Решение по делу № 2-37/2018 от 31.10.2017

Дело № 2-37/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 февраля 2018 РіРѕРґР° Рі. Р–СѓРєРѕРІРєР° Брянской области    

    Р–СѓРєРѕРІСЃРєРёР№ районный СЃСѓРґ Брянской области РІ составе:

председательствующего судьи Конториной А.С.,

при секретаре Недосек О.И.,

с участием: представителя истца - Брянского природоохранного прокурора – заместителя прокурора Деркова В.В.,

представителя ответчика – МУП «Водоканал» - Кашанова А.Н.,

представителя соответчика – ОАО «Жилкомхоз» - Дмитренок А.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию Жуковского района «Водоканал» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с указанным иском, в котором указал, что МУП «Водоканал» является водопользователем, использует поверхностный водный объект ручей Прудовый в <адрес>, поверхностный водный объект ручей Безымянный (правобережный приток реки Десна) в <адрес> для целей сброса сточных вод. Кроме того, сброс сточных вод в реку Десна осуществляется и школой-интернат <адрес>.

В ходе исследования качества сточной воды с очистных сооружений было установлено следующее: в <адрес> превышены ПДК: по БПК5 в 1,6 раза, аммоний-иону в 2,46 раза, нитрит-аниону в 3,8 раза, фосфатам по фосфору в 44,5 раза, ХПК в 2,8 раза и нефтепродуктам в 2 раза; в <адрес> выявлено превышение ПДК по БПК5 в 1,7 раза, аммоний-иону в 1,44 раза, нитрит-аниону в 3,1 раза, фосфаты по фосфору в 40 раз и ХПК в 2,2 раза; с очистных сооружений школы-интернат в <адрес> превышены ПДК: по БПК5 в 1,35 раза, нитрит-аниону в 1,5 раза, фосфатам по фосфору в 37 раз, ХПК в 2,2 раза.

В связи с тем, что МУП «Водоканал» осуществляет сброс сточных вод в водный объект с превышением показателей качества сточных вод, природоохранный прокурор Брянской области в уточненных исковых требованиях просит: обязать МУП «Жуковского района Водоканал» и ОАО «Жилкомхоз» привести показатели качества сточных вод в соответствие с показателями, указанными в решении о предоставлении водного объекта (ручья Безымянный) в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №; в решении о предоставлении водного объекта (реки Десна) в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №; в решении о предоставлении водного объекта (ручья Прудовый) в пользование от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с планом мероприятий по ремонту и снижению сбросов загрязняющих веществ очистных сооружений на 2018 г., утвержденным ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании заместитель Брянского природоохранного прокурора Дерков В.В. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика МУП «Водоканал» Кашанов А.Н. исковые требования в судебном заседании признал и пояснил, что в настоящее время разработан план мероприятий по устранению выявленных нарушений.

Представитель соответчика - ОАО «Жилкомхоз» - Дмитренок А.Т. исковые требования признал и пояснил, что очистные сооружения были переданы в аренду МУП «Водоканал», который обязаны производить ремонт этих сооружений. Они, как собственники, также выполнят запланированные мероприятия.

Представители третьих лиц – администрации Жуковского района Брянской области и Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области в судебное заседание не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд определил продолжить рассмотрение дела в отсутствие третьих лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в частности, поверхностные и подземные воды. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Согласно ст. 22, ч. 1 ст. 34 этого же Федерального закона, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу ч. 1, 2 ст. 39 данного федерального закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Как установлено в ч. 1-4 ст. 35 Водного кодекса РФ, поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

При этом, согласно ст. 39, п. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения, выполнять иные предусмотренные настоящим кодексом и другими федеральными законами обязанности. Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Общие требования к охране водных объектов установлены ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ, согласно которой при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч. 6 ст. 56, пп. 1,3 ч. 6 ст. 60 этого же кодекса, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах); осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Судом установлено, что МУП «Водоканал» является водопользователем, использует поверхностный водный объект ручей Прудовый в д. <адрес>, поверхностный водный объект ручей Безымянный (правобережный приток реки Десна) в <адрес> для целей сброса сточных вод. Кроме того, сброс сточных вод в реку Десна осуществляется и школой-интернат <адрес>, имеет правоустанавливающие документы – Решения о предоставлении водного объекта в пользование №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-32).

Факт того, что МУП «Водоканал» в нарушение требований указанных положений ст. 2,22,23,34,39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.35,39,44,55,56,60 Водного кодекса РФ систематически осуществляется сброс сточных вод в водные объекты ручей Прудовый, ручей Безымянный, реку Десна с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, подтверждается протоколом исследования качества сточной воды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33).

С учетом приведенных выше установленных обстоятельств, суд признает обоснованными доводы прокурора о том, что систематический, на протяжении длительного времени сброс ответчиками недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты влечет нерациональное использование природных ресурсов, оказывает негативное воздействие на водные объекты, создает угрозу истощения вод, чем нарушаются интересы общества и Российской Федерации в области охраны окружающей среды, кроме того, такое использование нарушает интересы Российской Федерации как собственника водных объектов. При этом в результате попадания недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты нарушаются права и неопределенного круга лиц – граждан РФ, проживающих на территории Брянской области, а также лиц временно находящихся на указанной территории.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Брянского природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

    РњСѓРЅРёС†РёРїР°Р»СЊРЅРѕРјСѓ унитарному предприятию Р–СѓРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ района «Водоканал» Рё открытому акционерному обществу «Жилкомхоз» привести показатели качества сточных РІРѕРґ согласно показателям, указанным РІ Решении Рѕ предоставлении РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта (ручья Безымянный» РІ пользование РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–; РІ Решении Рѕ предоставлении РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта (реки Десна) РІ пользовании РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–; РІ Решении Рѕ предоставлении РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта (ручья Прудовый) РІ пользование РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, РІ соответствии СЃ планом мероприятий РїРѕ ремонту Рё снижению СЃР±СЂРѕСЃРѕРІ загрязняющих веществ очистных сооружений РЅР° 2018 РіРѕРґ, утвержденным ДД.РњРњ.ГГГГ.

План мероприятий по ремонту и снижению сбросов загрязняющих веществ очистных сооружений МУП «Водоканал» на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный и согласованный ДД.ММ.ГГГГ, является неотъемлемой частью настоящего решения.

    Р РµС€РµРЅРёРµ может быть обжаловано сторонами РІ апелляционном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ Брянский областной СЃСѓРґ через Р–СѓРєРѕРІСЃРєРёР№ районный СЃСѓРґ Брянской области РІ течение месяца СЃРѕ РґРЅСЏ изготовления мотивировочной части решения.

Председательствующий судья подпись А.С. Конторина

Решение вступило в законную силу 14 марта 2018 года

Судья А.С. Конторина

2-37/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Брянский природоохранный прокурор
Ответчики
МУП Жуковского района "Водоканал"
Другие
Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области
Администрация Жуковского района Брянской области
Суд
Жуковский районный суд Брянской области
Судья
Конторина Алла Сергеевна
Дело на странице суда
zhukovsky.brj.sudrf.ru
31.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.10.2017Передача материалов судье
01.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2017Подготовка дела (собеседование)
20.11.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.12.2017Предварительное судебное заседание
18.12.2017Судебное заседание
10.01.2018Судебное заседание
16.01.2018Судебное заседание
08.02.2018Судебное заседание
13.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2018Дело оформлено
14.03.2018Дело передано в архив
08.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее