Дело № 2-37/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
08 февраля 2018 года г. Жуковка Брянской области
Жуковский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Конториной А.С.,
РїСЂРё секретаре Недосек Рћ.Р.,
с участием: представителя истца - Брянского природоохранного прокурора – заместителя прокурора Деркова В.В.,
представителя ответчика – МУП «Водоканал» - Кашанова А.Н.,
представителя соответчика – ОАО «Жилкомхоз» - Дмитренок А.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию Жуковского района «Водоканал» о понуждении к совершению действий,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с указанным иском, в котором указал, что МУП «Водоканал» является водопользователем, использует поверхностный водный объект ручей Прудовый в <адрес>, поверхностный водный объект ручей Безымянный (правобережный приток реки Десна) в <адрес> для целей сброса сточных вод. Кроме того, сброс сточных вод в реку Десна осуществляется и школой-интернат <адрес>.
В ходе исследования качества сточной воды с очистных сооружений было установлено следующее: в <адрес> превышены ПДК: по БПК5 в 1,6 раза, аммоний-иону в 2,46 раза, нитрит-аниону в 3,8 раза, фосфатам по фосфору в 44,5 раза, ХПК в 2,8 раза и нефтепродуктам в 2 раза; в <адрес> выявлено превышение ПДК по БПК5 в 1,7 раза, аммоний-иону в 1,44 раза, нитрит-аниону в 3,1 раза, фосфаты по фосфору в 40 раз и ХПК в 2,2 раза; с очистных сооружений школы-интернат в <адрес> превышены ПДК: по БПК5 в 1,35 раза, нитрит-аниону в 1,5 раза, фосфатам по фосфору в 37 раз, ХПК в 2,2 раза.
В связи с тем, что МУП «Водоканал» осуществляет сброс сточных вод в водный объект с превышением показателей качества сточных вод, природоохранный прокурор Брянской области в уточненных исковых требованиях просит: обязать МУП «Жуковского района Водоканал» и ОАО «Жилкомхоз» привести показатели качества сточных вод в соответствие с показателями, указанными в решении о предоставлении водного объекта (ручья Безымянный) в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №; в решении о предоставлении водного объекта (реки Десна) в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №; в решении о предоставлении водного объекта (ручья Прудовый) в пользование от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с планом мероприятий по ремонту и снижению сбросов загрязняющих веществ очистных сооружений на 2018 г., утвержденным ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заместитель Брянского природоохранного прокурора Дерков В.В. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика МУП «Водоканал» Кашанов А.Н. исковые требования в судебном заседании признал и пояснил, что в настоящее время разработан план мероприятий по устранению выявленных нарушений.
Представитель соответчика - ОАО «Жилкомхоз» - Дмитренок А.Т. исковые требования признал и пояснил, что очистные сооружения были переданы в аренду МУП «Водоканал», который обязаны производить ремонт этих сооружений. Они, как собственники, также выполнят запланированные мероприятия.
Представители третьих лиц – администрации Жуковского района Брянской области и Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области в судебное заседание не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд определил продолжить рассмотрение дела в отсутствие третьих лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в частности, поверхностные и подземные воды. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Согласно ст. 22, ч. 1 ст. 34 этого же Федерального закона, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу ч. 1, 2 ст. 39 данного федерального закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Как установлено в ч. 1-4 ст. 35 Водного кодекса РФ, поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
РџСЂРё этом, согласно СЃС‚. 39, Рї. 1 СЃС‚. 44 Р’РѕРґРЅРѕРіРѕ кодекса Р Р¤, водопользователи РїСЂРё использовании водных объектов обязаны РЅРµ допускать нарушение прав РґСЂСѓРіРёС… собственников водных объектов, водопользователей, Р° также причинение вреда окружающей среде, содержать РІ исправном состоянии эксплуатируемые РёРјРё очистные сооружения, выполнять иные предусмотренные настоящим кодексом Рё РґСЂСѓРіРёРјРё федеральными законами обязанности. Рспользование водных объектов для целей СЃР±СЂРѕСЃР° сточных, РІ том числе дренажных, РІРѕРґ осуществляется СЃ соблюдением требований, предусмотренных данным кодексом Рё законодательством РІ области охраны окружающей среды.
Общие требования к охране водных объектов установлены ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ, согласно которой при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ч. 6 ст. 56, пп. 1,3 ч. 6 ст. 60 этого же кодекса, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах); осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
Судом установлено, что МУП «Водоканал» является водопользователем, использует поверхностный водный объект ручей Прудовый в д. <адрес>, поверхностный водный объект ручей Безымянный (правобережный приток реки Десна) в <адрес> для целей сброса сточных вод. Кроме того, сброс сточных вод в реку Десна осуществляется и школой-интернат <адрес>, имеет правоустанавливающие документы – Решения о предоставлении водного объекта в пользование №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-32).
Факт того, что МУП «Водоканал» в нарушение требований указанных положений ст. 2,22,23,34,39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.35,39,44,55,56,60 Водного кодекса РФ систематически осуществляется сброс сточных вод в водные объекты ручей Прудовый, ручей Безымянный, реку Десна с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, подтверждается протоколом исследования качества сточной воды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33).
С учетом приведенных выше установленных обстоятельств, суд признает обоснованными доводы прокурора о том, что систематический, на протяжении длительного времени сброс ответчиками недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты влечет нерациональное использование природных ресурсов, оказывает негативное воздействие на водные объекты, создает угрозу истощения вод, чем нарушаются интересы общества и Российской Федерации в области охраны окружающей среды, кроме того, такое использование нарушает интересы Российской Федерации как собственника водных объектов. При этом в результате попадания недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты нарушаются права и неопределенного круга лиц – граждан РФ, проживающих на территории Брянской области, а также лиц временно находящихся на указанной территории.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
РСЃРє Брянского природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РІ защиту интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц удовлетворить.
Муниципальному унитарному предприятию Жуковского района «Водоканал» и открытому акционерному обществу «Жилкомхоз» привести показатели качества сточных вод согласно показателям, указанным в Решении о предоставлении водного объекта (ручья Безымянный» в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №; в Решении о предоставлении водного объекта (реки Десна) в пользовании от ДД.ММ.ГГГГ №; в Решении о предоставлении водного объекта (ручья Прудовый) в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с планом мероприятий по ремонту и снижению сбросов загрязняющих веществ очистных сооружений на 2018 год, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ.
План мероприятий по ремонту и снижению сбросов загрязняющих веществ очистных сооружений МУП «Водоканал» на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный и согласованный ДД.ММ.ГГГГ, является неотъемлемой частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Жуковский районный суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления мотивировочной части решения.
Председательствующий судья подпись А.С. Конторина
Решение вступило в законную силу 14 марта 2018 года
Судья А.С. Конторина