Р— Рђ Рћ Р§ Рќ Рћ Р• Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Североуральск 23 августа 2017 года
Североуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Аксёнова А.С.,
при секретаре судебного заседания Кулагиной Н.П.,
с участием истца Строкиной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Строкиной Т. В. к обществу с ограниченной ответственностью «Соцэнерго» об обязании произвести перерасчет платы за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, исполнить принятые на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества, взыскании компенсации морального вреда,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
требования истца мотивированы тем, что она является собственником жилого помещения и председателем совета многоквартирного дома по адресу: <адрес> Управление домом осуществляет Управляющая компания ООО «Соцэнерго».
С ДД.ММ.ГГГГ года включительно взятые на себя обязательства по содержанию жилья ООО «Соцэнерго» не выполняет. Не выполняются основные виды работ, установленные Минимальным перечнем работ, услуг необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Не проводится ремонт крыш, ремонт труб в подвалах, в подъездах не меняются лампочки. Однако квитанции на оплату услуг выставляются в полном объеме за все услуги. Она считает, что её потребительские права нарушены.
Жильцы данного многоквартирного дома неоднократно обращались с заявлениями в ООО «Соцэнерго» с просьбой сделать перерасчет по статье «Содержание жилья», обращались в Администрацию Североуральского городского округа, прокуратуру г. Североуральска и Департамент государственного жилищного и строительного надзора по Северному управленческому округу, в том числе и с просьбой заменить управляющую компанию на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Специалистами отдела контроля по Северному управленческому округу Департамента Государственного Жилищного и Строительного надзора Свердловской области в пределах своей компетенции неоднократно проводились внеплановые выездные проверки содержания общего имущества в многоквартирном жилом. В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России 27.09.2003 года № 170, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354. Выявлены нарушения требований Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 года № 731. ООО «Соцэнерго» было привлечено к административной ответственности государственной жилищной инспекцией за нарушение жилищного законодательства.
РћРЅР° неоднократно звонила диспетчеру РћРћРћ «Соцэнерго» Рё указывала Рѕ фактах нарушения качества коммунальных услуг, требовала сделать влажную СѓР±РѕСЂРєСѓ РІ подъезде, РІ том числе, приглашала специалистов РћРћРћ «Соцэнерго» провести проверку Рё составить акт Рѕ нарушении качества коммунальной услуги. Однако СѓР±РѕСЂРєСѓ РІ подъезде проводили только перед приездом РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ГЖР.
Поскольку исполнителем игнорируются требования, и не проводится проверка качества коммунальных услуг, то ею, как председателем совета многоквартирного дома, создана комиссия в составе председателя и жильцов дома.
С ДД.ММ.ГГГГ комиссией составляются акты проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. Такие акты подписываются не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, а также ведется журнал учета актов о ненадлежащем предоставлении коммунальных услуг.
Она считает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для перерасчета размера платы управляющей компании за содержание жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ ею в адрес ООО «Соцэнерго» была направлена претензия по поводу предоставления ей услуги ненадлежащего качества и с просьбой, произвести перерасчет размера платы за содержание жилья, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обосновать, правомерность выставления в квитанциях платы за содержание жилья (предоставить сведения о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества, с указанием наименования и стоимости работ), а также надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Ответа на претензию не последовало.
Она не согласна с начислениями, производимыми ООО «Соцэнерго», приостановила оплату услуг по содержанию жилья. Всего за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ года по услугам «содержание жилья» начислено <данные изъяты>
Ответчик причинил ей моральный вред, поскольку не обеспечил благоприятные и безопасные условия проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, безопасность для жизни и здоровья, а также нарушил обязательства по договору, что причинило ей множество волнений и переживаний, компенсацию которого оценивает в 100 000 рублей.
РџСЂРѕСЃРёС‚:
- обязать ответчика ООО «Соцэнерго» произвести перерасчет размера платы за услугу «содержание и ремонт жилого помещения» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на сумму 11 618,35 рубля;
- обязать ответчика ООО «Соцэнерго» надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном <адрес>;
- взыскать с ответчика ООО «Соцэнерго» компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
В судебном заседании истец Строкина Т.В. иск поддержала по предмету и основаниям, уточнила, что просит произвести перерасчет платы за содержание жилья в сторону уменьшения на сумму, указанную в иске. Пояснила, что договор управления между жильцами дома и ООО «Соцнерго» не заключался, жильцы не знали о том, что эта управляющая организация стала управлять домом.
Ответчик, в том числе его арбитражный управляющий, извещенные надлежащим образом о месте, времени и дате рассмотрения дела, не направили в суд представителей, не просили рассмотреть дело в их отсутствие, не просили об отложении разбирательства дела, не оповестили суд о причинах неявки, не представили письменные возражения. Заказное письмо, направленное в адрес арбитражного управляющего вернулось с отметкой «отказ адресата в получении», что следует считать надлежащим извещением ответчика о времени и месте судебного заседания (ч. 2 ст. 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Заслушав истца, изучив доводы иска, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права № истец является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> соответственно, в силу ч. 3 ст. 31 и п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, является лицом, обязанным своевременно производить оплату оказанных ей коммунальных услуг и услуг по содержанию жилья.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения, включает в себя плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме).
В силу ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
На основании ч. 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 10 данной статьи изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 6 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491 (далее по тексту – Правила от 13.08.2006 года № 491) в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы, обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
Согласно п. 10 данных Правил в случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, размер платы за содержание жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения.
В силу п. 15 Правил от 13.08.2006 года № 491 факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения.
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
РР· материалов дела следует, что РћРћРћ «Соцэнерго» РІ период СЃ марта 2016 РіРѕРґР° РїРѕ май 2017 РіРѕРґР° предъявляло истцу платежные документы РЅР° оплату услуг РїРѕ содержанию жилья. Всего Р·Р° этот период начислено 11 618,35 рубля.
Согласно информации, предоставленной Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный дом по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года находился в перечне управляемых ООО «Соцэнерго» многоквартирных домов.
По правилам ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 03.04.2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (вместе с «Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме»), к которым относятся, в том числе:
- контроль за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них. Устранение выявленных неисправностей;
- сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;
- влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;
- мытье окон;
- очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см;
- сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;
- очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова);
- очистка придомовой территории от наледи и льда;
- очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома;
- уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд;
- подметание и уборка придомовой территории;
- очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, и уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома;
- уборка и выкашивание газонов;
- прочистка ливневой канализации;
- уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае – собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
За весь спорный период, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истцом представлены акты о неоказании ООО «Соцэнерго» услуг по содержанию жилья. В каждом из актов зафиксировано, что не убираются места общего пользования, не очищаются от снега козырьки, крылечки при входе в подъезд и придомовая территория (мусор, грязь), не вкручиваются лампочки освещения, жильцы самостоятельно меняют лампочки, в подъездах темно, на лестничных площадках и маршах мусор, не закрыты на замок двери в подвал, нет поручней на крыльце, жильцы убирают мусор самостоятельно, много мусора на контейнерных площадках, стены в подъездах требуют ремонта (шпатлевка, побелка), проводка в подъездах не закреплена, не отремонтированы отдельные участки кровли, некачественная уборка подъездов.
Акты подписаны истцом, как председателем комиссии, и членами комиссии числом не менее двух. Ответчиком данные акты не оспорены, доказательства фактического оказания услуги по содержанию жилья, оказанию данной услуги надлежащего качества не представлены.
Строкина Т.В. обратилась в ООО «Соцэнерго» с претензией, в которой требовала произвести перерасчет размера платы за содержание жилья за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приводя доводы, изложенные в исковом заявлении. Претензия зарегистрирована ООО «Соцэнерго» ДД.ММ.ГГГГ. Ответ на претензию не дан.
Заявления о перерасчете платежей за содержание жилья в связи с неоказанием этой услуги Строкиной Т.В. и других жильцов данного многоквартирного дома регистрировались ООО «Соцэнерго» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Строкина Т.В. по вопросу неоказания услуг по содержанию жилья со стороны ООО «Соцэнерго» обращалась, в том числе, в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области. Как следует из ответа данного органа от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ООО «Соцэнерго» ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка с участием должностных лиц этой управляющей компании, по результатам которой установлены нарушения в содержании общего имущества многоквартирного дома, выдано предписание об их устранении. При проведении контрольной проверки установлены факты невыполнения предписания, составлен протокол об административном правонарушении по ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
РќР° аналогичные нарушения РћРћРћ «Соцэнерго» указано Департаментом государственного жилищного Рё строительного надзора Свердловской области РІ ответах жильцу данного РґРѕРјР° Р¤РРћ4 РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ.
Рстцом представлены фотоснимки, РЅР° которых изображены ступени РІ подъезд, придомовая территория, оконные стекла РІ подъезде. РР· РЅРёС… РІРёРґРЅРѕ, что РћРћРћ «Соцэнерго» РЅРµ следит Р·Р° состоянием этих объектов.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, установлена обязанность исполнителя принять обращение потребителя о выявленном факте оказания услуг ненадлежащего качества, а также составить акт проверки с установлением факта нарушения либо его отсутствия (п.п. 105-109 названных Правил).
Между тем, несмотря на обращение истца к ответчику с жалобами на ненадлежащее оказание услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома, ответчик указанный акт не составил.
Как следует из ответа ОМВД Российской Федерации по г. Североуральску от ДД.ММ.ГГГГ № Строкиной Т.В., ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело по факту подделки протокола общего собрания собственников, т.е. пол ч. 1 ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Договор управления между истцом и ответчиком не заключен. Тем не менее, данное обстоятельство правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку, как следует из системного толкования действующего жилищного законодательства, все работы и услуги, перечисленные в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, заключен такой договор либо нет.
Таким образом, факт ненадлежащего оказания услуги по содержанию жилья в период, указанный истцом, судом установлен. Данное обстоятельство является основанием для уменьшения платы за содержание жилья.
Что касается требования о возложении на ответчика обязанности надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества, то оно удовлетворено быть не может, поскольку управляющая организация обязана оказывать данные услуги надлежащим образом в силу закона (ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Как разъяснено в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Согласно п. 2 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Принимая во внимание, что материалами дела подтвержден факт нарушения ответчиком потребительских прав истца, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда.
Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств дела, времени, в течение которого услуга не оказывалась, либо оказывалась некачественно, требований разумности, суд определяет сумму компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.
Поскольку судом в пользу истца присуждена компенсация морального вреда, с ответчика на основании п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» подлежит взысканию штраф в размере 2 500 рублей.
На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
обязать общество с ограниченной ответственностью «Соцэнерго» произвести перерасчет платы за содержание общего имущества многоквартирного дома в сторону уменьшения на 11 618 (одиннадцать тысяч шестьсот восемнадцать) рублей 35 копеек по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Соцэнерго» в пользу Строкиной Т. В.:
- компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей,
- штраф в размере 2 500 (две тысячи пятьсот) рублей.
Отказать в удовлетворении оставшейся части иска.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Соцэнерго» в доход бюджета Североуральского городского округа государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
СУДЬЯ АКСЁНОВ А.С.