Решение по делу № 33-3218/2022 от 24.02.2022

Судья: Кощеева И.А. гр. дело № 33-3218/2022

(номер дела суда первой инстанции 2-421/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Рі. Самара 18 апреля 2022 РіРѕРґР°

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Акининой О.А.

судей Катасонова А.В., Маркина А.В.

при секретаре Моревой Н.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Отрадный на решение Отрадненского городского суда Самарской области от 2 ноября 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования Прокурора г. Отрадного Самарской области к Администрации г.о. Отрадный Самарской области о возложении обязанности устранить нарушения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, допущенных при содержании автомобильных дорог удовлетворить.

Обязать Администрацию г.о. Отрадный Самарской области устранить нарушения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, допущенных при содержании автомобильных дорог, расположенных по адресу: <адрес>, в течение 9-ти месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, а именно:

по <адрес>:

- обустроить тротуар (пешеходную дорожку) на участке от <адрес> до <адрес>,

на <адрес>:

- обустроить тротуар (пешеходную дорожку) на всем протяжении улицы;

- установить искусственное освещение на всем протяжении улицы,

на <адрес>:

- установить искусственное освещение на участке от <адрес>,

на <адрес>:

- обустроить тротуар (пешеходную дорожку) на участке от <адрес>,

на <адрес>:

- установить искусственное освещение на участке от <адрес>

на <адрес>:

- установить искусственное освещение на участке от <адрес>,

на улице <адрес>:

- обустроить тротуар (пешеходную дорожку) на всем протяжении улицы»

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав объяснение представителя Администрации г.о. Отрадный – Куюмджян Е.И., поддержавшего доводы жалобы, мнение помощника прокурора г. Отрадный Самарской области, полагавшего решение оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

27.01.2021г. Прокурор г. Отрадного Самарской области обратился в суд с иском к Администрации г. Отрадного о возложении обязанности по устранению нарушений требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, допущенных при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, указав в обоснование, что Прокуратурой <адрес> на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. совместно с ОГИБДД ОМВД России по <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения при содержании улично-дорожной сети г.о. <адрес>, в ходе которой выявлен ряд нарушений требований нормативных документов и технических регламентов, касающихся содержания автомобильных дорог по <адрес> в связи с чем в адрес Администрации г.о. Отрадный Прокуратурой г.о. Отрадный ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений № №, по результатам рассмотрения которого Администрация г.о. Отрадный частично удовлетворила требования прокуратуры.

Согласно повторному акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ № недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог по вышеуказанным улицам в полном объеме не устранены.

Так, на <адрес> выявлены следующие нарушения:

-отсутствует тротуар (пешеходная дорожка) на участке от <адрес> до <адрес>;

-отсутствует горизонтальная дорожная разметка «Пешеходный переход», «Стоп-линия» на пересечении с <адрес>, с <адрес>, напротив <адрес> «Пешеходный переход»;

-неисправно искусственное освещение на участке от <адрес> до территории ООО «ТО-2», перед пересечением с <адрес> (неработающие светильники в количестве 2 единиц расположены подряд), на пересечении с <адрес> (неисправно искусственное освещение пешеходного перехода), на пересечении с <адрес> (неисправно искусственное освещение пешеходного перехода).

На <адрес>:

-отсутствует горизонтальная дорожка разметка «Пешеходный переход» перед пересечением с <адрес> и <адрес>;

-отсутствует осевая горизонтальная дорожная разметка, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, на всем протяжении улицы;

-отсутствуют дорожные знаки «Место остановки автобуса» на остановке общественного транспорта напротив <адрес>.

На <адрес>:

-отсутствует тротуар (пешеходная дорожка) на всем протяжении улицы;

-отсутствует осевая горизонтальная дорожная разметка, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, на всем протяжении улицы;

-отсутствует искусственное освещение на всем протяжении улицы.

От <адрес> до стелы на въезде в город:

-отсутствует осевая горизонтальная дорожная разметка, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений на всем протяжении улицы.

На <адрес>:

-отсутствуют дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса» на остановке общественного транспорта напротив <адрес>;

-отсутствует осевая горизонтальная дорожная разметка, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, на всем протяжении улицы;

-отсутствует искусственное освещение на участке от 4-го <адрес>а до 6-го <адрес>а.

На <адрес>:

-отсутствует тротуар (пешеходная дорожка) на всем протяжении улицы;

-отсутствует осевая горизонтальная дорожная разметка, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, на всем протяжении улицы.

На <адрес>:

-отсутствует горизонтальная дорожная разметка «Пешеходный переход» на пересечении с <адрес>, на пересечении с <адрес> отсутствует разметка «Стоп-линия»;

-неисправно искусственное освещение на остановке общественного транспорта напротив <адрес>;

-отсутствует искусственное освещение на участке от <адрес> до <адрес>;

-отсутствует осевая горизонтальная дорожная разметка, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, на всем протяжении улицы.

На <адрес>:

-отсутствует искусственное освещение на участке от <адрес> до <адрес>;

-отсутствует горизонтальная дорожная разметка «Пешеходный переход» перед пересечением с <адрес>;

-отсутствует осевая горизонтальная дорожная разметка, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, на всем протяжении улицы;

-неисправно искусственное освещение на участке между <адрес> и <адрес> (неработающие светильники в количестве 2 единиц расположены подряд), перед пересечением с <адрес> (неработающие светильники на пересечении проезжих частей).

На <адрес>:

-отсутствует горизонтальная дорожная разметка «Пешеходный переход» в районе <адрес>, 8, перед пересечением с <адрес>;

-отсутствует горизонтальная дорожная разметка «Стоп-линия» перед пересечением с <адрес>.

На улице <адрес>:

-отсутствует тротуар (пешеходная дорожка) на всем протяжении улицы.

Постановлением Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № указанные автомобильные дороги включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г.о. <адрес>. Однако, указанные дороги не содержатся надлежащим образом, не обустроены в соответствии с действующими нормативами безопасности дорожного движения.

В ответ на представления администрация г.о. Отрадный сообщила планировании строительства тротуаров по <адрес> в рамках реализации муниципальной программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования в г.о. <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ гг., утвержденной Постановлением Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, нанесение осевой горизонтальной разметки и установка дорожных знаков запланировано на весенне-летний период 2021 года, устройство освещения предусмотрено в рамках реализации муниципальной программы «Благоустройство территории г.о <адрес> на 2019-2021 гг.», утвержденной Постановлением Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, возможность устройства искусственного освещения и устранения недостаточности освещения проезжей части по <адрес> будет рассмотрена в рамках реализации вышеуказанной программы при достаточности средств бюджета.

По мнению истца, ответчик не исполнил возложенные на него действующим законодательством обязанности в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

Непринятие ответчиком своевременных мер по ремонту автомобильных дорог нарушает права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, а также увеличивает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий и создает реальную угрозу причинения вреда имуществу, жизни или здоровью неопределенного круга лиц.

Ссылаясь на изложенное, указав в качестве правового основания ст. 2 Конституции РФ, ст. 27 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования (<данные изъяты> прокурор г. Отрадного просил суд: обязать Администрацию г.о. Отрадный устранить нарушения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, допущенных при содержании автомобильных дорог, расположенных по адресу: <адрес> г в течение 9-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а именно:

По <адрес>:

-обустроить тротуар (пешеходную дорожку) на участке от <адрес> до <адрес>.

На <адрес>:

-обустроить тротуар (пешеходную дорожку) на всем протяжении улицы;

-установить искусственное освещение на всем протяжении улицы.

На <адрес>:

-установить искусственное освещение на участке от <адрес>.

На <адрес>:

-обустроить тротуар (пешеходную дорожку) на участке от <адрес> до <адрес>.

На <адрес>:

-установить искусственное освещение на участке от <адрес> до <адрес>.

На <адрес>:

-установить искусственное освещение на участке от <адрес> до <адрес>.

На улице <адрес>:

-обустроить тротуар (пешеходную дорожку) на всем протяжении улицы.

Определением Отрадненского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. к участию в рассмотрении гражданского дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено О МВД России по <адрес> <данные изъяты>

Определением Отрадненского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. к участию в рассмотрении гражданского дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства обслуживания населения г.о. Отрадный Самарской области (<данные изъяты>

Определением Отрадненского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. к участию в рассмотрении гражданского дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление капитального строительства Администрации г.о. Отрадный Самарской оюласти <данные изъяты>

02.11.2021 г. судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Администрация г.о. Отрадный Самарской области не согласна с решением суда первой инстанции, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

До начала судебного заседания от третьего лица Управления ЖКХ и ОН г.о. Отрадный Самарской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствии.

Представитель администрации г.о. Отрадный поддержал доводы апелляционной жалобы, прокурор возражал относительно доводов жалобы, остальные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

В силу статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, в порядке, предусмотренным статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами которого являются: охрана жизни, здоровья, имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. (ч.1,9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

На основании п. 5, 6, 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

-утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;

-осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

-определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Прокуратурой г.Отрадного Самарской области на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. совместно с ОГИБДД ОМВД России по г. Отрадному проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения при содержании улично-дорожной сети г.о. Отрадный Самарской области, в ходе которой выявлены нарушения.

Согласно Акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги по <адрес>, до стелы на въезде в город от ДД.ММ.ГГГГ., составленному Ст. госинспектором ДН ОГИБДД О МВД России по г. Отрадному Чураковым Е.М. и помощником прокурора г. Отрадного Захаровой Е.А. выявлены недостатки, не устраненные на момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции:

-отсутствует тротуар (пешеходная дорожка) на всем протяжении ул. <адрес> (свод правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»);

-отсутствует тротуар (пешеходная дорожка) на всем протяжении <адрес> (свод правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»);

-отсутствует искусственное освещение на всем протяжении <адрес> (п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007).

-отсутствует тротуар (пешеходная дорожка) на участке от <адрес> до <адрес> (свод правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»);

-неисправно искусственное освещение на следующих участках (табл. Б. 8 ГОСТ Р 50597-2017): <адрес> от <адрес> до территории ООО «ТО-2»; <адрес>, перед пересечением с <адрес> (неработающие светильники в количестве 2 единиц расположены подряд); <адрес>, пересечение с <адрес> (неисправно искусственное освещение пешеходного перехода); <адрес>, пересечение с <адрес> (неисправно искусственное освещение пешеходного перехода).

-неисправно искусственное освещение на следующих участках (табл. Б.8 ГОСТ Р 50597-2017): <адрес>, остановка общественного транспорта напротив <адрес>;

-отсутствует искусственное освещение на участке от <адрес> до <адрес> (п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007);

-отсутствует искусственное освещение на участке от <адрес> (п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007);

-отсутствует искусственное освещение на участке от <адрес> до <адрес> (п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007);

-неисправно искусственное освещение на следующих участках (табл. Б.8 ГОСТ Р 50597-2017): <адрес>, на участке между <адрес> и <адрес> (неработающие светильники в количестве 2 единиц расположены подряд); <адрес>, перед пересечением с <адрес> (неработающие светильники на пересечении проезжий частей).

-отсутствует тротуар (пешеходная дорожка) на всем протяжении <адрес> (свод правила СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»);

ДД.ММ.ГГГГ Прокурором г. Отрадного в адрес Главы г.о. Отрадный Самарской области Бугакова А.В. было вынесено Представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения (<данные изъяты>

Из ответа Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> следует, что планирование и возможность строительства тротуаров по <адрес> будут рассмотрены в рамках муниципальной программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования в г.о. Отрадный Самарской области на 2016-2023 гг.», утвержденной Постановлением Администрации г.о. Отрадный Самарской области 13.10.2015 г. № 1749.

Устройство освещения предусматривается в рамках муниципальной программы «Благоустройство территории г.о. Отрадный Самарской области на 2019-2021 гг.», утвержденной Постановлением Администрации г.о. Отрадный Самарской области от 19.09.2018 г. № 1127.

Возможность устройства искусственного освещения и устранение недостаточности освещения проезжей части по <адрес> будет рассмотрена в рамках вышеуказанной программы при достаточности средств бюджета.

Работы по устранению неисправности искусственного освещения участков по <адрес> в настоящее время осуществляются АО «Самарская сетевая компания».

Распоряжением Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р на Управление жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения г.о. <адрес> (далее- Управление ЖКХ и ОН) возложена обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о. <адрес> в части обеспечения безопасности дорожного движения и содержания автомобильных дорог. Руководителю Управления ЖКХ и ОН Селиверстовой С.А. поручено усилить контроль за исполнением вышеуказанным учреждением муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) по содержанию дорог.

Ст. госинспектором ДН ОГИБДД О МВД России по г. Отрадному Чураковым Е.М. и помощниками прокурора г. Отрадного неоднократно проводились проверки выполнения работ по устранению недостатков, ранее выявленных на автомобильных дорогах ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

Из Акта выявленных недостатков эксплуатационного состоянии автомобильных дорог от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>, составленного старшим помощником прокурора г. Отрадного Вадиным А.В., ст. госинспектором ДН ОГИБДД О МВД России по г. Отрадному Чураковым Е.М., начальником отдела по ЖКХ и ОН Управления ЖКХ и ОН Администрации г.о. Отрадный Гусевой Е.А., Специалистом Управления капитального строительства Администрации г.о. Отрадный Костиной С.А., специалистом юридического отдела Администрации г.о. Отрадный Куюмджян Е.И., о ходе устранения недостатков эксплуатационного состояния автомобильных дорог, выявленных в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ такие нарушения, как отсутствие тротуаров и искусственного освещения не устранены.

Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Из содержания вышеназванных норм федерального законодательства следует, что обязанности в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них возложены на органы местного самоуправления, в данном случае- на Администрацию г.о. Отрадный.

Согласно Распоряжению Администрации г.о. Отрадный от 19.01.2021 г. № 14-р на Управление жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения г.о. Отрадный Самарской области возложена обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Отрадный Самарской области в части обеспечения безопасности дорожного движения и содержания автомобильных дорог.

Проведение работ по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту осуществляется в рамках муниципальных контрактов, заключаемых с подрядчиками Управлением капитального строительства Администрации г.о. Отрадный Самарской области.

Судом первой инстанции установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Отрадный в части обеспечения безопасности дорожного движения и содержания автомобильных дорог относится к полномочиям Управления жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения г.о. Отрадный Самарской области в соответствии с п.п 2.12 Положения, утвержденного Решением Думы г.о. Отрадный Самарской области от 18.12.2018 г. № 304.

Проведение работ по содержанию дорог общего пользования осуществляется в рамках муниципальных контрактов, заключаемых с подрядчиками Управлением жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения г.о. Отрадный Самарской области.

Капитальное строительство, реконструкция и капитальный ремонт относится к сфере деятельности Управления капитального строительства Администрации г.о. Отрадный Самарской области в соответствии с Положением, утвержденным Решением Думы г.о. Отрадный Самарской области от 29.10.2013 г. № 325.

Управление капитального строительства Администрации г.о. Отрадный является главным распорядителем бюджетных средств по строительству, реконструкции по капитальному ремонту муниципальных объектов и реализации целевых программ в сфере строительства.

На территории г.о. Отрадный действует программа «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования в г.о. Отрадный Самарской области на 2016-2023 годы», в рамках которой осуществляется проектирование, строительство, ремонт дорог и тротуаров, асфальтирование дорог частного сектора.

Согласно Постановлению Администрации г.о. Отрадный от 14.01.2014 г. № 16 утвержден Порядок обеспечения Ремонта и содержания дорог общего пользования местного значения в г.о. Отрадный.

Согласно указанного порядка работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется в следующем порядке:

-оценка технического состояния автомобильных дорог;

-планирование работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог;

-разработка проектов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (проекты работ) или расчеты стоимости работ по ремонту или содержанию автомобильных дорог (сметный расчет);

-проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог;

-приемка работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в порядке, установленном действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Администрации в области осуществления дорожной деятельности.

Администрация по результатам оценки технического состояния автомобильных дорог осуществляет планирование работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог в пределах средств бюджета города, предусмотренных на указанные цели.

В случае, если предусмотренный на содержание автомобильных дорог размер средств бюджета города на очередной финансовый год и последующие периоды ниже потребности, Администрация определяет виды работ, обязательные к выполнению при содержании автомобильных работ, и периодичность выполнения определенных работ в соответствии с предусмотренным на указанные цели размером средств бюджета города на очередной финансовый год.

Работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог проводятся в соответствии с утвержденными проектами работ или сметными расчетами организациями, определенными на основании результатов конкурсов (аукционов), проводимых Администрацией в порядке, установленном действующим законодательством, а также на основании заключенных договоров на предоставление субсидий.

При выполнении работ по содержанию автомобильных дорог в приоритетном порядке должны выполняться следующие виды работ:

-работы, влияющие на безопасность дорожного движения, в том числе восстановление и замена элементов удерживающих ограждений, дорожных знаков, уборка посторонних предметов с проезжей части, уборка снега и борьба с зимней скользкостью, ямочный ремонт покрытий;

-работы, влияющие на срок службы элементов автомобильной дороги и входящих в ее состав дорожных сооружений, в том числе восстановление обочин, откосов земляного потолка, конусов дорожных сооружений, элементов водоотвода, приведение полосы отвода в нормальное состояние.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь требованиями законодательства, регулирующего спорные отношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Прокурора г. Отрадный, поскольку Администрацией г.о. Отрадный Самарской области несвоевременно выполняются требования законодательства о безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, расположенных в г.Отрадный, что создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц- участников дорожного движения.

Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда первой инстанции, исходя из следующего.

Действительно, в соответствии со статьей 131 Конституции Российской Федерации Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с п. 6.1. части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления гольдских округов осуществляют разработку и утверждение программ комплексного развития транспортной инфраструктуру городских округов.

Между тем, в силу указанных норм материального права, именно в ведении органа местного самоуправления находится решение вопросов по организации безопасности дорожного движения, в том числе обустройство тротуаров, а также уличного освещения.

Приоритетность решения вопросов местного значения отнесена к компетенции органов местного самоуправления, однако указанное обстоятельство не может служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что материалам дела подтверждено отсутствие тротуаров и уличного освещения на улицах г. Отрадный, что непосредственно влияет на безопасность дорожного движения при перемещении как автомобилей, так и пешеходов.

Вопрос о наличии технической возможности обустройства тротуаров и уличного освещения подлежит разрешению в рамках исполнения решения суда, с учетом рельефа местности и иных конкретных факторов. Принятое судебное решение не содержит конкретных указаний по обустройству тротуаров и уличного освещения, которые могли бы затруднить его исполнение.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает подлежащим изменению решение суда в части установления срока для его исполнения, исходя из программных мероприятий, предусматривающих планирование в рамках реализации полномочий по дорожной деятельности, на срок не менее трех лет.

В соответствии с п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных_ нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных средств.

Принимая во внимание доводы апелляционной жалобы о необходимости проектирования строительных работ по устройству тротуаров и уличного освещения, возможность проведения таких работ только в летний период в связи с погодными условиями, препятствующими проведение инженерно-геодезических изысканий для уточнения местоположения сетей и строений при проектировании тротуаров и уличного освещения, о необходимости соблюдения бюджетного законодательства, регламентирующего процедуру бюджетного финансирования, соблюдения законодательства о контрактной системе, при соблюдении баланса интересов, судебная коллегия полагает, что установленный судом срок для исполнения решения - 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу, является недостаточным для соблюдения установленных законом процедур и выполнения необходимых, в том числе подготовительных работ, в целях исполнения судебного решения.

В связи с изложенным, судебная коллегия полагает необходимым установить более длительный срок для приведения улиц <адрес>, расположенных по адресу: <адрес> в соответствие с требованиями федерального законодательства о безопасности дорожного движения, допущенных при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, до ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что представленные сведения об отсутствии тротуаров и уличного освещения на части территории указанных в исковом заявлении улиц не могут нивелировать принцип самостоятельности органа местного самоуправления при отборе объектов улично-дорожной сети, подлежащих ремонту, строительству и реконструкции в первоочередном порядке, не могут быть приняты во внимание в соответствии с изложенным выше.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Отрадненского городского суда Самарской области от 2 ноября 2021 года изменить.

Изложить резолютивную часть решения суда следующим образом.

Исковые требования Прокурора г. Отрадного Самарской области к Администрации г.о. Отрадный Самарской области о возложении обязанности устранить нарушения требования федерального законодательства о безопасности дорожного движения, допущенных при содержании автомобильных дорог удовлетворить.

Обязать Администрацию г.о. Отрадный Самарской области устранить нарушения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, допущенных при содержании автомобильных дорог, расположенных по адресу: <адрес>, в срок до 31.12.2024 г. с момента вступления в законную силу решения суда, а именно:

по <адрес>:

- обустроить тротуар (пешеходную дорожку) на участке от <адрес> до <адрес>,

на <адрес>:

- обустроить тротуар (пешеходную дорожку) на всем протяжении улицы;

- установить искусственное освещение на всем протяжении улицы,

на <адрес>:

- установить искусственное освещение на участке от 4<адрес>,

на <адрес>:

- обустроить тротуар (пешеходную дорожку) на участке от <адрес>,

на <адрес>:

- установить искусственное освещение на участке от <адрес> до <адрес>,

на <адрес>:

- установить искусственное освещение на участке от <адрес> до <адрес>,

на улице <адрес>:

- обустроить тротуар (пешеходную дорожку) на всем протяжении улицы.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

33-3218/2022

Категория:
Гражданские
Другие
О МВД России по г.Отрадному
Управление капитального строительства Администрации г.о. Отрадный Самарской области
Прокурор г. Отрадного
Управление жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения городского округа Отрадный Самарской области
Администрация г.о. Отрадный Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
18.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее