РЎСѓРґСЊСЏ: Кощеева Р.Рђ. РіСЂ. дело в„– 33-3218/2022
(номер дела суда первой инстанции 2-421/2021)
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
г. Самара 18 апреля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Акининой О.А.
судей Катасонова А.В., Маркина А.В.
при секретаре Моревой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Отрадный на решение Отрадненского городского суда Самарской области от 2 ноября 2021 года, которым постановлено:
В«Рсковые требования РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рі. Отрадного Самарской области Рє Администрации Рі.Рѕ. Отрадный Самарской области Рѕ возложении обязанности устранить нарушения требований федерального законодательства Рѕ безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, допущенных РїСЂРё содержании автомобильных РґРѕСЂРѕРі удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Отрадный Самарской области устранить нарушения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, допущенных при содержании автомобильных дорог, расположенных по адресу: <адрес>, в течение 9-ти месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, а именно:
по <адрес>:
- обустроить тротуар (пешеходную дорожку) на участке от <адрес> до <адрес>,
на <адрес>:
- обустроить тротуар (пешеходную дорожку) на всем протяжении улицы;
- установить искусственное освещение на всем протяжении улицы,
на <адрес>:
- установить искусственное освещение на участке от <адрес>,
на <адрес>:
- обустроить тротуар (пешеходную дорожку) на участке от <адрес>,
на <адрес>:
- установить искусственное освещение на участке от <адрес>
на <адрес>:
- установить искусственное освещение на участке от <адрес>,
на улице <адрес>:
- обустроить тротуар (пешеходную дорожку) на всем протяжении улицы»
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Самарского областного СЃСѓРґР° РђРєРёРЅРёРЅРѕР№ Рћ.Рђ., выслушав объяснение представителя Администрации Рі.Рѕ. Отрадный – РљСѓСЋРјРґР¶СЏРЅ Р•.Р., поддержавшего РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, мнение помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рі. Отрадный Самарской области, полагавшего решение оставить без изменения, судебная коллегия
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р› Рђ:
27.01.2021Рі. РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Рі. Отрадного Самарской области обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Администрации Рі. Отрадного Рѕ возложении обязанности РїРѕ устранению нарушений требований федерального законодательства Рѕ безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, допущенных РїСЂРё осуществлении РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ деятельности РІ отношении автомобильных РґРѕСЂРѕРі, указав РІ обоснование, что Прокуратурой <адрес> РЅР° основании решения Рѕ проведении проверки РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– РІ период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РіРі. совместно СЃ РћР“РБДД РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства Рѕ безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения РїСЂРё содержании улично-РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ сети Рі.Рѕ. <адрес>, РІ С…РѕРґРµ которой выявлен СЂСЏРґ нарушений требований нормативных документов Рё технических регламентов, касающихся содержания автомобильных РґРѕСЂРѕРі РїРѕ <адрес> РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РІ адрес Администрации Рі.Рѕ. Отрадный Прокуратурой Рі.Рѕ. Отрадный ДД.РњРњ.ГГГГ внесено представление РѕР± устранении нарушений в„– в„–, РїРѕ результатам рассмотрения которого Администрация Рі.Рѕ. Отрадный частично удовлетворила требования прокуратуры.
Согласно повторному акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ № недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог по вышеуказанным улицам в полном объеме не устранены.
Так, на <адрес> выявлены следующие нарушения:
-отсутствует тротуар (пешеходная дорожка) на участке от <адрес> до <адрес>;
-отсутствует горизонтальная дорожная разметка «Пешеходный переход», «Стоп-линия» на пересечении с <адрес>, с <адрес>, напротив <адрес> «Пешеходный переход»;
-неисправно искусственное освещение на участке от <адрес> до территории ООО «ТО-2», перед пересечением с <адрес> (неработающие светильники в количестве 2 единиц расположены подряд), на пересечении с <адрес> (неисправно искусственное освещение пешеходного перехода), на пересечении с <адрес> (неисправно искусственное освещение пешеходного перехода).
На <адрес>:
-отсутствует горизонтальная дорожка разметка «Пешеходный переход» перед пересечением с <адрес> и <адрес>;
-отсутствует осевая горизонтальная дорожная разметка, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, на всем протяжении улицы;
-отсутствуют дорожные знаки «Место остановки автобуса» на остановке общественного транспорта напротив <адрес>.
На <адрес>:
-отсутствует тротуар (пешеходная дорожка) на всем протяжении улицы;
-отсутствует осевая горизонтальная дорожная разметка, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, на всем протяжении улицы;
-отсутствует искусственное освещение на всем протяжении улицы.
От <адрес> до стелы на въезде в город:
-отсутствует осевая горизонтальная дорожная разметка, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений на всем протяжении улицы.
На <адрес>:
-отсутствуют дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса» на остановке общественного транспорта напротив <адрес>;
-отсутствует осевая горизонтальная дорожная разметка, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, на всем протяжении улицы;
-отсутствует искусственное освещение на участке от 4-го <адрес>а до 6-го <адрес>а.
На <адрес>:
-отсутствует тротуар (пешеходная дорожка) на всем протяжении улицы;
-отсутствует осевая горизонтальная дорожная разметка, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, на всем протяжении улицы.
На <адрес>:
-отсутствует горизонтальная дорожная разметка «Пешеходный переход» на пересечении с <адрес>, на пересечении с <адрес> отсутствует разметка «Стоп-линия»;
-неисправно искусственное освещение на остановке общественного транспорта напротив <адрес>;
-отсутствует искусственное освещение на участке от <адрес> до <адрес>;
-отсутствует осевая горизонтальная дорожная разметка, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, на всем протяжении улицы.
На <адрес>:
-отсутствует искусственное освещение на участке от <адрес> до <адрес>;
-отсутствует горизонтальная дорожная разметка «Пешеходный переход» перед пересечением с <адрес>;
-отсутствует осевая горизонтальная дорожная разметка, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, на всем протяжении улицы;
-неисправно искусственное освещение на участке между <адрес> и <адрес> (неработающие светильники в количестве 2 единиц расположены подряд), перед пересечением с <адрес> (неработающие светильники на пересечении проезжих частей).
На <адрес>:
-отсутствует горизонтальная дорожная разметка «Пешеходный переход» в районе <адрес>, 8, перед пересечением с <адрес>;
-отсутствует горизонтальная дорожная разметка «Стоп-линия» перед пересечением с <адрес>.
На улице <адрес>:
-отсутствует тротуар (пешеходная дорожка) на всем протяжении улицы.
Постановлением Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № указанные автомобильные дороги включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г.о. <адрес>. Однако, указанные дороги не содержатся надлежащим образом, не обустроены в соответствии с действующими нормативами безопасности дорожного движения.
В ответ на представления администрация г.о. Отрадный сообщила планировании строительства тротуаров по <адрес> в рамках реализации муниципальной программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования в г.о. <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ гг., утвержденной Постановлением Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, нанесение осевой горизонтальной разметки и установка дорожных знаков запланировано на весенне-летний период 2021 года, устройство освещения предусмотрено в рамках реализации муниципальной программы «Благоустройство территории г.о <адрес> на 2019-2021 гг.», утвержденной Постановлением Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, возможность устройства искусственного освещения и устранения недостаточности освещения проезжей части по <адрес> будет рассмотрена в рамках реализации вышеуказанной программы при достаточности средств бюджета.
По мнению истца, ответчик не исполнил возложенные на него действующим законодательством обязанности в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
Непринятие ответчиком своевременных мер по ремонту автомобильных дорог нарушает права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, а также увеличивает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий и создает реальную угрозу причинения вреда имуществу, жизни или здоровью неопределенного круга лиц.
Ссылаясь на изложенное, указав в качестве правового основания ст. 2 Конституции РФ, ст. 27 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования (<данные изъяты> прокурор г. Отрадного просил суд: обязать Администрацию г.о. Отрадный устранить нарушения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, допущенных при содержании автомобильных дорог, расположенных по адресу: <адрес> г в течение 9-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а именно:
По <адрес>:
-обустроить тротуар (пешеходную дорожку) на участке от <адрес> до <адрес>.
На <адрес>:
-обустроить тротуар (пешеходную дорожку) на всем протяжении улицы;
-установить искусственное освещение на всем протяжении улицы.
На <адрес>:
-установить искусственное освещение на участке от <адрес>.
На <адрес>:
-обустроить тротуар (пешеходную дорожку) на участке от <адрес> до <адрес>.
На <адрес>:
-установить искусственное освещение на участке от <адрес> до <адрес>.
На <адрес>:
-установить искусственное освещение на участке от <адрес> до <адрес>.
На улице <адрес>:
-обустроить тротуар (пешеходную дорожку) на всем протяжении улицы.
Определением Отрадненского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. к участию в рассмотрении гражданского дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено О МВД России по <адрес> <данные изъяты>
Определением Отрадненского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. к участию в рассмотрении гражданского дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства обслуживания населения г.о. Отрадный Самарской области (<данные изъяты>
Определением Отрадненского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. к участию в рассмотрении гражданского дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление капитального строительства Администрации г.о. Отрадный Самарской оюласти <данные изъяты>
02.11.2021 г. судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация г.о. Отрадный Самарской области не согласна с решением суда первой инстанции, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
До начала судебного заседания от третьего лица Управления ЖКХ и ОН г.о. Отрадный Самарской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствии.
Представитель администрации г.о. Отрадный поддержал доводы апелляционной жалобы, прокурор возражал относительно доводов жалобы, остальные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
В силу статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Рзучив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, проверив законность Рё обоснованность постановленного РїРѕ делу решения, РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, предусмотренным статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Р Р¤, судебная коллегия РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами которого являются: охрана жизни, здоровья, имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. (ч.1,9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
На основании п. 5, 6, 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
-утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;
-осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
-определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения.
РЎСѓРґРѕРј установлено Рё следует РёР· материалов дела, что Прокуратурой Рі.Отрадного Самарской области РЅР° основании решения Рѕ проведении проверки РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– РІ период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РіРі. совместно СЃ РћР“РБДД РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Отрадному проведена проверка исполнения требований законодательства Рѕ безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения РїСЂРё содержании улично-РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ сети Рі.Рѕ. Отрадный Самарской области, РІ С…РѕРґРµ которой выявлены нарушения.
Согласно Акту выявленных недостатков РІ эксплуатационном состоянии автомобильной РґРѕСЂРѕРіРё РїРѕ <адрес>, РґРѕ стелы РЅР° въезде РІ РіРѕСЂРѕРґ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ., составленному РЎС‚. госинспектором ДН РћР“РБДД Рћ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Отрадному Чураковым Р•.Рњ. Рё помощником РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рі. Отрадного Захаровой Р•.Рђ. выявлены недостатки, РЅРµ устраненные РЅР° момент рассмотрения настоящего дела СЃСѓРґРѕРј первой инстанции:
-отсутствует тротуар (пешеходная дорожка) на всем протяжении ул. <адрес> (свод правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»);
-отсутствует тротуар (пешеходная дорожка) на всем протяжении <адрес> (свод правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»);
-отсутствует искусственное освещение на всем протяжении <адрес> (п. 4.6.1.1 ГОСТ Р52766-2007).
-отсутствует тротуар (пешеходная дорожка) на участке от <адрес> до <адрес> (свод правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»);
-неисправно искусственное освещение на следующих участках (табл. Б. 8 ГОСТ Р50597-2017): <адрес> от <адрес> до территории ООО «ТО-2»; <адрес>, перед пересечением с <адрес> (неработающие светильники в количестве 2 единиц расположены подряд); <адрес>, пересечение с <адрес> (неисправно искусственное освещение пешеходного перехода); <адрес>, пересечение с <адрес> (неисправно искусственное освещение пешеходного перехода).
-неисправно искусственное освещение на следующих участках (табл. Б.8 ГОСТ Р50597-2017): <адрес>, остановка общественного транспорта напротив <адрес>;
-отсутствует искусственное освещение на участке от <адрес> до <адрес> (п. 4.6.1.1 ГОСТ Р52766-2007);
-отсутствует искусственное освещение на участке от <адрес> (п. 4.6.1.1 ГОСТ Р52766-2007);
-отсутствует искусственное освещение на участке от <адрес> до <адрес> (п. 4.6.1.1 ГОСТ Р52766-2007);
-неисправно искусственное освещение на следующих участках (табл. Б.8 ГОСТ Р50597-2017): <адрес>, на участке между <адрес> и <адрес> (неработающие светильники в количестве 2 единиц расположены подряд); <адрес>, перед пересечением с <адрес> (неработающие светильники на пересечении проезжий частей).
-отсутствует тротуар (пешеходная дорожка) на всем протяжении <адрес> (свод правила СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»);
ДД.ММ.ГГГГ Прокурором г. Отрадного в адрес Главы г.о. Отрадный Самарской области Бугакова А.В. было вынесено Представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения (<данные изъяты>
РР· ответа Администрации Рі.Рѕ. <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– <данные изъяты> следует, что планирование Рё возможность строительства тротуаров РїРѕ <адрес> Р±СѓРґСѓС‚ рассмотрены РІ рамках муниципальной программы «Модернизация Рё развитие автомобильных РґРѕСЂРѕРі общего пользования РІ Рі.Рѕ. Отрадный Самарской области РЅР° 2016-2023 РіРі.В», утвержденной Постановлением Администрации Рі.Рѕ. Отрадный Самарской области 13.10.2015 Рі. в„– 1749.
Устройство освещения предусматривается в рамках муниципальной программы «Благоустройство территории г.о. Отрадный Самарской области на 2019-2021 гг.», утвержденной Постановлением Администрации г.о. Отрадный Самарской области от 19.09.2018 г. № 1127.
Возможность устройства искусственного освещения и устранение недостаточности освещения проезжей части по <адрес> будет рассмотрена в рамках вышеуказанной программы при достаточности средств бюджета.
Работы по устранению неисправности искусственного освещения участков по <адрес> в настоящее время осуществляются АО «Самарская сетевая компания».
Распоряжением Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р на Управление жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения г.о. <адрес> (далее- Управление ЖКХ и ОН) возложена обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о. <адрес> в части обеспечения безопасности дорожного движения и содержания автомобильных дорог. Руководителю Управления ЖКХ и ОН Селиверстовой С.А. поручено усилить контроль за исполнением вышеуказанным учреждением муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) по содержанию дорог.
РЎС‚. госинспектором ДН РћР“РБДД Рћ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Отрадному Чураковым Р•.Рњ. Рё помощниками РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рі. Отрадного неоднократно проводились проверки выполнения работ РїРѕ устранению недостатков, ранее выявленных РЅР° автомобильных дорогах ДД.РњРњ.ГГГГ, что подтверждается Актами выявленных недостатков РІ эксплуатационном состоянии автомобильных РґРѕСЂРѕРі РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ <данные изъяты> ДД.РњРњ.ГГГГ <данные изъяты> ДД.РњРњ.ГГГГ <данные изъяты>
РР· Акта выявленных недостатков эксплуатационного состоянии автомобильных РґРѕСЂРѕРі РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ (<данные изъяты>, составленного старшим помощником РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рі. Отрадного Вадиным Рђ.Р’., СЃС‚. госинспектором ДН РћР“РБДД Рћ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Отрадному Чураковым Р•.Рњ., начальником отдела РїРѕ Р–РљРҐ Рё РћРќ Управления Р–РљРҐ Рё РћРќ Администрации Рі.Рѕ. Отрадный Гусевой Р•.Рђ., Специалистом Управления капитального строительства Администрации Рі.Рѕ. Отрадный Костиной РЎ.Рђ., специалистом юридического отдела Администрации Рі.Рѕ. Отрадный РљСѓСЋРјРґР¶СЏРЅ Р•.Р., Рѕ С…РѕРґРµ устранения недостатков эксплуатационного состояния автомобильных РґРѕСЂРѕРі, выявленных РІ период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РіРі. РїРѕ состоянию РЅР° ДД.РњРњ.ГГГГ такие нарушения, как отсутствие тротуаров Рё искусственного освещения РЅРµ устранены.
Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
РР· содержания вышеназванных РЅРѕСЂРј федерального законодательства следует, что обязанности РІ области РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ деятельности РІ отношении автомобильных РґРѕСЂРѕРі местного значения РІ границах РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рё обеспечение безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения РЅР° РЅРёС… возложены РЅР° органы местного самоуправления, РІ данном случае- РЅР° Администрацию Рі.Рѕ. Отрадный.
Согласно Распоряжению Администрации г.о. Отрадный от 19.01.2021 г. № 14-р на Управление жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения г.о. Отрадный Самарской области возложена обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Отрадный Самарской области в части обеспечения безопасности дорожного движения и содержания автомобильных дорог.
Проведение работ по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту осуществляется в рамках муниципальных контрактов, заключаемых с подрядчиками Управлением капитального строительства Администрации г.о. Отрадный Самарской области.
Судом первой инстанции установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Отрадный в части обеспечения безопасности дорожного движения и содержания автомобильных дорог относится к полномочиям Управления жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения г.о. Отрадный Самарской области в соответствии с п.п 2.12 Положения, утвержденного Решением Думы г.о. Отрадный Самарской области от 18.12.2018 г. № 304.
Проведение работ по содержанию дорог общего пользования осуществляется в рамках муниципальных контрактов, заключаемых с подрядчиками Управлением жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения г.о. Отрадный Самарской области.
Капитальное строительство, реконструкция и капитальный ремонт относится к сфере деятельности Управления капитального строительства Администрации г.о. Отрадный Самарской области в соответствии с Положением, утвержденным Решением Думы г.о. Отрадный Самарской области от 29.10.2013 г. № 325.
Управление капитального строительства Администрации г.о. Отрадный является главным распорядителем бюджетных средств по строительству, реконструкции по капитальному ремонту муниципальных объектов и реализации целевых программ в сфере строительства.
На территории г.о. Отрадный действует программа «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования в г.о. Отрадный Самарской области на 2016-2023 годы», в рамках которой осуществляется проектирование, строительство, ремонт дорог и тротуаров, асфальтирование дорог частного сектора.
Согласно Постановлению Администрации г.о. Отрадный от 14.01.2014 г. № 16 утвержден Порядок обеспечения Ремонта и содержания дорог общего пользования местного значения в г.о. Отрадный.
Согласно указанного порядка работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется в следующем порядке:
-оценка технического состояния автомобильных дорог;
-планирование работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог;
-разработка проектов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (проекты работ) или расчеты стоимости работ по ремонту или содержанию автомобильных дорог (сметный расчет);
-проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог;
-приемка работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в порядке, установленном действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Администрации в области осуществления дорожной деятельности.
Администрация по результатам оценки технического состояния автомобильных дорог осуществляет планирование работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог в пределах средств бюджета города, предусмотренных на указанные цели.
В случае, если предусмотренный на содержание автомобильных дорог размер средств бюджета города на очередной финансовый год и последующие периоды ниже потребности, Администрация определяет виды работ, обязательные к выполнению при содержании автомобильных работ, и периодичность выполнения определенных работ в соответствии с предусмотренным на указанные цели размером средств бюджета города на очередной финансовый год.
Работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог проводятся в соответствии с утвержденными проектами работ или сметными расчетами организациями, определенными на основании результатов конкурсов (аукционов), проводимых Администрацией в порядке, установленном действующим законодательством, а также на основании заключенных договоров на предоставление субсидий.
При выполнении работ по содержанию автомобильных дорог в приоритетном порядке должны выполняться следующие виды работ:
-работы, влияющие на безопасность дорожного движения, в том числе восстановление и замена элементов удерживающих ограждений, дорожных знаков, уборка посторонних предметов с проезжей части, уборка снега и борьба с зимней скользкостью, ямочный ремонт покрытий;
-работы, влияющие на срок службы элементов автомобильной дороги и входящих в ее состав дорожных сооружений, в том числе восстановление обочин, откосов земляного потолка, конусов дорожных сооружений, элементов водоотвода, приведение полосы отвода в нормальное состояние.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь требованиями законодательства, регулирующего спорные отношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Прокурора г. Отрадный, поскольку Администрацией г.о. Отрадный Самарской области несвоевременно выполняются требования законодательства о безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, расположенных в г.Отрадный, что создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц- участников дорожного движения.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Действительно, в соответствии со статьей 131 Конституции Российской Федерации Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п. 6.1. части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления гольдских округов осуществляют разработку и утверждение программ комплексного развития транспортной инфраструктуру городских округов.
Между тем, в силу указанных норм материального права, именно в ведении органа местного самоуправления находится решение вопросов по организации безопасности дорожного движения, в том числе обустройство тротуаров, а также уличного освещения.
Приоритетность решения вопросов местного значения отнесена к компетенции органов местного самоуправления, однако указанное обстоятельство не может служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что материалам дела подтверждено отсутствие тротуаров и уличного освещения на улицах г. Отрадный, что непосредственно влияет на безопасность дорожного движения при перемещении как автомобилей, так и пешеходов.
Вопрос о наличии технической возможности обустройства тротуаров и уличного освещения подлежит разрешению в рамках исполнения решения суда, с учетом рельефа местности и иных конкретных факторов. Принятое судебное решение не содержит конкретных указаний по обустройству тротуаров и уличного освещения, которые могли бы затруднить его исполнение.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает подлежащим изменению решение суда в части установления срока для его исполнения, исходя из программных мероприятий, предусматривающих планирование в рамках реализации полномочий по дорожной деятельности, на срок не менее трех лет.
В соответствии с п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных_ нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных средств.
Принимая во внимание доводы апелляционной жалобы о необходимости проектирования строительных работ по устройству тротуаров и уличного освещения, возможность проведения таких работ только в летний период в связи с погодными условиями, препятствующими проведение инженерно-геодезических изысканий для уточнения местоположения сетей и строений при проектировании тротуаров и уличного освещения, о необходимости соблюдения бюджетного законодательства, регламентирующего процедуру бюджетного финансирования, соблюдения законодательства о контрактной системе, при соблюдении баланса интересов, судебная коллегия полагает, что установленный судом срок для исполнения решения - 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу, является недостаточным для соблюдения установленных законом процедур и выполнения необходимых, в том числе подготовительных работ, в целях исполнения судебного решения.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает необходимым установить более длительный срок для приведения улиц <адрес>, расположенных по адресу: <адрес> в соответствие с требованиями федерального законодательства о безопасности дорожного движения, допущенных при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, до ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представленные сведения об отсутствии тротуаров и уличного освещения на части территории указанных в исковом заявлении улиц не могут нивелировать принцип самостоятельности органа местного самоуправления при отборе объектов улично-дорожной сети, подлежащих ремонту, строительству и реконструкции в первоочередном порядке, не могут быть приняты во внимание в соответствии с изложенным выше.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р Р› Рђ :
Решение Отрадненского городского суда Самарской области от 2 ноября 2021 года изменить.
Рзложить резолютивную часть решения СЃСѓРґР° следующим образом.
Рсковые требования РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рі. Отрадного Самарской области Рє Администрации Рі.Рѕ. Отрадный Самарской области Рѕ возложении обязанности устранить нарушения требования федерального законодательства Рѕ безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, допущенных РїСЂРё содержании автомобильных РґРѕСЂРѕРі удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Отрадный Самарской области устранить нарушения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, допущенных при содержании автомобильных дорог, расположенных по адресу: <адрес>, в срок до 31.12.2024 г. с момента вступления в законную силу решения суда, а именно:
по <адрес>:
- обустроить тротуар (пешеходную дорожку) на участке от <адрес> до <адрес>,
на <адрес>:
- обустроить тротуар (пешеходную дорожку) на всем протяжении улицы;
- установить искусственное освещение на всем протяжении улицы,
на <адрес>:
- установить искусственное освещение на участке от 4<адрес>,
на <адрес>:
- обустроить тротуар (пешеходную дорожку) на участке от <адрес>,
на <адрес>:
- установить искусственное освещение на участке от <адрес> до <адрес>,
на <адрес>:
- установить искусственное освещение на участке от <адрес> до <адрес>,
на улице <адрес>:
- обустроить тротуар (пешеходную дорожку) на всем протяжении улицы.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё