт ИПУ с отметкой о первичной проверке на основании ГОСТ 8.156. Согласно отметке в паспорте на момент первичной проверки, прибор учета был признан годным и допущен к эксплуатации. Сотрудниками ЖКС №2 Центрального района прибор учета был опломбирован, о чем был составлен акт от 20.03.2014 года в соответствии с требованиями закона.
После ввода ИПУ в эксплуатацию ответчик стал производить начисления коммунальных услуг «водоснабжение» и «водоотведение» в квартире истца с учетом показаний ИПУ.
В апреле 2017 года сотрудниками ответчика был произведен осмотр прибора учета и зафиксированы его показания – 04444, на основании которых была сформирована счет-квитанция за май 2017 года. Однако, на момент осмотра прибора учета, последний находился в неисправном состоянии, поскольку внутри прибора имелось значительное количества конденсата, следовательно, показания этого прибора не могли быть положены в основу расчета платы за коммунальные услуги. По обращению истца ООО «Городские коммунальные системы» была проведена проверка прибора ИПУ ХВС, 23.05.2017 года Ивановой М.А. было предоставлено извещение № 17 о непригодности к применению прибора учета. На основании данного заключения истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчет, который произведен не был, ответ на заявление в адрес потребителя не направлен.
Кроме того, в счете –квитанции за июнь 2017 года количество проживающих в квартире указано 15 человек, соответственно, из данного количества проживающих были произведены начисления, а в июле 2017 года в счете -квитанции количество проживающих указано 40 человек. При этом, документы, подтверждающие количество проживающих, составленные управляющей компанией надлежащим образом и в соответствии с требованиями закона отсутствуют.
Поскольку ответчик отказывается производить перерасчет коммунальных услуг добровольно, требования Ивановой М.А. игнорирует, ответ на ее обращения в установленный законом срок не предоставляет, истец просит суд:
- обязать ЖКС №2 Центрального района произвести Ивановой М.А. перерасчет за коммунальные услуги «водоснабжение» и «водоотведение» в отношении жилого помещении- <адрес> в Санкт-Петербурге, исключив незаконно начисленную сумму за данные услуги за период с 01.10.2015 года по 30.11.2017 года;
- взыскать с ответчика в пользу истца штраф в размере 50 % от незаконно начисленной суммы за период с 01.10.2015 года по 30.10.2017 года;
- взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в сумме 40 000 руб. и расходы по госпошлине – 300 руб. Требования изложены с учетом уточнения иска (л.д. 99-105).
Представитель истца – Романова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям с учетом представленных объяснений. Пояснила, что до 2014 года, истец оплачивала коммунальные услуги, исходя из количества проживающих – 5 человек по устной договоренности с управляющей компанией; сама в квартире не проживает, в квартире расположен хостел, с количеством койко- мест на 5 человек.
В 2014 году, когда были оборудованы приборы учета, начисления производились на основании показаний приборов, однако, впоследствии истец действительно нерегулярно снимала показания и имели место задолженности по оплате коммунальных услуг. При этом показания прибора учета в апреле 2017 года являются недостоверными, т.к. прибор был неисправен, однако ответчик это не учел, что привело к необоснованным начислениям. При снятии показаний счетчика в апреле 2017 года Иванова М.А. не присутствовала, акт не подписывал, указал на то, что данный документ составлен с грубыми нарушениями. Просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – Дементьева Н.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, против иска возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, а также в дополнениях к отзыву от 26.02.2018 года (л.д. 59-60). Показала, что неисправность прибора учета был установлена только 23.05.2017 года, что было учтено при формировании соответствующих начислений, при этом было учтено фактическое количество проживающих. Просила в иске отказать в полном объеме.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, полагает, что исковое заявление подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, Иванова М.А. является собственником четырехкомнатной квартиры по адресу: <адрес>. (л.д. 12, 17). Истец в квартире не зарегистрирована и не проживает, в ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривается сторонами, что квартира используется как хостел. До оборудования в квартире приборов учета оплата коммунальных услуг производилась по согласованию между сторонами из расчета 5 проживающих. Данный факт сторонами не оспорен, в счетах –квитанциях на оплату, выставляемых до мая 2017 года количество проживающих указано 5 человек (л.д. 26). Из данных квитанций также следует, что истца имелась задолженность по коммунальным платежам за прошлый период.
В марте 2014 года истец оборудовала в квартире прибор учета ИПУ ХВС, согласно акта приемки узла учета расхода ХВС на коммерческий учет произведен технический осмотр прибора и его опломбировка работниками ответчика, прибор находится в технически исправном состоянии (л.д. 28-29).
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Положениями п. 1 ст. 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из п.п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 (ред. от 09.09.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее- Правила) –
исполнитель (в данном случае –ответчик) обязан производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги в установленном Правилами порядке и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Согласно п. 59 Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета.
П. 82 Правил установлено, что исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца (п. 82).
При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета (п. 84).
Иванова М.А. указывает на неисполнение ответчиком своих обязанностей по проверке исправности приборов учета, что привело к нарушению ее прав. Вместе с тем, следует учитывать, что потребитель в силу требований п. 34 Правил обязан:
-при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем;
- обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;
-допускать исполнителя в занимаемое жилое помещение или домовладение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца;
- информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, на потребителя действующим законодательством также возложен обширный круг обязанностей, связанных с контролем за состоянием индивидуальных приборов учета.
При этом, истец не исполнила требования законодательства: не обеспечила проведение проверок прибора учета, не информировала управляющую компанию об изменении количества проживающих, не снимала показания прибора учета, не оплачивала коммунальные услуги, что привело к образованию задолженности. Как следует из объяснений представителя ответчика, истец длительное время не обеспечивала доступ в квартиру представителей управляющей компании для снятия показаний прибора учета.
Истец является собственником жилого помещения, следовательно, без волеизъявления Ивановой М.А., представители управляющей компании были лишены объективной возможности войти в квартиру для исполнения возложенных на них обязанностей. Данное обстоятельство подтверждается, в том числе актами от 25.05.2017 года, от 15.01.2018 года (л.д. 53, 147).
В материалах дела имеется акт, составленный работниками ЖКС №2 Центрального района от 13.04.2017 года, согласно которого проведен осмотр прибора учета, зафиксированы показания – 04444, помимо этого установлено количество проживающих- 15 человек (л.д. 52).
Истец указывает на недостоверность данных показаний, однако, с указанной позицией суд не может согласиться, поскольку, факт непригодности прибора учета к применению установлен 23.05.2017 года, что подтверждается извещением № 17, первоначально представленным истцом в форме копии (л.д.30), доказательств того, что прибор был неисправен на момент проведения проверки (13.04.2017 года)– не имеется.
В дело истцом также представлено извещение о непригодности к применению водосчетчика № 17 от 23.05.2017 года в подлиннике, на котором имеется рукописный текст следующего содержания «Во время проверки счетчика воды…он был залит водой.. данные не достоверны». Данный документ суд не принимает во внимание, поскольку имеются основания сомневаться в его подлинности. Первоначально рукописный текст на данном документе отсутствовал, (о чем свидетельствует копия извещения, приложенная Ивановой М.А. к иску), в управляющую компанию документ также направлялся без каких-либо пометок, следовательно, данные изменения были внесены позже после обращения в суд, что недопустимо. Тот факт, что соответствующие пометки были внесены по просьбе истца, подтвердил в судебном заседании свидетель Л.В.А. – главный метролог ООО «Городские коммунальные системы», подписавший вышеуказанное извещение. Данный свидетель также показал, что осмотр прибора производил не он, а другой метролог, он только подписал акт (л.д. 150).
Свидетель Т.С.В. – начальник ЭУ №4 ЖКС №2 Центрального района показал, что неоднократно выходил в квартиру истца, однако доступ обеспечен не был. Подтвердил, что 13.04.2017 года был в квартире, снимал показания счетчика, пояснил, что действительно, на нем скопился конденсат, однако, он находился в рабочем состоянии (л.д. 151).
Таким образом, факт неисправности прибора учета на момент проверки – 13.04.2017 года не нашел объективного подтверждения, следовательно, показания счетчика снятые в указную дату являются верными, в данной части оснований для произведения перерасчета не имеется и суд отказывает в удовлетворении иска в данной части.
Вместе с тем, суд полагает обоснованным требование истца в части обязания ответчика произвести перерасчет коммунальных начислений, исходя из фактического проживания граждан.
Так, актом от 13.04.2017 года установлено, что в квартире проживает 15 человек в связи с чем, в июне-июле 2017 года расчет начислений производился из указанного количества жильцов, а с августа 2017 года по ноябрь 2017 года из расчета 40 проживающих. В декабре 2017 года в квартире истца установлен новый прибор учета.
В соответствии с п. 42 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, а при его отсутствии определяется в соответствии с формулами, являющимися приложением N 2 к настоящим Правилам, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги и количества граждан постоянно или временно проживающих в жилом помещении.
В соответствии с п. 56(1) вышеуказанных Правил –
в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.
Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и членом совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, а также при наличии возможности определения даты начала их проживания и при условии подписания акта собственником жилого помещения (постоянно проживающим потребителем) указывается дата начала их проживания. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю), а при отказе в получении такого акта делается отметка.
Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
По смыслу закона, у управляющей компании, безусловно, есть право фиксировать количество проживающих граждан в том или ином жилом помещении, однако законодателем установлена определенная процедура такой фиксации и предусмотрены требования к составлению соответствующего акта, которые ЖКС № 2 Центрального района соблюдены не был, в частности:
- акт от 13.04.2017 года собственником квартиры не подписан; указанный документ истцу не передавался и в органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, не направлялся.
Как следует из письма Минстроя России от 10.11.2016 года №37404-АТ/04 -
в соответствии с пунктом 56(1) Правил N 354 в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (далее - Акт).
Необходимо отметить, что сам по себе указанный Акт не может являться основанием для применения количества указанных в Акте граждан в расчетах платы за коммунальные услуги. Составленный исполнителем коммунальных услуг Акт в соответствии с тем же пунктом 56(1) Правил N 354 в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
После получения Акта от исполнителя коммунальных услуг соответствующие уполномоченные органы проводят проверку и в случае подтверждения факта проживания в жилом помещении граждан, не имеющих в указанном помещении регистрации, составляют Протокол об административном правонарушении. Именно такой Протокол в соответствии с пунктом 58 Правил N 354 количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для определения количества временно проживающих граждан. Применение в расчетах платы за коммунальные услуги Акта, составленного исполнителем коммунальных услуг, в отсутствие составленного уполномоченными органами Протокола об административном правонарушении, недопустимо.
Правовые основания (акт), подтверждающий, что, начиная с августа 2017 года, в квартире проживает 40 человек вообще отсутствует.
При таких обстоятельствах, исковое заявление в данной части подлежит удовлетворению, суд обязывает ответчика произвести перерасчет начислений по оплате за коммунальные услуги в квартире Ивановой М.А. по адресу: <адрес>, за период с 01 июня 2016 года по ноябрь 2017 года, включительно, исходя из количества проживающих граждан– 5 человек (по взаимной договоренности).
В отношении взыскания с ответчика штрафа в порядке п. 155 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, согласно которого –
в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.
Основанием для взыскания штрафа в данном случае. Помимо иных оснований является обращение потребителя к ответчику с ответствующим требованием. Истец обращалась к ответчик с заявлением 24.05.2017 года, в котором указывала на неисправность прибора учета. При этом, обращений со стороны истца в управляющую компанию о произведении перерасчета в связи с необоснованными начислениями по количеству человек не поступало. Вопрос об обязании произвести перерасчет по указному основанию явился только предметом судебного спора.
Помимо этого, суд принимает во внимание, как было указано выше, что спорная ситуация с расчетом коммунальных начислений возникла не только по вине управляющей компании, но и по вине собственника, которая безответственно относилась к своим обязанностям: не контролировала техническое состояние прибора учета, не допускала в жилое помещение сотрудником ЖКС №2 Центрального района, своевременно не вносила коммунальные платежи. При таких обстоятельствах, правовых оснований для взыскания с ответчика штрафа не имеется, в данной части иска суд отказывает.
В порядке ст. 98, 100 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в сумме 40 000 руб., указанные расходы обоснованны с учетом сложности судебного спора, количества судебных заседаний, в которых принимал участие представитель и подтверждены документально, а также расходы по госпошлине за подачу иска в суд в сумме 300 руб.
а основании изложенного, руководствуясь ст. 198-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ №2 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░ 2017 ░░░░ ░░ ░░░░░░ 2017 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ 5 ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 40 000 ░░░. ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ 40 300 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░: