УИД 11RS0003-01-2021-001758-97
г. Сыктывкар Дело № 2-1073/2021 г. (№ 33-1514/2022 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Шерстневой А.А.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 марта 2022 года дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Коми на решение Интинского городского суда от 23 декабря 2021 года, по которому
обязано Министерство здравоохранения Республики Коми за счет бюджетных средств обеспечить медицинским изделием «Тест-полоски для глюкометра «Акку Чек Актив» № 50 в количестве 2 упаковок Беляеву В.Ф., <Дата обезличена> г.р.
Взыскана с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Беляевой В.Ф. компенсация морального вреда в размере 3000 рублей.
Решение суда в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения Республики Коми обеспечить Беляеву В.Ф. медицинским изделием «Тест-полоски для глюкометра «Акку Чек Актив» № 50 в количестве 2 упаковок обращено к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Инты обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности обеспечить Беляеву В.Ф. изделием медицинского назначения «Тест-полоски для глюкометра «Акку Чек Актив» № 50 в количестве 2 упаковок, взыскании компенсации морального вреда в размере 3000 руб. В обоснование искового заявления указано, что Беляева В.Ф., <Дата обезличена> г.р. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» с диагнозом: «...». Лечащим врачом для лечения Беляевой В.Ф. назначено применение тест-полосок для глюкометра. Заявка на закупку указанного изделия медицинского назначения включена в сводную заявку ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» и направлена ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» в Министерство здравоохранения Республики Коми 23.07.2020. Беляевой В.Ф. 23.08.2021 выписан рецепт серии 87-9-21 № 110034015283 на получение медицинского изделия «Тест-полоски для глюкометра «Акку Чек Актив» № 50 в количестве 2 упаковок. Согласно информации ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» от 19.11.2021 для получения вышеуказанного препарата Беляева В.Ф. обратилась 25.08.2021 и предъявила указанный рецепт, однако, ввиду отсутствия, указанный препарат Беляевой В.Ф. не выдан.
Определением Интинского городского суда от 06.12.2021 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Интинская центральная городская больница» (далее - ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ»).
Суд принял указанное выше решение, об отмене которого просит по доводам апелляционной жалобы ответчик, со ссылкой на неправильное применение судом норм материального права.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствии сторон, третьего лица, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения по следующим основаниям.
Судом установлено, что Беляева В.Ф., 22.11.1948 г.р., состоит на диспансерном учете ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» с 24.05.2010 с диагнозом «...», с 30.09.2020с диагнозом «...», с 30.09.2020 с диагнозом «...», имеет право на льготное лекарственное обеспечение.
23 августа 2021 года Беляевой В.Ф. выписан льготный рецепт серии 87-9-21 № 110034015283 на получение медицинского изделия «Тест-полоски для глюкометра «Акку Чек Актив» № 50 в количестве 2 упаковок.
25 августа 2021 года Беляева В.Ф. обратилась в ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» и предъявила указанный рецепт, который поставлен на отсроченное обслуживание в связи с отсутствием лекарственного препарата в аптечной сети - ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» на день обращения.
Исходя из ответа ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» от 25.11.2021, до настоящего времени рецепт серии 87-9-21 № 110034015283 на получение Беляевой В.Ф. медицинского изделия «Тест-полоски для глюкометра «Акку Чек Актив» № 50 в количестве 2 упаковок находится на отсроченном обеспечении в виду его отсутствия. Предприятие информирует Министерство здравоохранения Республики Коми и медицинские организации в еженедельном формате о наличии в аптечных организациях рецептов отсроченного обслуживания для принятии в отношении них соответствующих мер.
Заявки на обеспечение истца в 2021 году медицинским изделием в необходимом для бесперебойного и непрерывного лечения были поданы ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» в Министерство здравоохранения Республики Коми своевременно 23.07.2020, однако Беляева В.Ф. не была обеспечена им.
Удовлетворяя исковые требования в части возложения на ответчика обязанности обеспечить истца медицинскими изделиями «Тест-полоски для глюкометра «Акку Чек Актив» № 50 в количестве 2 упаковок, суд руководствовался положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 № 283, исходил из того, что истец относится к категории лиц, подлежащих обеспечению бесплатными медицинскими изделиями, ответчиком не представлено достаточных доказательств того, что им были предприняты все необходимые меры к организации своевременного обеспечения граждан (в том числе и истца) указанными медицинскими изделиями.
Удовлетворяя исковые требования в части компенсации морального вреда, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из нарушенного права истца на льготное лекарственное обеспечение.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно п.п. 10, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Исходя из установленных судом первой инстанции обстоятельств, судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку достоверно установлено, что по медицинским показаниям медицинские изделия «Тест-полоски для глюкометра «Акку Чек Актив» № 50 в количестве 2 упаковок являются для Беляевой В.Ф. необходимыми, не обеспечение данными медицинскими изделиями приводит к нарушению прав истца на бесплатную медицинскую помощь, при этом Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение торгов по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан, обеспечивает их наличие в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент выписки рецепта от 23.08.2021 в аптечной сети уполномоченной фармацевтической организации, а также в аптеке № 114, где обслуживается Беляева В.Ф. имелись в наличии тест-полоски с иными наименованиями по региональной льготе, в связи с чем ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» необходимо было осуществить переоформление спорного рецепта на тест-полоски, имеющиеся в наличии, аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции.
Отклоняя указанные доводы суд верно учел пояснения Беляевой В.Ф. о том, что она на постоянной основе использует глюкометр «Акку Чек Актив» № 50. Другой глюкометр у нее отсутствует, его приобретение является для истца затруднительным и повлечет дополнительные материальные затраты. Также судом учтено то, что ответчик не отрицает тот факт, что спорные изделия были необходимы истцу по жизненным показаниям, их отсутствие могло поставить истца в опасность, осложнить течение ее заболевания, и не оспаривает, что заявка ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» о необходимости приобретения медицинского изделия, которое требовалось пациенту, была направлена ему заблаговременно 23.07.2020.
Довод жалобы о том, что на момент вынесения решения (23.12.2021) рецепт от 23.08.2021 был погашен ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» - 22.12.2021, не является основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Учитывая, что доказательств невозможности предоставления вышеуказанных сведений суду первой инстанции до принятия им решения по существу спора, не представлено, судебная коллегия не принимает во внимание приложенный к апелляционной жалобе список рецептов Беляевой В.Ф., в котором имеется отметка о погашении рецепта от 23.08.2021. Кроме того, в данном списке дата погашения рецепта не указана.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда, в связи с отсутствием вины Министерства, являются несостоятельными.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 -1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Материалами дела достоверно установлено, что гарантированное Беляевой В.Ф. федеральными законами право на льготное лекарственное обеспечение было нарушено. В силу своих полномочий именно Министерство здравоохранения Республики Коми обязано обеспечивать лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения граждан, включенных в регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В связи с несвоевременным обеспечением необходимыми медицинскими изделиями жизнь и здоровье истца были поставлены в опасность, что безусловно не могло не причинять ей нравственные страдания.
При определении размера компенсации суд первой инстанции исходил из характера и объема, причиненных истцу нравственных и физических страданий, связанных с необеспечением лекарственным препаратом, причинением нравственных переживаний и опасений за состояние своего здоровья, что с учетом имеющегося у истца заболевания, негативно отражалось на состоянии ее здоровья.
Размер компенсации морального вреда истцом не оспаривается.
Судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями гражданского процессуального законодательства дал надлежащую оценку представленным доказательствам, не согласиться с которой коллегией оснований не установлено, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, в связи с чем предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Интинского городского суда Республики Коми от 23 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 марта 2022 года.
Председательствующий
Судьи