Решение по делу № 2-221/2022 от 27.10.2022

УИД 46RS0009-01-2022-000279-59

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Курская область, п. Конышевка    16 ноября 2022 года

Конышевский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Батуро С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тороховой П.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Конышевского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Наумовского сельсовета Конышевского района Курской области о возложении обязанности провести мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Конышевского района Курской области в суд с иском к администрации Наумовского сельсовета Конышевского района Курской области (далее по тексту Администрация) о возложении обязанности провести мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения, в обоснования иска указывает, что в ходе проведения анализа исполнения Администрацией законодательства об охране окружающей среды, а также о муниципальной собственности были выявлены нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, с целью устранения которых в адрес Администрации 05.09.2022 прокуратурой Конышевского района Курской области направлено представление. Однако, по состоянию на 26.10.2022 Администрацией, в нарушение ст. 9 Федерального закона от <дата> №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», на принадлежащем Администрации гидротехническом сооружении, протяженностью 642 метра, расположенном по адресу: <адрес>, не осуществлена разработка критериев безопасности гидротехнического сооружения; не созданы финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством РФ для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; не обеспечено внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении; не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; не проведена аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнического сооружения. В нарушение п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 №1596, Администрацией не разработан и не согласовывался расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Неисполнение указанных требований создает предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, угрозы жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, причинения вреда окружающей среде. Просил суд возложить на Администрацию обязанность в срок до 30.03.2023 создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством РФ для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; в срок до 30.10.2023 разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения; обеспечить внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении; провести аттестацию работников по вопросам безопасности гидротехнического сооружения; разработать и согласовать расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Смородский С.Л. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации в судебное заседание не явился, о месте и времени заседания извещен надлежащим образом, согласно представленного в адрес суда заявления, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя Администрации, исковые требования признал, не возражал против их удовлетворения.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно ч. 1 ст. 42 Водного кодекса Российской Федерации, при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 117-ФЗ от 21.07.1997 "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций: устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Статьей 8 Федерального закона N 117-ФЗ от 21.07.1997 "О безопасности гидротехнических сооружений" определено, что обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее по тексту Федеральный закон №117-ФЗ) собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:

    -    обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

    -    обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

    -    развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

    -    обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

    -    организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

    -    осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям;

    -    заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

    -    обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;

    -    обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются, в том числе, резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организаций. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

Согласно ст. 10, Федерального закона от 27.07.2010 №225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта, если иное не предусмотрено договором в отношении опасных объектов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца, который вручается страховщиком страхователю после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса.

Согласно ст. 7 Федерального закона №117-ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) обновляются в Регистре после утверждения декларации безопасности гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона №117-ФЗ внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 вышеуказанного Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 №1596, утверждены Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" (далее по тексту - Правила).

Указанные Правила устанавливают порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (далее - финансовое обеспечение ответственности) (п. 1 Правил).

Согласно п. 2 Правил величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (далее - вероятный вред).

Исходя из требований п. 3 Правил расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с утвержденной в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 г. №1596 методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.

В соответствие с п. 4 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в 30-дневный срок согласовывает расчет вероятного вреда при соответствии его методике, предусмотренной пунктом 3 настоящих Правил, в части правильности определения величин составляющих вероятного вреда или возвращает его владельцу гидротехнического сооружения без согласования с указанием конкретных несоответствий расчета вероятного вреда указанной методике.

В соответствии с п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются, в том числе, резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организаций. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 №225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта, если иное не предусмотрено договором в отношении опасных объектов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца, который вручается страховщиком страхователю после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса.

Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В ходе проведённой прокуратурой Конышевского района Курской области проверки установлено, что на территории муниципального образования «Наумовский сельсовет» Конышевского района Курской области на реке <данные изъяты> у <адрес> расположено гидротехническое сооружение, длинной 642 метра.

Собственником указанного гидротехнического сооружения является Муниципальное образование «Наумовский сельсовет» Конышевского района Курской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата>.

Вместе с тем, вопреки ст. 9 Федерального закона №117-ФЗ по состоянию на 26.10.2022 Администрацией не осуществлена разработка критериев безопасности гидротехнического сооружения; не созданы финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством РФ для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; не обеспечено внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении; не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; не проведена аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнического сооружения.

В нарушение п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 №1596, Администрацией не разработан и не согласовывался расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Данные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах проведенного анализа от <дата> (л.д. представлением прокурора Конышевского района Курской области от <дата> об устранении нарушений требований законодательства в сфере безопасности гидротехнического сооружения (л.д. ), ответом Администрации на вышеуказанное представление от <дата> (л.д. ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Таким образом, действующим законодательством на собственника гидротехнического сооружения возложены обязанности по соблюдению требований безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения, не соблюдение которых несет потенциальную опасность возникновения чрезвычайной ситуации на территории, прилегающей гидротехническому сооружению, расположенному на реке <данные изъяты> у <адрес> <адрес> <адрес> и соответственно причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, имуществу физических и юридических лиц, а также окружающей среде.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Администрацией не были осуществлены в полном объеме действия по организации безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения, собственником которого она является.

В исковом заявлении прокурор просил установить срок для исполнения решения суда в части создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте – гидротехническом сооружении в срок до <дата>, а в оставшейся части исковых требований в срок до <дата>. С учетом фактических обстоятельств дела и необходимости обеспечения прав и интересов неопределенного круга лиц, суд считает указанный срок достаточным для исполнения решения суда.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению.

Разрешая в порядке статьи 98 ГПК РФ вопрос о возмещении судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением гражданского дела, суд принимает во внимание, что согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Конышевского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Наумовского сельсовета Конышевского района Курской области удовлетворить.

Возложить на администрацию Наумовского сельсовета Конышевского района Курской области обязанности:

    -    в срок до <дата> создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>; заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте – гидротехническом сооружении, расположенном по адресу: <адрес>

    -    в срок до <дата> разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения, обеспечить внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, провести аттестацию работников по вопросам безопасности гидротехнического сооружения, разработать и согласовать расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Конышевский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 17.11.2022.

        Судья        Батуро С.В.

2-221/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Конышевского района Курской области
Ответчики
Администрация Наумовского сельсовета
Суд
Конышевский районный суд Курской области
Судья
Батуро Сергей Вячеславович
Дело на странице суда
konyshevsky.krs.sudrf.ru
27.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2022Передача материалов судье
31.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2022Судебное заседание
17.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее