РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
30.07.2019 г. Пыть-Ях
Пыть-Яхский городской суд ХМАО - Югры, в составе судьи Ступина Р.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарём Еремейчук Н.М., с участием представителя административного ответчика Медведевой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алексеева Н.А., Панова В.В. и Михайловой С.А. к администрации г. Пыть-Яха ХМАО - Югры об оспаривании решения об отказе в согласовании заявленных к проведению публичных мероприятий и о возложении обязанности согласования проведения заявленных публичных мероприятий,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Алексеев Н.А., Панов В.В. и Михайлова С.А. обратились в Пыть-Яхский городской суд ХМАО - Югры с указанным административным исковым заявлением, мотивируя требования следующим. 09.07.2019 административные истцы уведомили главу г. Пыть-Яха ХМАО - Югры о проведении трех публичных мероприятий с количеством участников до 300 человек: пикетирование с призывом к исполнению постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Алексеев и Другие против России» о неправомерности запретов публичных мероприятий в поддержку прав сексуальных и гендерных меньшинств, с целью призыва к исполнению постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Алексеев и Другие против России» от 27.11.2018, вступившего в силу 06.05.2019, о неправомерности запретов шествий гей-парадов и других публичных мероприятий в поддержку прав сексуальных и гендерных меньшинств в городах России. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно было состояться 18.07.2019 с 09 до 10 часов в г. Пыть-Яхе; пикетирование с призывом к соблюдению конституционного права сексуальных и гендерных меньшинств на свободу ассоциаций и регистрацию общественных организаций, с целью призыва к Министерству юстиции Российской Федерации соблюдать конституционное право геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров на свободу ассоциаций и регистрацию общественных организаций. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно было состояться 18.07.2019 с 12 до 13 часов в г.Пыть-Яхе; шествие Пыть-Яхского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России, с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии, трансфобии, фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению, шествие должно состояться 22.07.2019 с 11 до 13 часов в г. Пыть-Яхе. 12.07.2019 и.о. главы г. Пыть-Яха Стефогло В.В. отказано в согласовании проведении всех трех мероприятий, со ссылкой на законодательство о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. В оспариваемом решении указано, что проведение заявленных публичных мероприятий в дневное время суток в местах, являющихся центральными улицами г. Пыть-Яха, где на территориях расположены образовательные организации, организации культуры и физкультурноспортивные организации, которые в большом количестве посещают дети, может привести к популяризации и агитации среди несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных отношений, оказать побуждающее воздействие на психику и нравственное здоровье несовершеннолетних, на совершение каких-либо действий или воздержание от них. В связи с тем, что митинги и шествия являются открытой, доступной каждому акцией, которая проводится на улице, предполагает присутствие большого количества людей, следовательно, присутствие несовершеннолетних исключить невозможно. На территории г. Пыть-Яха отсутствуют места, которые могут быть использованы для проведения публичных мероприятий, но при этом ограничивающие доступ несовершеннолетних. Организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае нарушения требований, установленных федеральным законодательством, могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке. Административные истцы находят отказ незаконным, поскольку в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предложений об изменении места или времени проведения заявленных публичных мероприятий им не поступило. Полагают, что подлинным основанием для вынесения оспариваемых решений явились предположения административного ответчика о нарушении проведением митингов и шествий законодательства о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, что не соответствует нормам международного права, правовым позициям Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации. Алексеев Н.А., Панов В.В. и Михайлова С.А. просят суд признать незаконным решение и.о. главы г. Пыть-Яха ХМАО - Югры Стефогло В.В. об отказе в согласовании шествия и пикетирований и просят возложить обязанность на муниципалитет согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.
Рзвещённые надлежащим образом Рѕ времени Рё месте судебного заседания административные истцы Алексеев Рќ.Рђ., Панов Р’.Р’. Рё Михайлова РЎ.Рђ. РІ процесс РЅРµ прибыли, ходатайствовали Рѕ рассмотрении дела РІ РёС… отсутствие.
С учётом мнения представителя административного ответчика, руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд не находит оснований для отложения разбирательства дела.
В судебном заседании представитель административного ответчика Медведева О.Н. административный иск не признала. В обоснование позиции представитель Медведева О.Н. пояснила, что в уведомлениях о проведении публичных мероприятий Алексеев Н.А., Панов В.В. и Михайлова С.А. указали следующие места, которые прямо запрещены положениями Закона ХМАО - Югры от 08.06.2009 № 81-оз «Об отдельных вопросах проведения публичного мероприятия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», а также Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Ссылка административных истцов на возможные риски столкновения между участниками публичных мероприятий и лицами, протестующими против их проведения, является голословной. Данное обстоятельство не явилось основанием для отказа и не рассматривалось администрацией города как основание для отказа в проведении публичного мероприятия.
Выслушав представителя административного ответчика и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 09.07.2019 Алексеев Н.А., Панов В.В. и Михайлова С.А. обратились в администрацию г. Пыть-Яха ХМАО - Югры с уведомлениями о проведении публичных мероприятий с количеством участников до 300 человек: пикетирование с призывом к исполнению постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Алексеев и Другие против России» от 27.11.2018 о неправомерности запретов публичных мероприятий в поддержку прав сексуальных и гендерных меньшинств, с целью призыва к исполнению постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Алексеев и Другие против России» от 27.11.2018, вступившего в силу 06.05.2019, о неправомерности запретов шествий гей-парадов и других публичных мероприятий в поддержку прав сексуальных и гендерных меньшинств в городах России. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно было состояться 18.07.2019 с 09 до 10 часов в г. Пыть-Яхе ХМАО - Югры; пикетирование с призывом к соблюдению конституционного права сексуальных и гендерных меньшинств на свободу ассоциаций и регистрацию общественных организаций, с целью призыва к Министерству юстиции Российской Федерации соблюдать конституционное право геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров на свободу ассоциаций и регистрацию общественных организаций. Пикетирование должно было состояться 18.07.2019 с 12 до 13 часов в г. Пыть-Яхе ХМАО - Югры; шествие Пыть-Яхского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России, с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии, трансфобии, фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению, шествие должно состояться 22.07.2019 с 11 до 13 часов в г. Пыть-Яхе ХМАО - Югры.
12.07.2019 и.о. главы г. Пыть-Яха ХМАО - Югры Стефогло В.В., в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», направлено сообщение об отказе в согласовании проведения 18, 22.07.2019 заявленных публичных мероприятий из-за проведения митингов и шествий в местах, где проведение подобных пикетирований и шествий запрещено законодательством.
Полагая отказ в проведении публичных мероприятий незаконным по вышеуказанным основаниям, административные истцы обжаловали его в Пыть-Яхский городской суд ХМАО - Югры.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1).
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (часть 2).
Статьей 8 названного Федерального закона предусмотрено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами (часть 1).
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек (часть 1.1).
К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: 1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; 2)путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; 3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов (часть 2).
После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 12 настоящего Федерального закона (часть 2.1).
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе, если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры (часть 2.2).
Статьей 2.1 Закона ХМАО - Югры от 08.06.2009 № 81-оз «Об отдельных вопросах проведения публичного мероприятия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» к местам, в которых запрещается проведение собраний, кроме определенных Федеральным законом, относятся: 1) культовые здания; 2) земли особо охраняемых территорий, а также зоны особо охраняемых территорий, выделенные в пределах границ населенных пунктов, за исключением территорий объектов, являющихся памятниками истории и культуры; 3) аэропорты; 4) железнодорожные станции и вокзалы; 5) привокзальные площади; 6) торгово-развлекательные комплексы (центры); 7) автодорожные вокзалы, автобусные станции; 8)речные порты, речные вокзалы, причалы (пристани), набережные; 9)рынки; 10) остановки общественного пассажирского транспорта; 11) детские и спортивные площадки; 12) мосты; 13) тоннели; 14) эстакады; 15) места захоронения (пункт 1).
Часть 3 указанного Закона ХМАО - Югры запрещает проведение митингов на территориях, прилегающих ближе чем на пятьдесят метров к местам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, а проведение шествий и демонстраций - на территориях, прилегающих ближе чем на пятьдесят метров к местам, указанным в пункте 1 и подпунктах 2 - 5 пункта 2 настоящей статьи.
В специально отведенном месте предельная численность лиц, участвующих в публичном мероприятии, уведомление о проведении которого не требуется, составляет сто человек (п. 6 ст. 2.2 Закона ХМАО - Югры от 08.06.2009 № 81-оз).
В силу ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, в том числе, если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
На основании фотоматериалов, карт и схем установив, что заявленные административными истцами места проведения в г. Пыть-Яха ХМАО - Югры шествия численностью около 300 человек; пикетирования численностью около 300 человек; пикетирования численностью около 300 человек, обоснованно отказал в согласовании проведения данных публичных мероприятий.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 14.02.2013 № 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» адресованное организатору публичного мероприятия требование согласования его проведения - по смыслу взаимосвязанных положений п. 7 ст. 2, ст. 7, ч. 1 ст. 10 и ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» - не означает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, получив уведомление, во всяком случае обязан отреагировать на него посредством доведения до организатора своих предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В данном случае органом местного самоуправления принималось решение об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий на основании ч. 3 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в силу прямого законодательно установленного запрета на проведение таких мероприятий в определенных местах, а не вследствие невозможности проведения публичных мероприятий в заявленных местах из-за сложившихся в это время и в этом месте обстоятельств, делающих невозможным их проведение.
Относительно доводов административных истцов об отсутствии нарушений проведением пикетирования и шествия законодательства о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребёнка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В соответствии с этим пунктами 1, 2 ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение (п.1).
В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (п. 2)
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.
Положения ч. 3 ст. 16 того же Федерального закона устанавливают, что такая информация не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа (ч. 1 ст.6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 23.09.2014 в„– 24-Рџ «По делу Рѕ проверке конституционности части 1 статьи 6.21 РљРѕРђРџ Р Р¤ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ жалобой граждан Рќ.Рђ. Алексеева, РЇ.Рќ. Евтушенко Рё Р”.Рђ. Рсакова» часть 1 статьи 6.21 РљРѕРђРџ Р Р¤ признанна РЅРµ противоречащей Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, поскольку - РїРѕ своему конституционно-правовому смыслу РІ системе действующего правового регулирования - РѕРЅР° направлена РЅР° защиту таких конституционно значимых ценностей, как семья Рё детство, Р° также РЅР° предотвращение причинения вреда Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ несовершеннолетних, РёС… нравственному Рё РґСѓС…РѕРІРЅРѕРјСѓ развитию Рё РЅРµ предполагает вмешательства РІ сферу индивидуальной автономии, включая сексуальное самоопределение личности, РЅРµ имеет целью запрещение или официальное порицание нетрадиционных сексуальных отношений, РЅРµ препятствует беспристрастному публичному обсуждению РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ правового статуса сексуальных меньшинств, Р° также использованию РёС… представителями всех РЅРµ запрещенных законом СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ выражения своей позиции РїРѕ этим вопросам Рё защиты СЃРІРѕРёС… прав Рё законных интересов, включая организацию Рё проведение публичных мероприятий, Рё - имея РІ РІРёРґСѓ, что противоправными РјРѕРіСѓС‚ признаваться только публичные действия, целью которых является распространение информации, популяризирующей среди несовершеннолетних или навязывающей РёРј, РІ том числе РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· обстоятельств совершения данного деяния, нетрадиционные сексуальные отношения, - РЅРµ допускает расширительного понимания установленного ею запрета.
Как указал Конституционный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ названном Постановлении, цель, которую преследовал федеральный законодатель РїСЂРё установлении данной РЅРѕСЂРјС‹, - оградить ребенка РѕС‚ воздействия информации, СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕР№ подтолкнуть его Рє нетрадиционным сексуальным отношениям, приверженность которым препятствует выстраиванию семейных отношений, как РѕРЅРё традиционно понимаются РІ Р РѕСЃСЃРёРё Рё выражены РІ Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Конституционный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации признает, что возможность влияния соответствующей информации, даже поданной РІ навязчивой форме, РЅР° будущую Р¶РёР·РЅСЊ ребенка РЅРµ является безусловно доказанной. Тем РЅРµ менее, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· специфики общественных отношений, связанных СЃ оказанием информационного воздействия РЅР° лиц, РЅРµ достигших совершеннолетия Рё потому находящихся РІ СѓСЏР·РІРёРјРѕРј положении, федеральный законодатель РІ рамках правового регулирования распространения среди несовершеннолетних информации Рѕ нетрадиционных сексуальных отношениях вправе - имея РІ РІРёРґСѓ вытекающую РёР· Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ единстве СЃ международно-правовыми актами приоритетную цель обеспечения прав ребенка Рё РїСЂРё достижении баланса конституционно защищаемых ценностей - использовать для оценки необходимости введения тех или иных ограничений критерии, основанные РЅР° презумпции наличия СѓРіСЂРѕР·С‹ интересам ребенка, тем более что вводимые РёРј ограничения касаются только адресной направленности соответствующей информации лицам определенной возрастной категории Рё потому РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ рассматриваться как исключающие возможность реализации конституционного права РЅР° СЃРІРѕР±РѕРґСѓ информации РІ этой сфере. Запрет осуществления указанных РІ С‡. 1 СЃС‚. 6.21 РљРѕРђРџ Р Р¤ публичных действий РІ отношении несовершеннолетних призван предотвратить повышенную концентрацию РёС… внимания РЅР° вопросах сексуальных отношений, СЃРїРѕСЃРѕР±РЅСѓСЋ РїСЂРё неблагоприятном стечении обстоятельств РІ значительной степени деформировать представления ребенка Рѕ таких конституционных ценностях, как семья, материнство, отцовство Рё детство, Рё негативно отразиться РЅРµ только РЅР° его психологическом состоянии Рё развитии, РЅРѕ Рё РЅР° социальной адаптации. РўРѕС‚ факт, что такой запрет РЅРµ распространяется РЅР° случаи, связанные СЃ пропагандой аморального поведения РІ рамках традиционных сексуальных отношений, которые также РјРѕРіСѓС‚ требовать государственного, РІ том числе административно-деликтного, реагирования, РЅРµ дает оснований для признания данной РЅРѕСЂРјС‹ РЅРµ соответствующей Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации СЃ точки зрения нарушения принципов равенства применительно Рє защите конституционных ценностей, которые обеспечивают непрерывную смену поколений. РџСЂРё этом Конституционный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· того, что косвенным объектом ее защиты являются также социальные СЃРІСЏР·Рё каждой конкретной личности, поскольку навязывание несовершеннолетним социальных установок, отличающихся РѕС‚ общепринятых РІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРј обществе, РІ том числе РЅРµ разделяемых, Р° РІ СЂСЏРґРµ случаев воспринимаемых как неприемлемые, родителями, которые РІ приоритетном РїРѕСЂСЏРґРєРµ несут ответственность Р·Р° воспитание Рё развитие СЃРІРѕРёС… детей, обязаны заботиться РѕР± РёС… Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ, физическом, психическом, РґСѓС…РѕРІРЅРѕРј Рё нравственном развитии (С‡. 2 СЃС‚. 38 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации; Рї. 1 СЃС‚. 63 Семейного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации), может провоцировать социальное отчуждение ребенка Рё препятствовать его благополучному развитию РІ семейной среде, тем более если иметь РІ РІРёРґСѓ, что конституционное равноправие, предполагающее Рё равенство прав независимо РѕС‚ сексуальной ориентации, еще РЅРµ предопределяет наличия фактически равнозначной оценки РІ общественном мнении лиц СЃ различной сексуальной ориентацией, СЃ чем РјРѕРіСѓС‚ быть сопряжены объективные трудности РїСЂРё стремлении избежать негативного отношения отдельных представителей общества Рє соответствующим лицам РЅР° бытовом СѓСЂРѕРІРЅРµ. Рто касается Рё тех случаев, РєРѕРіРґР° сама РїРѕ себе информация, запрещенная Рє распространению РІ среде несовершеннолетних, может быть направлена, СЃ точки зрения ее распространителя, РЅР° преодоление как такового негативного отношения Рє этим лицам. Устанавливая специальный (ограничительный) правовой режим распространения информации, касающейся нетрадиционных сексуальных отношений, ее доступности для несовершеннолетних, федеральный законодатель принимал РІРѕ внимание Рё социально-психологические особенности личности ребенка, связанные СЃ восприятием такой информации. Рхотя избранный РёРј возрастной критерий также является РІ контексте неоднозначности экспертных оценок относительно возраста, РІ котором РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ окончательное формирование сексуальных предпочтений, РІ определенным смысле оценочным, РѕРЅ придает ограничению, предусмотренному С‡. 1 СЃС‚. 6.21 РљРѕРђРџ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, точечный, РїРѕ существу, характер, что снимает проблему его соразмерности РІ указанном аспекте. РџСЂРё этом сам РїРѕ себе запрет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений - как деятельности РїРѕ целенаправленному Рё бесконтрольному распространению информации, СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕР№ нанести вред Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ, нравственному Рё РґСѓС…РѕРІРЅРѕРјСѓ развитию, РІ том числе сформировать искаженные представления Рѕ социальной равноценности традиционных Рё нетрадиционных сексуальных отношений, - среди несовершеннолетних, которые РІ силу возраста РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ самостоятельно критически оценить полученные сведения, РЅРµ исключает подачи соответствующей информации РІ нейтральном (просветительском, художественном, историческом) контексте. Такое информирование, если РѕРЅРѕ лишено признаков пропаганды, то есть РЅРµ направлено РЅР° формирование предпочтений, связанных СЃ выбором нетрадиционных форм сексуальной идентичности, Рё обеспечивает индивидуализированный РїРѕРґС…РѕРґ, учитывающий особенности психического Рё физиологического развития детей РІ той или РёРЅРѕР№ возрастной РіСЂСѓРїРїРµ, характер конкретного освещаемого РІРѕРїСЂРѕСЃР°, может осуществляться СЃ привлечением специалистов - педагогов, медиков, психологов.
Положения Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Согласно ч. 2 ст. 12 названного Закона в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Данные нормы материального права с учётом их конституционного толкования обязывают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления в пределах их компетенции не согласовывать проведение публичного мероприятия до устранения организатором несоответствия указанных в уведомлении противоправных целей публичного мероприятия действующим законодательным предписаниям. Доводы административных истцов не содержат указания на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о том, что цели и формы публичных мероприятий, о которых уведомили административные истцы, могли быть реализованы путём распространения информации о гомосексуальных отношениях в допустимой нейтральной форме. Напротив, в уведомлениях и в иске нарочито указаны общественные места, доступные для посещения детей, что не исключает пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних. Нельзя согласиться и с доводами административных истцов о том, что оспариваемое решение муниципалитета противоречит нормам международного права и прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, а также являются дискриминационным по отношению сообществу лесбиянок, гомосексуалистов, бисексуалов и трансгендеров.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребёнку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей (п. 2 ст. 5 названного Федерального закона). При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка (п. 1 ст. 9 того же Федерального закона). Названные нормы права согласуются с Конвенцией о правах ребенка (Нью-Йорк, 20.11.1989). Согласно упомянутой Конвенции государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств (ст. 2). Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках, имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества (ст. 4). Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 6). Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности (ст. 8). Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры (ст. 19). Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34). В преамбуле Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) указано, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3 Всеобщей декларации прав человека).
Согласно п. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950) (с изменениями и дополнениями от 21.09.1970, 20.12.1971, 01.01.1990, 06.11.1990, 11.05.1994) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Уважение этих прав гарантировано другими нормами Всеобщей декларации прав человека и Конвенции, предусматривающими возможность ограничения иных прав и свобод в том случае, если они сводятся к злоупотреблению правом.
В соответствии с п. 2 ст. 29 Всеобщей декларация прав человека при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Осуществление СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РЅР° выражение мнения, налагающее обязанности Рё ответственность, может быть сопряжено СЃ определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом Рё необходимы РІ демократическом обществе РІ интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного РїРѕСЂСЏРґРєР°, РІ целях предотвращения беспорядков Рё преступлений, для охраны Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ Рё нравственности, защиты репутации или прав РґСЂСѓРіРёС… лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета Рё беспристрастности правосудия (Рї. 2 СЃС‚. 10 Конвенции). Осуществление права РЅР° СЃРІРѕР±РѕРґСѓ мирных собраний РЅРµ подлежит никаким ограничениям, РєСЂРѕРјРµ тех, которые предусмотрены законом Рё необходимы РІ демократическом обществе РІ интересах национальной безопасности Рё общественного РїРѕСЂСЏРґРєР°, РІ целях предотвращения беспорядков Рё преступлений, для охраны Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ Рё нравственности или защиты прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ РґСЂСѓРіРёС… лиц (Рї. 2 СЃС‚. 11 Конвенции). Ничто РІ настоящей Конвенции РЅРµ может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо РіСЂСѓРїРїР° лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой Р±С‹ то РЅРё было деятельностью или совершать какие Р±С‹ то РЅРё было действия, направленные РЅР° упразднение прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ, признанных РІ настоящей Конвенции, или РЅР° РёС… ограничение РІ большей мере, чем это предусматривается РІ Конвенции (СЃС‚. 17). Поскольку применительно Рє названным законоположениям принцип уважения прав человека должен соблюдаться Рё самими административными истцами РїСЂРё проведении публичного мероприятия пропаганды своего образа Р¶РёР·РЅРё неопределенному РєСЂСѓРіСѓ лиц, включая детей, то муниципалитет обоснованно РІ решении предупредил организаторов публичного мероприятия Рѕ создаваемой СѓРіСЂРѕР·Рµ нарушения охраняемых законом прав Рё интересов детей. РЎРІРѕР±РѕРґР° собраний РІ интерпретации административных истцов, изложенной РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении, означает отсутствие каких-либо запретов, что РЅРµ соответствует положениям СЃС‚. 21 Международного пакта Рѕ гражданских Рё политических правах, устанавливающей, что пользование правом РЅР° мирные собрания РЅРµ подлежит никаким ограничениям, РєСЂРѕРјРµ тех, которые налагаются РІ соответствии СЃ законом Рё которые необходимы РІ демократическом обществе РІ интересах общественной безопасности, общественного РїРѕСЂСЏРґРєР°, охраны Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ Рё нравственности населения или защиты прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ РґСЂСѓРіРёС… лиц. Вышеприведенные обстоятельства дела Рё цель заявленных публичных мероприятий требовали РѕС‚ администрации Рі.Пыть-РЇС…Р° принятие предусмотренных законом мер РїРѕ защите прав детей РѕС‚ информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения Рё формирующей неуважение Рє родителям Рё (или) РґСЂСѓРіРёРј членам семьи, распространение которой РїСЂСЏРјРѕ запрещено Рї. 4 С‡. 2 СЃС‚.5 Федерального закона «О защите детей РѕС‚ информации, причиняющей вред РёС… Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рё развитию». РљСЂРѕРјРµ того, Постановлением Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 23.09.2014 в„– 24-Рџ «По делу Рѕ проверке конституционности С‡.1 СЃС‚. 6.21 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ жалобой граждан Рќ.Рђ. Алексеева, РЇ.Рќ. Евтушенко Рё Р”.Рђ. Рсакова» указано, что поскольку РѕРґРЅРѕ РёР· предназначений семьи - рождение Рё воспитание детей, то РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ законодательного РїРѕРґС…РѕРґР° Рє решению РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ демографического Рё социального характера РІ области семейных отношений РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации лежит понимание брака как СЃРѕСЋР·Р° мужчины Рё женщины, что РІ полной мере согласуется СЃ предписаниями статей 7 Рё 38 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё РЅРµ противоречит Международному пакту Рѕ гражданских Рё политических правах (статья 23) Рё Конвенции Рѕ защите прав человека Рё основных СЃРІРѕР±РѕРґ (СЃС‚. 12), предусматривающим возможность создания семьи РІ соответствии СЃ национальным законодательством, регулирующим осуществление этого права. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· этого Рё учитывая, что РЅРё РёР· Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РЅРё РёР· принятых РЅР° себя Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерацией международно-правовых обязательств РЅРµ вытекает обязанность государства РїРѕ созданию условий для пропаганды, поддержки Рё признания СЃРѕСЋР·РѕРІ лиц РѕРґРЅРѕРіРѕ пола (Определения Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 16.11.2006 в„– 496-Рћ Рё РѕС‚ 19.01.2010 в„– 151-Рћ-Рћ), осуществляемое федеральным законодателем РЅР° основании Рї. «в» СЃС‚. 71 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации регулирование СЃРІРѕР±РѕРґС‹ слова Рё СЃРІРѕР±РѕРґС‹ распространения информации РЅРµ предполагает создание условий, способствующих формированию Рё утверждению РІ обществе РІ качестве равнозначных иных, отличных РѕС‚ общепризнанных, трактовок института семьи Рё сопряженных СЃ РЅРёРј социальных Рё правовых институтов.
Таким образом, предлагаемая к пропаганде информация не основана на традиционных представлениях о гуманизме в контексте особенностей национального и конфессионального состава российского общества, его социокультурных и иных исторических характеристик, в частности на сформировавшихся в качестве общепризнанных в российском обществе (и разделяемых всеми традиционными религиозными конфессиями) представлениях о браке, семье, материнстве, отцовстве, детстве, которые получили свое формально-юридическое закрепление в Конституции Российской Федерации, и об их особой ценности. Соответственно, распространение лицом своих убеждений и предпочтений, касающихся сексуальной ориентации и конкретных форм сексуальных отношений не должно ущемлять достоинство других лиц и ставить под сомнение общественную нравственность в ее понимании, сложившемся в российском обществе, поскольку иное противоречило бы основам правопорядка. Законодательный запрет к такой пропаганде, направленной на защиту здоровья детей, не может расцениваться как дискриминационный, поскольку в равной степени относится ко всем.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШРР›:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Алексеева Н.А., Панова В.В. и Михайловой С.А. к администрации г. Пыть-Яха ХМАО - Югры об оспаривании решения об отказе в согласовании заявленных к проведению публичных мероприятий и о возложении обязанности согласования проведения заявленных публичных мероприятий.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ХМАО - Югры в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Пыть-Яхский городской суд.
Мотивированное решение составлено 30.07.2019.
РЎСѓРґСЊСЏ: РїРѕРґРїРёСЃСЊ
верно: судья Р.Н. Ступин
Секретарь: Н.М. Еремейчук
Подлинник находится в Пыть-Яхском городском суде в деле № 2а-426/2019
«Решение не вступило в законную силу»
РЈРР” 86RS0012-01-2019-000575-98