УИД 59RS0004-01-2024-001858-47
Дело № 12-474/2024
Р Е Ш Е Н И Е
29 мая 2024 года г. Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Рожкова И.П., при секретаре Баженовой В.Р., с участием Дзюба С.А., рассмотрев жалобу Дзюба С.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении ведущего специалиста по закупкам ФГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения РФ Дзюба С.А. ,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № ведущий специалист по закупкам ФГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения РФ Дзюба С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Дзюба С.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление признать незаконным и отменить, указав, что постановление Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 не содержит упоминаний об укрупненных позициях КТРУ. Наличие укрупненных позиций связано с особенностями функционала Единой информационной системы (далее - ЕИС). Как следует из Руководства пользователей (открытый конкурс в электронной форме и аукцион), в случае, если была выбрана укрупненная позиция, и в КТРУ существуют позиции, соответствующие выбранной укрупненной позиции КТРУ, Система отображает подсказку о необходимости уточнить позицию КТРУ. Для укрупненных позиций отображается пиктограмма «*». В приложениях к данной жалобе представлены скриншоты экрана в формате. pdf с информацией из Руководства пользователей Единой информационной системы «Порядок проведения электронных процедур по способам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) «Открытый конкурс в электронной форме» и «Электронный аукцион». Укрупненная (группировочная) позиция КТРУ представляет собой позицию КТРУ, объединяющую набор позиций КТРУ, относящихся к одной номенклатурной единице. Следовательно, функционал ЕИС предполагает, что при наличии укрупненной позиции заказчик при размещении извещения должен выбрать укрупненную позицию КТРУ. Использование при осуществлении закупки укрупненной позиции напрямую не запрещено, но не рекомендуется. Если выбрать укрупненную позицию, то фактически используемые характеристики будут соответствовать иной позиции КТРУ (для конкретного ТРУ). У Заказчика в личном кабинете ЕИС нет технической возможности использовать конкретную укрупнённую позицию № Кроме того, позиция № не соответствует требованиям Заказчика в части неизменяемой характеристики «Диаметр центральной горловины (Миллиметр)». Также отмечает, что в условиях позиции КТРУ диаметр центральной горловины указан некорректно, так как не уточнено внешний это диаметр или внутренний (по информации с сайта предполагаемого поставщика https<Адрес> эти параметры необходимо разделять и в точности указывать), а так как характеристика это неизменяемая и обязательная, то сотрудникам Заказчика не представилось возможным указать параметр точный. Управлением Федеральной антимонопольной службы не представлено доказательств наличия у Заказчика технической возможности применения позиции №, которая является укрупненной, следовательно, вина Заказчика является недоказанной, событие административного правонарушения отсутствует. Также указала об истечении срока давности привлечения к административной ответственности по состоянию на дату вынесения постановления – ДД.ММ.ГГГГ, принимая во внимание, что извещение о закупке было опубликовано «27» февраля 2023 года.
Дзюба С.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Должностное лицо, административный орган извещены.
Оценив доводы жалобы, заслушав объяснения лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ за размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, предусмотрена административная ответственность для должностных лиц в виде наложения административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках) извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Федеральный закон от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании п. 14 ч. 3 ст. 4 Закона о закупках единая информационная система
содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о закупках формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о закупках Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила формирования, Правила использования).
Согласно пп. «б» п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил использования в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п. 7 Правил использования в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Пунктом 8 Правил использования при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
В пункте 9 Правил формирования предусмотрено, что каталог формируется и ведется в электронной форме. Позиция каталога формируется согласно пункту 10 настоящих Правил.
В соответствии с пп. «в» п. 10 Правил формирования в позицию каталога включается следующая информация: код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.
Подпунктом «д» п. 10 Правил формирования установлено, что в позицию каталога включается следующая информация: справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии).
Согласно п. 12 Правил формирования код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Из представленных материалов следует, что в отношении ФГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения РФ проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении электронного аукциона на поставку лабораторной посуды (извещение №).
Проверкой установлено, что согласно извещению №, к поставке требуется, в том числе, колба коническая КН-1-1000-29/32 ТС со шкалой, которому соответствует следующая позиция № (посуда для лабораторных целей стеклянная).
Описание объекта закупки содержится в приложении Техническое задание.
В соответствии с таблицей, указанной в п. 2 Технического задания, Заказчику требуется к поставке Колба коническая № ТС со шкалой.
Также установлено, что в КТРУ имеется код позиции КТРУ №(Колба коническая) (тип. Кн) с датой включения в Каталог - ДД.ММ.ГГГГ и датой начала обязательного применения-ДД.ММ.ГГГГ.
Извещение о проведении данного электронного аукциона опубликовано Заказчиком ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона вышеуказанный код позиции КТРУ не использован, а также не используются характеристики, являющиеся обязательными для применения в соответствии с позицией кода №, чем нарушены требования п.5 ч.1 ст.42 Закона о закупках.
Лицом, ответственным за закупку данного имущества, являлся ведущий специалист по закупкам ФГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения РФ Дзюба С.А.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении в отношении Дзюба С.А. по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ДД.ММ.ГГГГ - постановления о назначении Дзюба С.А. административного наказания.
Оценив представленные доказательства, прихожу к выводу о том, что заказчиком при описании объекта закупки по извещению 0№ нарушения законодательства о закупках не допущено, в силу следующего.
Дзюба С.А. вменяется не применение кода КТРУ №(Колба коническая) (тип. Кн) с датой включения в Каталог - ДД.ММ.ГГГГ и датой начала обязательного применения-ДД.ММ.ГГГГ и, соответственно, характеристик, являющихся обязательными для применения в соответствии с данной позицией кода КТРУ.
Исходя из смысла п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145, заказчик вправе осуществлять описание объекта закупки, руководствуясь ст. 33 Закона о контрактной системе, исключительно в случае отсутствия соответствующей позиции в каталоге товаров, работ, услуг. Таким образом, именно наличие соответствующей позиции в коде каталога является определяющим фактором для использования при описании объекта закупки такого кода, а не соответствие показателя данной позиции потребности заказчика.
Вместе с тем, предложенная позиция КТРУ не соответствовала нуждам заказчика, поскольку не содержала характеристик в описании товара на сайтах потенциальных поставщиков, кроме того, характеристики товара из предложенной позиции КТРУ противоречат характеристикам, примененным заказчиком при описании объекта закупки, в частности, в части неизменяемой характеристики «Диаметр центральной горловины (Миллиметр).
Более того, из просмотренной видеозаписи на электронном носителе, представленном Дзюба С.А., следует, что у заказчика отсутствовала техническая возможность применить указанную позицию КТРУ при описании объекта закупки, что свидетельствует об отсутствии вины Дзюба С.А. во вменяемом ей нарушении и, соответственно, об отсутствии состава административного правонарушения.
В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Дзюба С.А. по настоящему делу об административном павонарушении, подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья,
р е ш и л:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ведущего специалиста по закупкам ФГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения РФ Дзюба С.А. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья - (И.П. Рожкова)